Проект «Здоровый и безопасный образ жизни детей раннего возраста»
проект (младшая группа)

Шаповалова Елена Витальевна

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

 

Предлагаемый проект направлен на  создание педагогами и родителями условий для сохранения, сбережения здоровья детей раннего возраста.

Проблема  здоровья детей в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В период детства формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Условия социального, природного и экологического неблагополучия естественная  любознательность ребёнка в познании окружающего мира, может стать для его здоровья небезопасной. Поэтому, с раннего детства необходимо формировать у ребёнка сознательное отношение личной безопасности, сохранению и укреплению здоровья.

В связи с этим, необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности и здоровьесбережения ребёнка. Используя интеграцию образовательных областей, и реализуя основные задачи, важно акцентировать внимание детей на безопасности поведения и здоровом образе жизни.

Участники проекта

  •   педагог
  •   дети
  •   родители

Тип проекта:  познавательно-игровой.

Цель проекта: начальное формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей раннего дошкольного возраста, повышение уровня знаний и обогащение  опыта родителей в вопросах безопасного поведения детей,  через  сотрудничество с ДОУ.

Задачи проекта:

Для детей:

  •  укреплять и охранять здоровье детей;
  •  повышать интерес детей к здоровому и безопасному образу жизни, через разнообразные формы и методы работы;
  •  формировать навыки здорового и безопасного образа жизни, первоначальные простейшие представления о себе;
  •  воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания;
  • охрана и укрепление здоровья детей;
  • обеспечить физическое и психическое благополучие воспитанников.

Для родителей:

  •  повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения жизни и укрепления здоровья ребенка;
  •  способствовать созданию активной позиции родителей.

Для педагога:

  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  •  обогатить предметно-пространственную развивающую среду группы;
  •  укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Ожидаемый результат:

У детей:

- оптимальное функционирование организма и повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

  • сформированность основ здорового и безопасного образа жизни, полезных привычек;

 - овладеют умениями  безопасного поведения и со взрослыми и сверстниками, в помещении и на улице.

У педагогов:

  • создание условий для  сохранения здоровья и  формирование  правил безопасного поведения у детей.

У родителей:

- необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах обеспечения его здоровье и безопасность ребенка.

 

Практическая значимость проекта  заключается в создании единого здоровьесберегающего  и безопасного

воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Ресурсное обеспечение:

В ДОУ имеется:

  •  медицинский кабинет
  •  музыкальный зал / физкультурный зал

В группе  оборудованы:

  •  уголок здоровья;
  •  уголок безопасности;
  •  спортивный уголок;
  •  центр сюжетно-ролевой игры: «Магазин», «Больница»;
  •  центр «Книги».

Этапы реализации проекта

1 этап организационный

Дидактическое и методическое оснащение проекта:

- подбор методической,  художественной литературы, иллюстрационных материалов;

- разработка конспектов занятий, консультаций для родителей;

- пополнение предметно-развивающей среды пособиями и дидактическими играми;

- разработка информационного материала для родительского уголка;

- разработка анкет для родителей;

- составление перспективного плана мероприятий проекта.

 

Подобран дидактический материал:

Беседа, ситуативный разговор:

  • «О поведении в группе»
  • «О правилах спуска и подъёма по лестнице»
  •  «О поведении на прогулке.
  •  «О правилах работы с изобразительными материалами: не есть пластилин и краски, не грызть карандаши и мелки,  не размахивать ими».

 

Рассматривание предметных картинок  и плакатов:

  • «Не играй с электричеством»,
  • «Не играй с огнём»,
  • «Не играй с колющими, режущими предметами»,
  • «Не пробуй жидкости и лекарства»,
  • «Не выбегай на проезжую часть»,
  • «Не ешь грязными руками»,
  • «Не ешь снег и сосульки»,
  • «Не играй с бродячими животными».

 

Основные направления проекта.

  • Обеспечение охраны и укрепление здоровья малышей.
  •  Создание предметно-развивающей среды (дидактические игры, книги, пособия по формированию потребности в здоровом образе жизни).
  • Формирование взаимодействия детского сада и семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка.
  •  Оценка эффективности комплексных воздействий.
  • 2 этап основной
  • Реализация проекта в совместной
  • и практической деятельности с детьми
  • Взаимодействие с родителями по данной теме.

Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций:

- «Осторожным надо быть!» - автор Ольга Корнеева.

- «Уроки светофора» - автор Виталий Лиходед.

- сказки «Бобовое зёрнышко»,  «Козлятки и волк» и др.

Создание игровых ситуаций:

  •  «Зайка заболел».
  •  «Как помочь лисичке?».
  •  «У куклы Кати грязные руки. Научим ее умываться».
  •  «Моем куклу Машу».
  • «Помоги котёнку перейти дорогу»
  • «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки»,
  • «Зайчик обжёгся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т.д.

Игры:

  •  Дидактические - «Почини светофор» - прикручивание пробочек по цвету к светофору; «Опасные предметы».
  •  Подвижные - «Мы – шофёры», «Веселый автомобиль», «Воробушки и автомобиль».

Реализация проекта через:

  • образовательную деятельность;
  •  совместную деятельность воспитателя и детей;
  •  деятельность в режимных моментах.

 

Игровая технология

Физкультурно-оздоровительные мероприятия - организация рационального режима дня

Организация здорового сна

Осуществление закаливающих процедур - ежедневно     проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, также включаются корригирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Прогулки и игры на свежем воздухе

Организация здорового и полноценного питания

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

Физическое воспитание

Использование современных здоровьесберегающих технологий

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

- Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика пальчиковая

- Гимнастика дыхательная

- Гимнастика бодрящая (после сна)

  1.  Технологии обучения здоровому образу жизни. Физкультурное занятие
  2. Коррекционные технологии. Технологии музыкального воздействия

Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Безопасность.  Основные разделы, с которыми знакомим детей:

  • Ребенок дома.
  • Ребёнок и другие люди.
  • Эмоциональное благополучие ребенка.
  • Ребенок на улице.

Дети в раннем возрасте способны: замечать опасные места, знать сигналы светофора, различать величину транспорта, понимать опасность транспорта.

Формы работы с родителями:

- родительское собрание 

- консультации

- выпуск рекомендаций и памяток

- анкетирование

- подбор специальной педагогической литературы

- беседы

3 этап итоговый

  • Анализ и подведение итогов работы над проектом: анкетирование родителей и опрос детей.
  • Презентация проекта для педагогов и родителей.
  • Разработка методических рекомендаций для родителей.
  • Прогнозирование дальнейшей работы.
  • Публикация проекта на интернет-сайте.

Продукты  проекта

  • Рисунки, поделки по теме проекта.
  •  Картотеки: пальчиковых игр, подвижных игр, утренних гимнастик, гимнастик после сна, гимнастик для глаз.
  • Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Больница», «Магазин».
  •  Изготовление дидактической игры «Опасные предметы».
  • Папки – передвижки, ширмы, буклеты на тему здоровья и безопасности.
  • Проектная папка.
  • Презентация проекта.

 

Заключение. Выводы

Можно сделать вывод об эффективности проведенной работы по реализации данного творческого проекта. Приобретенные малышами навыки по безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни,  нуждаются в постоянном закреплении.

Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Поэтому в дальнейшем необходимо продолжить работу по закреплению, расширению  и обогащению полученных знаний и умений, а также продолжить сотрудничество с родителями по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt_bezopasnost_i_zdorove.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Здоровый и безопасный образ жизни детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель МДОУ № 1 «Аленушка» Шаповалова Елена Витальевна

Слайд 2

« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Проблема здоровья детей в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. В период детства формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни. Условия социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира, может стать для его здоровья небезопасной. Поэтому, с раннего детства необходимо формировать у ребёнка сознательное отношение личной безопасности, сохранению и укреплению здоровья. В связи с этим, необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности и здоровьесбережения ребёнка. Используя интеграцию образовательных областей, и реализуя основные задачи, важно акцентировать внимание детей на безопасности поведения и здоровом образе жизни. Актуальность Предлагаемый проект направлен на создание педагогами и родителями условий для сохранения, сбережения здоровья детей раннего возраста.

Слайд 5

Цель проекта: Начальное формирование основ здорового и безопасного образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Повышение уровня знаний и обогащение опыта родителей в вопросах безопасного поведения детей, через сотрудничество с ДОУ.

Слайд 6

Задачи Для детей: укреплять и охранять здоровье детей; повышать интерес детей к здоровому и безопасному образу жизни, через разнообразные формы и методы работы; формировать навыки здорового и безопасного образа жизни, первоначальные простейшие представления о себе; воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания; охрана и укрепление здоровья детей; обеспечить физическое и психическое благополучие воспитанников. Для родителей: повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения жизни и укрепления здоровья ребенка; способствовать созданию активной позиции родителей. Для педагога: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях; обогатить предметно-пространственную развивающую среду группы; укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

Слайд 7

У детей: - оптимальное функционирование организма и повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды; сформированность основ здорового и безопасного образа жизни, полезных привычек; - овладеют умениями безопасного поведения и со взрослыми и сверстниками, в помещении и на улице. У педагогов: создание условий для сохранения здоровья и формирование правил безопасного поведения у детей. У родителей: - необходимый запас знаний, которые помогут в вопросах обеспечения его здоровье и безопасность ребенка. Ожидаемый результат Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего и безопасного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Слайд 8

В группе оборудованы: уголок здоровья; уголок безопасности; спортивный уголок; центр сюжетно-ролевой игры: «Магазин», «Больница»; центр «Книги». Ресурсное обеспечение проекта В ДОУ имеется: медицинский кабинет музыкальный зал / физкультурный зал

Слайд 9

1 этап организационный Дидактическое и методическое оснащение проекта: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов; разработка конспектов занятий, консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды пособиями и дидактическими играми; разработка информационного материала для родительского уголка; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. Этапы реализации проекта

