Проектная деятельность в работе с детьми по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности Практико - ориентированный проект «Маленькие дикари»
проект по обж (старшая группа) на тему

Глушкова Татьяна Леонидовна

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikari.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в работе с детьми по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности

Практико - ориентированный проект «Маленькие дикари»

Актуальность проекта

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем.

Наша задача – передать детям за короткий период детства основы безопасности жизнедеятельности. Данный проект актуален и очень эффективен, он предполагает формирование заинтересованного отношения у детей к поиску выхода из экстремальной ситуации, к знаниям, умениям, к труду человека, его результатам, к природной среде. Проект помогает педагогам:

  • закреплять знания детей о здоровом образе жизни;
  • воспитывает у детей отзывчивость к сверстникам;
  • проявлять внимание к их переживаниям;
  • оказывать помощь, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.

Задачи проекта:

Образовательная область «Физическое развитие»

  1. Формировать умения самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения.
  2. Развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе.
  3. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровьесберегающего и безопасного поведения.
  4. Формировать представление о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Обогащать содержанием сюжетно - ролевых игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей, активизировать воображение.
  2. Развивать умение согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
  3. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения.

Целевой компонент

Цель: развивать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в природе, активизировать мышление дошкольников в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи: 

  1. Развивать поисковую деятельность детей:
  •  способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  •  стремление к умению планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  •  умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
  1. Развивать способность к созданию задуманного продукта.
  2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
  • потребность экспериментировать с объектами неживой природы;
  • стремление создавать предметы – заменители, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями.
  1. Активизировать речь детей.
  2. Совершенствовать стиль партнерских отношений.

        

Диагностический компонент

Цель: выявить у детей представления о безопасности жизнедеятельности.

Критерии:

  1. Когнитивный. Показатели: наличие у детей представления, знаний, о предметах безопасности жизнедеятельности.
  2. Эмоциональный – оценочный. Показатели: желание участвовать в игре, наличие интереса  и его мотивация. Эмоциональная отзывчивость во время игры.
  3. Поведенческий. Показатели: умение организовать игру, применять полученные знания на практике, действовать в сложившейся ситуации; использование по назначению предметов, уметь работать с алгоритмами, схемами.

Методы исследования:

  • беседа;
  • наблюдение за самостоятельной деятельностью детей;
  • создание и анализ проблемных ситуаций;
  • анализ продуктов детской деятельности.

Процессуальный компонент

I Этап

Когнитивный

Цель: Сформировать представление о поисках выхода из экстремальной ситуации.

Задачи:

  1. Сформировать представление детей о безопасности жизнедеятельности.
  2. Расширять знания детей о безопасности жизнедеятельности.
  3. Дать представление о назначении предметов.
  4. Умение планировать этапы своих действий.
  5. Аргументировать свой выбор.
  6. Активизировать речь.

Способы и формы работы:

  1. Беседы на темы:
  • «Что нового я узнал о мерах безопасного поведения»;
  • Важность труда людей разных профессий;
  • Заботливое отношение к пассажирам;
  1. Цикл познавательных занятий о безопасном поведении в природе.
  2. Чтение произведений: Ф. Льва «Мы плывем на самоходке», М. Маркова «Про Топку – моряка», Г. Юрмина «Все работы хороши», В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?»
  3. Составление рассказов: «Опасно, безопасно», «Как лето помогает нам быть здоровыми», «Витамины и здоровье».

Деятельность педагога и детей:

        Педагог:

  1. Уточняет знания о мерах безопасного поведения, здорового образа жизни, как позвать на помощь.
  1. Использует информационные технологии при проведении бесед, занятий, игровой деятельности.

Дети:

  1. Делятся своими впечатлениями об экскурсиях, походах.
  2. Сооружают постройки по образцу (рисунок, фото, схема).
  3. Наряжаются в моряков, капитана, врачей, поваров.
  4. Используют алгоритмы приготовления пищи, салатов, заваривание целебных отваров, чая.

