Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Дюргус Елена Сергеевна

В работе предлагается материал по ознакомлению и закреплению у дошкольников знаний о правилах безопасности посредством подвижных игр, представлен перспективный план подвижных игр, направленных на развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dyurgus_e.s.docx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях [2]. Эта проблема очень актуальна в наше время. Поэтому развивать представления о безопасности жизнедеятельности необходимо начинать уже в дошкольный период.

Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы и поэтому большая часть информации усваивается ими через подвижную игру. Поэтому мною была разработана система подвижных игр, направленных на развитие у дошкольников устойчивых представлений о безопасности жизнедеятельности посредством подвижных игр.

Передо мной, как перед воспитателем, стояли следующие задачи:  

  1. отобрать содержание подвижных игр, направленных на развитие представлений о безопасности жизнедеятельности;
  2. разработать план проведения подвижных игр;
  3. создать условия для расширения и применения знаний о безопасности жизнедеятельности;

При разработке занятий по развитию представлений о безопасности жизнедеятельности посредством подвижных игр, были использованы приемы, методы и рекомендации, описанные Л.В. Былеевой, Л.И. Михайловой, Л.И. Пензулаевой, В.Л. Старковской, Э.Я. Степаненковой, Л.П. Фатеевой, и др.

Отбор содержания подвижных игр осуществлялся учитывая Основную Образовательную Программу  нашего детского сада, разработанную на основе Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Перспективный план подвижных игр, направленных на развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников представлен в приложении.

Все игры были разделены на три блока:

  1. подвижные игры, способствующие развитию представлений о самом понятии безопасности жизнедеятельности, к ним относятся: «Классики», «Стой-иди», «Стоп», «Передай жезл», «Можно - нельзя», «Изобрази действие», «Опасность», «Воробушки и автомобиль»;
  2. подвижные игры, способствующие углубленному развитию представлений о безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях к ним относятся: «01», «Вода и огонь», «Спасение утопающего», «Чемоданчик доктора», «Красный, желтый, зеленый», «Пожар в городе», «Беги ко мне», «Помогите, Милиция!», «По грибы, по ягоды», «Туристы», «Кто быстрее на прогулку!», «Будь внимателен!»;
  3. подвижные игры, способствующие закреплению полученных знаний к ним относятся: «Таксисты», «Пожар», «Два сапога – пара», «Топаем – хлопаем», «Будь внимателен!», «Правильно-неправильно».

Подвижные игры проводились во всех режимных моментах: на прогулке, во время утренней гимнастики,  на физкультуре, во второй половине дня, на занятиях по окружающему миру и т.д.

Например, игра «Классики». Детям чертятся классики и вместо того, чтобы бросать камушек они продолжают фразу   «Безопасно это когда…,например, не трогать спички, не толкать пальцы в розетку, выключать воду, не бежать через дорогу и т.п.». Сначала у детей это вызывало большие трудности, они не могли с амии придумать ситуацию, педагог подсказывал, затем дети часто повторяли одни и те же фразы, но после того, как игра проигрывалась снова и снова дети уже без особого труда по аналогии начинали отвечать и это означало, что они поняли смысл понятия безопасности жизнедеятельности. Те же самые «Классики» проводились с условием, чтобы ребенок называл свое имя и фамилию далее - домашний адрес и проходит второй кон, если не называет, то отходит в сторонку, третий кон – номер домашнего телефона, четвертый – имя, фамилию, отчество родителей, пятый кон – место работы родителей (например, моя мама работает кассиром в магазине, мой папа работает на СТО) и последний кон – адрес детского сада. Побеждает тот ребенок, которые проходит подряд все коны.

Атрибуты для проведения подвижных игр изготавливались совместно с детьми. Сначала детям объяснялись правила игры. С помощью наводящих вопросов проверяли, как дети поняли игру. Объясняя игры с элементами соревнования, уточняли правила, игровые приемы, условия соревнования, если в игре были какие-то слова, то они заучивались заранее.  Распределение ролей в играх педагог производил при помощи считалки.