Слайд 10

Беседа, ситуативный разговор: «О поведении в группе» «О правилах спуска и подъёма по лестнице» «О поведении на прогулке. «О правилах работы с изобразительными материалами: не есть пластилин и краски, не грызть карандаши и мелки, не размахивать ими». Рассматривание предметных картинок и плакатов: «Не играй с электричеством», «Не играй с огнём», «Не играй с колющими, режущими предметами», «Не пробуй жидкости и лекарства», «Не выбегай на проезжую часть», «Не ешь грязными руками», «Не ешь снег и сосульки», «Не играй с бродячими животными». Подобран дидактический материал и пособия

Слайд 11

Основные направления проекта Обеспечение охраны и укрепление здоровья малышей. Создание предметно-развивающей среды (дидактические игры, книги, пособия по формированию потребности в здоровом образе жизни). Формирование взаимодействия детского сада и семьи, как необходимое условие полноценного развития ребенка. Оценка эффективности комплексных воздействий.

Слайд 12

2 этап основной Реализация проекта в совместной и практической деятельности с детьми Взаимодействие с родителями по данной теме.

Слайд 13

Создание игровых ситуаций: «Зайка заболел». «Как помочь лисичке?». «У куклы Кати грязные руки. Научим ее умываться». «Моем куклу Машу». «Помоги котёнку перейти дорогу» «Мишка укололся: пожалеем мишку и научим, чего нельзя брать у мамы нож, ножницы, иголки», «Зайчик обжёгся: вылечим лапку и расскажем, что нельзя трогать утюг» и т.д. Игры : Дидактические - «Почини светофор» - прикручивание пробочек по цвету к светофору; «Опасные предметы». Подвижные - «Мы – шофёры», «Веселый автомобиль», «Воробушки и автомобиль». Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций : - «Осторожным надо быть!» - автор Ольга Корнеева. - «Уроки светофора» - автор Виталий Лиходед. - сказки «Бобовое зёрнышко», «Козлятки и волк» и др.

Слайд 14

образовательную деятельность; совместную деятельность воспитателя и детей; деятельность в режимных моментах. Реализация проекта через:

Слайд 15

Игровая технология

Слайд 16

Организация рационального режима дня Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Слайд 17

Организация здорового сна

Слайд 18

Осуществление закаливающих процедур В нашей группе ежедневно проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, также включаются корригирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Слайд 19

Прогулки и игры на свежем воздухе

Слайд 20

Организация здорового и полноценного питания

Слайд 21

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей

Слайд 22

Физическое воспитание

Слайд 23

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья Обеспечение здорового ритма жизни ребенка в детском саду Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика пальчиковая Гимнастика дыхательная Гимнастика бодрящая (после сна) 2. Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурное занятие 3. Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия Использование современных здоровьесберегающих технологий

Слайд 24

Технологии музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Слайд 25

Безопасность. Основные разделы, с которыми знакомим детей. Ребенок дома. Ребёнок и другие люди. Эмоциональное благополучие ребенка. Ребенок на улице.

Слайд 26

Замечать опасные места Различать величину транспорта Знать сигналы светофора Понимание опасности транспорта Дети в раннем возрасте способны

Слайд 27

Формы работы с родителями: Родительские собрания Анкетирование Выпуск рекомендаций и памяток Консультации Беседы Подбор специальной педагогической литературы

Слайд 28

3 этап итоговый Анализ и подведение итогов работы над проектом: анкетирование родителей и опрос детей. Презентация проекта для педагогов и родителей. Разработка методических рекомендаций для родителей. Прогнозирование дальнейшей работы. Публикация проекта на интернет-сайте. Цель: Обобщить знания детей о здоровосберегающем и безопасном поведении.

Слайд 29

Продукты проекта Рисунки, поделки по теме проекта. Картотеки : пальчиковых игр, подвижных игр, утренних гимнастик, гимнастик после сна, гимнастик для глаз. Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Больница», «Магазин». Изготовление дидактической игры «Опасные предметы». Папки – передвижки, ширмы, буклеты на тему здоровья и безопасности. Проектная папка. Презентация проекта.

Слайд 30

Заключение. Выводы Можно сделать вывод об эффективности проведенной работы по реализации данного творческого проекта. Приобретенные малышами навыки по безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни, нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Поэтому в дальнейшем необходимо продолжить работу по закреплению, расширению и обогащению полученных знаний и умений, а также продолжить сотрудничество с родителями по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Данная разработка может использоваться в практической деятельности педагогов ДОУ при реализации образовательной  области «физическое развитие»...

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

laquo;ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

     Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровь...

Особенности формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО.

В старшем  дошкольном возрасте уже можно знакомить ребят с возможностями здорового человека. Рационально расширять набор представлений о рациональном питании (объеме пищи, последовательности её п...

Проект «Здоровый и безопасный образ жизни детей младшего дошкольного возраста»

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит о...