Конспект НОД по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну Светофорию».
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Васина Галина Петровна

Целью данной НОД является систематизация знаний детей о правилах дорожного движения чеоез различные виды детской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_svetoforiyu.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну Светофорию».

Цель: Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях.

Образовательные задачи: Расширить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения, сигналах светофора. Закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар, проезжая часть, названия дорожных знаков.

Коррекционно-развивающие: Расширить словарный запас детей, развивать речевую и познавательную активность детей, умение обобщать, делать выводы. Развивать мышление, зрительную память, воображение, быстроту реакции.

Воспитательные: Воспитывать интерес к применению полученных знаний в повседневной жизни. Формировать навык сотрудничества и доброжелательности.

Методы. Словесные:

- Беседа;

- Ответы на вопросы;

- Обращение к опыту детей;

- Загадывание загадок;

- Педагогическая оценка, поощрения.

Наглядные:

- Демонстрация, рассматривание иллюстраций.

Практические:

- Решение проблемной ситуации;

- Поисковые действия;

- Игры «Собери дорожный знак», «Вопрос – ответ».

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Оборудование: дорожные знаки, разрезные знаки для игры «Собери дорожный знак», письмо, конверт с заданиями,  макет автобуса, костюм светофора, мяч, набор разноцветных кругов, настольная игра «Дорожные знаки».

Предварительная работа: беседы «Безопасная улица», «Правила пешехода», «Моя дорожная азбука», «Сигналы светофора», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход», «Правила поведения на улице и дороге». Рассматривание иллюстраций с дорожными ситуациями.

Просмотр мультфильма: «Смешарики «Азбука безопасности».

Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Верно – неверно», «Мы – пассажиры», «Я грамотный пешеход», «Дорожное лото», «О чём сигналит регулировщик».

Чтение художественной литературы: Б. Жидков «Светофор», А. Дорохов «Перекрёсток» из книги «Зелёный, жёлтый, красный», С. Михалков «Если свет зажёгся красный».

Ход проведения НОД.

Ребята, посмотрите у нас сегодня гости! Давайте поздороваемся и тем самым покажем, как мы рады их видеть.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо с пометкой «срочно»!  Давайте же скорее прочтём его. Воспитатель читает:

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам светофор. Мне нужна ваша помощь. Меня заколдовала злая колдунья «Авария». Цвета моих сигналов перемешались, водители и пешеходы запутались и не знают, что делать. Жду вашей помощи».

Ребята, а что может произойти, если светофор будет показывать неправильные сигналы?

Дети: На дорогах будут происходить аварии, будут гибнуть люди.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем светофору? (ответы детей)

Для этого нам нужно отправиться в страну Светофорию. Сейчас я загадаю вам загадку, и  вы узнаете, на каком транспорте мы с вами отправимся в путешествие.

Загадка:

 Что за чудо  длинный дом!

 Пассажиров много в нём.

 Носит обувь из резины

 И питается бензином.

Дети: Автобус.

Воспитатель: Правильно, вот мы и отправимся с вами в путешествие на автобусе. Кто из вас знает, где останавливается автобус?

Дети: На автобусной остановке.

Воспитатель: А вот и автобус. Занимайте, ребята, места в автобусе, отправляемся в путь!

Ребята, а как называют людей, находящихся в транспорте? (ответ детей)

Правильно, мы с вами пассажиры, а поэтому давайте вспомним правила поведения в транспорте.

Дети: Входить в транспорт нужно спокойно, не толкаясь. Если в транспорте нет свободных мест, нужно стать в сторонку, держась за поручень. Ходить в транспорте во время движения запрещается, можно упасть. Нельзя отвлекать водителя разговорами, он должен следить за дорогой. Нельзя громко разговаривать, это мешает другим пассажирам. Нужно быть вежливыми, уступать место пожилым людям, мамам с маленькими детьми, девочкам.

Воспитатель: Всегда соблюдайте эти правила, ребята, и тогда никто и никогда не сделает вам замечание.

 Вот мы и приехали. Смотрите, ребята, нас встречает Светофор. (На экране светофор).

Светофор: Спасибо, ребята, я знал, что вы не оставите меня в беде. Чтобы чары колдуньи развеялись, нужно выполнить её задания. Вы готовы? (ответы детей).

Воспитатель: А вот и конверт с заданиями. Давайте посмотрим, какие же задания приготовила для нас злая  колдунья  «Авария».

Первое задание: «Отгадай загадки о дорожных знаках»

Воспитатель: Ребята, на столе лежат дорожные знаки, ваша задача заключается не только отгадать загадку, но и  найти тот дорожный знак, о котором в этой загадке говорится. И так начинаем.

  1. Что за знак такой висит?

«Стоп!» - машинам он велит.

Пешеход, идите смело

По дорожкам чёрно – белым  («Пешеходный переход»)

  1. Знает каждый пешеход

Про подземный этот ход,

Город он не украшает,

Но машинам не мешает  («Подземный пешеходный переход»)

  1. Этот знак ну очень строгий,

 Коль стоит он на дороге.

Говорит он нам: «Друзья,

Ездить здесь совсем нельзя!» («Движение запрещено»)

  1. Ездить на велосипеде

Любят взрослые и дети.

С этим знаком станет ясно,

Где кататься безопасно.  («Велосипедная дорожка»)

  1. В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.  («Место остановки»)

  1. Если кушать ты захочешь –

Посмотри скорей сюда:

Этот знак тебе подскажет –

Здесь есть вкусная еда! («Пункт питанья»)

  1. Этот знак для тех, кто болен,

Кто здоровьем не доволен.

Придорожный Айболит

Вас подлечит, подбодрит.  («Пункт первой медицинской помощи»)

  1. В синем круге пешеход –

Не торопится, идёт.

Дорожка безопасна,

Здесь ему не страшно! («Пешеходная дорожка»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, с первым заданием справились.

 Нас ждёт второе задание: «Собери дорожный знак».

А сейчас, ребята, выходите,

Быстро знаки соберите!

Каждый ребёнок получает разрезанный на части дорожный знак.

Дети, вам нужно собрать дорожный знак, рассказать к какой группе дорожных знаков он относится и для чего предназначен?

Третье задание: Игра «Вопрос-ответ».

А сейчас колдунья  «Авария» хочет узнать, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения.

Ребята, встаньте в круг. Я буду вам бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечайте на вопрос и возвращайте мяч.

Вопросы: Пешком по улице идёт, значит это…(пешеход).

Как называется дорожка для пешеходов? (тротуар).

По какой стороне тротуара ходят пешеходы? (по правой).

Что такое проезжая часть? (это часть улицы, где едут машины).

Где можно перейти улицу? (по переходу).

Как на дороге обозначается пешеходный переход? («зеброй» - специальной разметкой).

Какой пешеходный переход самый безопасный? (подземный).

Как нужно переходить улицу? (спокойным шагом, держа взрослого за руку).

Где разрешается играть детям? (на детской площадке).

Как называется место пересечения двух дорог? (перекрёсток)

Какие бывают светофоры? (транспортные и пешеходные).

Чем отличается транспортный светофор от пешеходного? (транспортный светофор имеет три сигнала – красный, жёлтый, зелёный, а пешеходный два  - красный, зелёный).

В какой стране изобрели первый светофор? (в Англии).

Каким машинам разрешается ехать на красный сигнал светофора? (специальным машинам, они должны включать звуковой сигнал).

Кто регулирует уличное движение на дорогах? (регулировщик).

Если регулировщик стоит к пешеходам спиной или грудью, что это значит? (переходить дорогу нельзя).

Если он поднял жезл вверх? (значит надо приготовиться к движению или остановке).

Если регулировщик стоит к нам боком? (мы можем переходить улицу).

Как надо правильно обходить автобус, троллейбус? (сзади).

А трамвай? (спереди).

Кто должен первым выйти из транспорта – взрослый или ребёнок? (первым всегда выходит взрослый).

Почему нужно соблюдать ПДД? (чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий).

Четвёртое задание: «Найди нарушение правил дорожного движения».

Ребята,  я предлагаю вам стать инспекторами дорожного движения.

Сейчас на экране вам будут показаны разные ситуации (изображение какого-нибудь нарушения), вы должны будете прокомментировать их, назвать нарушения, сказать, чем они опасны.

Возможные ситуации:

Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.

Вывод: Если мяч выкатился на проезжую часть, бежать за ним нельзя. Почему? Как надо было поступить? Нужно попросить взрослых, чтобы они подняли его, когда рядом не будет машин. Около дорог играть нельзя! Выбегать на проезжую часть опасно не только для пешехода, но и для других участников дорожного движения.

Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части. Проезжая часть предназначена для движения транспортных средств, а ролики не являются транспортным средством. Дети подвергают опасности свою жизнь и жизнь других участников дорожного движения.

Вывод: Кататься на роликах можно во дворах, в специально отведённых местах, в парках, где нет запрещающих знаков. Кататься нужно  в местах, где наименее людные участки, внимательнее относиться к другим пешеходам. Дети должны кататься в специальном защитном оборудовании.

Мальчик едет в автобусе на нижней ступеньке. Двери автобуса чуть приоткрылись и мальчик может выпасть на проезжую часть.

Вывод: Очень опасно находиться на нижней ступеньке во время движения автобуса. Обязательно нужно пройти в салон, даже если нужно будет выйти на следующей остановке.

Мальчик переходит дорогу в неположенном месте, обходя автобус спереди.

Вывод: Переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу, обходя автобус сзади. Выход на проезжую часть в любом другом месте является очень опасным.

Мальчик идёт по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит мальчика и может совершить наезд на юного пешехода.

Вывод: Чтобы обезопасить себя, мальчик должен остановиться у края тротуара, прислушаться и осторожно заглянуть в арку. Если никакой угрозы нет,  можно выходить на проезжую часть. Нельзя выходить на проезжую часть из-за препятствия, например из-за кустов, сугробов, припаркованных у тротуара автомобилей, не осмотрев предварительно дорогу.

Мальчик переходит перекрёсток по диагонали и становится причиной  ДТП. Пытаясь объехать ребёнка, зелёный автомобиль попадает в аварию.

Вывод: Мальчик  должен переходить дорогу строго по пешеходному переходу. Нельзя переходить перекрёсток по диагонали.

Мальчик едет на велосипеде, не держа руками руль велосипеда.

Вывод: Кататься на велосипеде нужно держась за руль, чтобы не упасть. До  14 лет запрещено кататься на велосипеде по проезжей части.

Автомобиль ещё не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопится выйти, причём на проезжую часть. Он может пострадать, попав под колёса движущегося рядом транспорта или того автомобиля, из которого выходит.

Вывод: Выходить из автомобиля можно только тогда, когда он остановится полностью, со стороны тротуара. Нельзя выходить на проезжую часть.

Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания «Аварии», со всеми заданиями справились.

Под музыку появляется Светофор.

Воспитатель: Ребята, наш светофор расколдован!

Светофор: Дети, у нас всё получилось, чары злой колдуньи развеялись, мои сигналы снова заработали. Спасибо вам за то, что вы помогли мне и не дали случиться беде на дороге.

Ребята, а вы знаете, что обозначают цвета светофора? (ответы детей).

Воспитатель: Конечно, знают и сейчас прочтут стихотворение.

Дети: У светофора окошечка три

При переходе на них посмотри.

(Выходит ребёнок с красным кружком на голове)

Если в окошечке красный горит,

«Стой! Не спеши!» – он говорит.

Красный свет – идти опасно

Не рискуй собой напрасно.

(Выходит ребёнок с жёлтым кружком на голове)

Если вдруг жёлтое вспыхнет окошко,

Подожди, постой немножко.

(Выходит ребёнок с зелёным кружком на голове)

Если в окошке зелёный горит

Ясно, что путь пешеходу открыт.

Красный – стой,

Жёлтый – жди,

Зелёный – иди!

Светофор: А теперь я хочу поиграть с вами в игру. Давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный пешеход.

Игра «Внимательный пешеход»

У светофора 3 картонных кружка – красный, жёлтый, зелёный.

Дети выполняют команды: Если Светофор показывает зелёный кружок, то все дети идут по кругу, если жёлтый – маршируют, если красный - замирают все на месте и говорят: «Хода нет!»

При этом Светофор, показывая, например, красный кружок, может назвать другой цвет (дети должны выполнять те команды, которые показывает Светофор, а словесные команды воспринимать нельзя).

Светофор: Молодцы, ребята, вы все знаете сигналы светофора, все были внимательными!

Вручаю вам настольную игру, которая поможет вам ещё больше узнать  о правила дорожного движения и дорожных знаках.

Даю, ребята, вам порученье:

Соблюдайте строго правила движенья,

Чтобы не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители!

Светофор прощается с детьми.

Воспитатель: Ребята, соблюдая правила дорожного движения – мы сохраняем себе жизнь. Помните об этом всегда! Старайтесь быть внимательными, чтобы не доставлять неприятности ни себе, ни близким вам людям.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Путешествию нашему конец,

Закончим мы его все вместе

Хорошей доброй песней.

Песня « Этот мир состоит из пешеходов».

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Пойдёмте в группу и поиграем в  игру, которую нам подарил светофор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвещена актуальной проблеме - безопасности детей дошкольного возраста.....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование представлений в некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них.Приобщение к правилам безопасного поведения  в стандартных опасных ситуациях.Формирование осторожного и ос...

Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста...

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи» (в рамках реализации образовательной области ООП «Безопасность»)

Практико-ориентированный проект «Формирование основ безопасности жизнедеятельностиу детей старшего дошкольного возраста с ОНР через развитие связной речи»(в рамках реализации образова...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста Интерактивный спектакль по теме «Одни дома» по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

Дошкольный возраст является благоприятным для освоения ОБЖ, поскольку в период дошкольного детства формируются психические новообразования, определяющие возможность осуществления целенаправленной рабо...