Главные вкладки

    Детский дорожно-транспортный травматизм и роль семьи в его профилактики
    статья (средняя группа)

    Калиниченко Юлия Викторовна

    Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т.к. детский травматизм по городу и стране в целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в ознакомлении детей с правилами дорожного движения так важно и необходимо. Наряду с тем, что в дошкольных учреждениях систематически проводится работа по данному направлению и дома родители просто обязаны уделять правилам дорожного движения должное внимание, закрепляя и на личном примере показывая, как нужно правильно вести себя на дороге.

     

    Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность.

     

    Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери - самое дорогое - ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками несчастных случаев.

     

    Важно как можно раньше научить детей правилам дорожного движения, знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы.

     

    Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице, должны понять опасность дорожного движения, но не испытывать боязни улицы, т.к. чувство страха парализует способность не растеряться в опасный момент.

     

    Для того, чтобы ребенок верно понял и прочно усвоил правила дорожного движения, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях.

     Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей. 

    Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. По-видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей, который - увы! - нередко отсутствует. 

    Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка. 

    В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в дорожном движении. 

    Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как: 
    1. незрелость; 
    2. неспособность правильно оценивать обстановку; 
    3. быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; 
    4. потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; 
    5. стремление подражать взрослым; 
    6. переоценка своих возможностей; 
    7. специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. 

    А.Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. 

    Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.


     

     

     

    1. «Взрослые должны знать...»

     

    Ничто не может дать столько благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых.

     

    Если родители, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушают правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицу в положенном месте и т.д., то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и, наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми может послужить ребенку дурным примером.

     

    2. «Помните...»

     

    - Пешеходам разрешается ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.

     

    - Там, где нет тротуара, обочин, ходить по краю дороги навстречу транспорту.

     

    - Пешеход обязательно переходит улицу по перекрестку, обозначенному линиями и указателями «переход», а на перекрестке с необозначенным переходом - по линии тротуара.

     

    - Прежде, чем сойти на проезжую часть, посмотрите налево, дойдя до середины - посмотрите направо.

     

    - Запрещается переходить дорогу перед близко идущим транспортом, выходить из-за него, не видя обстановки на дороге.

     

    - В местах, где не регулируется пешеходный переход, пешеход должен пропустить приближающийся транспорт.

     

     

     

    «ВАМ ПОМОГУТ»

     

    Не следует думать, будто показ и объяснения ребенку правил приведут к тому, что ребенок навсегда их запомнит и будет им следовать. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать.

     

    Для того, чтобы обучение ребенка дорожной азбуке было увлекательным и наглядным вы можете использовать:

     

    - альбомы - раскраски «Дорожная азбука»,

     

    - настольные игры, которые помогают преподнести детям материал в увлекательной форме, проверить и закрепить знания ребят дорожной азбуки,

     

    - видеофильмы, оставят у детей большое впечатление, помогут понять и запомнить,

     

    - художественная литература поможет так же в эффективности работы с детьми по освоению правил дорожного движения.

     

    Правила дорожного движения должны быть осмыслены ребенком.

     

     

     

    «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...»

     

    В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТС без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу.

     

     

     

    Ребенок должен знать..

     

    1. Дорогу из дома в детский сад.

     

    2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др.

     

    3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.

     

    4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ddtt.docx20.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т.к. детский травматизм по городу и стране в целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в ознакомлении детей с правилами дорожного движения так важно и необходимо. Наряду с тем, что в дошкольных учреждениях систематически проводится работа по данному направлению и дома родители просто обязаны уделять правилам дорожного движения должное внимание, закрепляя и на личном примере показывая, как нужно правильно вести себя на дороге.

     

    Дети много времени проводят на улице и большинство несчастных случаев происходит с дошкольниками по причине безнадзорности. Детям все интересно на улице и они стремятся туда, не понимая, что неожиданное появление на проезжей части или перебегание дороги на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность.

     

    Несчастных случаев будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей на улице, дворе без присмотра. Вовремя сделанное замечание о том, как вести себя на улице, может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери - самое дорогое - ребенка. Нельзя проходить мимо опасных шалостей детей на улице. Равнодушные взрослые становятся косвенными виновниками несчастных случаев.

     

    Важно как можно раньше научить детей правилам дорожного движения, знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы.

     

    Именно в дошкольном возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице, должны понять опасность дорожного движения, но не испытывать боязни улицы, т.к. чувство страха парализует способность не растеряться в опасный момент.

     

    Для того, чтобы ребенок верно понял и прочно усвоил правила дорожного движения, ему лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать. Именно поэтому обучение ребенка правилам дорожного движения должно быть наглядным и лучше всего проходить в реальных, естественных условиях.

     Детский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению; тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей. 

    Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. По-видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей, который - увы! - нередко отсутствует. 

    Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка. 

    В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в дорожном движении. 

    Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как: 
    1. незрелость; 
    2. неспособность правильно оценивать обстановку; 
    3. быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; 
    4. потребность в движении, которая преобладает над осторожностью; 
    5. стремление подражать взрослым; 
    6. переоценка своих возможностей; 
    7. специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. 

    А.Дробушин, автор многих работ, посвященных изучению детского травматизма, отмечает, что почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. 

    Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.


     

     

    1. «Взрослые должны знать...»

     

    Ничто не может дать столько благотворных результатов в воспитании юных пешеходов, как пример правильного поведения взрослых.

     

    Если родители, идя по городу, на глазах у ребенка никогда не нарушают правил: пересекают перекрестки только при зеленом сигнале светофора, переходят улицу в положенном месте и т.д., то и он, видя все это, станет следовать их примеру, и, наоборот, нарушение дорожных правил взрослыми может послужить ребенку дурным примером.

     

    2. «Помните...»

     

    - Пешеходам разрешается ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны.

     

    - Там, где нет тротуара, обочин, ходить по краю дороги навстречу транспорту.

     

    - Пешеход обязательно переходит улицу по перекрестку, обозначенному линиями и указателями «переход», а на перекрестке с необозначенным переходом - по линии тротуара.

     

    - Прежде, чем сойти на проезжую часть, посмотрите налево, дойдя до середины - посмотрите направо.

     

    - Запрещается переходить дорогу перед близко идущим транспортом, выходить из-за него, не видя обстановки на дороге.

     

    - В местах, где не регулируется пешеходный переход, пешеход должен пропустить приближающийся транспорт.

     

     

     

    «ВАМ ПОМОГУТ»

     

    Не следует думать, будто показ и объяснения ребенку правил приведут к тому, что ребенок навсегда их запомнит и будет им следовать. Одно из основных условий обучения правилам дорожного движения состоит в том, что о правилах необходимо постоянно напоминать.

     

    Для того, чтобы обучение ребенка дорожной азбуке было увлекательным и наглядным вы можете использовать:

     

    - альбомы - раскраски «Дорожная азбука»,

     

    - настольные игры, которые помогают преподнести детям материал в увлекательной форме, проверить и закрепить знания ребят дорожной азбуки,

     

    - видеофильмы, оставят у детей большое впечатление, помогут понять и запомнить,

     

    - художественная литература поможет так же в эффективности работы с детьми по освоению правил дорожного движения.

     

    Правила дорожного движения должны быть осмыслены ребенком.

     

     

     

    «ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВАШ РЕБЕНОК...»

     

    В обстановке постоянно возрастающей интенсивности движения и роста количества ДТС без знаний правил дорожного движения пешеходам обойтись трудно. Разумнее начинать изучение ПДД задолго до того, как дети пойдут в школу.

     

     

     

    Ребенок должен знать..

     

    1. Дорогу из дома в детский сад.

     

    2. Знать следующие правила уличного движения: не ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, ходить спокойно, не толкаясь, говорить негромко и др.

     

    3. Знать ряд дорожных знаков, их смысл и назначение (предупреждающие, запрещающие, указательные), работу светофора.

     

    4. Знать правила поведения в общественном месте и транспорте: автобус ждать только на остановке, не трогать двери во время движения, не высовываться в окно, не выставлять руки в открытое окно, не вставать ногами на сиденье, не ходить по автобусу, не цепляться за движущийся транспорт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."

    Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......

    Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

    Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

    «Роль семьи в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» (круглый стол для родителей)

     Внимание к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма возрастает с каждым годом. И это не случайно. Только последовательное обучение детей правилам поведения и ори...

    Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

    Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

    Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма

    Консультация для родителей: "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...