Главные вкладки

    Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма
    рабочая программа по обж на тему

    Громилина Людмила Владимировна

    Данный материал будет интересен педагогам ДОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_raboty_po_pdd_1.doc319 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация  работы

     по профилактике

    детского-дорожно-транспортного травматизма

    на 2015-2016 учебный год в ГБОУ ООШ №21

    структурном подразделении «Детский сад «Дружная семейка»

       Актуальность: Постоянное увеличение потока автомобилей на дорогах, создает объективную реальность возникновения ДТП. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.

    К сожалению, зачастую причиной ДТП бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится более важной государственной задачей, о особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров- детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Поэтому проблема «ребенок на улице города» или «ребенок и автомобиль» приобретает все большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.

    Основными причинами травматизма детей на дорогах являются:

    -недостаточный контроль взрослых;

    -невнимательность и рассеянность;

    -неумение наблюдать;

    -отсутствие быстрой реакции.

    Безопасность детей на дорогах зависит от действий взрослых, вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие  и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем школа.

    Для решения проблемы по профилактике ДТТ, актуализируя данную тему, составлен план систематической и планомерной  работы  с детьми, педагогами, родителями.

    Организация работы строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны и реализуются в единстве.

    Принцип системности: работа должна проводится систематически, весь учебный год, при гибком распределении программного материала в течении недели (можно выбрать определенный день недели).

    Принцип сезонности: следует по возможности использовать местные условия.

    Принцип учета условий местности: формирование опыта взаимодействия с окружающей средой, осознание источников опасности.

    Принцип адресного подхода: учет индивидуальных особенностей группы.

    Принцип интеграции: содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

    Принцип координации деятельности педагогов.

    Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОО и семьи.

    Содержание работы.

    Цель : создание в ДОО условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

    Задачи:

    Создать в педагогическом коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.

    Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.

    Активизировать внимание родительской общественности к решению задач по обучению детей дорожной азбуке.

    Организовать предметно – развивающую среду в группах ДОО по проблеме.

    Привлечь к взаимодействию органы образования, здравоохранения, ГИБДД .

    Принципы организации образовательного процесса:

    Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

    Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

    Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

    Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

    Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

    Возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных возрастных группах и классах  с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

    Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях образовательного  учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.


    Методы и технологии, применяемые с детьми

    Методы активизации родителей и педагогов

    Ситуативное общение.

    Интерактивный метод обучения.

    Моделирование опасных и безопасных

    дорожных ситуаций.

    Личностно-ориентированная технология.

    Технология игрового обучения.

    Метод наблюдения и беседы.

    Игровые обучающие ситуации.

    Блиц-опросы.

    Обсуждение разных точек зрения.

    Решение проблемных задач семейного

    воспитания.

    Ролевое проигрывание ситуаций.

    Тренинговые игровые упражнения и задания.

    Анализ родителями и педагогами

    поведения ребенка.


    Задачи по обучению дошкольников Правилам дорожного движения:

    I младшая группа

    Задачи:

    Формировать у детей пространственную ориентировку.

    Знакомить детей с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом.

    Обучать различать красный и зеленый цвета.

    Показатели развития:

    Дети различают, могут назвать красный и зеленый цвет.

    Различают автобус, автомобиль и грузовую машину.

    II младшая группа

    Задачи:

    Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

    Закреплять умение различать красный, желтый, зеленый цвета.

    Продолжать знакомить и распознавать некоторые виды транспорта.

    Учить определять и называть из каких частей состоят машины (кабина, колеса, окна, двери).

    Знакомить детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть»; со светофором.

    Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

    Показатели развития:

    Дети могут ориентироваться в пространстве, понимать и употреблять понятия: здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко.

    Во время игры ориентируются на «проезжей части»: поворачиваться направо, налево, разворачиваться, двигаться прямо и в обратном направлении, задним ходом.

    Знают дорогу, улицу, тротуар, некоторые виды транспорта.

    Средняя группа

    Задачи:

    Совершенствовать ориентировку в окружающем пространстве.

    Знакомить детей с разными видами транспорта, их особенностями; определять сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса.

    Знакомить детей с трудом водителя некоторых видов транспорта.

    Расширять знания детей об улице, дороге, перекрестке. Знакомить с понятием: «пешеход», «наземный (подземный) переход».

    Учить детей различать элементы дороги: разделительная полоса, пешеходный переход, полоса движения, остановка общественного транспорта.

    Учить выполнять требования сигналов светофора: красный (стой), красный и желтый одновременно (скоро загорится зеленый); зеленый (иди), мигающий зеленый и желтый (скоро загорится красный).

    Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как мы ехали в детский сад на легковом автомобиле, трамвае.

    Учить изображать на рисунке сигналы светофора.

    Учить определять, кто правильно выполнил правила, кто их нарушил.

    Знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения: места, где можно ходить пешеходам, как переходить проезжую часть.

    Показатели развития:

    Дети знают:

    Ходить можно только в установленных местах дороги (тротуар, обочины, край проезжей части, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, но, не мешая движению велосипедистов).

    Переходить проезжую часть дороги можно только в шести местах проезжей части (пешеходные переходы; наземные переходы; у перекрестка по линии тротуаров или обочин, при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка под прямым углом к краю проезжей части, где она хорошо просматривается в обе стороны движения; на остановках маршрутных транспортных средств при движении к стоящему на остановке транспортному средству или от него со стороны дверей, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной, расположенной на ней.

    Правила перехода проезжей части и опасные места на ней.

    Транспорт не только выполняет работу по перевозке людей и грузов, но и представляет опасность.

    Движение на дороге регулируется дорожными знаками, разметкой и сигналами светофора, а не светом или цветом его.

    Старшая группа

    Задачи:

    Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона.

    Прививать правила пользования маршрутным транспортом: поведение пассажира на остановке, во время посадки, во время движения, при выходе.

    Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения.

    Учить детей распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

    Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира, за действиями регулировщика.

    Показатели развития:

    Дети знают, что перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности – переходить проезжую часть.

    Знают, что ходить нужно по дороге и переходить проезжую часть дороги только в разрешенных местах.

    Соблюдают правила безопасного поведения в общественном транспорте.

    Подготовительная группа

    Задачи:

    Научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге.

    Развивать мышление (обрабатывать полученную информацию, уметь подключать знания, полученные на занятиях).

    Проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации.

    Разъяснить правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.

    Расширять знания детей о работе сотрудников ГАИ.

    Продолжать знакомить с назначением дорожных знаков.

    Систематизировать знания детей о Правилах дорожного движения путем проигрывания проблемных ситуаций.

    Показатели развития:

    Дети умеют определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения.

    Умеют дать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира в опасных ситуациях.

    Сформирован навык выбрать наиболее безопасный путь к школе.

    Сформирован навык воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля кажется далеким, а на самом деле близко, на скользкой дороге тормозной путь увеличивается).

    Знают основные знаки и термины дорожного движения.

    Направления работы сотрудников ДОО:

    1. Заведующий ДОО.

    Распределение функциональных обязанностей между членами коллектива;

    Проведение инструктажей;

    Решение финансовых вопросов (приобретение оборудования, литературы, картин, игрушек и т.п.).

    2. Старший воспитатель.

    Определение места системы Обучения дошкольников правилам дорожного движения в общем образовательном пространстве образовательного учреждения, его связи с другими направлениями.

    Участие в разработке проектов и перспективных планов по обучению детей ПДД и организации предметно-развивающей среды:

    – уголки безопасности в группах;

    – информационные стенды для родителей;

    – площадка для практических занятий с детьми (на территории детского сада).

    3. Воспитатель:

    Создание условий для обучения детей ПДД в группах:

    – оформление уголков безопасности;

    – подбор литературы, фотографий по ПДД;

    – изготовление атрибутов к играм.

    Организация, участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

    Проведение подвижных игр с детьми по ПДД.

    Взаимодействие с родителями.

    4. Медицинский работник.

    Участие в оценке образовательной работы в ДОО с точки зрения состояния здоровья детей.

    5. Музыкальный руководитель.

    Разработка сценариев праздников и развлечений по ПДД.

    Подбор музыкальных произведений.

    6. Помощники воспитателей:

    Помощь в организации предметно-развивающей среды.

    Участие в праздниках, развлечениях по ПДД.

    Формы организации

    образовательного процесса по ПДД:

    • Работа с педагогами: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль.
    • Работа с детьми: занятия, праздники и развлечения, целевые прогулки и экскурсии, игры, проведение тематических недель, диагностика.
    • Работа с родителями: анкетирование; совместные выставки с детьми рисунков, поделок; родительские собрания; дни открытых дверей; совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами; помощь родителей в организации развивающей среды; просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты). Взаимодействие с организациями: ГИБДД, библиотека, школа№21

    План тематического контроля по теме:

    «Дорожная азбука»

    Время проведения _______________

    Цель: анализ системы работы по обучению детей правилам дорожного движения в разных видах деятельности

    Разделы плана

    Методика

    1. Обследование знаний и умений детей.

    Беседа с детьми по теме.

    Анализ деятельности детей на занятиях.

    Анализ самостоятельной деятельности детей.

    Анализ игровой деятельности.

    2. Оценка профессионального мастерства воспитателя.

    Анализ проведения воспитателями занятий.

    Анализ руководства сюжетно-ролевыми, дидактическими играми по теме.

    Наблюдение за организацией целевых прогулок.

    Собеседование с воспитателями по теме.

    3. Создание условий для воспитания и обучения детей в группе, в ДОУ.

    Посещение групп.

    Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения ее содержания в ДОУ.

    4. Планирование работы.

    Проверка планирования занятий, целевых прогулок, индивидуальной работы с детьми.

    5. Работа с родителями.

    Анкетирование родителей.

    Анализ наглядной информации для родителей.

    Протокол обследования предметно-развивающей среды

    по теме «Дорожная азбука»

    Проверку проводила старший воспитатель Кухарева Г.С.

    «___» ___________   20   г.

    Вопросы на контроле

    Возрастная группа

    I млад

    шая

    II млад

    шая

    I средняя

    II средняя

    Старшая

    Подготовитель

    ная

    Уголок безопасности

    Игры:

    -на подиуме;

    -настольно-печатные;

    -подвижные;

    -дидактические;

    -сюжетно-ролевые

    Познавательная литература для детей

    Иллюстратив-

    ный материал

    Наглядная информация для родителей

    Детские работы по ПДД

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ

    РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПДД

    План проведения обучающих занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде.

    Основные из них:

    -умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

    -умение различать величину транспорта;

    -умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

    -знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

    -понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

    -понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

    -умение связно выражать свои мысли.

    Каждое из занятий должно иметь свои цели и задачи.

    Например, занятие "Предвидение опасности на улицах" имеет следующие задачи:

    -ввести в активный словарный запас основных понятий по дорожной лексике (пешеход, водитель, пассажир, светофор, тротуар, бордюр, проезжая часть дороги, дорожные знаки, пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, дорожная разметка "зебра", опасность, безопасность, авария (дорожно-транспортное происшествие));

    познакомить с основными видами транспортных средств;

    -определить опасные места вокруг дошкольного учреждения, в микрорайоне проживания, во дворе, на улицах по дороге в детский сад;

    -проложить отрабатывать совместно с детьми безопасный маршрут движения;

    -разъяснить детям типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и наездам на пешеходов;

    -рассказать об опасностях на улицах и дорогах, связанных с погодными условиями и освещением;

    -научить быть внимательными, уметь видеть и слышать, что происходит вокруг, осторожно вести себя во дворах, на тротуаре, при движении группой, при езде на велосипеде, роликовых коньках, скейтборде, самокате, санках;

    -обучить быстрой ориентации в дорожной обстановке: осматриваться при выходе из дома, находясь во дворе, на улице, не выходить на проезжую часть дороги из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка, на бордюре; не играть возле проезжей части дороги.

    Также воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей, подготовительной группах и группе кратковременного пребывания детей в дошкольном учреждении. Учитывая, что дошкольники имеют разный уровень индивидуального развития, занятия нужно проводить с учетом их интересов.

    Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска".

    Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

    Рекомендуется использовать в образовательной деятельности с дошкольниками следующие  педагогические технологии:

    -моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

    -самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

    -интерактивный опрос;

    -коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

    Примерная тематика занятий с дошкольниками

    "Дорога в дошкольное учреждение".

    "Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению".

    "Предвидение опасности на улицах".

     "Виды транспортных средств".

    "Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке".

    "Нахождение на улице с взрослыми и правила перехода проезжей части дороги".

    "Опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров".

    "Виды и сигналы светофоров".

    «Пешеходный переход (подземный, надземный и наземный – "зебра")».

    "Дорожные знаки для пешеходов".

    "Развитие глазомера для определения расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей".

    План работы по обучению дошкольников

    правилам дорожного движения

    Первая младшая группа

    I квартал

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    1.Окружающий мир

    Прогулка «Знакомство с улицей».

    2.Игра «Воробышки и автомобиль.

    1.Лепка

    «Светофор».

    2.Художественная литература 

    Чтение стихотворения «Светофор»

    В. Кожевникова. Рассказ воспитателя о светофоре

    1.Развитие речи

    Рассматривание  картины «Улица города».

    2. Театр

    Театрализованное представление для детей по ПДД.

    1.Конструирование

    «Дорожки».

    2. Игра «Беги ко мне».

    1.Рисование

    «Светофор».

    2. Наблюдение за игрой детей старших групп в «Автогородке.

    II квартал

    1.Окружающий мир

    Рассматривание автобуса и грузового автомобиля (игрушки).

    2.Игра «Красный цвет – беги ко мне, а теперь – зеленый».

    1.Лепка

    «Колеса для автомобиля».

    2.Художественная литература

    Чтение стихотворения Я. Пишумова «Машина моя».

    1.Развитие речи

    Рассматривание картины «Улица города». Рассказ воспитателя о транспорте, светофоре, «зебре» (закрепление).

    2.Игра «Поезд».

    1.Конструирование

    «Машина».

    2.Игра «Воробышки и автомобиль.

    1.Рисование

    «Зебра на дороге».

    2. Наблюдение за игрой детей старших групп в «Автогородке».

    Примерный план работы по обучению дошкольников

    правилам дорожного движения

    Вторая младшая группа

    I квартал

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    1.Познавательное развитие

    Рассматривание грузового автомобиля.

    2.Игра 

    «Воробышки и автомобиль.

    1.Познавательное развитие

    ФЭМП Ориентировка в пространстве (здесь, там, вверху, внизу, близко, далеко).

    2.Игра

    «Кот и мыши» (ориентировка в пространстве).

    1.Речевое развитие

    Чтение стихотворения «Светофор»

    В. Кожевникова. Рассказ воспитателя о светофоре.

    2. Театр

    Театрализованное представление для детей по ПДД.

    1. Познавательное развитие

    Конструирование «Дорожки».

    2. Прогулка

    Наблюдение за работой светофора.

    1.Художественно-эстетическое развитие. Рисование

    «Светофор».

    2.Игра 

    «Воробышки и автомобиль.

    II квартал

    1. Познавательное развитие.ФЦКМ

    Сравнение автобуса и грузового автомобиля (игрушки).

    2.Игра

     «Лови мяч» - на быстроту реакции.

    1. Познавательное развитие. ФЭМП

    Ориентировка в пространстве (закрепление понятий). Красный, желтый, зеленый (закрепление цветов).

    2.Игра

    «Найди свой цвет».

    1.Речевое развитие.

     Рассматривание картины «Улица города». Рассказ воспитателя. Знакомство детей с понятиями: «улица», «дорога», «тротуар», «проезжая часть».

    1.Художественно-эстетическое развитие.

    Аппликация

    «Автобус».

    2.Прогулка

    Наблюдение за транспортом.

    1.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    «Улица города».

    2.Игры

     «Лови мяч», «Кот и мыши».

    Средняя группа

    I квартал

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    1.Познавательное развитие

     ФЦКМ «Какие бывают машины»

    Рассматривание пассажирского и грузового транспорта (иллюстрации). Рассказ воспитателя о труде водителей.

    2.Физическое развитие.

    П/и

     «Воробышки и автомобиль.

    1.Познавательное развитие

    ФЦКМ

    Ориентировка в пространстве (вперед-назад, направо-налево).

    2.Социально-коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевая игра

    «Пассажиры» (знакомство с правилами поведения пассажиров).

    1.Речевое развитие

     Чтение рассказа Н.Носова «Автомобиль».

    2.Социально-коммуникативное развитие

    Театрализованное представление для детей по ПДД.

    1.Познавательное развитие

    Конструирование из бумаги

    «Автобус».

    2. Прогулка

    Сравнение легкового и грузового автомобилей.

    1.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    «Машины на дороге».

    2.Физическое развитие.

    П/и «Цветные автомобили».

    II квартал

    1.Познавательное развитие

    ФЦКМ

    Экскурсия «Улица города» (знакомство с «улицей», «дорогой», «переходом».

    2. Физическое развитие.

    Игра

     «Лови мяч» - на быстроту реакции.

    1.Познавательное развитие

    ФЭМП

    Ориентировка в пространстве (закрепление понятий). Красный, желтый, зеленый (закрепление цветов).

    2.Социально-коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевая игра

    «Пешеход» (знакомство с правилами дорожного движения для пешеходов).

    1.Речевое развитие

    Рассматривание картины «Улица города». Закрепление понятий: «улица», «дорога», «транспорт», «переход», «светофор».

    2.Физическое развитие.

    Игра

    «Кот и мыши».

    1.Художественно-эстетическое развитие.

    Аппликация

    «Светофор».

    2.Социально-коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевая игра в «Автогородке»

    «Наша улица».

    1.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    «Улица города».

    2.Игра

    «Цветные автомобили».

    3.Праздник-развлечение для детей «Правила дорожные знать каждому положено» (с участием родителей).

    Старшая группа

    I квартал

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    1.Познавательное развитие

    ФЦКМ

    «Какой бывает транспорт».

    Беседа по иллюстрациям о различных видах транспорта.

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Лепка (из теста)

    «Городской транспорт».

    3.Прогулка

    Наблюдение за транспортом.

    4.Игра

     «Встань так, чтобы…» (на ориентировку в направлениях по заданному условию)

    1.Познавательное развитие

    ФЦКМ

    Ориентировка в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом).

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    «Транспорт на улице города».

    3.Социально-коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевая игра

    «Пассажиры» (закрепление правил поведения пассажиров).

    1.Речевое развитие

    Рассматривание и рассказ детей по картине «Улица города» (уточнение элементов дороги).

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Аппликация

    «На нашей улице»

    (коллективная).

