«Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге через использование квест-технологии»
консультация по обж (старшая группа) на тему

Дронова Маргарита Викторовна

 Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Поэтому обеспечение безопасности детей  на дороге  становится все более важной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_pdd.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Дронова Маргарита Викторовна

«Формирование у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дороге через использование квест-технологии»

 Современное состояние общества, обусловленное высочайшими темпами его развития, предъявляет новые, все более высокие требования к человеку, его здоровью, безопасности. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств, возрастает интенсивность и скорость движения. Ежегодно в нашей стране совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Поэтому обеспечение безопасности детей  на дороге  становится все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей, которая заключается  в изучении правил дорожного движения, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста  отсутствует та защитная психологическая   реакция  на  дорожную  обстановку,   которая  свойственна взрослым. Знакомство ребёнка с дорожно-транспортной    средой имеет свои особенности. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое  часто   ставит    ребенка перед реальными опасностями. Поэтому личный опыт должен быть заменен опытом, накопленным обществом, путём проведения превентивных мер по предварительному обучению детей безопасному поведению на дороге. С самого раннего возраста необходимо начинать подготовку к жизненно-важной «профессии» участника дорожного движения - пешехода. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. 

Воспитательно-профилактическая работа с детьми дошкольного возраста по формированию отношения к правилам безопасного поведения на дороге имеет огромное значение. Это важнейший этап в освоении моделей социального поведения. По данным психологов, в возрасте от 3 до 7 лет дети осваивают правила поведения и отношения между людьми в процессе ролевых игр. Доказано, что в этом возрасте чтение сказок и историй, проведение игр и игровых обучающих ситуаций являются для ребенка не только развлечением. Играя, ребенок усваивает социальные нормы, правила поведения, модели реагирования и активности в разных ситуациях. Именно поэтому профилактическая работа с детьми дошкольного возраста заключается не столько в формировании знаний правил безопасного поведения на дороге, сколько в выработке правильной стратегии  поведения в данной ситуации, дисциплинированности и соблюдения осторожности на улице.

Важным вопросом является выбор форм и методов, используемых в воспитании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности. В период дошкольного детства эффект словесных воздействий на ребенка часто оказывается намного ниже, чем эффект личного положительного примера взрослого в совместных с ребенком действиях в различных ситуациях. В образовательной практике широко используются познавательные беседы, которые уточняют, расширяют представления детей о взаимосвязанных процессах человеческой деятельности в окружающей действительности. Однако наиболее эффективной формой работы с детьми является практико-ориентированная деятельность: экспериментирование, проблемные ситуации, проекты, разработка квест-игр. Жизненные ситуации, доступные пониманию ребенка, позволяют донести до него важность выполнения правил безопасного поведения. Осознание причины, следствия поступка является регулятором детского поведения.

Огромное значение в формировании у детей правильного поведения на улице, принадлежит семье. Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в сети Интернет. Однако эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их общей культуры. Личный пример, мамы или папы имеет первостепенное значение для ребёнка. Но родители испытывают затруднения в воспитании детей, применении почерпнутой из литературы  информации непосредственно на практике. Позиция взрослых должна постепенно меняться: от обучающей позиции к позиции равного партнера в игре, а затем к созданию условий для применения ребенком полученных знаний. Поэтому для решения проблемных ситуаций,  которые необходимо решать в процессе педагогической деятельности, важно тесное взаимодействие двух социальных институтов: семьи и детского сада.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики формирования основ безопасности дорожного движения. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте.

Актуальность и недостаточная практическая разработанность данной проблемы  послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью повышения  эффективности работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста и отсутствием действенного механизма для ее реализации. Под действенным механизмом понимается конструирование образовательного пространства, направленного на формирование основ безопасного поведения на дороге посредством квест-технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения в пожароопасных ситуациях

Перспективное планирование разработано в помощь воспитателям старших дошкольных групп...

Программа по самообразованию «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, через использование игровых и информационно-коммуникативных технологий»

Так как дошкольный возраст - это возраст в котором ведущий вид деятельности игра, соответсвенно, как одно из средств развития навыков безопасного поведения на дорогах у дошкольника были выбраны игровы...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».

Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством использования продуктивных видов деятельности через модулирование».

Цель: передача педагогами концептуальной и практической сторон и собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма....