Особенности формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.
статья (подготовительная группа)

Комарова И.А

В старшем  дошкольном возрасте уже можно знакомить ребят с возможностями здорового человека. Рационально расширять набор представлений о рациональном питании (объеме пищи, последовательности её приёма, разнообразии в питании)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komarova_statya.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова _ статья.doc

                                                                                          Комарова Ирина Александровна

                                                                                  Воспитатель

                                                                                  МБДОУ «Усть-Ишимский д/с№1»

                                                                                  Усть-Ишимский муниципальный район

                                                                                   Омской области

Особенности формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста  в процессе реализации ФГОС ДО.

ФГОС ДО последнего поколения  разработаны с учетом базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд. И направлены на развитие и воспитание компетентного гражданина РФ. Особое внимание уделяется формированию у  дошкольников экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. Здоровье детей – это один из важнейших показателей, который определяет потенциал страны и также одна из характеристик национальной безопасности. Таким образом, воспитание экологической культуры с раннего возраста на сегодняшний момент – общенациональная задача.

В  соответствии с выше указанным нами была разработана программа, нацеленная на формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни детей старшего дошкольного. Одним из важнейших направлений стало внедрение здоровье сберегающих технологий.  Создавались условия, которые были ориентированы на то, чтобы обеспечить психическое, физическое, нравственное здоровье воспитанников.

Понятие «безопасный образ жизни» подразумевает  исключение воздействия неблагоприятных факторов на   здоровье дошкольников (физического и психического характера). Именно  здоровье сберегающие  способны предотвратить утомляемость   детей дошкольного возраста, повысить у них мотивацию к игровой, творческой,  трудовой, познавательной, исследовательской, двигательной  активности.

Основой эффективной системы экологического образования в детском саду  стал интегрированный подход, и при этом учтены особенности возрастной группы. В старшем дошкольном возрасте детей важно вовлекать в предметно-преобразующую деятельность, Приучать к трудовой деятельности, разумному природопользованию, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношения к естественной среде и укреплению  своего здоровья. Дошкольный возраст  – решающий, когда формируется  фундамент физического, психического и духовного здоровья. Важно на этом этапе сформировать у  ребят базу знаний и практических навыков ЗОЖ.В процесс работы нами была использована идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, которая отражена в содержании ФГОС ДО.

Участниками реализации образовательной программы согласно ФГОС являются: педагоги, дети, родители. Соответственно было принято решение соблюдать принцип единства и активно  проводить работу с родителями. Разработанная в соответствии с ФГОС ДО программа смогла обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и  повысила компетентность родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья  дошкольников.

Образовательная деятельность ДОУ  была направлена на то, чтобы произошло становление ценностей ЗОЖ, чтобы дети овладели его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, формировании полезных привычек) .

Помогло сформировать базу знаний и практических навыков в числе прочих методов и  художественное слово, благодаря которому у детей  появились знакомые и понятные образы, так дошкольники легко запоминают действия, постепенно превращая в необходимость, потребность, навык. Так в режимных  моментах использовались стихи, поговорки, пословицы и т.д. Например, формирование культурно-гигиенических навыков мытья рук формировали под следующее стихотворение: «Мойте руки и плоды Чтобы не было беды Есть такие вирусы, Вирусы- вредирусы.  Попадут детишкам в рот Заболит у них живот» и т.д.

В старшем  дошкольном возрасте уже можно знакомить ребят с возможностями здорового человека. Рационально расширять набор представлений о рациональном питании (объеме пищи, последовательности её приёма, разнообразии в питании)

У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой осуществляются на бессознательной основе. Они  себя ощущают естественной частью природы, не  отделяют себя  от ее объектов и субъектов. Мыслительная деятельность в  этом возрасте развивается  активнее, ответы  уже более развернутые. В работе по формированию экологической культуры нами были использованы следующие формы: целевая прогулка, экскурсия, игровая обучающая ситуация,  игра экологического содержания, предметные  и словесные игры («Когда это бывает?», «Можно - нельзя»);подвижные  и экологического содержания игры - путешествия  («В гости к  Хозяину леса»). В сельской  местности ребёнок больше связан с природой и больше зависит от неё, он не имеет права игнорировать её законы, его задача их выполнять . Для детей важно донести, что нарушение природных закономерностей порождает экологические проблемы и ведет к ухудшению здоровья человека. Важно заботится не только о собственном здоровье, но и  об окружающей среде, так как это взаимосвязано. Также можно отметить, что часто материальная база  в сельском регионе хуже чем в городе, поэтому основным источником материалов для  того чтобы организовать деятельность старших дошкольников является сама природа, её объекты и природное окружение .

В конце года нами был проведен мониторинг физического и психологического благополучия обучающихся и уровня сформированности экологической  культуры, который  показал, что заболеваемость детей уменьшилась,  дошкольники стали более физически подготовленными, освоили  навыки ЗОЖ. У них появилось осознанное бережное отношение и к своему здоровью, и здоровью окружающих людей, и бережное отношение к окружающей природе. Все вышеуказанное подтвердило эффективность работы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни у детей дошкольного возраста  в соответствии с  ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей"

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести нео...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

Проект по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни детей для младшей группы

В данном проекте представлена ценность здорового образа жизни,проанализирована проблема связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и формированием желиния и стремления вести зоровый образ жи...

Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

     Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровь...

Использование территории детского сада для формирования экологической культуры и основ природоведческих знаний у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – это тот возраст, когда закладываются основы формирования ценностей, культуры личности, в том числе и экологической. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружаю...

Проект «Здоровый и безопасный образ жизни детей раннего возраста»

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний,вера в свои силы»...