    3.Социально-коммуникативное развитие

    Театр

    Театрализованное представление для детей по ПДД.

    1. Познавательное развитие

     ФЦКМ «Дорожные знаки, светофор».

    2.Познавательное развитие

    Конструирование из бумаги

    «Светофор».

    3. Прогулка

    Перекресток, наблюдение за работой светофора.

    1.Речевое развитие

    Заучивание стихотворения

    С. Михалкова «Если свет зажегся красный..».

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    «Наша улица».

    3.Физическое развитие.

    Игра

     «Цветные автомобили.

    II квартал

    1. Познавательное развитие

     ФЦКМ «Школа пешеходных наук» (дорожные знаки, светофор, правила перехода улицы, правила поведения в общественном транспорте).

    2.Художественно-эстетическое развитие. Лепка

    «Светофор».

    1. Познавательное развитие

    ФЭМП

    Ориентировка в пространстве.  Геометрические фигуры (закрепление понятий).

    2.Художественно-эстетическое развитие. Рисование

    «Дорожные знаки».

    3.Социально-коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевая игра

    в «Автогородке» «Пешеходы».

    1.Речевое развитие

    «Что мы видели на улице»

    (решение проблемных ситуаций).

    2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация из природного материала

    «Наша улица».

    3.Игра

    «Наша улица» (составление модели).

    1. Познавательное развитие

    ФЦКМ Экскурсия к перекрестку.

    2.Познавательное развитие

    Конструирование из строительного материала и деталей конструкторов

    «В два ряда дома стоят».

    3.Праздник-развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» (с участием родителей).

    1.Речевое развитие

    Художественная литература

    Чтение и обсуждение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат».

    2.Художественно-эстетическое развитие. Рисование

    «Регулируемый перекресток».

    3.Моделирование ситуаций «Что было бы если…»

    Подготовительная группа

    I квартал

    Понедельник

    Вторник

    Среда

    Четверг

    Пятница

    1. Познавательное развитие

     ФЦКМ «Какой бывает транспорт».

    Беседа по иллюстрациям о различных видах транспорта, о служебном транспорте.

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Лепка (из теста)

    «Городской транспорт».

    3.Прогулка

    Наблюдение за транспортом.

    4.Игра

     «Море волнуется» (на ориентировку в пространстве).

    1.Познавательное развитие

    ФЭМП

    Геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, прямоугольник). Деление на части, сравнение: целое и часть.

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    «Служебный транспорт».

    3.Социально-коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевая игра

    «Пассажиры» (закрепление правил поведения пассажиров).

    1.Речевое развитие

    Рассматривание и рассказ детей по картине «Улица города» (элементы дороги, дорожные знаки, работа светофора, транспорт).

    2.Художественная литература

    Чтение, беседа по содержанию, пересказ рассказа Н.Носова «Автомобиль».

    3.Социально-коммуникативное развитие

    Театр

    Театрализованное представление для детей по ПДД.

    1. Познавательное развитие

     ФЭМП «Создание модели улицы» (ориентировка на листе бумаги).

    2.Познавательное развитие

    Конструирование из бумаги

    «Служебный транспорт».

    3.Социально-коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевая игра

    в «Автогородке» «Пешеходы».

    1.Познавательное развитие

    ФЦКМ

    Экскурсия к перекрестку

    (работа светофоров, дорожные знаки, движение транспорта).

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    «Регулируемый перекресток».

    3.И.О.С.

     «Служебные автомобили.

    II квартал

    1. Познавательное развитие

     ФЦКМ 

    «Школа пешеходных наук» (дорожные знаки, светофор, правила перехода улицы, правила поведения в общественном транспорте).

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Аппликация

    «Светофор».

    1. Познавательное развитие

    ФЭМП Составление плана-схемы «Наша улица» (ориентировка на листе бумаги).

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование

    «Дорожные знаки».

    3.Сюжетно-ролевая игра

    в «Автогородке» «Регулировщик и пешеходы».

    1. Познавательное развитие

     ФЦКМ 

    «Что мы видели на улице»

    (решение проблемных ситуаций).

    2.Речевое развитие

    Художественная литература

    Заучивание стихотворения

    С. Михалкова «Если свет зажегся красный..».

    3.Игра

    «Испорченный телефон».

    1.Познавательное развитие

     ФЭМП

    «В гости к Кубарику».

    2.Познавательное развитие.

    Конструирование из строительного материала и деталей конструкторов

    «В два ряда дома стоят».

    3.Праздник-развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» (с участием родителей).

    1. Познавательное развитие

    ФЦКМ

    Правила и безопасность дорожного движения (итоговое

    2.Художественно-эстетическое развитие.

    Рисование (коллективное)

    «Наша улица».

    3.Физическое развитие.

    Игра

     «Пройди путь».

    Примерная тематика целевых прогулок

    Группа

    Тематика

    Периодичность

    проведения

    Вторая младшая

    • знакомство с улицей;
    • наблюдение за работой светофора;
    • наблюдение за транспортом;
    • пешеходный переход

    1 раз в 2 месяца

    Средняя группа

    • знакомство с улицей;
    • наша улица;
    • сравнение легкового и грузового автомобиля;
    • наблюдение за работой светофора

    1 раз в 2 месяца

    Старшая группа

    • улица;
    • правила поведения на улице;
    • наблюдение за транспортом;
    • прогулка пешехода;
    • переход;
    • перекресток;
    • наблюдение за работой светофора;
    • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
    • прогулка к автобусной остановке

    1 раз в месяц

    Подготовительная группа

    • улицы и перекрестки;
    • правила дорожного движения;
    • наблюдение за работой светофора;
    • наблюдение за движением машин и работой водителя;
    • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
    • значение дорожных знаков;
    • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
    • пешеходный переход (подземный и наземный);
    • островок безопасности

    1 раз в месяц

    Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука»

    Младшая группа (3-4 года)

    Фамилия, имя ребенка

    Вопросы

    Что такое улица

    На какие части делится улица (проезжая часть, тротуар)

    Какие названия улиц ты знаешь

    Что помогает пешеходам пройти проезжую часть

    На какой сигнал светофора можно переходить дорогу

    Какие виды транспорта ты знаешь

    Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

    Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука»

    Средняя группа (4-5 лет)

    Фамилия, имя ребенка

    Вопросы

    Где расположен тротуар? Почему люди могут ходить только по нему

    Что такое дорога

    Где люди должны переходить улицу

    Когда можно переходить улицу

    Какие сигналы есть у светофора? Что они обозначают

    Почему нельзя играть на дороге

    Какие виды транспорта ты знаешь

    Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.


    Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука»

    Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

    Фамилия, имя ребенка

    Где безопасно переходить улицу

    Как найти место перехода улицы

    Как перей

    ти через дорогу

    Что обозн. Крас

    ный (зел., желт.) сигнал светофора для пешеходов,водите

    лей

    Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршр транс

    порта

    Поче

    му нельзя играть на дороге

    Поче

    му по тротуару нельзя ходить тол

    пой

    Назовите виды транс

    порта

    На каких маши

    нах устанавл. сиг

    нал «Сирена»

    Для чего вдоль дорог поставлены знаки

    Какие знаки тебе известны, что обозначают

    Какие прави

    ла необход.соблюдать пассажиру обществен. транс

    порта

    Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.


    План взаимодействия педагогов и родителей

    на 2015-2016 учебный год

    по обучению детей правилам дорожного движения

    Действия

    Форма

    Временные рамки

    Результат

    1.Выявление интересов, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

    -Анкетирование №1 «Правила и безопасность дорожного движения».

    -Анкетирование № 2

    -Работа «Почтовых ящиков».

    Сентябрь

    Апрель

    В течение года

    Аналитический материал.

    Аналитический материал

    Консультации, сообщения для родителей.

    2.Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

    -Выставка рисунков, выполненных родителями и детьми «Азбука дорожного движения».

    -Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков» (ст., подг. гр).

    -Помощь родителей в оформлении предметно-развивающей среды.

    -Составление маршрута «Дорога в детский сад», «Дорога в школу».

    -Экскурсия по городу «Такие разные машины».

    -Итоговое занятие совместно детей, педагогов, инспектора ГИБДД «Чему мы научились за год».

    Октябрь

    Октябрь

    Октябрь, январь, апрель

    Январь

    Январь

    Май

    Выставка, фото.

    Видео, фотоматериал.

    Атрибуты к играм, обновление книжного уголка, организация перекрестка в «Автогородке».

    Схематические маршруты.

    Фото, видеоматериал.

    Фото, видеоматериал.

    3.Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков в воспитании детей.

    -Родительское собрание (проходит как часть основного собрания) (см. приложения). Привлечение сотрудников ГИБДД.

    -Консультация «Правила дорожные знать каждому положено».

    -Консультация «Особенности безопасного поведения в зимний период».

    -Игра-тренинг «Привитие навыков безопасного поведения на улице».

    -Консультация на летний период «Вы, ребенок, транспорт и дорога».

    Сентябрь

    Декабрь

    Март

    Май

    Сентябрь

    Декабрь

    Апрель

    Май

    Протокол родительского собрания

    Папка-передвижка.

    Папка-передвижка.

    Папка-передвижка.

    Папка-передвижка.

    4.Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

    -Ознакомление родителей с результатами диагностики детей по ПДД.

    -Всероссийская неделя безопасности. День открытых дверей «Светофория встречает гостей»:

    • Конкурс рисунков и плакатов «Наш друг Светофор».
    • Праздники по ПДД.
    • Выставка фотоматериалов детей и родителей «На улицах любимого Красноярска».
    • Открытые занятия по ПДД.

    -Выпуск брошюр по ПДД.

    Октябрь,

    Май

    Март

    Октябрь,

    январь,

    апрель

    Аналитический материал

    Выставки (плакаты, рисунки, фото, видео).

    Брошюры

    АНКЕТА № 1

    «ПРАВИЛА И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

    Уважаемые взрослые!

    Папы и мамы, дедушки и бабушки!

    Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения (ПДД) – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно. Восстановить утерянный инстинкт самосохранения в обществе можно только сообща.

    Просим Вас всерьез задуматься об этой проблеме и ответить на следующие вопросы. Ваши искренние ответы помогут нам в дальнейшей работе с детьми.

    1. Считаете ли Вы важной эту проблему для Вас и Ваших близких?
    • Да.
    • Нет.
    • Затрудняюсь ответить.
    1. Знаете ли Вы ПДД?
    • Да.
    • Частично.
    • Нет.
    1. Соблюдаете ли Вы правила безопасного поведения на дороге?
    • Всегда.
    • Частично.
    • Нет.
    1. Случалось ли Вам нарушать ПДД в присутствии Ваших детей?
    • Никогда.
    • Иногда.
    • Всегда.
    1. Почему Вы нарушаете ПДД?
    • Очень тороплюсь.
    • Не хватает терпения ждать разрешающего сигнала светофора.
    • Очень большой транспортный поток.
    • Не предполагаю, что нарушаю ПДД.
    • Действую как все.
    1. Часто ли Вам приходится предупреждать нарушение ПДД детьми.
    • Часто.
    • Редко.
    • Никогда.
    1. Ваша реакция на нарушение ПДД родителей с детьми?
    • Пытаюсь предупредить нарушение.
    • Делаете замечание.
    • Внутренне осуждаете поведение взрослых.
    • Не замечал(а) ничего подобного.
    1. Считаете ли Вы возможным самостоятельный выход на дорогу дошкольника?
    • Да.

    Возможно иногда.

    Нет.

    1. Как Вы думаете, какой процент детей от общего числа погибших по разным причинам детей, составляют дети, пострадавшие в ДТП?

    1.   Кто, по Вашему мнению, чаще всего виноват в ДТП?

    Водители.

    Пешеходы.

    Сам нарушитель.

    Организация дорожного движения.

    1. Что на Ваш взгляд нужно предпринять, чтобы сократить число ДТП с участие детей?

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Назовите, какие трудности Вы испытываете на неизвестном Вам участке дороги в городе и как по Вашему нужно изменить на том участке организацию дорожного движения:

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Спасибо за участие в опросе. Безопасного Вам пути!


    Анкета для родителей № 2

    Уважаемые родители!

    Заканчивается учебный год, который Вы, Ваш малыш и мы, педагоги детского сада, прожили вместе и научились правильному и безопасному поведению на дорогах нашего города. Много в этом году было сделано нового, интересного. Были и трудности.

    Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на вопросы анкеты. Ваше мнение поможет улучшить работу с детьми по данному направлению, найти новые актуальные темы для общения.

