Интегрированное занятие "Путешествие во Вселенной"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Федотова Мария Алексеевна

Конспект интегрированного занятия с использованием образовательных областей "Познавательное развитие" , "Художественно-эстетическое развитие", "Речевой развитие","Социально-коммуникативное развитие" в пгодготовительной к школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие «Путешествие во Вселенной».

                                                    (презентация проекта)

Цель: Закрепить знания о космосе. Систематизировать знания об истории освоения космоса. Познакомить детей с различными космическими телами Вселенной. Закрепить знания о планетах, строении Солнечной системы. Вызывать интерес к творческой деятельности  сверстников. Формировать умение работать коллективно. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать. Продолжать осваивать технику граттажа. Расширять словарный запас.

Материал. Мультимедийный проектор, слайды. Выставка  рисунков планет Солнечной системы и текстов к ним, выполненных детьми совместно с родителями. Макет Вселенной, пластилин. Аудиозапись космическая музыка. Деревянные палочки, цветной картон, обработанный парафином и покрытый чёрной гуашью.

Предварительная работа. Наблюдение за ночным небом, рассматривание Солнечной системы, рассказ о планетах, рассматривание альбомов, наглядных пособий о космосе, заучивание стихов, физминуток, загадывание загадок, изготовление моделей планет, макета Солнечной системы.

Ход занятия:

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называется космосом, или Вселенной. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет, комет и других небесных тел. В космосе находятся тучи космической пыли и газа. В этой межзвездной пустыне царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха.

Звездное небо во все времена занимало воображение людей. Почему зажигаются звезды? Сколько их сияет в ночи? Далеко ли они от нас? Далеко ли от Земли Солнце и Луна? Есть ли границы у Вселенной? С глубокой древности человек задумывался над этими вопросами, стремился понять и осмыслить устройство мира в котором он живет. Первые представления людей о звездном небе дошли до нас из дописьменного периода. Ученые выяснили, что группы ярких звезд человек различал в каменном веке.  ( слайд№1)

В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано звездами. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них голубого цвета, менее горячие – красного. Также они различаются размером. Одни звезды большие – гиганты, другие маленькие – карлики.

Млечный путь. Почему он так называется? Древние люди думали, что на небе живут боги. У одной богини родился сын , она кормила его молоком и нечаянно пролила. Струя молока разлилась по небу и превратилась в Млечный путь. Млечный, значит белый. Белый от множества звезд. (слайд №2)

Так что же такое комета?  Кометы -  маленькие, хрупкие, неправильной формы, объекты, состоящие из смеси нелетучих компонентов и замерзших газов. Как правило, они следуют по сильно вытянутым орбитам вокруг Солнца. Большинство становятся видимыми только тогда, когда они приближаются достаточно близко к Солнцу и подвергаются интенсивному излучению Солнца. Это вызывает испарение летучих газов, которые, в свою очередь, сдувают небольшие кусочки твердого материала.  Кометы — это холодные тела, и мы видим их только потому, что газы в коме и хвост светятся в результате отражения солнечного света от твердых частиц. Кометы являются постоянными членами семьи Солнечной системы. (слайд №3)

В древние времена люди считали Землю центром всего мира. Они думали, что Солнце движется вокруг Земли. А некоторые думали, что Земля лежит на могучих слонах – великанах (слайд №4)

Другие думали, что Землю держат огромные киты. (слайд №5)

Некоторые думали, что Вселенная похожа на яйцо, которое снесла огромная космическая птица, а посередине ее находится Земля. И Землю, и небо предки называли живыми существами и относились к ней с уважением и любовью. Даже справляли именины земли. В этот день нельзя было ее тревожить. Небо считали отцом, а Земля матерью. (слайд №6)

Знаменитый польский ученый Николай Коперник перевернул все представление людей о Земле и Солнце. Он назвал Солнце центром мира и объяснил, что земля вращается вокруг Солнца. (слайд №7)

А итальянский ученый Галилео Галилей изобрел прибор для наблюдения за звездным небом – телескоп. Своими наблюдениями он подтвердил. Что Земля вращается вокруг Солнца. (слайды № 8, 9, 10, 11)

Планеты и Солнце напоминают большую, дружную семью. Глава этой семьи – звезда Солнце. Среди планет есть большие и маленькие. Одни из них находятся близко к солнцу. Другие далеко. Каждая планета вращается по своей собственной орбите. Сила притяжения Солнца не дает планетам и другим небесным телам разлететься в космосе в разные стороны. Ни одна планета не сталкивается с другой и не покинет пределы Солнечной системы.  Солнце состоит из раскаленных газов и излучает в пространство яркий свет и тепло. Солнечная активность играет большую роль в формировании и развитии Солнечной системы. (слайд №12)

Физкультминутка:

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Вот летит ракета ввысь!

А теперь давайте послушаем ребят, они подготовили маленькие сообщения о планетах Солнечной системы.

Ваня.  Меркурий  - ближайшая к Солнцу планета,

залит он лучами горячего света.

Так много ему достается лучей,

что эта планета других горячей!

Так быстро Меркурий бежит по орбите,

как будто торопит: «Меня догоните!»

(слайд № 13) Меркурий первая планета в Солнечной системе. (Паша берет готовую модель планеты из пластилина приготовленную заранее и прикрепляет ее на макет Солнечной системы).

Соня. Вторая планета от солнца планета Венера. Она окружена густыми облаками. Воды на этой планете нет.

 В честь богини красоты

названа Венера ты!

В темных небесах сияешь.

Красотой нас одаряешь. (слайд № 14)

Даня. Земля третья планета от солнца. На ней сложились благоприятные условия для жизни.

От солнца третья планета,

 наша земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

чистого воздуха и воды.

 Жизнь на земле – это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке…

жизнь на земле вы найдете повсюду –

в самом далеком глухом уголке!  

У земли есть естественный спутник – луна. На луне нет воздуха и воды. Следов жизни не обнаружено.

Ваня. Марс – четвертая планета. Она вдвое меньше Земли.

Марс – таинственная планета.

 Она по размерам чуть больше Луны.

Из – за кроваво – красного цвета

назвали планету в честь бога войны

Сава. Юпитер – пятая от Солнца планета. Она самая большая в Солнечной системе.

Юпитер больше всех планет.

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород

 и лютый холод круглый год!

Соня. Сатурн  шестая планета Солнечной системы. Она расположена далеко от Солнца, и поэтому температура на его поверхности очень низкая. Сатурн состоит из газов.

 Сатурн – красивая планета

желто – оранжевого цвета,

и кольцами камней и льда

 окружена она всегда.

Валя. Уран седьмая планета. Это единственная планета которая вращается на боку. Поэтому к солнцу обращен то один ее бок, то другой. Атмосфера Урана – холодный туман.

 Уран – лежебока, и встать ему лень.

 Подняться планете невмочь,

сорокалетие длится там день

и сорокалетие ночь.

Юра. Нептун – восьмая планета от Солнца. Она кажется темно – голубой, потому что ее окружает газ метан.

Планета Нептун от Земли далеко,

 увидеть ее в телескоп нелегко.

От солнца по счету планета восьмая,

 царит на ней вечно зима ледяная.

Сава. Плутон девятая планета Солнечной системы. Это планета – крошка, она меньше Луны и у Плутона есть спутник Харон. Он состоит из камней и льда. Плутон самая холодная планета Солнечной системы.

 Несется в пространстве далекий Плутон,

 он солнца лучами едва освещен.

 А чтоб не скучал в одиночестве он.

С ним спутник летит под названьем Харон.

Чем похожи все планеты Солнечной системы?

Как называется самая близкая к Солнцу планета?

Какая планета самая удаленная от Солнца?

Какая планета самая маленькая?

 Самая большая?

 Какую планету называют красной?

Какую планету окружают кольца?

Какая планета вращается на боку?

По  порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять - Юпитер

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмой идет по счету.

А за ним уже потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

А сейчас мы с вами познакомимся с новой техникой рисования. Называется она граттаж  ( далее занятие проводит воспитатель ИЗО).

Воспитатель. Продолжаем наше комическое путешествие во Вселенной. Я предлагаю вам на некоторое время стать членами экипажа космического корабля. Прошу занять места  ( дети садятся за рабочие столы).

Для того, чтобы по возвращении на Землю вы могли рассказать и показать то, ч то вы видели в открытом космосе мы сделаем записи в бортовые журналы. « Писать» будем палочками на специально приготовленных листах. Техника рисования называется граттаж, что в переводе с французского  означает «скрести», « процарапывать».

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты в чёрной невесомости медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты на огромной скорости мчатся там и тут!

Так чудесно в космосе!

Так волшебно в космосе побывал однажды!

В настоящем космосе!

В том, который видел сквозь,

В том, который видел сквозь телескоп бумажный.      О.Ахметова

Возьмите в руки палочки и сделайте набросок тонкими линиями. У кого получается, кто всё понял , попробуйте изобразить всё что видели на слайдах или придумайте что то своё ( планеты, звёзды. Космические корабли, ракеты, кометы, спутники, летающие тарелки и т.д).

Работа осуществляется по следующему плану:

  1. Основываясь  на впечатлениях от космического путешествия и подключив собственную фантазию, дети делают набросок тонкими линиями, процарапав основные детали.
  2. Затем процарапывают большие поверхности широкими линиями.
  3. Уточняют рисунок, процарапав мелкие детали.
  4. Готовят небольшой рассказ по рисунку.

                                                         Физкультминутка.

Я весёлый марсианин, много рук и много ног:

Двумя руками звёзды мою, двумя рисую звёздный круг,

Глазами вдаль смотрю и вижу, как звёзды падают вокруг.

А мы с планеты Линземенов очень весело живём,

Целый день цветы сажаем, дружно песенки поём.

Практическая работа. Воспитатель по ходу занятия помогает определиться с выбором композиции, показывает( индивидуально), как работать  палочкой.

Воспитатель. Ну, вот и всё наши бортовые журналы заполнены. Мы можем возвращаться на Землю. А пока наш корабль снижается, послушайте стихотворение.

Когда последний закруглён виток,

Так хорошо сойти на Землю снова.

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галлактика в свеченье звёздных трасс,

Нам на неё глядеть не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз

Своей Земле мы оставляем сердце.

                                                                             Автор неизвестен.

Воспитатель. Экипаж, поздравляю вас с прибытием на Землю!

Дети показывают рисунки, сопровождая их рассказом о необычном путешествии.

Литература:

  1. Ребенок в детском саду. №2/2012год.
  2. Галерея творческих проектов. №2/2014год.
  3. Детский сад. Все для воспитателя №3/2012год.
  4. Школа семи гномов. Малышам о звездах и планетах. (для занятий с детьми от 4 до 5 лет)
  5. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 4/ 2014

C:\Users\4567\Desktop\проект\DSC04529.JPGC:\Users\4567\Desktop\проект\DSC04470.JPGC:\Users\4567\Desktop\проект\DSC04531.JPGC:\Users\4567\Desktop\проект\DSC04528.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия с использованием ЦОР в старшей группе "Космос - это вселенная"

                              Тема:  «Космос – это вселенная»Задачи:...

Конспект интегрированного познавательного занятия по разделу «КОСМОС » Тема занятия: «Таинственная вселенная»

Дети дошкольного возраста очень любознательный и увлекающийся народ, многое хотят знать о космосе, о планетах, им интересны загадки Вселенной.Почему Земля круглая? Сколько звезд на небе? Далеко ли до ...

Конспект интегрированного познавательного занятия по разделу «КОСМОС » Тема занятия: «Таинственная вселенная»

Интегрированное познавательное занятие из цикла « Космос» с использованием  мультимедийной презентации.ТЕМА занятия  « Таинственная вселенная»Цель: обогатить и систематизировать  предст...

Интегрированное занятие в старшей группе "Космос-это вселенная"

Интегрированное занятие в старшей группе "Космос-это вселенная"...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Космос-это вселенная»

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе «Космос-это вселенная»...

интегрированное ООД "Космос.Вселенная.Звезды."

расширить представление о космосе...