Результат – продукт:

  1. Сборник рецептов приготовления пищи на острове (салаты, отвары, чай)
  2. Выставка рисунков «Мои приключения на острове».
  3. Костюмы в уголке ряжений.

Результат – эффект:

  1. Знания о мерах безопасного поведения, оказания первой помощи в сложившейся ситуации.
  2. Умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях.
  3. Умение придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей.

Основные понятия и термины: 

плот, буря, шторм, боцман, матрос, кок, штурвал, яхта, пещера, шалаш, терпящие бедствие, кораблекрушение, выживание, поиск, «островитяне», сообщение «S.O.S», служба спасения – 112, геологи, фильтрация воды, и т.д.

II Этап

Эмоционально – мотивационный

Цель: вызвать интерес у детей старшего дошкольного возраста к безопасной жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Вызвать у детей желание участвовать в игровой деятельности.
  2. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к изучению правил поведения в экстремальной ситуации.

Способы и формы работы:

  1. Экскурсии с родителями в лес, порт, Жигулевские горы, на Молодецкий курган, по Самарской Луке. Просмотр иллюстраций, слайдов на тему «Путешествие».
  2. Прослушивание звукозаписи «шум прибоя».
  3. Создание условий для сюжетно-ролевой игры (атрибуты).
  4. Чтение письма приглашения на остров от «островитян».
  5. Вызвать интерес к сюжетно-ролевой игре.

Деятельность педагога и детей:

                 Педагог:

  1. Вызывает интерес к игре.
  2. Побуждает к знакомствам с мерами безопасности в сложившейся ситуации.

                 Дети:

  1. Участвуют в дискуссиях, беседах.

Результат – продукт:

  1. Организация сюжетно-ролевой игры «Маленькие дикари».

Результат – эффект:

  1. Интерес к предметам, атрибутам.
  2. Желание участвовать в игровой деятельности.

III Этап

Деятельностный

Цель: Совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста полученные знания и представления о безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

  1. Закреплять умения применять полученные знания о безопасности жизнедеятельности в игровой деятельности.
  2. Совершенствовать умения использовать по назначению предметы быта поисковой, игровой, экспериментальной деятельности.
  3. Закреплять умения изготовления поделок атрибутов для игр.
  4. Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Способы и формы работы:

  1. Экспериментирование с объектами неживой природы.
  2. Самостоятельная организация сюжетно-ролевой игры, новых вариантов сложных ситуаций.
  3. Определять тактику выживания на острове.
  4. Сооружение плавсредств.

Деятельность педагога и детей:

                 Педагог:

  1. Продолжать пополнять атрибутами сюжетно-ролевую игру.
  2. Организация совместной и самостоятельной деятельности детей.

                 Дети:

  1. Организовывают сюжетно-ролевую игру: сооружение жилища, поиск овощей, фруктов, рыбы, «добывают огонь», фильтруют воду, приготавливают пищу.

Результат – продукт:

  1. Создание энциклопедии «Азбука выживания».
  2. Выставка рисунков на тему «Мои приключения на острове».
  3. Сборник рецептов – алгоритмов приготовления блюд на острове.

Результат – эффект:

  1. Эмоционально – положительный интерес к безопасной жизнедеятельности.
  2. Умение и желание применять полученные знания на практике.
  3. Умение подбирать предметы, необходимые для путешествия.
  4. Умение самостоятельно изготавливать атрибуты из соленого теста (овощи, фрукты, рыбки)

Литература:

  • Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйнова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» 2011 год
  • Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром» 2011 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности. Именно поэтому, в наш...

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто в хлопотах повседневной жизни мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспе...

«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 17.10.2019г....

«Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности», доклад

Уровень обр. орг.,консультация для воспитателей, АОУ детский сад №10 «Лучик», 17.10.2019г....

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

В консультации представлены рекомендации по организации работы по основам безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ....

Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности

Деление опытом с возпитателями по вопросам безопасности жизнидеятельности дошкольников в детском саду....