Мастер-класс по НОД в подготовительной группе
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Ольга Борисовна Карева

Тема: « Огонь в природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olga.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

"Кузбасский региональный институт повышения квалификации

 и переподготовки работников образования"

 Факультет повышения квалификации

Кафедра общественных дисциплин

                     

Мастер-класс по НОД в подготовительной группе

Тема: « Огонь в природе»

           

 

                                   

                             г. Ленинск – Кузнецкий

                                                    2015г.

 План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, тема: «Огонь в природе»

Автор занятия: Карева О.Б., воспитатель муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБДОУ №49  городского Ленинск-Кузнецкого округа.

Интеграция образовательных областей:

Познание (ребенок и окружающий мир), безопасность, коммуникация, социализация, музыка, физическая культура. Художественная литература, художественное творчество.

Цель:

- закреплять и расширять знания об огне;

- дать представление о том, где встречается огонь в природе (вулкан, молния);

- закреплять представления о правилах безопасного поведения.

Задачи:

о.о. «Безопасность»

- закрепление знаний о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам: «01», «02», «03»;

- закрепление правил безопасного общения с бытовыми предметами;

- формирование у детей понимания необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности.

о.о. «Познание»

- совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности;

- расширение и уточнение представлений детей о предметном мире;

- наблюдение таких явлений природы как иней, град, туман, дождь;

о.о. «Коммуникация»

- поощрение стремления детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний;

- формирование умения отстаивать свою точку зрения;

- развитие умения содержательно, эмоционально, рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях;

- поощрение самостоятельности суждений.

о.о. «Социализация»

- развитие инициативы, организаторских способностей;

- развитие умения действовать в команде;

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычки сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом;

- воспитание уважительного отношения к окружающим. Формирование привычки не вмешиваться в разговор взрослых; слушать собеседника и не перебивать без надобности.

о.о. «Художественное творчество»

- совершенствование умения изображать предметы по памяти и с натуры;

- формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности;

- воспитание самостоятельности;

- развитие коллективного творчества.

о.о «Физическая культура»

- поддержание проявления интереса к физической культуре и спорту;

- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

о.о. «Чтение художественной литературы»

- развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе;

- развитие умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

о.о «Музыка»

-обогащение музыкальных впечатлений детей (вызывая яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера).

Методы и приемы:

Рассматривание иллюстраций, рассказ педагога, вводные и обобщающие беседы, вопросы к детям, упражнения в играх.

Материалы и оборудование:

- иллюстрации с изображением огня;

- иллюстрации к ситуациям;

- иллюстрации с изображением вулкана, молнии, молниеотвода,

- трещотка;

- маски огня, туч;

- восковые мелки, альбомные листы.

Формыорганизации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Игровые упражнения к физ. минутке

Имитационная игра «Вулкан»

Игровая

д/и «Если случается беда»

д/и «Последовательные картинки»

д/и «Хорошо-плохо»

м/и «4 стихии природы»

разыгрывание сушки из стихотворения «Грозы»

Продуктивная

Рисование «Природный огонь»

Коммуникативная

Беседы: «Огонь- наш друг», «Огонь – наш враг»

Вопросы

Речевые ситуации

Музыкально-художественная

Прослушивание музыки «Огонь», «Шум грозы»

Чтение

Чтение стихотворения о грозе (А.Дитрих)

Логикаобразовательнойдеятельности

№ п/п

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Сюрпризный момент:

Стук в дверь и под музыку «Танец огня» вбегает и танцует ребенок-огонь. Воспитатель читает загадку об огне и спрашивает, какие они знают пословицы, поговорки, загадки о нем.

- наблюдают;

- отвечают на вопросы.

- проявление интереса детьми к образовательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков.

2

Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и вспомнить, когда огонь можно назвать «Огонь – наш друг» и «Огонь – наш враг». Уточняет, что может послужить причиной пожара; какие правила нужно соблюдать дома и на улице (в лесу).

Беседа по иллюстрациям.

д/и «Если случится беда»

д/и «Последовательные картинки»

д/и «Хорошо-плохо»

- рассматривают иллюстрации;

- отвечают на вопросы;

- составляют последовательный рассказ по сюжетным картинкам;

- Анализируют ситуации.

- формирование знаний об огне;

- о безопасности дома;

- развитие связной речи, формирование диалогической речи;

- развитие логического мышления.

 

3

Физкультурная пауза:

Здесь мы учимся недаром: (Гладят себя по голове)

Не допустим мы пожара

(Поднимают руки вверх, имитируют движение языком пламени)

Спички уберем на полу,

(имитируют действия)

Не зажжем костер без толку

(Грозят пальцем)

Будем помнить день за днем: Осторожен будь с огнем (маршируют)

Выполняют движения согласно тексту.

Активизация двигательной деятельности.

4

Воспитатель уточняет с детьми, что огонь прочно вошел в жизнь людей и служит человеку.

Знакомит детей с такими проявлениями огня как: вулкан, гроза, молния. Рассказывает полезные и вредные действия вулкана, Имитационная игра «Вулкан».

Уточняет, что такое молния; как возникает гром.

Предлагает детям вспомнить, какие правила нужно соблюдать во время грозы.

д/и «Четыре стихии природы».

- внимательно слушают;

- рассматривают иллюстрации;

- отвечают на вопросы;

- играют в игры;

- инсценировка из стихотворения «Гроза».

- формирование знаний о проявлениях огня, как вулкан, молния; -заинтересованность детей;

- формирование знаний о безопасности во время грозы.

5

Рефлексия.

Ребенок «Огонь» ведет беседу с детьми о пользе и вреде приносимыми огнем.

Где в естественных условиях природы встречается огонь? Он предлагает детям нарисовать рисунки на тему: «Не шути с огнем».

- ответы детей;

- рисуют на заданную тему.

Формирование познавательного интереса через творчество.

Конспект занятия «Огонь в природе»

Ход занятия:

Сюрпризный момент:

 В: Отгадайте загадку. «Накормишь - живет, напоишь, умрет» (огонь)

Стук в дверь и под музыку « Танец огня» вбегает и танцует ребенок-огонь.

Ребята! Какие пословицы, поговорки и загадки вы обо мне знаете?

Наш дед Ермолой, съест всечто не дай?

Что, дотронувшись едва, превращает дым в дрова?

Накормишь ,живет, напоишь умрет?

Дерево с огнем не дружит

Был в огне, да не обжегся

С огнем и водою не поспоришь и т.д.

В; давайте рассмотрим иллюстрации и вспомним когда огонь можно назвать» Огонь- наш друг»и «Огонь- наш враг»                                    

Беседа по иллюстрациям

Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Для чего нам нужен огонь? Ответы детей (подборка картинок)

Чтение стихов о пользе огня

1. Ребенок

Мне бабуля говорила

Что огонь нам друг и враг

Без него темно бы было,

Жили б мы совсем не так

2. Ребенок

Мы б от холода дрожали,превратились бы в пингвиновИли мамонтами стали,обросли бы шерстью длинной.

3. Ребенок

Телевизора б не знали

Ни поесть и не попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, трудно было жить.

Но огонь может быть не только другом и помощником человека, но и врагом. Это зависит, от того правильно ли используется огонь. Не осторожное обращение с огнем может быть причиной пожара.

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом.

 Но самое страшное - при пожаре могут погибнуть Люди. Подумайте, и скажите, от чего возникает пожар?

Дети: Если баловаться дома со спичками(слайд1)

 Воспитатель: Это одна из причин возникновения пожаров. Еще.

Дети: Если забыть выключить электроприборы или сушить белье над плитой(слайд2)

Воспитатель: Верно.

Не суши над газом штаны после стирки,

то от штанов останутся дырки!

Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи. Если находишься на даче, нельзя без взрослых подходить к печке и открывать печную дверку (может выкатиться уголек, тогда загорится весь дом) (слайд3)

Воспитатель: Верно, вы знаете, отчего может возникнуть пожар в помещении. А еще вы сказали, что пожар может быть в транспорте. Давайте подумаем, каковы причины пожара на транспортных средствах (слайд4)

Дети: Кто-то из взрослых случайно бросил сигарету, кто-то из детей играл со спичками.

Воспитатель: И становятся виновниками пожаров

Воспитатель показывает детям плакаты «Детям о правилах пожарной безопасности»

Д/игра: «Хорошо или плохо»

Воспитатель читает четверостишия. Дети после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: «Это я, это я, это все мои друзья! », а если уверенны, что действия неправильны, то молчат.

Воспитатель:

Кто, задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

От коварного огня?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель:

Кто пожег траву у дома,

Подпалил ненужный мусор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

(Ребята молчат)

Воспитатель:

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнем недаром

Завершается пожаром?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель:

Кто украдкой в уголке

Жег свечу на чердаке?

Загорелся старый стол,

Еле сам живой ушел!

(Ребята молчат)

Воспитатель:

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель:

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил,

Что костер не затушил.

Ребята молчат

Воспитатель:

Кто, видя сушняк в огне,

Знает точно: быть беде?

Ветку кто не поджигает,

От пожара лес спасает?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Пожар всегда возникает неожиданно. И взрослые, и дети на пожаре действуют не всегда правильно.

Правила поведения при пожаре.(слайд1)

1.Не поддаваться панике

Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше.

Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало, или можно вылить кастрюлю воды.

Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью.

2.Немедленно покидать горящее помещение.

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе.

И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01. Пусть знает каждый гражданин

Пожарный номер-01

3.Пожар на природе(слайд7)

Пожар - самая большая опасность в лесу. Нельзя играть с огнем в лесу, разжигать костер без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от костра, чтобы лес загорелся. Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Старайся бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

4.Пожар в транспорте.

Если в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая случается пожар, нужно открыть двери кнопкой аварийного открывания. Если двери не открываются или в них образовалась пробка, нужно разбить боковое окно и немедленно выбираться.

Физкультурная пауза:

Здесь мы учимся недаром (Гладят себя по голове)

Недопустим мы пожара (поднимают руки вверх, имитируют движение языков пламени)

Спички уберем на полку (имитируют действие) Не зажжем костер без толку ( грозят пальцем) Будем помнить день за днем: Осторожен будь с огнём (маршируют)

В: Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать?

 Магма по жерлу рвется наружу

, Выход из кратера очень ей нужен.

 Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный...   ( вулкан).

Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан, слайд 1) Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».(слайд2)

-Когда вулканы «спят»(слайд 3). то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются»(слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток - лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянноследятученыевулканологи(слайд5)С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

- Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 6), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые - вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать,

как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

Вулканы - несмотря на их грозность очень красивые горы В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд7)

Игра Вулкан( имитировать проснувшийся вулкан)

В: Ребята, а вы боитесь грозы?

В глубокой древности грозы боялись все- от мала до велика. Люди тогда думали. Будто это бог - молнии Перун мечет на землю огненные стрелы.(слайд"!)

Но боялись они не столько огненных стрел. Сколько грома. Еще бы как загремит- земля дрожит. А что гремит -непонятно.

Инсценировка из стихотворения « Гроза» (Дети в масках огня и туч читают стих)( слайд2)

Говорила туча туче: -прочь с дороги Пар летучий!

 Ты не видишь -я спешу. Налечу и сокрушу.

 Отвечала туча туче: - Ты сама сверни - ка лучше.

 Не уйдешь с дороги прочь! Разнесу тебя на клочья!

 Раскатился смех в ответ: уступить дорогу? Нет!

Гряну саблей громовой простишься с головой!

 -Не пугай. На этот случай .У меня заряд гремучий,

Буду биться я с тобой Электрической стрелой..Почернели обе тучи,

Лбы-что каменные кручи.

 И, как в поле два быка.

Сшиблись в небе облака

Вмиг вокруг все потемнело,

В страхе мир закрыл глаза.

Обе тучи то и дело.

Мечут огненные стрелы,

Насмерть саблями разя.

Покатил по небу гром,

Сотрясая все кругом

Тут сверкает, блещет там

Трах!- и небо пополам!

И дрожат леса, поля:

Вдруг расколется земля?! (Дитрих, А; ЮрминГ; Почемучка)

В: Отчего получается гром?

От молний, это из-за них весь шум и треск. Вот и от настоящего грома-ни-какого вреда. Опасаться надо молнии, которая   его породила, (слайд 3; 4)

Молния- это огромная электрическая искра. В считанные секунды, она

пролетает по небу несколько километров. Воздух на всем ее пути   .

мгновенно раскаляется. Происходит самый настоящий взрыв. Звук от

него мы и называем громом.

(слайд5)

С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб- разнесет в щепки,

угодит в сарай, и копну сена подожжет, и пожар устроит.

(слайд6;7;8;9)

Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для

электрических проводов приходится защищать молниеотводом

.Это такой металлический стержень. Один его конец возвышается над

высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небесная

искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и. не

причинив никому и ничему никакого вреда, уходит по ней в землю.

В: Скажите , а может ли молния зажигать лампочки в домах?

Нет., хоть молния и могуча, но расходует она свою силу в один миг: запас электричества у нее совсем маленький.

В: как нужно себя вести во время грозы?

 ПАМЯТКА

Если вы находитесь дома

1.     Закройте двери и окна, так как сквозняк может привлечь молнию.

2.     Не касайтесь ничего, что имеет контакт с внешним миром: антенна, телефон, металлические детали на балконе, лоджии, окнах и т.п.

3.     Выключите все электроприборы и электронную аппаратуру. Помните: молния способна поразить человека на расстоянии двух-трех метров от электропроводки.

4.     Старайтесь находиться подальше от воды: не мойте посуду, не принимайте душ, ванну.

5.     Перекройте заслонку печи, исключив тем самым привлекательный для молнии тепловой поток; старайтесь находиться подальше от печи. Если вы оказались на улице (в поле)

1.Спрячьтесь в здании (укрытии), желательно защищенном молниеотводом.

2.     Не находитесь вблизи металлических или сетчатых оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления молниеотвода.

3.     Оказавшись на открытой местности, присядьте, пригните голову к коленям, так как эта поза менее опасная.

Если вы в лесу (на отдыхе)

1.Не стойте под деревьями, одиноко растущими на берегу водоёма, и, прежде всего: под тополем, дубом, елью, вязом, орешником.

2.     Не купайтесь в открытых водоёмах, не переходите вброд реку, отойдите подальше от ручья, болота, берега реки, родника. Наиболее безопасное место - сухая ложбина между холмами.

3.     Потушите костер, помня привлекательность для молнии теплового потока.

4.     Внутри палатки лучше располагаться на раскладушке или надувном матраце; при этом не следует касаться опорных столбов и мокрого полотна палатки.

5.     В горах держитесь подальше от горных гребней, острых возвышающихся скал и вершин. Спуститесь как можно ниже. Металлические предметы соберите в рюкзак и спустите на веревке на 20 - 30 метров ниже по склону от своего местонахождения.

6.     Во время грозы не занимайтесь спортом на открытом воздухе, прекратите движение на велосипеде или мотоцикле и переждите грозу на расстоянии не менее 30 метров от них.

В автомобиле

1.     Заглушите двигатель.

2.     Не дотрагивайтесь до металлических деталей: ручек, дверей и др. Специалисты ещё рекомендуют не пользоваться сотовыми телефонами, чтобы не получить звукового удара, опасного для барабанных перепонок и для самой жизни.

Ребенок «Огонь» благодарит детей за интересные факты из жизни огня, вулкана, молнии и грома. Ребенок «Огонь» загадывает загадки детям

Раскаленная стрела дуб свалила у села (молния)

 В темном небе великан бьет в огромный барабан (гром)

Вот какой обжора есть, все на свете может съесть А когда воды попьет- обязательно уснет ( огонь)

Ото сна гора проснулась

Забурлила, закипела

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла

Лаву льет как мед густую

Как назвать гору такую { вулкан)

Летала мошка - сосновая ножка, на стог села - всё сено съела (спичка)

Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)

Смел огонь, они смелее Он силен, они сильнее, Их огнем не испугать, Им к огню не привыкать! (пожарные)

Дети.

• Нельзя играть со спичками.

• Не оставлять включенными электроприборы без присмотра.

• Не оставлять не затушенных костров.

• Не поджигать сухую траву, тополиный пух. Ребенок «Огонь»

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шутить нельзя!

Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки на тему «Не шути с огнем

Выставка рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ШЛЯПНЫЙ ВЕРНИСАЖ».

Совместное творчество детей и родителей : что может быть прекраснее! Дети удивляют родителей, а родители - детей!...

Мастер - класс для родителей и детей подготовительной группы "Новогодняя мастерская"

Конспект мастер-класса для родителей и детей по изготовлению новогодних украшений из бумаги с презентацией....

Мастер-класс: «Цветы из гофрированной бумаги» подготовительная группа

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом работы с гофрированной (креповой ) бумагой. Готовясь к празднику 8 Марта мы с детьми решили, что подарим мамам и бабушкам цветы, но не живые, т.к. мы бере...

Мастер класс открытого логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Говорим красиво»

Материал адресован учителям - логопедам, воспитателям детских садов....

Мастер-класс для воспитателей с детьми подготовительной группы на тему "Лес - наш зеленый друг".

В мастер-классе для воспитателей представлен конспект интегрированного занятия. В нем представлены игры на знание правил поведения  в лесу, знание деревьев по листьям, диких животных и их приспос...

Мастер -класс. Нетрадиционное родительское собрание в подготовительной группе "Урок воспитания"

Цель: 1. Активизация родительского участия в воспитании детей.2.  Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать....