«Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.»
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Грибова Юлия Константиновна
теория и практика формирования формирования основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста, полезная литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx55.68 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

ТЕМА: «Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.»

Воспитатель: Грибова

Юлия Константиновна

Ярославль,201

 «Самое дорогое у человека - это жизнь»

Н. А. Островский.

  Введение

   Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи.

 Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

   Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. 

   Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

    Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.

Цели и задачи к творческой работе

Цель работы:

  • повышение своего профессионального мастерства, компетентности.
  • совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в быту.
  • формирование у детей  основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:

  • повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  •  разработать перспективный план работы с детьми
  • оформить в группе уголок безопасности: картотека игр, иллюстрации по теме.
  • формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды.
  • активизировать взаимодействие с родителями по безопасности детей в быту.

        

Ведущие принципы дошкольного безопасного обучения и воспитания детей.

  • системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
  • доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
  • включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
  • наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
  • динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
  • психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Методы и формы безопасного обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

В процессе формирования представлений об основах безопасности детей  дошкольного возраста используются в работе  разнообразные методы обучения, при использовании которых необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, социо-культурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Практические.

Применяются при  формировании умений безопасного обращения с доступными потенциально опасными предметами домашнего обихода. Детей можно учить пользоваться молотком и гвоздями, ножом, теркой, маленьким утюгом. Такая деятельность в основном осуществляется дома родителями. Воспитатели с  детьми  организуют  опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, на немытых овощах и фруктах. Практический метод предполагает организацию игровых упражнений, в которых ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия (например: «нашли таблетку, что вы будете делать?», «позвал незнакомый человек, как вы поступите?» и др.). Практика дает ребенку умения применить полученные знания на деле, развивает мышление, воображение, готовит ребенка к умению находить выход из экстремальных ситуаций в жизни.

Наглядные.

Опора на наглядные представления неизбежна, поэтому использование метода наглядности при формировании представлений является существенным.

Словесные.

сравнение (например: «Огонь это хорошо или огонь это плохо?» помогает детям выполнять задания  на группировку и классификацию, умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки).

повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые.

В формировании представлений о безопасности игра выступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облаченной в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание, повышает качество усвоения познавательного материала и способствует закреплению чувств. Придумывание сказок на разные темы, игры драматизации (после прочтения художественного произведения, при подготовке развлечения и др.).

   Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

   Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

   Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

   Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе.

В неё входят:

  • Уголок безопасности, который содержит материалы:

макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм! », «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Если малыш поранился» и др.

  • Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры  «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо»,  «Дорожные знаки», «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

  • Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Изучение методической литературы, публикаций.

Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных  ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, В.А. Левицкий и др.).

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах К.Ю. Белой, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной и др.

Воспитание у детей безопасного поведения.

Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал  К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни  ситуациях. Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

  Безопасности формула есть:

  Надо видеть, предвидеть, учесть.

  По возможности - все избежать,

  А где надо – на помощь позвать.

   Работа с родителями по теме самообразования.

   Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

   Цель работы с родителями: объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

   В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

   Проводилось тестирование «Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности»

 Данное анкетирование выявило, что родителям тоже актуальна тема

безопасности ребенка.

   Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

  1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
  2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
  3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Вывод. 

Работа по данной проблеме показала, что результативность формирования ОБЖ у дошкольников связана не только с развитием мыслительных операций, но и с формированием жизненной позиции, развитием мировоззрения, нравственно-волевых качеств. Разнообразная тематика занятий, форм работы позволяет формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, навыков жизнесберегающего поведения. Приобретенные знания, умения и навыки становятся прочными, осознанными и могут использоваться в различных условиях и ситуациях

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Поставленные цели и задачи  достигнуты. А именно: повысился уровень своего профессионального мастерства, компетентности; совершенствовали условия для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в быту; продолжаем формирование у детей  основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; изучено большое количество необходимой литературы по данной теме; разработан перспективный план работы с детьми на 4 учебных года; Оформлен  в группе уголок безопасности; продолжаем формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей среды; активизировали  взаимодействие с родителями по безопасности детей в быту.

У  родителей повторно проводился опрос по тем же самым критериям, что и в начале работы. Сравнительные результаты видны в таблице:

Критерии

 Начальный этап

Заключ. этап

А) недостаточно компетентны в знаниях безопасного поведения

17%

5%

Б) не всегда соблюдают ПДД

30%

10%

В) не соблюдают правила безопасного обращения с лекарствами

25%

3%

Г) недостаточно знают о том, как вести себя с пострадавшими, незнакомыми людьми

25%

5%

Д) не всегда правильно реагируют в некоторых экстремальных ситуациях

30%

5%

Е) родители считают, что дети овладеют знаниями безопасного поведения  самостоятельно в повседневной жизни

20%

7%

    Для изучения достижений детей в области ОБЖ использовала методы и приемы: беседа, интервьюирование, сочинение, тесты, объяснялки, игры. Результаты отражены в таблице. В группе 25 человек.

Критерии

Кол-во детей

%

А) знание домашнего адреса

23

92

Б) знают к кому обратиться, если потерялся

25

100

В) испытывают трудности пользование телефоном для вызова экстренных служб

3

12

Г) знают пожароопасные предметы и предметы, требующие осторожного обращения

25

100

Д) понимают, почему нужно беречь и охранять природу

25

100

Е) знают, почему нельзя контактировать с чужими животными

20

80

Ж) разбираются кто «свой», «чужой», «знакомый»

22

88

З) знают цвета светофора, дорожный знак «пешеходный переход», «зебра», и как этим пользоваться

25

100

Благодаря участию родителей  постоянно менялась предметно-развивающая среда группы, пополнялась выставками детско-взрослого творчества; дидактическими играми, настольно-печатными играми; создана библиотека для родителей и детей. 50% семей презентовали опыт семейного воспитания в рамках выставок. А самое главное, что мамы и папы не только пополнили свои знания, но и повысили собственную самооценку, почувствовали себя «хорошими родителями».

Я считаю, что мое направление работы всегда актуально и находится в поле

пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим

дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по

формированию основ безопасности у детей.

Список литературы:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
  2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
  3. ОБЖ для младших дошкольников. Система работы. /Голицына Н.С.,2013.-112с.
  4. Правила дорожного движения дошкольникам. /Черепанова С.Н., 2012. -80с.
  5. Правила и безопасность дорожного движения./Шаламова Е.И., 2013. -136с.
  6. Дорожная азбука. /Лыкова И.А., Шипунова В.А., 2013. -96с.
  7. Азбука безопасного общения и поведения. / Лыкова И.А., Шипунова В.А.,2013. -96с., илл.
  8. Опасные предметы, существа и явления. / Лыкова И.А., Шипунова В.А., 2013. -96с., илл.
  9. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». /Авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина.
  10.  Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.

Приложение

Тест «Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности»

  1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе?
  2. Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?
  3. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными  предметами?
  4. Говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контактах с

незнакомыми людьми?

  1. Как вы воспитываете бережное отношение к природе?
  2. Занимаетесь ли вы физическим развитием своего ребенка? (Каким

образом?)

  1. Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения? (Какие?)
  2.  Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:
  • путем прямых запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя»;
  •  пытаетесь подробно объяснить ситуацию;
  • поступаете иначе __________ _______
  1. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Чем?
  2. Придерживаетесь ли вы сами данных правил? (всегда, часто, иногда,

редко, никогда) ____________________________________________________

  1.  Целесообразно ли проводить специально организованные занятия по

основам безопасности жизнедеятельности в детском саду?

  1. Какие темы занятий по ОБЖ вы считаете наиболее актуальными?
  • Ребенок и другие люди
  • Ребенок дома
  •  Ребенок и природа
  • Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка
  • Ребенок на улице
  1. Готовы ли вы принимать участие в обсуждении данной темы, проведении

различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки

безопасного поведения вне детского сада?

  1.  Ваши пожелания _____________________________________

Литературно-художественный материал

Пословицы.

1) От искр пожар рождается.

2) Не шути с огнем, можешь сгореть.

3) Спички не тронь, в них – огонь.

4) Не имей привычки носить в кармане спички.

5) Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь.

6) Маленькая спичка сжигает большой лес.

7) Спичка-невеличка, огонь-великан.

8) Человеку друг огонь, только зря его не тронь.

9) Огонь – наш друг, но не всегда – бывает от него беда!

10) Огонь – мастер на все руки.

11) Огня бойся, воды берегись.

12) Огонь без дыма не бывает.

13) Огонь кочерги не боится.

14) Огонь маслом заливать, лишь огня прибавлять.

15) Огонь тушат пока не разгорелся.

16) Солома с огнем не дружат.

17) От искры сыр-бор загорелся.

18) От искры Москва сгорела.

19) Не шути с огнем – обожжешься.

20) Огонь - не вода, охватит – не выпливешь.

21) Огонь – не вода, пожитки не всплывают.

Загадки

Опасные предметы.

1) Два конца, два кольца, а посередине гвоздик.(ножницы)

2) Не хочу я молчать,

Дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской

Он железной головой.(молоток)

3) Конь стальной, хвост льняной,

Подружись-ка ты со мной.(иголка)

4) Зубы есть, а рта не надо.(пила)

5) Посмотрите на меня-

Вся дырявая я,

Но зато я ловко

Тру тебе морковку.(терка)

6) У меня есть лезвие-

Острое, железное,

Обращайтесь осторожно,

Мной порезаться можно.(нож)

7) Ведь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все тук да тук.(гвоздь)

8) Вот железная плутовка,

Листы держит очень ловко.

Крепко вместе их сжимает,

Никогда не потеряет.(скрепка)

9) Я иголкина подружка,

Только нет у меня ушка.(булавка)

10) Я сижу в своем домишке,

Не серди меня мальчишка!

Обращайся осторожно,

Ведь пораниться мной можно.(перочинный нож)

11) Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете –

Лишь осколки соберете.(стеклянная посуда)

12) Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.(градусник)

13) Ей набили мясом рот,

И она его жует,

Жует, жует и не глотает-

В тарелку отправляет.(мясорубка)

14) Он целый день звенел в бору

Густом, от инея белесом.

А ночью, подойдя к костру,

Заснул, в бревно уткнувшись носом.(топор)

15) Где упрется хвостом,

Станет дырка потом.(шило)

16) В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра,

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит.(чайник)

17) Она снаружи вроде груши,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом.(лампочка)

18) Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу.(свеча)

19) В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки –

Раздают всем огоньки.(спички)

Электрические приборы и бытовая техника.

1) Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

Могу поправить недоделки

И навести на брюках стрелки.(утюг)

2) На столе в колпаке

Да в стеклянном пузырьке

Поселился дружок,

Развеселый огонек.(настольная лампа)

3) Он один на всем свете

Очень рад пыль встретить.(пылесос)

4) Посмотри на мой бочок,

Во мне вертится волчок,

Никого он не бьет,

Но зато все собьет.(миксер)

5) Я пузатый и пыхтящий,

Я большущий и блестящий,

Если только захочу,

Кипяточка вскипячу.(самовар)

6) Два соседа-колеса

Собирают голоса,

Друг от друга тянут сами

Поясочек с голосами.(магнитофон)

7) Поверчу огромный круг,

И меня услышит друг.(телефон)

8) Летом папа наш привез

В белом ящике мороз,

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты.(холодильник)

9) Дом на ножках,

Посреди – окошко.

Засветится окно,

Появится кино.(телевизор)

10) Четыре синих солнца

У бабушке на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Сварили кашу и уху,

Спасибо солнцам за еду.(газовая плита)

11) Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно.(электричество)

Пожар.

1) Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает.(огонь)

2) Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез.(дым)

3) Спят смирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь.(спички)

4) Раз, два, три, четыре-

у кого пожар…?(в квартире)

5) Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил…(утюг).

6) Красный отблеск побежал.

Кто со спичками …(играл).

7) Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…(газом).

8) Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег …(траву).

9) Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые…(предметы).

10) Помни каждый гражданин этот

Номер…(ноль один).

11) Дым увидел – не зевай

И пожарных...(вызывай).

12) С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?(пожарные)

Наказы.

1) Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его водой.

2) Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички же забрать.

3) Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы сделать, детки?

Вынуть вилку из розетки!

4) Если в доме есть балкон,

Помните – опасен он!

И открытое окно

Привлекать вас не должно!

5) Ничего опасней нет,

Чем заточенный предмет!

Бритвы, ножницы, ножи

Не хватайте, малыши!

6) Не подходи к плите, дружок,

Ты можешь получить ожог!

7) Кран открывайте осторожно,

Ведь кипятком обжечься можно!

Да и холодная вода

Увы, полезна не всегда.

8) Если вдруг искрит розетка,

Или слышен странный треск,

Ты скажи об этом взрослым –

Сам пожалуйста не лезь!

Электричество Опасно!

Неуместны игры здесь!

9) У многих есть в квартире газ,

И не заметен он для глаз.

Но, помни, что опасен газ.

Не терпит он с собой проказ!

И коль заметил запах газа,

Открой окно, проветри сразу!

Пошире створки отвори,

И спички в руки не бери!

10) Осторожнее со спичкой!

Спичка – это главный враг.

Не шути ты с невеличкой,

Не до шуток нам никак.

11) Если на сковороде

Загорелось масло,

Воду ты туда не лей,

Воду лить опасно.

12) Перегладить все белье,

Помогаешь маме вдруг.

Не, забудь, когда закончишь,

Сразу выключить утюг.

13) С огнем, ребята, не играйте,

А увидев огонь и дым,

По телефону набирайте

Всего две цифры 01.

Приложение 3

Тест для детей

1.Как тебя зовут? Имя, фамилия.

2.Где ты живешь? Домашний адрес.

3.Номер домашнего телефона?

4.Как зовут твоих родителей? Фамилия, имя, отчество.

5.Место работы родителей?

6.Адрес детского сада?

7.К кому и по каким телефонам обращаются при пожаре, нападении, травме, запахе газа?

8.Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру?

9.Уходя из дома, выключаешь ли ты электроприборы из розеток?

10.Знаешь ли ты как вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?

Приложение 4

Конспект занятия №1. «Службы 01,02,03 всегда на страже»

Цель: познакомить со службами спасения 01,02,03; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.

Ход занятия

-Ребята, у кого из вас дома есть телефон? А вы умеете пользоваться телефоном? Куда вы звоните? (бабушке, дедушке, сестре, знакомым).

-Есть номера телефонов, которые знают все люди, и очень важно, чтобы эти номера знали все дети. Сейчас мы попробуем догадаться, какие это номера телефонов. Послушайте, какая ситуация произошла с девочкой. (Читаю отрывок из стихотворения С. Маршака «01».)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь-

Жжется, Леночка, огонь..»

-Как вы думаете, что могло случиться с девочкой?(ответы детей) Какая спасательная служба может помочь в такой ситуации? По какому телефону можно вызвать пожарную службу? Правильно, по телефону «01». (Прикрепляю на доску карточку с «01», и хором дети проговаривают этот номер телефона, чтобы его запомнить.)

-А теперь посмотрите другие картинки.(девочка стоит на улице и плачет)

-Что случилось с девочкой? Как помочь девочке? Какая служба необходима? По какому номеру телефона можно вызвать милицию? Правильно, по номеру «02»(Прикрепляю на доску карточку с «02».)

-Ребята а вы можете вспомнить случай из своей жизни, когда вы сильно болели? (рассказы детей) А случалось ли вам болеть так, что с вашей болезнью не могла справиться даже мама? Часто бывает, что человек так плохо себя чувствует, что необходимо вызвать «скорую помощь». По какому телефону нужно вызвать «скорую помощь»?(Прикрепляю на доску карточку с «03»).

-Эти службы работают круглосуточно, то есть и днем, и ночью. Потому что в любой момент с людьми может произойти беда.

-А как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, который работает в службах спасения? Давайте соберем в мои ладони много-много слов, обозначающих эти качества. (Мужественность, выносливость, доброта, милосердие, нежность, любовь, жалость, ум, профессиональность и т.д.) - Ребята, помните, мы с вами делали макет большого города, где могут произойти разные происшествия. Вот и в нашем городе случилась беда. Поступили важные сообщения, что: 1- Мальчик 5 лет разжег дома костер. 2- потерялась девочка 3 лет. 3- Мальчик 6 лет сломал руку.

-Ребята, мы сможем им помочь? Нам необходимо разбиться на три команды: «01», «02», «03». Прежде чем собраться в дорогу, надо надеть специальную одежду, собрать необходимые инструменты в чемоданы. И не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которые вы собирали в мои ладони. Дети по сигналу ищут по лабиринту место, где необходима помощь пострадавшему (Игра-эстафета «Чья команда быстрее соберет чемодан к выезду».)

-Молодцы, ребята, вы правильно собрали свои инструменты к выезду. Вам это пригодится. Но не забудьте взять с собой в дорогу самое главное – те качества, которые вы собирали в мои ладони. (дети ищут по лабиринту место, где необходима помощь пострадавшему. Развивается сюжетно-ролевая игра.

Конспект занятия №2. «Опасные предметы дома»

Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Ход занятия

-Ребята, вы уже взрослые. Кого из вас родители оставляли дома одного?(ответы детей)

-Если вы уже оставались одни дома, то вам необходимо знать правила безопасности. Какие опасности могут быть дома7 Опасности ждут нас на каждом шагу. Сейчас мы попробуем определить, какие предметы в доме можно считать опасными. Отгадайте загадки о домашних предметах и подумайте, чем они могут быть опасными.

1.Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.(ножницы)

2.Не хочу я молчать, дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской он железной головой.(молоток)

3.(см. Приложение к конспектам)

Дети отгадывают загадки, рассказывают, какую опасность таит каждый бытовой предмет

-Молодцы, ребята, вы очень хорошо подметили все опасности в предметах. А сейчас внимательно рассмотрите эту картину.(Воспитатель предлагает детям иллюстрацию с нарисованной квартирой, в которой находятся различные бытовые предметы.) В этой квартире оставили малышей Андрюшу и Наташу.(воспитатель представляет детям кукол)

-Их родители ушли на работу. Давайте, ребята, расскажем малышам, какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, чтобы не случилась беда. Около каждого предмета будем ставить предупреждающие знаки: Х - нельзя пользоваться, ! -осторожно пользоваться.(дети расставляют по квартире знаки)

-Ребята, давайте повторим правила безопасности:

1. Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

2. Не включать электрические приборы, они могут ударить током или стать причиной пожара.

3. Ни в коем случае не пробуй никакие лекарства. Во-первых, это не вкусно, а во-вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

4. Не трогать бытовую химию: стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, средства от насекомых.

Средство от тараканов .

Жили в доме великаны,

И жили в доме тараканы.

Что же делать, как тут быть?

-Тараканов уморить!

И купили великаны

Средство против тараканов…

Но остались тараканы,

А не стало великанов.

Аккуратней надо быть,

Чтоб себя не отравить.

-Отравиться можно не только лекарствами, химическими препаратами, но можно отравиться невидимым ядом – газом. Газ может быть очень опасен. Поэтому почувствовав запах газа, соблюдайте следующие правила:

-Срочно скажи об этом взрослым, надо сразу же открыть окна и двери, позвонить по телефону «04», ни в коем случае не включать свет и не зажигать спичку.

-Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность – это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон.

Человек не птица, удобнее по лестнице спуститься,

Без парашюта с высоты прыгают только коты.

-Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случится никакой беды.

-Теперь, я думаю, наши малыши Андрюша и Наташа будут в безопасности. А вы, ребята, если узнаете что то новое, им обязательно расскажите.

Беседа - «Открытое окно, балкон как источник опасности»

Обращаю внимание на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну. Провожу беседу с детьми на тему «Балкон, открытое окно». -Если ты живешь в многоэтажном доме, тебя ждет еще одна опасность. Это балкон. Очень опасно выходить одному на балкон. Но если ты вышел, никогда не играй там в подвижные игры, не прыгай, не перегибайся через перила балкона. Если внизу что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице. Рассматриваем с детьми изображение открытого окна. А чем опасно открытое окно? Разрешают ли дома родители детям самим открывать окна и выглядывать из них, одним выходить на балкон и играть там? Вместе с детьми рисуем план своей квартиры и отмечаем на нем опасные места. Делаем с детьми макет комнаты (окна, двери, балкон, торшер, стулья, телефон и т.д.). Изготавливаем фигуры действующих персонажей – мамы, детей. Макет комнаты можно использовать по-разному: как настольный театр, в котором дети могут разыграть историю на предложенную тему, например: «Мама ненадолго ушла, и дети остались дома одни…», причем каждый ребенок может предложить свою историю или разыграть ее со сверстниками попарно, втроем. Я предложила придумать историю вместе с родителями дома. Для развития творческого воображения и фантазии, художественных способностей детей им можно предложить придумать и дополнить персонажами и предметами комнату в соответствии с усложняющимся сюжетом (например: вором и милиционером, врачом, пожарным).

Человек – не птица,

Удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты

Прыгают только коты.

Запомните, дети, правила эти и смело оставайтесь дома одни, с вами не случиться никакой беды.

Конспект занятия №3. «Где работает огонь?»

Цель: познакомить с жизнью древнего человека, рассказать об открытии человеком огня; как дошел огонь до наших дней, как он помогает человеку.

Ход занятия:

-Ребята, вы уже знаете, что не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Давным-давно люди пользовались только тем, что давала сама природа. Убежищами служили пещеры, где было холодно, сыро, темно.

-Когда-то от молнии загорелось дерево. Кто-то, наверное, самый смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести её в свою пещеру.

-Ребята, как вы думаете, для чего был нужен огонь в пещере?(ответы детей)

Но для того, чтобы огонь не погас, надо делать (подкладывать ветки, защищать от ветра, от дождя...) Но случалось, что огонь угасал и пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда им было нужно.

Ребята, как вы думаете, для чего был нужен огонь в пещере?(ответы детей)

Но для того, чтобы огонь не погас, надо делать (подкладывать ветки, защищать от ветра, от дождя...) Но случалось, что огонь угасал и пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда им было нужно.

Знания древних людей мы до сих пор используем. Например, в зажигалке. Этот камень называется кремень.Как только подружился огонь с человеком, он стал ему верным помощником.(огонь-сигнал, освещение, огонь в кузнице, огонь в топке паровоза.

-Давайте поиграем в игру «Что было – что стало»(раздаю карточки с современными и старинными предметами детям) Найдите пару.

И сегодня огонь - наш верный помощник.

-Кто из вас, ребята, хочет рассказать, как вам огонь помогал? (рассказы детей)

-А кто из вас вместе с родителями разводил костер? А что потом было с костром? Что осталось на месте костра?

-Огонь наш друг, но с ним надо быть осторожным. Чуть зазевался, подует ветер и разнесет искры по всему лесу. Не миновать тогда беды. Огонь за несколько минут сжигает все на своем пути. Не щадит огонь ни природу, ни зверей, ни людей, оставляет за собой страшный след: вместо леса – зола, вместо дома – обожженные головешки.

Огонь может быть не только другом, но и врагом. И все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь каждый день помогает человеку, делает нашу жизнь интереснее, теплее, уютнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Цель:  формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

Рекомендации по формированию основ безопасности и жизнедеятельности для детей и их родителей по правилам пожарной безопасности.

Уважаемые родители(законные представители) наших воспитанников! Убедительная просьба соблюдать режим самоизоляции! В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции призываем Вас о...

Программа по самообразованию.: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

1.Ф.И.О. педагога-Синельникова Ирина Радионовна, воспитатель разновозрастной «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»группы ком...

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности у детей дошкольного возраста на 2022-2023 уч.год.

Очень важно,подготовить каждого ребёнка к встречи с различными сложными, а иногда опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте. в ле...

Дидактические игры и пособия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей 4-5 лет

В данной работе представлены авторские пособия и игры по основам безопасности собственной жизнедеятельности у детей 4-5 лет....