«Безопасность в жизни детей дошкольного возраста».
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Кратова Ирина Викторовна

Многолетний опыт работы в детском саду привел меня к тому, многие родители стали задавать вопросы о том, что родителям стало сложно отвечать на вопросы детей по безопасности ребёнка в нынешних условиях жизни. Выяснилось, что дети не знают правила поведения в обществе, и анализируя ситуацию, я задумалась над тем, что действительно, повысилась детская смертность на дорогах, что сложившаяся, в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты, и родители не знают как «преподать» детям этот «урок». Задача взрослых: родителей и педагогов, состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными ситуациями. 
Я поняла, что в нынешней ситуации актуальной темой самообразования будет – тема: «Безопасность в жизни детей дошкольного возраста». Для решения этой проблемы, я посчитала наиболее приемлемым, реализацию программы Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста». 

Разработала перспективное планирование для того , чтобы выстроить систему работы в этом направлении по разделам: 
Ребёнок и другие люди 
Ребёнок и природа 
Ребёнок (один дома) 
Здоровье ребёнка 
Эмоциональное благополучие ребёнка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx14.36 КБ

Предварительный просмотр:

В процессе реализации поставленных задач я столкнулась с проблемой поиска наиболее эффективных способов достижения результатов, проблемой выбора методов и форм развития ребёнка. Наиболее подходящим для решения этой проблемы я считаю использование традиционных педагогических принципов и методов обучения. 
В старшем возрасте обширнее становится и тема о правилах дорожного движения. Дети уже умеют различать предупреждающие и запрещающие знаки, знают, как правильно переходить дорогу и правила поведения в транспорте, при помощи инспекторов ГИБДД провела встречу- беседу: «Школа -дорожных наук», использовали плакаты: «Информационные знаки», «Правила поведения на дороге», дидактические игры «О чём рассказывают знаки». 
Большой популярностью у детей пользуются занятия ОБЖ («Не попади в беду»). Я предостерегаю их от возможных проблем со здоровьем при встрече с бродячими животными («Собака бывает кусачей» и т.д.). 
Такие занятия способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности. 
Принимая во внимание возрастные особенности детей, я стараюсь развивать у них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство. Дети уже должны иметь чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми, придумываю различные игровые ситуации, вместе с детьми находим правильное решение, и находим ответы на поставленные вопросы. 
Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности я использую для рассматривания плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре») и провожу занятия («Опасные предметы», «Спички», «Хрюша попал в беду».) Рассматриваем огонь как «друг» людей и как «враг» людей на примере игры «Хорошо - Плохо» с элементами ТРИЗ. Свою работу строю в зависимости от возраста детей, так - как дети, повзрослев, меняют взгляды на окружающую действительность. Наибольших результатов при ознакомлении дошкольников с правилами безопасности жизнедеятельности можно добиться при использовании методов и приемов, дающих возможность закрепления определенных навыков поведения, например, в разнообразных видах деятельности. 
Большое внимание уделяю укреплению физического здоровья детей, применяю здоровье сберегающие технологии - это не только занятия физкультурой и ежедневная двигательная активность, различные виды гимнастик, - проведение физминуток, психогимнастики. 
С детьми старших групп провожу сезонные «Дни здоровья», а также - театрализованное представление «Чистота– залог здоровья», «Чтоб кусался-зубок». Дети старшего возраста уже знают, что такое здоровье и что такое болезнь, даю им возможность рассказать друг другу то, что они знают о болезнях, о том, как они себя чувствуют, когда болеют. Хорошим дополнением послужит рассказ о том, как и чем их лечили дома родители. Многие даже знают названия лекарств, эти знания они применяют в играх: (ролевые игры «Семья», «Больница», используя дидактический материал «Малыш поранился»). 
В игровой деятельности (дидактическая игра «Кто нас лечит?») и на занятиях («Сохрани своё здоровье», «Витамины укрепляют организм»), я знакомлю ребят с некоторыми профессиями, связанными с медициной, объясняю, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, учу не бояться посещения врача, рассказываю о важности прививок (инсценировка «Как кукле Кате зуб лечили».) 
При оформлении альбома «Забочусь о своём здоровье», увидела интерес у детей и подготовила беседу о пользе витаминов, здоровом питании. Общаясь с детьми, выяснила, что они знают о вредных привычках и их последствиях для человеческого организма: (беседа «Полезные и вредные привычки»). 
Совместно с родителями работали над проектом: «Если хочешь быть здоров». Проблема: «Какова роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья детей», где родители поделились опытом употребления натуральных витаминов в семье. Презентацией проекта стала выставка совместных поделок детей и родителей из овощей и фруктов. 
При проведении мониторинга, для проверки знаний детей были поставлены следующие задачи: 
-выявить уровень знаний и  умений детей по основам безопасности жизнедеятельности; 
-выяснить, умеют ли дети самостоятельно принимать решения и находить выходы из сложных ситуаций. 
Проводила занятия на районных семинарах: 
1. 2012 г. «Басенки- безопасенки», 
2. 2014 год. –выступление с докладом «Интегрированный метод обучения в детском саду». 
3. 2015 год- занятие «Эти удивительные птицы». 
Внесла значительный вклад в работу по подготовке детей к школе. Занятия провожу в занимательной, доступной детям форме. Объём знаний представленных детьми можно рассматривать как основу познавательного развития дошкольников 
Показатели диагностического обследования готовности детей к школе: 
Высокий уровень развития- 84 % 19 детей. 
Средний уровень развития -16% 4 детей. 
Мне кажется, что на этом не стоит, останавливаться, нужно внедрять в свою работу интересные и творческие проекты для всестороннего развития детей и успешной подготовки их к школе. Ведь - «Дети являются драгоценнейшим  даром, ни с чем несравнимыми сокровищем» - по выражению Я.А.Коменского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

     Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровь...

Особенности формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.

В старшем  дошкольном возрасте уже можно знакомить ребят с возможностями здорового человека. Рационально расширять набор представлений о рациональном питании (объеме пищи, последовательности её п...

Программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых ...

Рабочая программа по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с...

ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Аннотация к программе:Данная программа показывает на практике систему работы воспитателя по обучению дошкольников основам правил безопасного поведения.Темы занятий предполагают разные формы взаи...