    Кто из родителей заполняет анкету?

    ____________________________________________________________________

    Возраст Вашего ребёнка?

    ____________________________________________________________________

    Что нового Вы узнали в детском саду о содержании обучения дошкольников Правилам дорожного движения?

    ____________________________________________________________________

    Какие формы получения информации были для Вас наиболее удобны:

    переписка с воспитателями___________________________________

    групповые собрания_________________________________________

    личные беседы с воспитателем________________________________

    информационные стенды_____________________________________

    другое_____________________________________________________

                              Укажите источник, из которого Вы получали информацию в детском саду по обучению ребёнка Правилам дорожного движения:

    воспитатели детского сада_____________________________________

    другие специалисты детского сада______________________________

    книги, газеты, журналы_______________________________________

    видеотека___________________________________________________

    Для чего, по Вашему мнению, необходимо обучать ребёнка Правилам дорожного движения?_______________________________________________________________________________________________________________________________

                               Что бы Вы хотели пожелать воспитателям дошкольного учреждения? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Благодарим Вас за искренние ответы!

    Рекомендации родителям

    младших дошкольников

    Уважаемые мамы и папы!

                           Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.

       Чтобы Ваш ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.

    • Ваш ребенок должен играть только во дворе под Вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
    • Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на     дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
    • Знакомьте малыша с транспортом, пешеходами.
    • Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатление от увиденного. Пусть Ваш малыш сам приведет Вас в детский сад, а из детского сада домой.

       В этом возрасте Ваш ребенок должен знать:

    -на дорогу выходить нельзя;

    -дорогу переходить можно только с взрослыми, держась за руку. Вырываться нельзя;

    -переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;

    -пешеходы – люди, которые идут по улице;

    -чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору:

    Красный свет –

    Движенья нет.

    А зеленый говорит:

    «Проходите, путь открыт»;

    -машины бывают разные, это – транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога);

    -когда мы едем в автобусе, троллейбусе, нас называют пассажирами;

    -когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень.

       Мамы, папы!

     Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения к правилам дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребенка!

    Советы родителям старших дошкольников

                                                         

    Уважаемые мамы и папы!

       Вот и подрос Ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт обогатился, он сделался самостоятельнее. Но Ваш авторитет ничуть не уменьшился. Так что Вы остаетесь для него верным помощником в воспитании культурного поведения на улице и в общественном транспорте. Зная индивидуальные черты своего ребенка (анатомию, физиологию, нервную систему, интеллект, темперамент), продолжайте помогать ему постигать науку уважения к улице: настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо.

       Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

       На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания у ребенка, полученные ранее, чаще задавайте ему проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему Вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т.д.).

        Ваш ребенок уже знает и должен строго выполнять определенные правила.

    • Ходить по тротуару следует с правой стороны.
    • Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны.
    • Переходить дорогу полагается только шагом.
    • Необходимо подчиняться сигналу светофора.
    • В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручень), чтобы не упасть.
    • Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.
    • Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.
    • Играть можно только во дворе.

       Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте увиденное с ребенком. Пусть он по пути домой споет Вам песню или расскажет стихотворение, а потом нарисует то, что видел. Почитайте ему подходящее художественное произведение и обязательно побеседуйте о прочитанном.

       Только Ваша культура поведения, строгое выполнение правил движения, терпение и ответственность за жизнь и здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у него навыки и привычку безопасного поведения на улице!

    УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ.

    Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения на дороге невозможно без учета этих особенностей.

    1. Необходимо учитывать, что ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков: не всегда может определить  их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.

    2. Обзор ребенком окружающей обстановки ограничен его ростом -  психологи считают, что поле зрения ребенка на 20-25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост  вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожно-транспортное происшествие, так как не только у ребенка ограничен обзор, но и в то же время он  сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных средств или других препятствий.

    3. Интеллектуальные функции, необходимые для анализа дорожно-транспортной ситуации, у детей формируются постепенно. Например, шестилетний ребенок одним взглядом может охватить лишь 2-3 элемента дорожно-транспортной ситуации и то лишь при благоприятных обстоятельствах. Так же, следует отметить, что детям трудно одновременно совершать несколько разноплановых действий -  переходить дорогу и осуществлять наблюдение по сторонам. Дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации для него вызывает еще большие трудности. Дело в том, что ввиду отсутствия специальных знаний поведения на дороге, часто ребенок основывается на представлениях, взятых из мира игры и игрушек (например, представления о том, что реальные транспортные средства могут сразу же останавливаться на месте, как и их игрушечные автомобили).

    4. Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8-1 секунда. Ребенку требуется для того же самого 3-4 секунды – он не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущую машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому лишь четверть секунды.

    5. Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи-восмилетнем возрасте.

    6. Одной из особенностей поведения дошкольников и младших школьников является их игровая или иная увлеченность. Что-то заинтересовало ребенка на улице, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребенок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора.

    7. Непредсказуемое, непрогнозируемое поведение детей на дороге ещё одна опасность и для самого ребенка и для водителя. Испугавшись предупреждающего сигнала  приближающейся автомашины, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте, или ещё хуже – начнет метаться по дороге. В основе такого поведения ребенка лежит и врожденный инстинкт – от опасности скорее надо убегать. Но эффект получается обратный.

    8. Ребенок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведет его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается.

    9. Детям, впрочем, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация (вести себя так же, как и другие). Доказано, что частота нарушений правил пешеходами (например, переход через проезжую часть на красный свет) в значительной мере зависит от провоцируемого поведения одного из пешеходов. Так, отдельные дети, находясь в обществе взрослых или же своих сверстников, меньше наблюдают за состоянием проезжей части при переходе дороги, полагаясь на своих спутников.

    Эти и другие особенности детей, в частности легкое забывание инструкций, поверхностное восприятие требований Правил дорожного движения, требуют проведения с ними как можно большего количества практических занятий и постоянного напоминания им о необходимости быть осторожными.

    Целесообразно правила безопасного поведения на дороге формулировать в утвердительной форме, в которой содержатся руководства к действию. Следует объяснять, как надо делать, а не как делать нельзя. Указания должны быть точные, конкретные, понятные учащимся. Обучение должно быть направлено не только на то, чтобы зазубрить с ребенком Правила дорожного движения, но и на то, чтобы научить видеть опасность на дороге и действовать адекватно обстановке, т.е. научить анализировать ситуацию. Т.о. в ходе обучающих занятий основными задачами являются:

    - ознакомить с основными требованиями Правил дорожного движения;

    - развивать у детей внимание и внимательность;

    - научить предвидеть дорожную ситуацию (через ответы на вопросы, ролевые игры, анализ предложенных ситуативных задач).

            При обучении дошкольников и младших школьников следует учитывать их  индивидуально-психологические особенности: импульсивность, невнимательность, быстрая утомляемость, впечатлительность. В связи с этим занятия не должны длиться более 20 минут; беседу необходимо строить доступным, понятным языком. Очень важно наладить обратную связь, используя форму «вопрос-ответ», приводить примеры, обращаться к опыту детей (не злоупотреблять).  Целесообразно использовать игровые моменты. Не рекомендуют демонстрировать снимки ДТП с пострадавшими людьми.

            В этом возрасте силен авторитет инспектора, как наставника и защитника правопорядка, а также на поведение детей будут влиять родительские установки. Поэтому работа по профилактике детского травматизма среди родителей дошкольников и младших школьников должна проводиться не меньше, чем с детьми. Взрослые (родители и педагоги) должны помнить, что сформировать устойчивый навык безопасного поведения у ребенка до 10 лет возможно лишь путем многократных повторений пройденного материала в различных формах, и напоминаний правил перед непосредственным переходом проезжей части.

    Не менее серьезной проблемой является поведение подростка на дороге. Здесь нарушения чаще совершаются не от незнания правил дорожного движения, хотя и такое бывает, а от поверхностного, несерьезного, а иногда и нигилистического отношении к их соблюдению. Начиная с 10-11 лет, дети становятся менее дисциплинированными и более самостоятельными в своих действиях. Формирование характера, выбор своего индивидуального поведения, поступков, стремление к лидерству, склонность к риску – особенности этого возраста. Причина риска связана иногда с театральной демонстрацией своего мужества окружающим - нередко это демонстрируется не только сверстникам, но и водителю приближающегося транспортного средства в виде «спокойного перехода» дороги на опасном расстоянии от приближающейся машины. Немалую часть среди подростков, получивших травмы на дороге, составляют лица, стремящиеся прейти перекресток в непозволительной по времени критической ситуации, что является следствием поверхностной оценки скорости приближающегося транспорта и дорожной обстановки вообще. К сожалению, в последнее время участились случаи, когда подростки являются участниками ДТП в качестве водителей, конечно же, не имея ни водительских прав, ни необходимого опыта вождения. Нередки случаи, когда несовершеннолетние появляются на дороге в нетрезвом состоянии и становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий.

    Основу воспитательной работы с подростками должна составлять концепция, что, нарушая правила, проявляя «смелое» поведение, они демонстрируют свой инфантилизм как в глазах взрослых, так  сверстников, а также показывают плохой пример малышам. В беседе с подростками инспектор должен занять партнерскую позицию, упор необходимо делать на причинно-следственные связи в действиях и последствиях на дороге. Основными целями занятий будут являться:

    - расширение и углубление знаний Правил дорожного движения;

    - ознакомление учащихся с ответственностью за нарушения ПДД;

    - развитие ответственности за свои действия.

            Для усиления обучения необходимо использовать примеры из практики, но они должны быть связаны с темой беседы; возраст нарушителей из примеров должен соответствовать возрасту учащихся, для которых приготовлена беседа. Нельзя говорить: «В вашем возрасте я делал также» - это подрывает авторитет сотрудника Госавтоинспекции, и у подростка может сложиться мнении, что такое поведение допустимо.

            Основной темой выступлений перед старшими школьниками будет ответственность (административная, гражданская, уголовная, моральная). Особое внимание стоит уделить теме «Ответственность за нарушение правил дорожного движения лиц, управляющих велосипедами, мопедами и мотоциклами». На каждом занятии необходимо обращать внимание детей на социальный, экономический и нравственный аспект предмета, призванного обеспечить безопасность и сохранить жизнь всем участникам дорожного движения, не допустить материальных и моральных потерь, которые приносят дорожно-транспортные происшествия.

    Какие бы формы обучения детей правилам поведения на дороге мы не избрали, всегда необходимо соблюдать принцип: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», должно преобладать наблюдение образцов, динамики реальной дорожной обстановки и тренировка действий в дорожных ситуациях.

    При проведении занятий с любой возрастной группой необходимо:

    - использовать наглядные пособия;

    - каждое правило сопровождать иллюстрацией или словесным описанием конкретной ситуации;

    - формулировать правила в утвердительной форме;

    - добиваться того, чтобы дети не просто заучивали правила, а понимали их смысл, необходимость и последствия при невыполнении.

    РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ

    В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

            В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма мы не должны ограничиваться только школой (занятиями по ОБЖ и внеклассными мероприятиями). Большая роль по развитию у детей (особенно дошкольников и младших школьников) навыков безопасного поведения на дороге принадлежит родителям, т.к. только ежедневные напоминания правил и положительный собственный пример может выработать у ребенка привычку правильного поведения.

            Работу с родителями можно организовывать в нескольких направлениях:

    - на родительских собраниях;

    - в индивидуальных беседах (в школе, на Комиссиях по делам несовершеннолетних);

    - через информационные стенды, СМИ, распространяемые листовки и памятки,

    Выступление на родительском собрании проводится по запросу школы, тема определяется инспектором.

    Примерные темы:

    - особенности поведения детей на дороге;

    - роль родителей в формировании у ребенка навыков безопасного поведения на дороге;

    - как не надо учить ребенка ПДД;

    - для чего нужны правила дорожного движения, и что они собой представляют;

    - дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов;

    - типичные случаи детского травматизма и меры его предупреждения;

    - ответственность несовершеннолетних за нарушения в сфере дорожного движения;

    - дорога в школу – безопасный путь (для родителей первоклассников) и т.д.

    Содержание уголков безопасности для родителей.

            Уголок может быть оформлен как:

    1. Единый стенд (размеры зависят от наличия свободной площади и количества размещаемой информации, но не менее 30Х60)

    2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.

    3. Книжка-раскладушка.

            Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

    - «Внимание – мы ваши дети!»

    - «Цена спешки – жизнь вашего ребенка!»

    - «На дороге может быть и твой ребенок!»

    - «Сохраним жизнь нашим детям»

    - «Ребенок имеет право жить!»

    - «Мы за безопасность детей на дорогах!» и др.

            Уголок безопасности (стенд) может содержать:

    1. Информацию о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма в городе (районе), школе.
    2. Основные причины ДТП с участием детей.
    3. Сведения о конкурсах, декадниках, др. видах мероприятий по БДД.
    4. План работы ЮИД.
    5. Фотовитрина (о ДТП).
    6. Сменные плакаты по особенностям сезона.
    7. Рекомендации (памятки) родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге:

    - как обучать ребенка азбуке дорог;

    - законопослушный пешеход;

    - «дорожные ловушки»;

    - ребенок-пассажир, велосипедист и др.

    4. Рубрику вопросов и ответов.

    Требования к учебно-тренировочному перекрёстку.

    1. Для удобной организации занятий по изучению ПДД в школе лучше иметь несколько учебно-тренировочных перекрестков.

    - большой, размером не менее 5х6 метров во дворе для занятий с использованием велосипедов, педальных машин и др., для проведения общешкольных мероприятий по БДД.

    - в здании школы, размером 2х3 метра – по изучению ПДД в зимний период.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ

    ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

    1. Приучите ребенка переходить дорогу размеренным шагом, ребенок должен твердо знать, что бежать через дорогу опасно.
    2. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, необходимо осмотреть дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
    3. Приучите ребенка, что при переходе дороги нельзя отвлекаться на посторонние вещи, разговоры.
    4. Объясните ребенку, что дорогу переходить можно только в установленных местах: на пешеходном переходе или перекрестке. Если пешеходный переход регулируемый, то, как и красный, желтый сигнал светофора является запрещающим, т.к. водители могут заканчивать движение.
    5. Учите ребенка наблюдать за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
    6. Объясните ребенку, что выходить на проезжую часть из-за кустов, сугробов, машин очень опасно. Предварительно необходимо осмотреть дорогу, а еще лучше перейти ее там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
    7. Приучите ребенка, что из транспортного средства взрослый всегда выходит первым, из автомашины – только в сторону тротуара или обочины.
    8. Не разрешайте ребенку играть на проезжей части и вблизи нее.
    9. Иди по тротуару лучше, если со стороны проезжей части будет взрослый. Маленьких детей надо крепко держать за руку, и быть готовым удержать при попытке вырваться – это довольно частая причина ДТП с участием дошкольников.
    10.  Объясните ребенку, что во дворе тоже могут быть машины, поэтому       выбегать из подъезда опасно.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    (как научить ребенка не попадать в дорожные «ловушки»)

    Дорожная «ловушка – это ситуация на дороге, когда безопасность является обманчивой.

    1.На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются и выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев ее - вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу останавливаться, даже если нет машин.

    2.За стоящей машиной часто бывает скрыта другая, движущаяся – понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и фиксируйте его внимание на моменте, когда из-за стоящей внезапно появляется другая машина.

    3. Выходя на проезжую часть, ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая (машина второго ряда). Покажите ему подобную ситуацию и объясните, почему медленно приближающаяся машина (особенно грузовая) может скрывать за собой опасность. Научите его, идя до середины дороги контролировать ситуацию слева, после середины дороги – справа.

    4. Обычно дети, пропустив машину, тут же бегут через дорогу. В первые мгновения только что проехавший автомобиль закрывает собой встречную машину. Покажите это ребенку на дороге и объясните, что выходить на проезжую часть можно, только когда дорогу хорошо видно с двух сторон и машины находятся на безопасном расстоянии.

    5. Остановившись на дороге на осевой линии, дети следят только за автомобилями справа, и не думают о машинах, идущих у них за спиной. Испугавшись, они могут сделать шаг назад – прямо под колеса машины, подъехавшей слева. Покажите ребенку, что когда стоишь на середине дороги, машины подъезжают с двух сторон и это очень опасно. Объясните ему, как надо себя вести.

    6.Остановка – место, где дети чаще всего попадают под машину:

    - когда ребенок спешит на автобус, стоящий на противоположной стороне, он      не видит ничего вокруг – обратите внимание детей на опасность этой ситуации;

    - стоящий автобус скрывает за собой едущую машину (не важно, обходим мы автобус спереди или сзади) – понаблюдайте вместе с ребенком в зоне остановки, как стоящий автобус мешает увидеть опасность; объясните ему, что для перехода проезжей части необходимо проследовать до ближайшего пешеходного перехода.

    7. Опасная привычка детей – выбегать, не глядя по сторонам из-за домов, кустарника, сугробов. Покажите ребенку, как из-за закрывающих обзор предметов появляется транспорт.

    Чтобы закрепить умение детей наблюдать за улицей, находить типичные дорожные «ловушки» во время прогулки поиграйте с ними в игру «где спряталась машина?»   (По материалам газеты «Добрая дорога детства»)

    ПАМЯТКА

    ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ

    ПО ПЕРЕВОЗКАМ ДЕТЕЙ.

    1. На переднем сиденье автомобиля детей можно перевозить только с 12 лет.
    2. Всегда пристёгивайте ребенка и пристёгивайтесь сами ремнями безопасности. Не расстёгивайте их до тех пор, пока машина полностью не остановится.
    3. Маленьких детей перевозите в специально оборудованных креслах.
    4. Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье.
    5. Не разрешайте ребёнку высовываться из окон, выставлять руки или какие-нибудь предметы.
    6. Приучайте ребенка к тому, что первым из автомобиля всегда выходит взрослый и выходить можно только в сторону тротуара или обочины.
    7. Не разрешайте ребёнку открывать двери до полной остановки автомашины. Лучше, если во время движения двери будут заблокированы.
    8. Еще до начала пути объясните ребёнку, что опасно отвлекать водителя во время движения.
    9. Если во время остановки ребёнок остается в машине один, не оставляйте ключи в замке зажигания, машину лучше закрыть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа Новоаганского МБДОУДСПиО «Солнышко» по пре-дупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

    С каждым годом интенсивность движения транспорта увеличивается, растет автопарк. В связи с этим особое значение придается обеспечению безопасности на дорогах. Обучение детей правильному поведению на д...

    Формирование у дошкольников компетенций участника дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

    Праздник «Дорожная Азбука» как средство формирования у дошкольников компетенций участника дорожного движения   и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма Актуальной задачей дл...

    Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."

    Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......

    Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

    Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

    Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

    Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...