«Подготовка и проведение занятий и организация свободной деятельности по ознакомлению с безопасностью жизни детей в детской саду и на прогулке»
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Степанова Лариса Александровна

Методические рекомендации по ОБЖ из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_doklada_po_obzh.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Подготовка и проведение занятий и организация свободной деятельности по ознакомлению с безопасностью жизни детей в детской саду и на прогулке» (из опыта работы)

        

Воспитатель 1 квалификационной категории

                                                                  Степанова Л.А.

                


Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях по программе "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.

В своей работе я  использую различные формы и методы организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социальных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, при этом основным ориентиром становится учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использую беседы, дискуссии, что позволяет  мне избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я выделяю направления, по которым необходимо провести обучение, и выбрать методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Главная задача - стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение, научить малышей правильно реагировать в различных жизненных, в том числе опасных и экстремальных, неожиданных ситуациях. В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».

На занятиях по ОБЖ на 1этапе мною даются понятия и представления о составляющих здоровья, о том, что полезно, а что вредно для него. На занятиях, в беседах формируются у детей представления о строении человеческого организма, условиях для нормального его функционирования. В играх закрепляются знания, полученные в организованных видах деятельности. Создаются уголки “Советы Пилюлькина”, “Зеленая аптека”, “Уголки безопасности”.

На 2-ой этапе закрепляю знания детей по ОБЖ, совершенствуются практические умения действовать в определенных ситуациях, играх “Чистюля”, “Путешествие в страну здоровья” с элементами основ безопасности жизнедеятельности и другие.

На 3-ем этапе проводится совместная работа с родителями. закрепление социальных позиций детей и взрослых. Один раз в год проводится Неделя безопасности (сентябрь). После летних каникул возрастает вероятность возникновения опасных для жизни ситуаций. Поэтому для профилактики несчастных случаев  проводились выставки рисунков “Добрая дорога детства”, развлечение с элементами ОБЖ.

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Поэтому важно рассказать об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.

Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Зо­лушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем).

Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Перед собой я ставила цель - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Необходимо разъяснять детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

В повседневной жизни вместе с детьми мы разыгрываем  разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг  включаю разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации подкрепляются соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

Объясняя детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни можно уберечься  от болезней, а иногда и спасти жизнь. С детьми старшего дошкольного возраста я организовываю опыты с лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к "грязной" воде.

На прогулках неоднократно вставала необходимость объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно покормить собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Рассказывать детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями я использую картинки, наглядные материалы, объясняю детям, что надо быть осторожными и почему нельзя их пробовать на вкус.

Для закрепления этих правил использую настольно-печатные игры-классификации, игры с мячом в "съедобное-несъедобное" , соответствующий наглядный материал.

Предметы быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты я дополняю объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом" С. Маршака), играми-драматизациями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы, необходимо организовать обучающие занятия по ИЗО по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей).

Проблемы безопасности детей в связи с предметами третьей группы и правила их хранения являются содержанием работы  с родителями.

При знакомстве детей с правилами поведения на улицах города: рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.

         Далее предлагаю детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице, ситуации-загадки: описываю какую-либо ситуацию,  а дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Здесь не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше ненавязчиво направить обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы типа "А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?".

Очень важно рассказывать детям о том, как следует переходить дорогу, знакомить их с пешеходным маршрутом (переход "зебра", светофор, "островок безопасности"). С детьми старшего дошкольного возраста  учимся различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.  Знакомлю с предупреждающими знаками ("Дети", "Пешеходный переход"); запрещающими ("Въезд запрещен", "Подача звукового сигнала запрещена"); предписывающими ("Движение прямо", "Движение направо"); информационно-указательными ("Место остановки автобуса", "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход"). Объясняю, что означает каждый знак, разыгрываем дорожные ситуации с помощью макета перекрёстка со светофорами, автомобилями, пешеходами.

Старших дошкольников знакомлю с правилами езды на велосипеде: ездить на велосипеде в городе можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах): маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом. Детям  я предлагаю рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.

При знакомстве детей с правилами поведения в транспорте, объясняю, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через перед­нюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

         Проводя с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком виде транспорта, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых, можно организовать игру "Поездка в автобусе". Вместе с детьми с помощью стульев, подушек, модулей оборудовали  салон автобуса (троллейбуса, трамвая) и обыгрывали различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами), вежливо обращаются друг к другу ("Вы выходите на следующей остановке?", "Разрешите пройти"), уступают место маленьким детям и пожилым людям.

Детям интересны рассказы о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофора. Они подают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) коман­ды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной - это соответствует красному сигналу. Повернулся боком - можно идти как на зеленый свет светофора. Инспектора ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным. Детям показываю картинки с изображением патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД и  организую игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД.

Особенность работы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и уделяю значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, при воспитании культурно-гигиенических навыков сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, предлагаю родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно провожу с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек). Таким образом, можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей. Рассмотривая и обсуждая полученные результаты, принимаем совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов  меняется в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду, на прогулке и от особенностей развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация жизни детей в детском саду и дома.

Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка дня. Если жизнь ребенка проходит по режиму, т.е. играет, ест...

Организация жизни детей в детском саду

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, род...

ЗАНЯТИЕ ПО ЛОГОРИТМИКЕ "ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ"

ЗАНЯТИЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ.(УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ И ДЕФЕКТОЛОГАМ)...

РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД (июнь-август) ( первая младшая группа)

РЕЖИМ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙВ ДЕТСКОМ САДУТЕПЛЫЙ ПЕРИОД (июнь-август)( первая младшая группа)...

Организация жизни детей в детском саду

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья....

Консультация для родителей Организация жизни детей в детском саду и дома.

Одним из важнейших условий воспитания здоровых, жизнерадостных детей является организация правильного режима, т.е. четкого распорядка дня.Если жизнь ребенка проходит по режиму, т.е. играет, ест и спит...