Таким образом, игры проигрывалась несколько раз, чтобы все дети обязательно побывали во всех ролях, а так же для закрепления материала.

Нужно отметить, что поначалу дети терялись, делали ошибки, не соблюдали правила, но с каждым разом играть им было все интереснее, они быстро включались в  игру и четко реагировали на команды педагога. Особенно многим понравилась игра в классики и «Красный, желтый, зеленый». В целом по группе заметно улучшились представления о безопасности жизнедеятельности. Почти все дети показывают знания о своих родителях, многие запомнили номера телефонов служб, почти никто из детей не испытывает затруднений при названии знаков дорожного движения, на вопросы дети стали отвечать правильно. Могут объяснить свои действия при классифицировании картинок, пользу и опасность огня, сообщают элементарные сведения о том, как устроен человеческий организм. Знают, что нельзя разговаривать с незнакомыми взрослыми, брать у чужих людей игрушки или другие предметы, объясняют понятие «бережливость» и могут правильно использовать его по отношению к предметам.

Список литературы

  1. Былеева, Л.В. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры [Текст] / Л.В. Былеева, И.М. Коротков. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 224 с.
  2. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации [Текст] / авт.-сост. О.С. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель, 2013.- 207 с.
  3. Пензулаева, Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3- 5 лет [Текст] / Л.И. Пензулаева. – М.: Азбука, 2010.-  206 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- М.: Мозаика-Синтез, 2001.- 240 с.

Приложение

Перспективный план подвижных игр, направленных на развитие представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Дата проведения

Режимные моменты

Тематика блока

Игра

Цели, задачи

1 этап - подвижные игры, способствующие развитию представлений о самом понятии безопасности жизнедеятельности

Среда 01.10.2014

Первая половина дня.

Утренняя гимнастика

«Дети на дороге»

«Стой-иди»

- уточнить представление детей о транспорте,

- развитие у детей быстроты мышления, смекалки и речевой активности.

Прогулка

«Классики»

- закрепить знания о понятие «безопасность»,

- развитие координации движений.

Вторая половина дня

«Стоп»

- познакомить детей с правилами, поведения в транспорте,

- развитие у детей культуры поведения.

Четверг

02.10.2014

Первая половина дня.

Физкультурное занятие

«Дети на дороге»

«Передай жезл»

закреплять знание правил дорожного движения,

-развивать координацию движений.

Прогулка

«Классики»

закрепить знания о себе, своей семье, тренироваться в умении правильно прыгать, не задевая линий подчиняться определенным игровым правилам.

Вторая половина дня

«Огонь друг, огонь – враг!»

«Опасность»

- продолжить знакомить детей с правилами пожарной безопасности,

- познакомить детей с правилами поведения при пожаре.

Пятница 03.10.2014

Прогулка

«Классики»

- закрепить знания о понятие «безопасность»,

- развитие координации движений.

Вторая половина дня

«Один дома»

«Изобрази действие»

- формировать у детей умение моделировать ситуацию,

- сформировать представления о том, что можно, а что нельзя делать, когда остаешься дома один,

- развивать воображение, пластику, координацию движений.

Понедельник

06.10.2014

Первая половина дня.

Утренняя гимнастика

«Здоровый ребенок»

«Можно -нельзя»

- представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.

Прогулка

«Классики»

закрепить знания о себе, своей семье, тренироваться в умении правильно прыгать, не задевая линий подчиняться определенным игровым правилам.

Вторая половина дня

«Дети на дороге»

«Стоп»

- познакомить детей с правилами, поведения в транспорте,

- развитие у детей культуры поведения.

Вторник

07.10.2014 

Первая половина дня.

«Здоровый ребенок»

«Можно -нельзя»

- представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.

Прогулка

«Классики»

- закрепить знания о понятие «безопасность»,

- развитие координации движений.

Вторая половина дня

«Огонь друг, огонь – враг!»

«Опасность»

- продолжить знакомить детей с правилами пожарной безопасности,

- познакомить детей с правилами поведения при пожаре.

2- этап - подвижные игры, способствующие углубленному развитию представлений о безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях

Среда 08.10.2014

Первая половина дня.

Ребенок и окружающий мир

«Дети на дороге»

«Красный, желтый, зеленый»

- познакомить детей с правилами дорожного движения,

- помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков),

- развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.

Прогулка

«Дети на дороге» 

«Воробушки и автомобиль»

- познакомить с сигналами светофора, развивать внимательность.

Вторая половина дня

«Огонь – друг, огонь – враг! »

«Пожар в городе»

- развивать умение действовать слаженно, четко действовать в команде,

- развивать умение осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью,

- учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Четверг

09.10.2014

Первая половина дня.

Утренняя гимнастика

«Огонь – друг, огонь – враг! »

«Вода и огонь»

- развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений;

- формировать чувство дружбы.

Прогулка

«Дети на дороге»

«Красный, желтый, зеленый»

- познакомить детей с правилами дорожного движения,

- помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков),

- развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.

Вторая половина дня

«Здоровый ребёнок»

«Чемоданчик доктора»

- укреплять уверенность в своих действиях,

- стимулировать сообразительность, быстроту реакции,

- закреплять знания о назначении предъявленных предметов.

Пятница 10.10.2014

Первая половина дня.

Физкультурное занятие

«Дети на дороге»

«Стоп»

- познакомить детей с правилами, поведения в транспорте,

- развитие у детей культуры поведения.

Прогулка

«Один дома»

«Беги ко мне»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице,

- развивать быстроту, ловкость, координацию движений.

Вторая половина дня

«Огонь – друг, огонь – враг! »

«01»

- закрепить знание телефона службы 01.

- развивать умение действовать слаженно, четко в команде.

Дети делятся на 2 команды. По сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01», то есть вызвать пожарную службу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».

Понедельник 13.10.2014

Первая половина дня.

Подгрупповая деятельность

«Один дома»

«Помогите! Милиция!»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения в играх на улице,

- познакомить детей с правилами безопасного пребывания на солнце в жаркую погоду, знание телефона 02

- сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию,

-формировать умение действовать по правилам.

Прогулка

«Дети на дороге»

«Стой-иди»

- уточнить представление детей о транспорте,

- развитие у детей быстроты мышления, смекалки и речевой активности.

Вторая половина дня

«Здоровый ребёнок»

«Спасение утопающего»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде;

- развивать умение работать в команде.

Вторник 14.10.2014

Первая половина дня.

Утренняя гимнастика

«Один дома»

«Беги ко мне»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице,

- развивать быстроту, ловкость, координацию движений.

Прогулка

«Дети на дороге»

«Передай жезл! »

закреплять знание правил дорожного движения,

-развивать координацию движений.

Вторая половина дня

«В мире природы»

«По грибы, по ягоды»

- познакомить детей со съедобными и несъедобными  ягодами и грибами,

- развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

Среда 15.10.2014

Первая половина дня.

Физкультурное занятие

«Огонь – друг, огонь – враг! »

«01»

- закрепить знание телефона службы 01.

- развивать умение действовать слаженно, четко в команде.

Дети делятся на 2 команды. По сигналу начинают бежать в другую сторону зала. На стуле лежит листок, на котором нужно написать маркером «01», то есть вызвать пожарную службу.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не напишут «01».

Прогулка

«Классики»

- закрепить знания о понятие «безопасность»,

- развитие координации движений.

Вторая половина дня

«Один дома»

«Помогите! Милиция!»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения в играх на улице,

- познакомить детей с правилами безопасного пребывания на солнце в жаркую погоду, знание телефона 02

- сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию,

-формировать умение действовать по правилам.

Четверг

16.10.2014

Первая половина дня.

Утренняя гимнастика

«Здоровый ребёнок»

«Спасение утопающего»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде;

- развивать умение работать в команде.

Прогулка

«В мире природы»

«Будь внимателен!»

