Главные вкладки

    Методическая разработка (средняя группа) по теме:
    Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."

    Мухаметшина Тензиле Рамиловна

    Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie.doc42 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма»

    Под профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Эта деятельность включает комплекс профилактических мероприятий, проводимых совместно сотрудниками Госавтоинспекции с работниками отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних, участковыми уполномоченными милиции, заинтересованными лицами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, местных органов управления образованием, воспитателями и педагогами дошкольных, общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования, представителями средств массовой информации и общественных объединений.
    Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к увеличению, а не к снижению. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще.
    Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость; неспособность правильно оценивать обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; стремление подражать взрослым; переоценка своих возможностей; специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
    Авторы многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы.
    Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим разработана <Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для образовательных учреждений>.
    Цель программы - повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством научно-методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений.
    Задачи программы:
    1. Разработать и внедрить единую педагогическую систему профилактической работы по безопасности дорожного движения, объединяющую деятельность преподавателей дошкольных, школьных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, руководителей и участников специализированных центров и детских движений, родителей, сотрудников средств массовой информации, и сотрудников ГИБДД.
    2. Разработать и апробировать содержание и методы обучения детей безопасному поведению, поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей, а также ключевые воспитательные идеи, на основе которых необходимо развивать мотивы правопослушного поведения на разных этапах возрастного развития детей.
    3. Сформулировать методические рекомендации по подготовке и переподготовке педагогов в области педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
    Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям. Информационное - обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным. Воспитательное - формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере. Методическое - методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ. Контрольное - система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
    В целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и обучения юных граждан правилам безопасного поведения на улицах и дорогах проводятся различные акции, конкурсы: <Внимание - дети!>, <Пешеход>, <Безопасное колесо>, <Зеленый огонек>, <Перекресток>, а также различные смотры и соревнования.
    В проводимых конкурсах достигаются следующие цели:
    - профилактика детской безнадзорности и беспризорности;
    - воспитание законопослушных участников дорожного движения;
    - пропаганда здорового образа жизни.
    В образовательных учреждениях обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах строится в основном в игровой форме в специально созданной предметно-развивающей среде. Проводятся тематические, интегрированные занятия, музыкальные, театрализованные инсценировки, организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры. В школах создаются отряды юных инспекторов движения (ЮИД). Интересной формой работы отделов и групп пропаганды ГИБДД с привлечением отрядов юных инспекторов движения стали рейды по выявлению нарушителей ПДД.
    Существует большое количество методов обучения младших школьников правилам дорожного движения, это чтение лекций, проведение беседы, постановкой спектаклей, проведением викторин и различных соревнований, но если ребенок воспринимает изучение правил дорожного движения игрой и не мотивируется обязанностью их изучения, он выходя из школы, может воспринимать и дорожную обстановку игрой. Чтобы этого не происходило, нужно ввести в школьную программу курс изучения правил дорожного движения, с дифференцированным выставлением оценок. Но появляется вопрос, каким методом проверять знания учащихся? Поэтому ряд авторов предлагает использование такого средства обучения, как рабочая тетрадь по правилам дорожного движения.
    Процесс обучения младших школьников с использованием рабочей тетради станет более эффективным, если:
    1. Рабочая тетрадь будет оказывать своё специфическое воздействие на решение проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
    2. Рабочая тетрадь будет направлена на формирование и развитие общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность (основную форму жизнедеятельности младших школьников), содействующих профилактике и коррекции её недостатков у школьников.
    3. Рабочая тетрадь будет включать в себя систему заданий, содействующих решению проблемы дифференциации и индивидуализации процесса обучения и развития, коррекции недостатков развития младших школьников.
    4. Разработка систем заданий рабочей тетради, будет базироваться на комплексном рассмотрении особенностей развития младших школьников.
    В предлагаемой рабочей тетради, сформулированы основные понятия и правила дорожного движения, обязательные для изучения в средней школе, те правила, которые школьники должны выполнять на дорогах города, такие как: элементы дороги; обязанности пешеходов; обязанности пассажиров; сигналы светофора; сигналы регулировщика; дорожные знаки; требования к вождению велосипедов и мопедов; правила оказания само- и взаимопомощи. Приведены задания для проверки полученных знаний, по каждой теме. Такие как: решение кроссвордов, разгадывание загадок и другие творческие задачи. Предложенные задания, предусмотрены для индивидуального выполнения каждым учащимся, что позволит выявить индивидуальные особенности каждого ребенка.
    Список использованной литературы:
    1. Булатова, Е.А. Отзыв на использование рабочей тетради <Для малышей> по программе обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах <Азбука поведения на дороге> [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=60. - Загл. с экрана.
    2. Волокитин, О.А. Справка о работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school3novoorsk.ucoz.ru. - Загл. с экрана.
    3. Давыдова, Г.Е. Профессиональная безопасность детей [Текст] /Г.Е.Давыдова // Всероссийская газета <Добрая дорога детства>. - 2001. - №2.
    4. Мирмович, Э.Г. К проблеме снижения детского травматизма на улицах и дорогах [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://propaganda-bdd.ru/index.php?act=pages&id=95.  Загл. с экрана.
    5. Мосунова, Л.В. Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vol-dou17.narod.ru/kopilka/pdd.html.  Загл. с экрана.
    6. Работа школы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sch872.edusite.ru /DswMedia/detskiydorojno-transportnyiytravmatizi.doc.  Загл. с экрана.
    7. Кирьянова, В.Н. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]: метод. пособ. / В.Н. Кирьянова.- М.: Изд. Дом Третий Рим, 2007. - 56 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

    Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

    «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» (круглый стол для родителей)

     Внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма возрастает с каждым годом. И это не случайно. Только последовательное обучение детей правилам поведения и ори...

    Консультация для родителей «Роль семьи в профилактике детского дорожно – транспортного травматизма»

    Консультация для родителей "Роль семьи в профилактике детского - дорожно транспортного травматизма"...

    Консультация для родителей. ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ДДТТ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ.

    ПРИЧИНЫ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ДДТТ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ....