Проект по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни детей для младшей группы
проект (младшая группа)

Королькова Тамара Сергеевна

В данном проекте представлена ценность здорового образа жизни,проанализирована проблема связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и формированием желиния и стремления вести зоровый образ жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Покровско-Урустамакский детский сад»

Проект

по формированию культуры здоровья и

безопасного образа жизни детей

для младшей группы

                                                                          Подготовила: Королькова Т.С

                                                                 2020 г

Проект для младшей группы по формированию культуры здоровья и безопасного образа жизни детей.

Автор проекта: Королькова Т.С

Сроки реализации: долгосрочный проект

Участники проекта: педагоги, дети младшей группы, их родители.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Вид проекта: информационно-творческий.

Цель проекта: формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Актуальность проекта:

Здоровье – это дар, который природа преподнесла человеку. Здоровый ребёнок — это счастье и радость для родителей и педагогов. Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы станем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Проблема формирования у дошкольников культуры здоровья очень важна и от её решения зависит будущее нашего государства.

Проблема:

21 век преподнес человечеству много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, а также воспитание привычки к здоровому образу жизни. К сожалению, в России здоровый образ жизни не является главной ценностью современного человека. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, а также укреплять своё здоровье, если мы сами будем демонстрировать подрастающему поколению важность здорового образа жизни, станем личным примером, только в этом случае можно будет надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми физически.

Таким образом, наша страна будет сильной, процветающей, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Для эффективной реализации проекта необходимо достичь следующих задач:

Образовательные:

1. Дать представление о здоровом образе жизни;

2. Продолжать знакомить детей  с правилами личной гигиены;

3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

4. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни;

2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму;

3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным;

4. Укрепить связи между детским садом и семьей.

Ожидаемые результаты:

• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;

• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур;

• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;

• Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья.

Формаработы с детьми и родителями:

- Индивидуальная;

- Групповая.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Подборка методического и дидактического материала;

2. Подборка художественной литературы;

3. Оформление папок-передвижек, консультации;

4. Подбор пословиц, поговорок, загадок по теме проекта;

5. Подборка дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр по теме проекта и атрибутов к ним;

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Ежедневная работа с детьми:

• Утренняя гимнастика;

• Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика;

• Гимнастика пробуждения. Хождение по «Дорожке здоровья»;

• Физкультминутки;

• Закаливающие процедуры;

• Подвижные игры в группе, на улице;

• Воспитание культурно-гигиенических навыков;

• Воспитание культуры поведения за столом.

Индивидуальная работа по физическому развитию

Принципы реализации проекта

1. Доступность:

учет возрастных особенностей детей;

- адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных правил и норм.

Содержание работы по образовательным областям:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

• Ситуативный разговор о пользе утренней гимнастики;

• Беседа «Безопасность в группе».

Цель: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, какие места в группе и предметы могут быть опасными. Формировать у детей основы культуры безопасности;

Беседа «О чистоте и здоровье».

Беседа «Кто помогает соблюдать чистоту и порядок?»

Цель: закрепить знания о труде дворника, помощника воспитателя, рабочего по стирке белья.

Трудовое поручение «Поможем няне накрыть на столы».

Игры:

- игра "Кукла заболела";

- игра «Мыльные перчатки. Пузырики»;

- игра «Кукла Маша обедает».

- игра «Вылечи свою любимую игрушку»

- игра «Скорая помощь»

 Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Цель: учить детей в игре отражать знания о профессии врача, формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре; использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.

Игровая ситуация «Айболит в гостях у детей».

Цель: формировать у детей представления о здоровом образе жизни, учить следить за своим здоровьем.

С/рол. игра «Аптека» Цель: Познакомить детей с профессией фармацевт, обогащать знания детей о витаминах.

• Д/и «Поможем мойдодыру».

Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни;

• Д/и «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ».

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы из серии сюжетных картинок по темам ЗОЖ.

Образовательная область «Физическая развитие»:

 Утренняя гимнастика-комплекс гимнастики, музыка с мамой…

 Физкультурные занятия- по Н.П. Кочетова, Л.И. Пензулаева

Физкультминутки

Артикуляционные, пальчиковые, дыхательные гимнастики

Игровой массаж

 Гимнастика пробуждения, хождение по «Дорожке здоровья»;

Упражнения с массажными мячиками

Психогимнастика (специальные занятия, направленные на развитие психики ребенка). Здесь применяются такие методы как закаливание, воздушные и солнечные процедуры.

Закаливание- хождение босиком, ванны для ног со снижением температуры воды и увеличением продолжительности их приема.

Воздушные и солнечные процедуры- прогулки на улице

Подвижные игры в группе и на улице; Цель: развивать физические качества; накапливать и обогащать двигательный опыт детей; формировать у детей потребность к двигательной активности.

1 мл.гр Подвижные игры  с ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Пepeшагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».

 С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки».

С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».

С подпрыгиванием. «Мой веселый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».

На ориентировку в пpocтpaнстве. «Где звенит?», «Найди флажок».

 Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька».

2 мл.гр Подвижные игры С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках». С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку». С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики». С бросанием и ловлей. «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет». На ориентировку в пространстве. «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».

Катание на санках

Физкультурные досуги:

«Хоровод овощей»

«Витамины и микробы»

«Сильные, ловкие»

-«Здравствуй, доктор Айболит»

- «Не боимся мы мороза»;

- «Если хочешь быть здоров – закаляйся»;

- Тематическая неделя « Зимние развлечения»;

- «Путешествие в страну веселых мячей»;

 -«Красный, желтый, зеленый»

- «Солнце, воздух, вода»».

 -Игра – развлечение: «Мыльные пузырики»  Развитие дыхания

 -Развлечение «Мы растём здоровыми».

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Конспект НОД «Быть здоровым хорошо!» для детей второй младшей группы

Цели: Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, развитие общей моторики, координации движений

Конспект НОД во второй младшей группе «Здоровый образ жизни»

Цель: Формировать у детей представления о здоровье, как об одной из главных ценностей человеческой жизни. Развивать речь и двигательную активность детей.

Конспект занятия в первой  младшей группе."Научим Мишутку заботиться о своём здоровье"

Цель: Закреплять представления о допустимых пониманиях детей способах укрепления и сохранения здоровья (утренняя гимнастика, прогулка на свежем воздухе, употребление в пищу овощей и фруктов, витаминов).

Игра-занятие «Чтобы зубки не болели».

Программное содержание: формировать первичные представления детей о строении зубов; обучить несложным приёмам ухода за зубами; воспитывать желание ухаживать за зубами.

Ситуативный разговор «Где живут витамины?»

Цель: рассказать детям о витаминах в доступной форме и их пользе для здоровья, уточнить знания детей о полезных продуктах, их значении для здоровья.

Ситуативный разговор «Да здравствует мыло душистое».

Цель: познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями; закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло в повседневной жизни; подвести детей к понятию, что «Чистота – залог здоровья. Чтение А. Барто «Девочка чумазая».

Д/и «Угадай на вкус».

Цель: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их на вкус.

Рассматривание картинок «Предметы личной гигиены».

Цель: закреплять название и функции различных гигиенических предметов.

Игра-лото «Полезно - вредно».

Цель: уточнить, какие продукты вредны, а какие полезны для здоровья;

 Лото «Овощи, фрукты и ягоды».

Цель: закреплять знание названий овощей, фруктов и ягод; пополнять словарный запас детей; развивать память, концентрацию внимания.

Разрезные картинки «Зимние виды спорта».

Цельформировать представления о зимних видах спорта; развивать эмоционально-положительное отношение к занятиям спорта.

Д/и «Уложим куклу спать».

Цель: уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.

Д/и «Назови части тела».

Цель: формировать представление о своём теле.