- познакомить детей с правилами общения с животными,

- закреплять умение действовать по сигналу,

- развивать воображение, координацию движений.

Вторая половина дня

«В мире природы»

«Туристы»

- познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают на природу,

- познакомить детей с правилами пожарной безопасности в лесу,

- развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

Пятница

17.10.2014

Первая половина дня.

Подгрупповая деятельность

«В мире природы»

«Кто быстрее на прогулку!»

- формировать у детей представления о временах года и сезонных изменениях в одежде,

- развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

Прогулка

«Дети на дороге» 

«Воробушки и автомобиль»

- познакомить с сигналами светофора, развивать внимательность.

Вторая половина дня

«Один дома»

«Помогите! Милиция!»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения в играх на улице,

- познакомить детей с правилами безопасного пребывания на солнце в жаркую погоду, знание телефона 02

- сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в милицию,

-формировать умение действовать по правилам.

Понедельник 20.10.2014

Первая половина дня.

Ребенок и окружающий мир

«В мире природы»

«По грибы, по ягоды»

- познакомить детей со съедобными и несъедобными  ягодами и грибами,

- развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

Прогулка

«Классики»

закрепить знания о себе, своей семье, тренироваться в умении правильно прыгать, не задевая линий подчиняться определенным игровым правилам.

Вторая половина дня

«Дети на дороге»

«Красный, желтый, зеленый»

- познакомить детей с правилами дорожного движения,

- помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков),

- развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.

Вторник 21.10.2014

Первая половина дня.

Подгрупповая деятельность

«Здоровый ребёнок»

«Чемоданчик доктора»

-укреплять уверенность в своих действиях,

- стимулировать сообразительность, быстроту реакции,

- закреплять знания о назначении предъявленных предметов.

Прогулка

«Один дома»

«Беги ко мне»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице,

- развивать быстроту, ловкость, координацию движений.

Вторая половина дня

«В мире природы»

«Будь внимателен!»

- познакомить детей с правилами общения с животными,

- закреплять умение действовать по сигналу,

- развивать воображение, координацию движений.

3 этап - подвижные игры, способствующие закреплению полученных знаний

Среда 22.10.2014

Первая половина дня.

Утренняя гимнастика

«Дети на дороге»

«Таксисты»

- развивать быстроту, ловкость,

- закреплять знание правил дорожного движения.

Прогулка

«Дети на дороге» 

«Воробушки и автомобиль»

- познакомить с сигналами светофора, развивать внимательность.

Вторая половина дня

«Здоровый ребёнок»

«Топаем, хлопаем»

-  закреплять знания о пользе купания и умывания,

- формировать знания о строение  своего организма.

Условие: педагог читает высказывания, если оно верно, то дети хлопают, если нет -то топают.

Четверг

23.10.2014

Первая половина дня.

«Здоровый ребёнок»

«Можно-нельзя»

- представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни.

Прогулка

«Дети на дороге»

«Стоп»

- познакомить детей с правилами, поведения в транспорте,

- развитие у детей культуры поведения.

Вторая половина дня

«Огонь – друг, огонь – враг! »

«Пожар»

- показать детям значение огня в жизни человека,

- дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём,

- познакомить с правилами пожарной безопасности.

Пятница

24.10.2014

Первая половина дня.

Физкультурное занятие

«Огонь – друг, огонь – враг! »

«Пожар в городе»

- развивать умение действовать слаженно, четко действовать в команде,

- развивать умение осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью,

- учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Прогулка

«Дети на дороге»

«Таксисты»

- развивать быстроту, ловкость,

- закреплять знание правил дорожного движения.

Вторая половина дня

«В мире природы»

«По грибы, по ягоды»

- познакомить детей со съедобными и несъедобными  ягодами и грибами,

- развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

Понедельник 27.10.2014

Первая половина дня.

Физкультурное занятие

«Огонь – друг, огонь – враг! »

«Два сапога — пара»

- создать условия для формирования знаний о действиях при пожаре,

- развивать умение работать в команде.

Команды разбиваются на пары. Пары связывают (левую ногу одного игрока с правой ногой другого игрока). Нужно, взявшись за руки, допрыгать до обруча, имитирующего дом в пожаре, и «спасти» оттуда игрушку.

Побеждает та команда, которая быстрее других спасет всех пострадавших

Прогулка

«Один дома»

«Беги ко мне»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице,

- развивать быстроту, ловкость, координацию движений.

Вторая половина дня

«Здоровый ребёнок»

«Будь внимательным!»

- формировать представления о действиях в случае травмы,

- закреплять знание телефона 03,

- закреплять умение действовать по сигналу.

Вторник 28.10.2014

Первая половина дня.

Подгрупповая деятельность

«Здоровый ребёнок»

«Топаем, хлопаем»

-  закреплять знания о пользе купания и умывания,

- формировать знания о строение  своего организма.

Условие: педагог читает высказывания, если оно верно, то дети хлопают, если нет -то топают.

Прогулка

«Один дома»

«Изобрази действие»

- формировать у детей умение моделировать ситуацию,

- сформировать представления о том, что можно, а что нельзя делать, когда остаешься дома один,

- развивать воображение, пластику, координацию движений.

Вторая половина дня

«В мире природы»

«Туристы»

- познакомить детей с теми опасностями, которые их поджидают, когда они с родителями выезжают на природу,

- познакомить детей с правилами пожарной безопасности в лесу,

- развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

Среда 29.10.2014

Первая половина дня.

Подгрупповая деятельность

«Огонь – друг, огонь – враг! »

«Пожар»

- показать детям значение огня в жизни человека,

- дать знания о необходимости безопасного обращения с огнём,

- познакомить с правилами пожарной безопасности.

Прогулка

«Дети на дороге»

«Передай жезл! »

закреплять знание правил дорожного движения,

-развивать координацию движений.

Вторая половина дня

«Здоровый ребёнок»

«Будь внимательным!»

- формировать представления о действиях в случае травмы,

- закреплять знание телефона 03,

- закреплять умение действовать по сигналу.

Четверг

30.10.2014

Первая половина дня.

Утренняя гимнастика

«Здоровый ребёнок»

«Спасение утопающего»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде;

- развивать умение работать в команде.

Прогулка

«Дети на дороге»

«Таксисты»

- развивать быстроту, ловкость,

- закреплять знание правил дорожного движения.

Вторая половина дня

«Один дома»

«Правильно-неправильно»

- формировать у детей понятие о бережном отношение,

- развивать смекалку, координацию движений.

Пятница

31.10.2014

Первая половина дня.

Физкультурное занятие

«В мире природы»

«Кто быстрее на прогулку!»

- формировать у детей представления о временах года и сезонных изменениях в одежде,

- развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде.

Прогулка

«Один дома»

«Беги ко мне»

- познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице,

- развивать быстроту, ловкость, координацию движений.

Вторая половина дня

«Дети на дороге»

«Красный, желтый, зеленый»

- познакомить детей с правилами дорожного движения,

- помочь детям понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков),

- развитие у детей самостоятельности, быстроты реакции, смекалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Развитие представлений о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством модульного оборудования.

Актуальность данной темы заключается в том, что в общей системе обучения модульное оборудование приобретает само­стоятельность и сосуществует с об­учением в играх и на ООД.Его место опре­деляется...

Педагогическая технология формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасной жизнедеятельности  детей, расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, совершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жиз...

Интерактивная игра "Основы безопасности жизнедеятельности" для детей старшего дошкольного возраста.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, может использоваться для индивидуальной работы и для проведений командных игр и викторин по правилам дорожного движения....

Режиссёрская игра как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

1. Описание универсального макета режиссерских игр «Большой мир в маленьком доме».Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Из всех видов ролевых игр только в...

Дидактическая игра - лото по Основам Безопасности Жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра - лото по Основам Безопасности Жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста...

Совершенствование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста посредством подвижной игры

Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Велика роль п...