ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
материал по обж (старшая группа) на тему

Новожилова Елена Андреевна

 

НАША УЛИЦА

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель  игры:

·        Расширить знания детей о правилах поведения пешехода
и водителя в условиях улицы.

·        Закрепить представления детей о назначении светофора.

·        Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные),
предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомо­били (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (иг­рушка); дорожные знаки, деревья  (макеты).

Игра проводится на макете.

Ход   игры:

Первый вариант (для пешеходов)

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеход­ного перехода, обозначенного информационно-указательным зна­ком  «Пешеходный переход», и там  переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей)

Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регу­лирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (за­прещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (пред­писывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный пере­ход», «Подземный пешеходный переход» (информационно-ука­зательные). Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгры­вают дорожные ситуации.

За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами — автомашиной,   куклой-пешеходом,   куклой-водителем.

 

СВЕТОФОР

(Для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Цель   игры:

·        Закрепить представления детей о назначении светофора,
о его сигналах.

·        Закрепить представления детей о цвете (красный, желтый,
зеленый).

Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные); макет светофора.

Ход   игры:

Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного и зеле­ного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети пока­зывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расска­жет о назначении цветов.

 

ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель   игры:

·        Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Желез­нодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные»   (предупреждающие);   «Въезд   запрещен»,   «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо»,  «Налево», «Круговое движение»,  «Пеше­ -
ходная дорожка»  (предписывающие); «Место стоянки», «Пеше­ходный   переход»,   «Пункт   медицинской   помощи»,   «Телефон», «Пункт   питания»,   «Автозаправочная   станция»,   «Пункт  техни­ческого обслуживания»  (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Те­лефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД»  (знаки сервиса).

·        Воспитывать внимание, навыки ориентировки в простран­стве.

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, ад­министративных   и   жилых   зданий,   автостоянки,   перекрестков.

Ход   игры:

Детям предлагается:

1.     Рассмотреть игровое поле и то, что на нем  изображено;

2.     Расставить нужные дорожные знаки.

Например, у школы - знак «Дети», у кафе -  «Пункт питания», на перекрестке -  «Пе­шеходный переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

 

imageТЕРЕМОК

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель  игры:

·        Учить  детей   различать  дорожные  знаки  для   водителей
(велосипедистов) и пешеходов.

·        Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Же­лезнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещаю­щих знаках: «Въезд запрещен (велосипедисту, водителю)», «Дви­жение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»;  предпи­сывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Пря­ -
мо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно - указательных знаках: «Место стоян­ки», «Пешеходный   переход»;   знаках   сервиса:   «Пункт   первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозапра­вочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».

·        Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.

Ход   игры:

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его назначение.

 

УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель   игры:

·        Учить детей различать дорожные знаки.

·        Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

·        Воспитывать умение самостоятельно пользоваться получен­ными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход  игры:

Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем де­тям, у которых уже есть знаки этой группы.

Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих куби­ках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

Играющим  раздают кубики. Дети внимательно изучают их.


Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Примечание: Кубики можно рекомендовать для индиви­дуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.

 

УЛИЦА ГОРОДА

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель   игры:

1.     Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пе­шеходы; светофор; дорожные знаки.

Ход   игры:

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на  макете.

Вопросы к детям:

Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице — одностороннее или дву­стороннее?

Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить авто­машины?

Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице?

Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

 Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в автобусе?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

 

ВИДЫ ПЕРЕКРЕСТКОВ

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель  игры:

2.     Познакомить детей с видами перекрестков.

3.     Учить правилам перехода улицы.

4.     Развивать внимание и наблюдательность.

 

imageМатериал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

Ход  игры:

По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен под­нять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто до­пустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakt_igry_po_pdd.doc156.33 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

НАША УЛИЦА

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель  игры:

  • Расширить знания детей о правилах поведения пешехода
    и водителя в условиях улицы.
  • Закрепить представления детей о назначении светофора.
  • Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие,
    запрещающие, предписывающие, информационно-указательные),
    предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрестком; автомо били (игрушки); куклы-пешеходы; куклы-водители; светофор (иг рушка); дорожные знаки, деревья  (макеты).

Игра проводится на макете.

Ход   игры:

Первый вариант (для пешеходов)

С помощью кукол дети по заданию педагога разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора куклы переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.

Затем куклы идут по тротуару или обочине дороги до пешеход ного перехода, обозначенного информационно-указательным зна ком  «Пешеходный переход», и там  переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей)

Воспитатель показывает дорожные знаки: «Светофорное регу лирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (за прещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (пред писывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный пере ход», «Подземный пешеходный переход» (информационно-ука зательные). Дети объясняют, что означает каждый знак; разыгры вают дорожные ситуации.

За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки. Победителей награждают призами — автомашиной,   куклой-пешеходом,   куклой-водителем.

СВЕТОФОР

(Для детей младшего и среднего дошкольного возраста)

Цель   игры:

  • Закрепить представления детей о назначении светофора,
    о его сигналах.
  • Закрепить представления детей о цвете (красный, желтый,
    зеленый).

Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные); макет светофора.

Ход   игры:

Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного и зеле ного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети пока зывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расска жет о назначении цветов.

ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель   игры:

  • Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Желез нодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные»   (предупреждающие);   «Въезд   запрещен»,   «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо»,  «Налево», «Круговое движение»,  «Пеше  -
    ходная дорожка»  (предписывающие); «Место стоянки», «Пеше ходный   переход»,   «Пункт   медицинской   помощи»,   «Телефон», «Пункт   питания»,   «Автозаправочная   станция»,   «Пункт  техни ческого обслуживания»  (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Те лефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД»  (знаки сервиса).
  • Воспитывать внимание, навыки ориентировки в простран стве.

Материал: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, ад министративных   и   жилых   зданий,   автостоянки,   перекрестков.

Ход   игры:

Детям предлагается:

  1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем  изображено;
  2. Расставить нужные дорожные знаки.

Например, у школы - знак «Дети», у кафе -  «Пункт питания», на перекрестке -  «Пе шеходный переход» и т. д.

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.


ТЕРЕМОК

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель  игры:

  • Учить  детей   различать  дорожные  знаки  для   водителей
    (велосипедистов) и пешеходов.
  • Закрепить знания детей о предупреждающих знаках: «Же лезнодорожный переезд», «Дети», «Опасный поворот»; запрещаю щих знаках: «Въезд запрещен (велосипедисту, водителю)», «Дви жение на велосипедах запрещено», «Проход закрыт»;  предпи сывающих знаках: «Обязательное направление движения», «Пря  -
    мо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Велосипедная дорожка»; информационно - указательных знаках: «Место стоян ки», «Пешеходный   переход»;   знаках   сервиса:   «Пункт   первой медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозапра вочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей».
  • Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

Материал: картонные круги с изображениями дорожных знаков; бумажный конверт с вырезанным в нем окошком; палочка.

Ход   игры:

Воспитатель вставляет в конверт круг, на котором нарисовано несколько знаков, и закрепляет его с помощью палочки. Затем он передвигает круг так, чтобы в окошке появлялись разные знаки. Дети называют каждый знак и объясняют его назначение.

УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель   игры:

  • Учить детей различать дорожные знаки.
  • Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
  • Воспитывать умение самостоятельно пользоваться получен ными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход  игры:

Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем де тям, у которых уже есть знаки этой группы.

Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих куби ках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

Играющим  раздают кубики. Дети внимательно изучают их.

 Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

Примечание: Кубики можно рекомендовать для индиви дуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.

УЛИЦА ГОРОДА

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель   игры:

  1. Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пе шеходы; светофор; дорожные знаки.

Ход   игры:

Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на  макете.

Вопросы к детям:

Какие дома на нашей улице?

Какое движение на нашей улице — одностороннее или дву стороннее?

Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить авто машины?

Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

Как обозначается пешеходный переход?

Как регулируется движение на улице?

Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице?

Для чего они предназначены?

Для чего нужен пассажирский транспорт?

 Где его ожидают люди?

Как надо вести себя в автобусе?

Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

ВИДЫ ПЕРЕКРЕСТКОВ

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель  игры:

  1. Познакомить детей с видами перекрестков.
  2. Учить правилам перехода улицы.
  3. Развивать внимание и наблюдательность.

Материал: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

Ход  игры:

По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен под нять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто до пустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

Красный, жёлтый, зелёный.

(сценарий развлечения)

В зале на полу изображена схема перекрестка с переходами, плоскостным светофором, в кармашки которого вставляются кар тонные кружки красного, желтого и зеленого цвета; обозначены остановки автобуса и трамвая.

Ведущая. Дети, к нам прибыл гость из сказочного Цветоч ного города, сейчас он появится. (Входит Незнайка — воспитан ник старшей группы.) Вы узнаете, дети, нашего гостя? Кто это?

Дети. Незнайка!

Ведущая. Но Незнайка чем-то смущен, огорчен. Скажи, Незнайка, что с тобой случилось?

Незнайка. Попав в большой и шумный город,

Я растерялся, я пропал...

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи,

То вдруг автобус на пути.

Признаться честно, я не знаю,

Где мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите

И, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить,

Чтоб под трамвай не угодить!

Ведущая. Наши дети уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут и покажут, как надо вести себя на улицах большого города. А помо жет им в этом наш полицейский - регулировщик. (Выходит регу лировщик — воспитанник подготовительной к школе группы.)

Регулировщик.

Полицейского пост

Очень важен и не прост.

Кто следит, чтоб все в пути

Знали, как себя вести?

Внимание, глядит в упор

На вас трехглазый светофор —

Зеленый,   желтый,   красный   глаз.

Он каждому дает приказ.

Ведущая с детьми старшей группы подходит к переходу. Среди детей Незнайка с мячом в руках.

Ведущая. Наши ребята идут в детский сад,

Наши ребята очень спешат!

В это время регулировщик вставляет в кармашек на светофоре красный кружок — загорается красный свет.

Регулировщик. Хоть у вас терпенья нет,

Подождите: красный свет!

(Зажигается желтый свет.)

Желтый свет на пути —

Приготовьтесь идти!

 (Зажигается зеленый свет.)

Свет зеленый впереди —

 Вот теперь переходи!

Дети с воспитателем идут по переходу. Среди них две девочки, которые рассматривают на ходу книгу и разговаривают между со бой. Полицейский останавливает их.

Регулировщик.  

Подождите-ка, подружки!

Где глаза у вас, где ушки?

Дело кончится печально,

Может быть немало бед.

Ведь дорога — не читальня

И не место для бесед!

Регулировщик берет у девочек книгу, закрывает ее и пропуска ет их через переход. Затем вставляет в светофор красный сигнал. Ребенок, подошедший к переходу, останавливает товарищей.      

Ребенок.

Светофор дает приказ

— Зажигает красный глаз.

И когда зажжется он,

Все стоят — таков закон.

По дороге проезжает транспорт: велосипеды, самокаты. Сно ва загорается зеленый свет.

Ребенок. Гляди, Незнайка, до сих пор

Сигналил красный светофор.

Теперь горит зеленый свет —

Свободен путь, препятствий нет!        

Оставшиеся дети переходят через улицу, рассаживаются на стулья. Незнайка идет последним, играя мячом об пол.

Незнайка.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, желтый, голубой

Не угнаться за тобой!

Регулировщик    (отбирает у Незнайки мяч).

На проезжей части, дети,

Не играйте в игры эти.

Бегать можно без оглядки

Во дворе и на площадке.

Ведущая. Вот на этой площадке мы поиграем с мячом в игру «Лови, бросай, упасть не давай».

С детьми подготовительной к школе группы проводится физкультурная игра с мячом.

Ведущая. А теперь послушайте стихи. Там, где нужно, вы должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

Дети.        Это я, это я,

Это все мои друзья!

Ведущая.   Кто летит вперед так скоро,

Что не видит светофора? (Дети молчат.)

Кто из вас, идя домой,

Держит  путь по мостовой?   (Дети молчат.)

Знает кто, что красный свет —

Это значит — хода нет?

Дети.        Это я, это я,

Это все мои друзья!

Ведущая. Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения. Поэтому приглашаю вас в путешествие по нашему городу. Но сначала отгадайте загадку:

Что за чудо — этот дом.

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином?  (Автобус.)

К автобусной остановке подходят три ребенка из старшей, группы. Еще двое детей из той же группы подъезжают к остановке в плоскостном автобусе с окошками. Инсценируется песня «Автобус»

Ведущая. Славно покатались дети! Не забудьте, что следует подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только потом переходить дорогу. (Дети выходят из автобуса, автобус уезжает.) А вот еще одна загадка:

Красный вагон по рельсам бежит,

Всех, куда надо, он быстро домчит.

Заливистый звон его нравится детям.

 Так в чем же мы с вами по городу ездим?

(Трамвай.)

К остановке подъезжает трамвай, несколько детей подготовительной к школе группы и Незнайка садятся в него. Незнайка сразу же высовывается в окно.

Ведущая. Любопытный, ты куда?

Рельсы там и провода!

Так и вывалиться можно,

Надо ездить осторожно!

Исполняется песня «Трамвай»

Ведущая. Обходить вагон не глядя

Не позволит постовой.

Регулировщик. Кто трамвай обходит сзади,

Тот рискует головой!

Дети идут к пешеходному переходу.

Ведущая. Хорошо ехать по улицам, когда горит зеленый глаз светофора, и смотреть на родной город.

 Ребенок. Улицей широкой, гулкой

Едут дети на прогулку.

Впечатлений очень много,

Будет радостной дорога!

Исполняется песня «Наш город»

Регулировщик.  Выполняй закон простой:

Красный свет зажегся —

Дети.        Стой!

Регулировщик. Желтый вспыхнул —

Дети.        Подожди!

Регулировщик. А зеленый свет —

Дети.        Иди!

Загорается зеленый свет. Дети под марш выходят из зала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по правилам дорожного движения

Мною разработаны дидактические игры по правилам дорожного движения. Любому педагогу ДОУ можно пользоаваться материалом, а так же дорабатывать его по своему усмотрению....

Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

Эти дидактические игры помогут в простой игровой форме познакомить ребенка с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Ведь, именно в играх, дети легко и быстро запоминают то, что может им ...

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей старшего и подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемушка»

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения с профессором «Почемушка» представляет собой  картонную папку, обклеенную самоклеющейся бумагой. На странице папки имеют...

Методическая разработка дидактической игры по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдать положено!"

Методическая разработка дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения "Правила дорожные соблюдпть положено!". Разработка стала победителем районно...

Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»

Дидактическая играпо правилам дорожного движения для детей подготовительного возраста«Правила дорожного движения с профессором Почемучкин»...