Д/и «Собираемся на прогулку»

Просмотр мультфильма «Королева зубная щетка»,Программное содержание: формировать представление у детей о необходимости профилактического ухода за зубами.

мультфильма «Птичка Тари» (Союзмультфильм, 1976 г.).

«Мойдодыр».

«Уроки тетушки совы»

Экскурсия в  медицинский кабинет.

Посадка лука  с детьми.

Экспериментирование со снегом.

Соблюдай правило «нельзя».

Задачи: Рассказать о правилах поведения на улицах города: переходить улицу на зеленый цвет светофора только за руки с взрослым, двигаться по правой стороне тротуара, не наталкиваться на прохожих, внимательно смотреть под ноги и вперед.

Рассказать об источниках опасности в квартире и групповой комнате, разъяснить правило «нельзя».

- «Один дома».

«Если увидел посторонний предмет на площадке»

«Опасные предметы»

- «Электроприборы».

«Ток бежит по проводам»

«Огонь- наш друг, огонь- наш враг»

«О правилах пожарной безопасности»

- «Спички не тронь, в спичках огонь».

- «Правила поведения при пожаре».

«Правила поведения на воде»

«Небезопасные зимние забавы»

- «Правила поведения на улице».

- «Светофор».

- «О правилах поведения в транспорте»

- «Я маленький пешеход».

Правила поведения на природе:

«Опасные насекомые»

«Ядовитые растения»

«Не все грибы съедобны»

«Правила поведения с животными»

«Помощь при укусах»

  Образовательная область «Речевое развитие»:

• Отгадывание загадок о гигиенических принадлежностях, о полезных и вредных продуктах, видах спорта.

Цель: развивать воображение, мышление, речь; закреплять знания о пользе тех или иных продуктов;

Физминутки- «Аист», «Бабочка», «Ветер», «Бегут, бегут со двора», «Ветер»

Артикуляционные- «Прятки», «Заборчик»,  «Дом», «Бегемотик», «Маятник», «Трубочка».

Пальчиковые- «Вертолет», «Замок», «Утро»,  «Солнечные зайчики», «Бусинки».

"Игровой массаж".-« Утка и кот », «Чтобы не зевать от скуки», «Дождик», « Кто пасется на лугу », «Наши ушки», «Посмотри глазами в лево…»

Дыхательные гимнастики- «Пузырики»,  «Самолет», «Насосик», «Часики», «Паровозик», «Семафор», «Гуси летят».

Психогимнастика «Солнечный зайчик», «Петух», Волшебные превращения»

• Д/И «Угадайка» (овощи, фрукты, ягоды, посуда, предметы личной гигиены).

Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Закреплять названия предметов и продуктов, полезных для здоровья;

Чтение: К. Чуковский «Айболит», С.Маршак «Светофор», С.Михалков «Моя улица», «Велосипед»,Е.Сегал «Машины на нашей улице»,Н.Калинина «Как ребята переходили улицу»

Е.Жидкова «Светофор», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», И. Демьянова «Замарашка», Т. Тониной «Мамин фартук».

Рассматривание книги М.Дружининой «Правила безопасности»

Проговаривание потешек во время КГН: «Водичка-водичка», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки», «Давай-ка с тобой закаляться, холодной водой умываться!», «Носик, носик! Где ты, носик?», «Кран откройся! Нос, умойся!» «Доктор, доктор, как нам быть: уши мыть или не мыть?».

«Мойдодыр!» Соблюдай правила гигиены.

Задачи: Рассказать о правилах поведения за столом; познакомить с предметами и действиями, связанными с выполнением гигиенических процессов; умывание, купание, уход за телом, внешним видом, чистотой жилища.

Беседы на тему«Кто такие микробы и где они живут?».

Цель: формировать осознанное отношение к необходимости вести здоровый образ жизни;

 -«Пейте, дети, молоко, будете здоровы»

- «Уход за телом»;

- «Правила поведения за столом»;

- «Чистота игровой комнаты»;

- «Что такое хорошо, что такое плохо»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

 Аппликация «Витаминный Домик».

Цель: продолжать воспитывать потребность быть здоровым;

Рисование «Рисование по трафарету овощей и фруктов» (карандашами, фломастерами).

Цель: закреплять знания о полезных продуктах, развивать мелкую моторику рук.

Рисование «Разноцветные мячи»

Цель: упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Уточнить знания о спортивном инвентаре.

Лепка «Огурчик» Цель: учить детей изображать предметы овальной формы. Закрепить знания о пользе овощей.

 «Витаминки для зверят». Цель: формировать первичные представления у детей о значении витаминов. Учить детей раскатывать пластилин круговыми движениями.

Конспект занятия по рисованию на тему: "Лук растим - быть здоровыми хотим"

Цель: закреплять умение детей рисовать круг, закрашивать его сверху вниз; рисовать прямые, вертикальные и горизонтальные линии. Развивать моторику рук; чувство цвета. Дать детям знания о пользе лука. Воспитывать желание быть здоровыми.

Конструирование «Дорога для машины «Скорая помощь» Цель: развитие способностей к конструированию.

Работа с родителями:

Оформление папки «Оказание первой помощи».

«Безопасность детей в быту».

Памятки для родителей:

«Формирование культурно-гигиенических навыков».

«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»;

«Семь родительских заблуждений о морозной погоде».

«Режим и его значение в жизни ребёнка»;

 Консультации:

«Закаливание детей в современных условиях»;

«Движение – основа здоровья»;

«Рациональное питание – залог здоровья у детей»;

Буклет «Организация здоровьесберегающей среды дома».

Буклет «Играем дома».

Изготовление массажных варежек, нетрадиционного инвентаря

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Итоговое мероприятие: Развлечение «Мы растём здоровыми».

 Презентация по проекту

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что:

Воспитательная ценность: у детей значительно повысилось желание заниматься утренней гимнастикой, физкультурой, бодрящей гимнастикой закаливающими процедурами, ухаживать за собой;

Познавательная ценность: у родителей вместе с детьми, повысились знания о сохранении и укреплении здоровья, значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях, о полезных продуктах питания;

Перспектива: с целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», 2004.

К.Ю.Белая «Формирование основ безопасности», 2011.

Л.Д. Глазырина «Физическая культура дошкольникам», 1999.

Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба «Играем с малышами», 2011.

Н.П. Кочетова «Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста», 2012.

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду», 2012.

С.Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», 2001.

Юдаева М. Хрестоматия для младшей группы, 2019.

М.Дружинина «Правила безопасности», 2017.

Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш!» – [Электронный ресурс]– https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-vo-vtoroi-mladshei-grupe-po-formirovaniyu-kultury-zdorovja-zdorovyi-malysh.html

Проект по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста «Здоровый дошкольник» – [Электронный ресурс]– https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/proekt-po-formirovaniyu-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detey-doshkolnogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы в ДОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста.(Из опыта работы)

В данном докладе сформированы основные мысли об организации работы в детском саду по формированию культуры ЗОЖ...

"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей"

Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести нео...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Формировать профессиональную позицию педагога, характеризующую мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за своё здоровье и здоровье детей.Формировать у детей интегративные качества: овладе...

Проектирование программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

     Формирование здорового и безопасного образа жизни является актуальной задачей управления в дошкольном образовании. В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровь...

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 уч.г.

План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» на 2020-2021 уч.г....

«План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 лет воспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на

laquo;План по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников 3-4 летвоспитателя второй младшей группы № 1 «Белочки» муниципального бюджетного дошкольного образо...

Цикл занятий-бесед по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни среди воспитанников МБДОУ детский сад №3 группа «Ромашка» (старшая, подготовительная группа)

Цикл занятий-беседпо формированию культуры  здорового и безопасного  образа жизнисреди воспитанников МБДОУ детский сад №3группа «Ромашка»  (старшая, подготови...