Зеленый огонек горит для всех
проект по обж (старшая группа) на тему

Копнина Екатерина Сергеевна

Проект по ПДД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pdd_kopnina_sad.docx115.75 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

по обучению детей правилам дорожного движения

для детей группы общеразвивающей направленности

от 5 до 6-ти лет

«ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК ГОРИТ ДЛЯ ВСЕХ»

Краткая аннотация проекта

Проект рекомендуется для работы с детьми 6-го года жизни, для ознакомления их с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через специально организованную деятельность (НОД, тематические развлечения), через совместную деятельность педагога с детьми (беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры -викторины, сюжетно – ролевые игры),  а также в самостоятельной деятельности и работе с родителями (тематические родительские собрания, изготовление макетов, тематических рисунков).

В проекте рассматриваются вопросы взаимодействия с родителями (законными представителями), участие их в образовательной деятельности в рамках реализации настоящего педагогического проекта.

Актуальность проекта

«Самое дорогое у человека – это жизнь» - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

Ситуация с детским дорожно - транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Количество ДТП по вине самих детей увеличивается.

На основании письма ОГИБДД ОМВД России по г. Радужный в 2015 году с участием детей-пассажиров зарегистрировано 112 ДТП.

Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?». Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Поэтому, воспитание у дошкольников безопасного поведения на улице, знания и соблюдение ими правил дорожного движения – одна из актуальных тем сегодняшнего дня.

В связи с этим возникла потребность в создании данного проекта, расширении знаний детей о правилах поведения на проезжей части.

Концепция проекта

В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и находила практическое выражение в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х гг. XX вв. В 1937 г. В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы: «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду».

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, и др.). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, П. Маслоу, 3. Фрейда, и др. Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).

В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам о безопасности детей. Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др.

Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федяевской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой,  М.Ф. Филенко и другими. Такая разработанность проблемы повлияла на то, что в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми Правил дорожного движения, чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка дома, на улице, в природе. 

В 1995 г. была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Следует отметать, что имеется достаточное количество методической литературы, разработок, конспектов занятий по данному вопросу, но чаще всего этот материал используется педагогами эпизодически, не в системе. Поэтому до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и современных педагогических технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в образовании и отражены в федеральных документах.

Нормативно-правовой базой по предупреждению дорожно-транспортного травматизма является:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФГОС дошкольного образования;
  • Методические рекомендации по профилактике дорожного травматизма у детей, посещающих дошкольные учреждения, разработанные Минздравом СССР, НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Семашко и Центральным НИИ травматологии и ортопедии им. Приорова. М., 1986;
  • Решение Всероссийского совещания представителей федеральных и региональных органов исполнительской власти, Общероссийской общественных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма от 25-26 октября 2000 г.;
  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»  (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 30 декабря 2008 г., 25 ноября 2009 г., 23, 27 июля 2010 г.);
  • Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» (в ред. Постановления Правительства от 19.07.2012 №727);
  • Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2012 №1995-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;
  • Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОУ.

Проблема. Отсутствие единого образовательного пространства в работе воспитателя и родителей группы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге. Работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому должного внимания.

Новизна проекта заключается  в подборе современных  форм, методов и приемов работы с детьми и родителями по формированию у дошкольников знаний о правилах дорожного движения и использовании их наряду с традиционными.

Интеграция с другими образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цели:

  1. Формирование у детей старшего возраста основ безопасного поведения на улице (включая практических).
  2. Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Задачи:

  1. Создать в группе содержательную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную предметно-развивающую среду.
  2. Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности на улице.
  3. Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.
  4. Продолжать закреплять и дополнять у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  5. Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
  6. Проведение активной пропаганды безопасности дорожного движения среди родителей ДОУ, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дорогах по расширению представлений у детей о разных видах транспорта, о правилах дорожного движения и культуре поведения на дороге.

Для решения поставленных задач необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Принцип доступности. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  2. Принцип целостности. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание о правилах дорожного движения.
  3. Принцип последовательности. Новые знания опираются на ранее полученные, с последующим усложнением.
  4. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей.
  5. Принцип взаимодействия детского сада и семьи, направлен на создание условий для более успешной работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
  6. Принцип интеграции образовательных областей. Соответствие возрастных особенностей воспитанников, специфика образовательных областей.

Содержание деятельности проекта

Целевая аудитория: дети группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет № 10 «Яблонька» МАДОУ ДС № 12 «Буратино».

Тип проекта: социальный.

Вид проекта: педагогический.

По времени проведения: краткосрочный.

Сроки реализации проекта. Внедрение проекта осуществляется в течение 2015-2016 учебных годов (с 01.09.2015г. по 31.08.2016г.).

Взаимодействие с участниками педагогического процесса по теме: «Зеленый огонек горит для всех»

Содержание работы по проекту

Тема

Содержание

Улица и правила перехода улиц.  (Дорога в детский сад).

Педагог знакомит детей с правилами поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, закрепляет знания о родном городе. (Знаешь ли ты свой адрес? Что такое улица? Из каких частей состоит улица? Где можно играть детям?). Воспитатель закрепляет и объясняет значение слов «мостовая», «шоссе», «проезжая часть», «тротуар», «обочина», «автодорога», «пешеходная дорожка». Дети рассказывают о своем пути из дома в детский сад, совместно с родителями оформляют «Безопасный маршрут». Для более безопасного перехода проезжей части пешеходам отведены определенные места: подземные переходы, пешеходные переходы, обозначенные линиями, разметками, четкими указателями, дорожными знаками. Пересекать проезжую часть пешеходы должны только по пешеходным переходам, в местах, обозначенных разметкой или дорожным знаком «Пешеходный переход».

Прежде чем начать переход проезжей части, нужно убедиться в полной безопасности: сначала посмотреть налево, а на середине дороги направо. Если транспорт движется справа налево, то при переходе улицы надо посмотреть направо. Переходить проезжую часть нужно спокойно, не торопясь, чтобы видеть приближающийся транспорт. Нельзя переходить дорогу перед близко идущим транспортом.

Светофор.

Педагог объясняет, что светофор устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного транспортного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину; а водителям сигналы светофоров помогают избегать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Красный сигнал - запрещает движение транспортных средств. Желтый - запрещает пешеходам начинать переход улицы, а транспорту выезжать на перекресток. Пешеходы, которые находились на проезжей части, должны закончить переход или остановиться на «островке безопасности». Зеленый сигнал разрешает движение транспортных средств и пешеходов.

Педагог задает вопросы с использованием модели светофора. (Что означают красный, желтый, зеленый сигналы светофора? Какой сигнал светофора запрещает переходить улицу? При каком сигнале можно переходит улицу?).

Транспорт, правила поведения в транспорте (Я – пассажир).

Педагог закрепляет знания детей о разных видах транспорта  (наземный, воздушный, водный; грузовой и пассажирский).

Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Каждый пассажир обязан соблюдать правила пользования общественным транспортом. Ожидать автобус разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре против остановки. Входить в автобус разрешается на остановках только через заднюю площадку, а выходить - через переднюю, чтобы не мешать другим пассажирам и не задерживать движение транспорта. В автобусах дети должны уступать места взрослым, быть вежливыми. Пассажирам запрещается открывать двери до полной остановки транспорта, стоять у дверей. Запрещается ездить на подножках.

Пешеход. Обязанности пешехода и правила обхода стоящего транспорта.

Проведя  детьми предварительную беседу, педагог задает им вопросы. (Кто называется пешеходом? По какой части улицы должен ходить пешеход? Для чего нужно знать правила дорожного движения? Где детям разрешается играть?).

Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны. В тех случаях, когда тротуаров, пешеходных дорожек, обочин нет или движение по ним невозможно, ходить нужно по краю проезжей части и только в один ряд. Нельзя ходить по левой стороне тротуаров навстречу потоку пешеходов группами по несколько человек в ряд. Нельзя останавливаться группами на тротуаре, это мешает движению. Транспорт нужно обходить сзади. Трамвай нельзя обходить сзади, его нужно обходить спереди.

Можно закрепить полученные знания на практике (целевая прогулка). Педагог предлагает детям совершить прогулку по одной из улиц города и сообщает о том, что они станут пешеходами. А для пешеходов существуют определенные правила дорожного движения.

Дороги и перекрестки.

«Что такое перекресток?» Воспитатель проводит с детьми вступительную беседу и задает вопросы. (Как называется место, где пересекаются улицы? Какие бывают перекрестки? Что такое площадь? Где нужно переходить улицу, если нет знаков и линий пешеходного перехода?).

Дорогой называется отведенная полоса, предназначенная для движения транспорта. Дороги бывают грунтовые, гравийные и асфальтовые (бетонные). Также они могут быть с двусторонним и односторонним движением транспорта. На дорогах с двусторонним движением транспорт движется направлениях, а на односторонних - в одном.

Дорога состоит из проезжей части и обочины. Проезжая часть предназначена для движения транспорта. Обочина - для остановки, стоянки транспорта и для движения пешехода. Перекресток - это место пересечения дорог. Разметка - это линия, надписи и другие обозначения на проезжей части. Линии разметки наносятся белой или желтой красками. Они служат для облегчения ориентировки водителей транспорта и пешеходов. Осевая линия - белая линия, идущая посередине проезжей части, - служит для разделения встречных потоков транспорта. Она бывает прерывистой или сплошной. Пешеходный переход обозначается широкими сплошными линиями, которые наносятся на проезжую часть параллельно осевой линии.

Сигналы регулировщика.

Педагог рассказывает детям о работе полицейских-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров.

Сигналами регулировщика служат положения его корпуса, жесты руками и жезлом. Сигналы регулировщика, так же как и сигналы светофора, обязаны выполнять все участники движения. Если регулировщик стоит левым или правым боком, к пешеходам, руки вытянуты в стороны или опущены - это соответствует зеленому сигналу светофора, и движение через проезжую часть разрешается. Если регулировщик поднимает вверх руку или жезл, то это соответствует желтому сигналу светофора. Пешеходам в этом случае начинать переход через улицы запрещается. Если этот сигнал застал пешехода на перекрестке, тогда он должен дойти до тротуара. Если регулировщик обращен к пешеходам спиной или грудью с вытянутыми или опущенными руками - переход проезжей части запрещен. Если регулировщик вытянул правую руку вперед, это означает, что пешеходам можно переходить проезжую часть за спиной регулировщика.

На перекрестке, где движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком, нужно выполнять указания регулировщика.

Дорожные знаки для водителей и пешеходов. 

Для обеспечения безопасности движения на дорогах устанавливаются дорожные знаки. Дорожные знаки делятся на 4 группы:

Предупреждающие знаки имеют форму треугольника, они окрашены в желтый цвет с красной каймой. Знаки этой группы предупреждают водителей и пешеходов.

Запрещающие знаки имеют круглую форму, окрашены в эти знаки в тех случаях, когда необходимо установить какое-либо ограничение.

Предписывающие знаки - знаки круглой формы и голубого цвета. Символы на них белого цвета, они разрешают движение только в указанных направлениях.

Указательные знаки - прямоугольные, голубого цвета. Они сообщают об особенностях дорожной обстановки или информируют о расположении на пути следования обозначенных на этих знаках объектов.

Дорожные знаки устанавливаются на колоннах, столбах для того, чтобы их было лучше видно в ночное время.

О работе ГИБДД. 

Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».

Правила езды на велосипедах.

Велосипед - удобный и наиболее распространенный вид транспорта. Велосипед должен иметь звуковой сигнал. Велосипедист должен иметь документ, подтверждающий знания ПДД, номерной знак велосипеда. Движение по проезжей части на велосипедах разрешается только в один ряд, на расстоянии не более одного метра от правого края дороги. Велосипедистам разрешается движение по обочине. Поворачивать велосипедисту не запрещается, но перед поворотом он обязан подать предупредительный сигнал: вытянуть руку в сторону или поднять ее вверх, согнутую в локте. Велосипедисту запрещается: ездить по тротуарам; ездить, не держась за руль; перевозить пассажиров; перевозить груз.

Если ребенок потерялся на улице. 

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию. Для того чтобы закрепить эти навыки, можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные (например «У меня пропал щенок...»), разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).

Формы и методы реализации проекта

Процесс работы с детьми дошкольного возраста по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, предусматривает включение разнообразных форм, методов и приемов  обучения:

  • НОД, игровые занятия: «Для чего нужны дорожные знаки», «Наш город и его транспорт», «Тайна дорожных знаков» и др.;
  • беседы: «Поездка в поезде», «Наш город», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Какие бывают машины» и др.;
  • беседа – инструктаж: «Что такое перекресток?», «Дети и дорога», «Безопасность на прогулке» и др.;
  • самостоятельная деятельность детей (игровая, продуктивная,  драматизация, трудовая  деятельность и др.);
  • экскурсии (к светофору; в библиотеку);
  • целевые прогулки: по улице, к пешеходному переходу, к МБОУ СОШ №6;
  • наблюдения: за работой светофора, за легковыми автомобилями, за пешеходной дорожкой, за разными видами транспорта и др.;
  • чтение и  прослушивание аудиозаписи детской художественной литературы: С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа»; С. Маршак «Мяч»; Н. Носов «Автомобиль»; В. Головко «Правила движения» и др.;
  • конструирование: «Транспорт» (из бумаги),  «Наш двор» (из строительного материала), «Грузовой автомобиль» (из бросового материала) и др.;
  • продуктивная  деятельность (рисование, лепка, аппликация): «Дорожные знаки», «Пароход», «Автобус», «Перекресток» и др.;
  • сюжетно-ролевые игры: «Уличное движение», «Шоферы», «Автобус», «Водители и пешеходы», «Водители и инспектор ГИБДД», «Правила дорожного движения» и др.;
  • дидактические игры: «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Магнитный перекресток», «Собери знак», «Одинаковые или разные» и др.;
  • настольные игры: «Дорожные знаки», «Транспорт» и др.;
  • подвижные игры: «Внимание на дороге», «Парковка», «Светофор», «Тише едешь», «Эстафета» и др.;
  • рассматривание иллюстраций «Виды транспорта», «Безопасное поведение на улице», «Ситуации на дороге» и др.;
  • просмотр видеофильма «Осторожно – машина!», «Красный, желтый, зеленый»;
  • просмотр презентаций «Дети и дорога». «Наш надежный товарищ – Светофор»;
  • привлечение детей к строительству снежного автогородка «Снежная фантазия»;
  • досуги и развлечения с приглашением инспектора ГИБДД: «Наш друг – светофор», «Машина времени», «Наша улица» и др.

Формы самостоятельной деятельности детей: игровая, художественно–игровая, драматизация, продуктивная, трудовая деятельности. Дошкольники осваивают нормы безопасного поведения на улице через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность.

Взаимодействие с семьей. Работа с родителями - одно из важнейших направлений  воспитательно-образовательной работы в ДОУ.  Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую стратегию  сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они - заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. Пример отца и матери – основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению на улице.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный  уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, используются следующие формы работы:

  • памятки и буклеты к родителям о необходимости соблюдения ПДД: «Правила дорожного движения», «Юный пешеход» и др.;
  • консультации: «Юный пешеход», «Безопасное поведение на дороге» и др.;
  • изготовление родителями безопасных маршрутов;
  • папки-раскладушки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми «Будьте внимательны на дороге», «Правила для пешеходов» и др.;
  • проведение родительского собрания по представлению опыта семейного воспитания «Воспитание юного пешехода»;
  • в экскурсиях: в библиотеку, к МБОУ СОШ №6;
  • совместное изготовление макетов «Наша улица» и др., атрибутов к сюжетно-ролевым играм «Уличное движение», «Шоферы», «Автобус», «Водители и пешеходы» и др.;
  • привлечение к совместному сооружению снежного автогородка «Снежная фантазия» в рамках проведения городского конкурса;
  • участие в подготовки выставки совместных работ детей и родителей, плакатов по ПДД в рамках проведения конкурса в ДОУ «Зеленый огонек».

Работа с социальными институтами города. Решая задачи по ознакомлению детей 6-го года жизни с правилами дорожного движения, огромное значение имеет сотрудничество с социальными институтами города.

Тесное сотрудничество в работе осуществляется с городской библиотекой БУК «БМЦ» муниципального образования ХМАО-Югры городской округ город Радужный, с ГИБДД, МБОУ СОШ №6.

Взаимодействие с педагогическими сообществами. Освоение нового  содержания дошкольного образования в рамках требований ФГОС ДО диктует необходимость постоянно работать над повышением своего педагогического мастерства. В связи с этим большое внимание уделяется непрерывному повышение своего педагогического уровня. Непрерывный процесс повышения профессиональной компетентности проходит через такие активные формы как: участие в городском конкурсе педагогических проектов в рамках методического объединения воспитателей старших групп, общение с коллегами на  Интернет сайтах, обсуждение интересующих вопросов.

Алгоритм реализации педагогического проекта

«Зеленый огонек горит для всех»

Этапы

Мероприятия

1 этап.  Подготовительный.

Сентябрь

2015-2016 учебного года.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

  • изучение и обновление нормативно-правовой базы (инструкций для детей и родителей по ПДД);
  • анализ нормативно-правовых, программно-методических, кадровых, материально-технических условий реализации проекта;
  • определение темы проекта;
  • формулировка цели и задач;
  • анализ методической литературы по теме;
  • составление плана реализации проекта;
  • разработка сценариев мероприятий, конспектов

непосредственно образовательной деятельности;

  • информирование родителей воспитанников о целях, задачах, содержании и планах.

2 этап. Реализация проекта. 

(октябрь - май)

2015-2016 учебного года.

Цель: апробация системы работы, направленной на формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

  • мониторинг знаний и умений детей по образовательной области «Безопасность»;
  • отбор и использование современных педагогических технологий, методов и приемов по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице;
  • участие в конкурсах в ДОУ, на муниципальном уровне;
  • создание «медиобанка» на электронных носителях о правилах дорожного движения;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды по ПДД;
  • проведение мероприятий, направленных на реализацию проекта;
  • повышение профессиональной компетентности родителей.

3 этап.  Контрольно-аналитический.

(июнь - август)

2015-2016 учебного года.  

Цель: анализ опыта работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

  • коррекция затруднений в реализации программы;
  • обобщение результатов работы;
  • проведение итогового мероприятия;
  • проведение мониторинга знаний и умений детей.

Ресурсное обеспечение проекта

Административно -организационная группа

  • Копнина Е.С., воспитатель;
  • Колесникова М.В., воспитатель.

Консультативная,

научно-методическая группа

  • Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.-144 с.
  • Вдовиченко, Л.А. «Ребенок на улице». - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2008.
  • Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты, занятия, игры. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.-128 с.
  • Елжова, Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. -173 с.
  • Извекова, Н.А., Медведева, А.Ф., Полякова, Л.Б. Занятия по правилам дорожного движения. - М.: ТЦ Сфера, 2010.- 64 с.
  • Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.-240 с.
  • Петрова, К.В. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 64 с.
  • Чермашенцева, О.В. Основы безопасности поведения дошкольников: занятия. Планирование, рекомендации. - Волгоград: Учитель, 2012. - 207 с.
  • Хабибулина, Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 64 с.

Инициативная группа и участники проекта

  • воспитатели группы;
  • дети 6-го года жизни;
  • родители (законные представители) воспитанников.

Материально-техническое обеспечение

Решение программных образовательных задач по обучению детей ПДД  предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Для организации обучения детей правилам дорожного движения создана предметно-пространственная развивающая среда, которая представлена следующими компонентами:

Раздел

Содержание

Наглядные пособия: 

  • наглядная агитация для родителей и детей: стенд, уголок в группе;
  • макеты города, перекрестка с набором мелких игрушек;
  • переносной светофор;
  • знаки дорожного движения;
  • магнитные доски с набором схематических изображений предметов;
  • плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • светофоры, игрушки транспортные;
  • конструкторы «Лего», строительные наборы;
  • раздаточный материал по теме;
  • раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки».

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов.

Сюжетно-ролевые игры: «ГИБДД», «Дорожное движение», «Водители и пешеходы», «Шоферы»,  «Автобус»,  «Станция технического обслуживания»,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  «Транспорт», «Уличное движение» и др.:

  • жезлы, свистки, фуражки полицейского;
  • игрушки  транспортные;
  • флажки для перехода улицы;
  • рули;
  • нагрудные изображения с различным видом транспорта.

Дорожные знаки нагрудные и переносные.

Набор дорожных знаков (мелкие знаки на подставках для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр) в который входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные: 

«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;

предупреждающие знаки:

 «Дети»;

запрещающие знаки:

«Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;

предписывающие знаки:

«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;

знаки приоритета:

«Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса - «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Дидактические игры: 

  • «Угадай знак»;
  • «Где спрятался знак?»;
  • «Перекрёсток», магнитный перекресток;
  • «Цветные автомобили»;
  • «Светофор»;
  • «Транспорт»;        
  • «Машины».

Настольные игры:

  • «Дорожные знаки»;
  • «Дорожные подсказки»;
  • «Транспорт».

Подвижные игры:

Оборудование для подвижных игр (шапочки, маски и т. п.)

  • «Внимание на дороге»;
  • «Красный»;  
  • «Парковка»;
  • «Светофор»;
  • «Тише едешь»;
  • «Эстафета».

Детская художественная литература

С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история», «Дядя Степа»; С. Маршак «Милиционер», «Мяч»; В. Головко «Правила движения»; С. Яковлев «Советы доктора Айболита»; Н. Носов «Автомобиль»; О. Бедерев «Если бы…»; А. Северный «Светофор»; В. Семернин «Запрещается - разрешается».

Методический материал:

  • картотеки стихов, загадок и др.
  • методическая литература;
  • картотека подвижных и дидактических игр;
  • картотека презентаций (диск): Презентация «Опасных ситуаций», «ПДД»;
  • картотека видеофильмов о ПДД (диск).

Финансово-экономическое обоснование проекта

Смета проекта (оплата труда)

Должность по проекту

Количество человек

Требуется в мес. (руб.)

Участники проекта

30 чел. (дети, родителя (законные представители)

Собственные ресурсы

Специалисты проекта

2 чел. (воспитатели)

Собственные ресурсы

Оборудование

Наименование оборудования

Цена

Количество

Всего

Имеется

Требуется

компьютер

15000

1

15000

15000

0

мультимедийный проектор с экраном

40000

1

40000

40000

0

принтер цветной

12000

1

12000

12000

0

брошюратор

4500

1

4500

4500

0

ламинатор

3500

1

3500

3500

0

ксерокс

12000

1

12000

12000

0

магнитофон

2000

1

   2000

2000

0

фотоаппарат

3000

1

   3000

3000

0

видеокамера

15000

1

15000

15000

0

интерактивная доска

25000

1

25000

25000

0

Расходные материала

Наименование статьи затрат

Стоимость (руб.)

Количество (шт.)

Всего

Имеется

Требуется

Бумага для принтера

200

2

400

400

0

Папки

150

3

450

450

0

Фотобумага

300

2

600

600

0

Пленка для ламинирования

600

2

1200

1200

0

Итого: Финансирование проекта осуществляется за счет средств ДОУ. Дополнительного финансирования не требуется.

Планируемые результаты.

  1. У детей сформированы представления об основных источниках и видах опасности на улице.
  2. Дети имеют знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  3. У детей сформированы  знания о простейших способах безопасного поведения в опасных ситуациях.
  4. Сформированы навыки личной безопасности и чувство самосохранения.
  5. Родители активно участвуют  в образовательном процессе по обучению детей безопасному поведению на дорогах.

Критерии и средства мониторинга уровня знаний детей.

Мониторинг знаний и умений детей  о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства (опасность на улице) проводится в декабре 2015 года и августе 2016 года. Источником для мониторинга является «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая  ДОУ».

Характеристика уровней знаний детей старшего дошкольного возраста по знанию правил безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства (опасность на улице):

Высокий уровень. Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Его представления о безопасном поведении достаточно осмысленны. Он может привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связи между неправильными действиями и их опасными последствиями для жизни и здоровья. Ребенок умеет

соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте.

В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения сам и помогает сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения. Ребенок умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций.

Средний уровень. Ребенок недостаточно проявляет интерес к освоению правил безопасного поведения.  В повседневной жизни не всегда стремится соблюдать правила безопасного поведения. Иногда осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру, с помощью взрослого соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками. Не всегда умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.

Низкий уровень. Ребенок не проявляет интереса к освоению правил безопасного поведения, установлению причинно-следственных связей между опасностью и характером поведения в данной ситуации, возможной угрозой жизни и здоровью. Действует неосторожно, сам становится источником возникновения типичных опасных ситуаций. Обращает внимание на правила безопасного поведения только по указанию взрослого. Не готов выполнять инструкции воспитателя.

Анализ полученных результатов позволяет выявить уровень знаний и представлений дошкольников о правилах дорожного движения и наметить необходимые способы оказания помощи детям по отдельным направлениям.

Результаты работы над проектом

В результате реализации  педагогического проекта «Зеленый огонек горит для всех» у дошкольников произошли существенные положительные изменения:

  1. Дети проявляют познавательную  активность.
  2. Имеют знания и представления о правилах дорожного движения.
  3. Дети осуществляют перенос опыта безопасного поведения на улице (объясняют  кукле основные правила дорожного движения; обучают ее способам безопасного поведения), самостоятельно соблюдают данные правила во взаимодействии со сверстниками.
  4. Родители активно участвуют в обогащении знаний детей о правилах дорожного движения (участвуют в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах).

        Результаты промежуточного мониторинга знаний и умений детей  6-го года жизни по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Безопасность дорожного  движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства» (опасность на дороге)  на декабрь 2015 года:

Высокий –20%.

Средний–64%.

Низкий – 16%.

Аналитическая справка об опыте реализации проекта

«Зеленый огонек горит для всех» за 2015-2016 учебный год

Мероприятие

Год

Уровень

Подтверждающий документ

Конкурсы

1.

Конкурс снежных фигур по тематике безопасности дорожного движения

«3имний автогородок».

2015

муниципальный

Приказ УО и МП от 28.01.2016 № 39

2.

Конкурс педагогических проектов по формированию основ безопасности жизнедеятельности  детей старшего дошкольного возраста среди воспитателей методического объединения города.

2016

муниципальный

План работы городского МО воспитателей групп общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет на 2015-2016 учебный год.

Протокол от 01.04.2016 № 4.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Продолжить работу по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
  2. Активизировать участие родителей по развитию знаний о безопасном поведении  дошкольников в рамках требований ФГОС ДО.
  3. Провести итоговое мероприятие в рамках реализации краткосрочного педагогического проекта «Зеленый огонек горит для всех»
  4. Принять участие в конкурсах проектов среди педагогов в ДОУ, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.  
  5. Разработать педагогический проект по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице для детей 7-го года жизни.
  6. Опубликовать на Интернет сайте, сайте ДОУ опыт работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах.

Литература.

  1. Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б., Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.-144 с.
  2. Вдовиченко, Л.А. «Ребенок на улице». – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2008.
  3. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты, занятия, игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013.-128 с.
  4. Елжова, Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 173 с.
  5. Извекова, Н.А., Медведева, А.Ф., Полякова, Л.Б., Федотова, А.Н. Занятия по правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2010.–64 с.
  6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.-240 с.
  7. Петрова, К.В. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2013. – 64 с.
  8. Чермашенцева, О.В. Основы безопасности поведения дошкольников: занятия. Планирование, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2012. – 207 с.
  9. Хабибулина, Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 64 с.

Приложение 1

План проведения мероприятий

по реализации педагогического проекта

«Зеленый огонек горит для всех»      

Срок проведения

Тема мероприятия

(деятельность детей и педагогов)

Взаимодействие с родителями

/законными представителями/

сентябрь

  • Беседы: «Что такое перекресток?» (инструктаж),  «Поездка в поезде»;
  • продуктивная деятельность «Машины на улицах города», «Грузовой автомобиль», «Дорожные знаки»;
  • рассматривание иллюстраций «Виды транспорта»;
  • экскурсия к светофору;
  • наблюдение за работой светофора;
  • сюжетно-ролевая игра  «Транспорт» (разные сюжеты);
  • НОД «Для чего нужны дорожные знаки».
  • Оформить стенд «Внимание – дорога!».
  • изготовление родителями безопасного маршрута;

фотовыставка «Знай и соблюдай правила дорожного движения».

октябрь

  • беседа – инструктаж «Мостовая – для машин, тротуар – для пешехода»;
  • чтение художественной литературы   С. Михалков «Дядя Степа»;
  • экскурсия в библиотеку;
  • просмотр презентации «Дети и дорога»;
  • дидактические игры: «Дорожные знаки», «Запрещают или предупреждают»;
  • подвижная игра «Красный»;
  • сюжетно-ролевая игра «Шоферы».
  • оформить папку-раскладушку  «Будьте внимательны на улице»;
  • буклет для родителей «Знай правила дорожного движения».

ноябрь

  • беседа-инструктаж «Дети и дорога»;
  • чтение художественной литературы  С. Маршак «Мяч»;
  • настольная игра «Дорожные знаки»;
  • тематическое развлечение «Наш друг – светофор»;
  • наблюдение за работой шофера, за легковыми автомобилями;
  • просмотр презентации «Наш надежный товарищ – Светофор»;
  • рассматривание иллюстраций «Ситуации на дороге»;

сюжетно-ролевые игры:   «Дорожное движение»,  «Шоферы»,  «Автобус».

  • консультация для родителей «Правила безопасного поведения на улице»;
  • совместное изготовление атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм по ПДД.

декабрь

  • беседа «Наш город»;
  • дидактические игры:  «Угадай знак», «Азбука пешехода»;
  • подвижная игра «Тише едешь»;
  • просмотр видеофильма «Осторожно – машина!»;
  • сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы»;
  • привлечение детей к строительству снежного автогородка «Снежная фантазия»;
  • НОД «Наш город и его транспорт».

Привлечение к совместному сооружению снежного автогородка «Снежная фантазия» в рамках проведения городского конкурса.

январь

  • беседы: «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Пора не пора - не ходи со двора»;
  • чтение художественной литературы  С. Михалков «Скверная история»;
  • рассматривание иллюстраций «Безопасное поведение на улице»;
  • сюжетно-ролевая игра «Водители и инспектор ГИБДД», «Дорожное движение»;
  • наблюдение за снегоуборочной машиной, за пешеходной дорожкой;
  • НОД «Улица полна неожиданностей», «Район, в котором ты живешь».

  • оформление папки-передвижки  «Правила для пешеходов»;

создание страничек «Стихи и загадки» о ПДД.

февраль

  • беседы: «Будем осторожны на улице», «Мы – пассажиры»;
  • чтение художественной литературы  В. Головко «Правила движения»;
  • игра-путешествие «Светофорик и дорога»;
  • сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение», «Гараж»;
  • подвижная игра «Парковка»;
  • продуктивная деятельность «Пароход»;
  • НОД «Школа пешеходных наук».

  • консультация для родителей «Безопасное поведение на дороге».

март

  • беседы: «Какие бывают машины», «Безопасность на прогулке» (инструктаж);
  • чтение художественной литературы  С. Яковлев «Советы доктора Айболита», Н. Носов «Автомобиль»;
  • сюжетно-ролевая игра «Водители»,  «Гараж»;
  • НОД «Помни правила дорожного движения»;
  • наблюдение  за разными видами транспорта;
  • продуктивная деятельность: «Автобус», «Перекрёсток»;

дидактические игры: «Какой автомобиль?»; «Магнитный перекресток».

  • совместное изготовление макета «Улицы, по которым мы ходим»;
  • совместные работы для  выставки «Зеленый огонек»;
  • оформление папки-раскладушка  «Роль семьи в воспитании у детей навыков дисциплинированного поведения».

апрель

  • беседы: «Красный, желтый, зеленый», «Я на улице» (инструктаж);
  • чтение художественной литературы  О. Бедерев «Если бы…»;
  • игровое НОД «Тайна дорожных знаков»;
  • Настольная игра «дорожная подсказка»;
  • конструирование «Грузовая машина» (из бросового материала);
  • экскурсия в библиотеку;
  • дидактические игры: «Собери знаки», «Одинаковые и разные».

  • консультация и памятка «Юный пешеход»;
  • экскурсия в библиотеку.

май

  • беседы: «Основные части улицы», "Пешеходы" (инструктаж);
  • чтение художественной литературы  А. Северный «Светофор»;
  • сюжетно-ролевая игра «Правила дорожного движения»;
  • продуктивная деятельность «Самолет»; 
  • целевая прогулка по улице, к пешеходному переходу;
  • НОД «Велосипед на улицах города».

  • проведение родительского собрания по представлению опыта семейного воспитания «Воспитание юного пешехода»;

июнь

  • беседа «Правила поведения в общественном транспорте»;
  • чтение художественной литературы  В. Семернин «Запрещается - разрешается»;
  • просмотр видеофильма «Красный, желтый, зеленый»;
  • развлечение по ПДД «Машина времени»;
  • подвижная игра  «Внимание дорога»;

продуктивная деятельность: конструирование «Наш двор».

  • совместное изготовление макета «Наша улица».

июль

  • беседа «Знаки вокруг нас»;
  • чтение художественной литературы  С. Михалков «Моя улица»;
  • викторина «Наша улица»;
  • настольная игра «Транспорт»;
  • сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Автошкола»;
  • экскурсия к МБОУ СОШ №6;
  • НОД «Средства регулирования дорожного движения».

  • памятка «Ребенок и автомобиль».

август

  • беседа «Улица»;
  • подвижная игра «Эстафета»;
  • итоговое мероприятие конкурс рисунков на асфальте «Нет детскому травматизму на дорогах!».

  • фотомонтаж «Я – пешеход»;

буклет «Правила дорожного движения».

                                                                                                                                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система "Зеленый огонек"

Воспитательная система «Зеленый огонек» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, направленная на активизацию деятельности по обучению детей правилам безопасного поведения на дорога...

Сценарии -призеры конкурса "Зеленый огонек" по профилактике ДДТП "Лесной автодром" и "Колобок в стране мультипликации"

На протяжении многих лет наш детский сад (МАДОУ "Центр развития ребенка -№144" г. Перми) принимает акивное участие в театрализованном конкурсе по профилактике  ДДТП  "Зеленый огонек". Более ...

КВН «Зеленый огонек» (вечер развлечения для детей 5-7 лет и их родителей)

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №62 «Ягодка» г.Ульяновск Музыкальный руководитель Гущина Татьяна НиколаевнаКВН «Зеленый огонек»...

Сценарий развлечения по правилам дорожного движения в подготовительной группе КВН «Зеленый огонек»

Программное содержание: 1.    Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. 2.    Формирование ориентировки в пространстве. 3.    Закрепить умен...

"Зеленый Огонек" праздник - конкурс по правилам дорожного движения старшая группа

праздник для детей старшей группы по правилам дорожного движения...

"Горит зеленый огонек!" - правила дорожного движения

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей ...