Опыт работы по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».
опыты и эксперименты по обж (старшая группа) на тему

Барбариго Татьяна Ивановна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_teme.docx61.05 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Обобщен воспитателем МАДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего  вида  №10

 ст. Михайловской  муниципального образования Курганинский район


Барбариго Татьяной Ивановной

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста».

Безопасности  формула  есть:
Надо  видеть,  предвидеть, учесть.
Но  возможно  -  всё  избежать,
А где надо – на  помощь  позвать.
Т.Г. Хромцова


  1. Актуальность опыта.


Увы, очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.  По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие, своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.

        Очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т.д.

Ребенок должен осознанно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников обязательно нужно развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать. Ведь столкнувшись с опасной ситуацией, дети начинают ее решать методом проб и ошибок. 

На это уходит время и не всегда достигается лучший результат. В опасной же ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы и желательно с наименьшим ущербом для здоровья. Нужно помочь ребенку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.

Таким образом, сумма знаний о безопасной жизнедеятельности очень важна для каждого ребенка.

На  мой  взгляд,  необходимо целенаправленное и систематическое  воздействие  на  дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью  их  интеллектуального,  физического,  нравственного,  духовного  развития  и  формирования   опыта  безопасного поведения.

  1. Идея и цель опыта.



Идея:

 Создание высокоэффективной системы дополнительного воспитания и образования отвечающей интересам личности ребенка, потребностям родителей в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. 

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами и нормами безопасного поведения  для приобретения  социального опыта.

Задачи:


  • с
    оздавать  условия  по  ознакомлению  дошкольников  с  основами  безопасного  поведения;

  • воспитывать  у детей  осознанное  отношение  к правилам и нормам поведения  в различных чрезвычайных ситуациях;

  • формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;

  •  
    учить детей регулировать свои поведенческие реакции;

  • учить  детей   выходить  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;

  • развивать  у детей самостоятельность и ответственность;

  • развивать у детей способности к предвидению возможной опасности и построения адекватного безопасного поведения;

  • обогащать словарный запас детей и развивать связную речь.


3.
Теоретическое обоснование.


Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина и др.).

Л.Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа.

С.Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).

К.Белая и В.Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления.

Н.Мельникова, Л.Захарова, Р.Шакурова разработали план-программу “Один дома”, по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.

Т.Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, целью которой является воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных, неожиданных, ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение. 

4. Описание опыта.


Исходным планом по реализации данной цели стало, проведение диагностики для выявления спектра интересов и потребностей ребенка, семьи, на основе анкетирования. Приступив к работе, в первую очередь, я провела опрос и анкетирование среди родителей, на предмет определения степени заинтересованности в дополнительных занятиях с детьми по ОБЖ. Ответы опрошенных родителей воспитанников разновозрастных групп показали:

* 23% из 100% и 52% из 100% (родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста) считают проблему актуальной.

* 73% из 100% и 97% из 100% (родителей детей старшего и подготовительного возраста) отметили необходимость в дополнительной работе по формированию ОБЖ. Это объясняется тем, что дети данной возрастной категории (от 5 до 7 лет) будущие первоклассники и наиболее подвержены риску со стороны социальных, природных и экологических условий современного мира. Старший дошкольный возраст – период подготовки к следующему, совершенно новому этапу в их жизни – обучению в школе. Поэтому очень важно каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Далее, я провела диагностирование детей. Для выявления уровня сформированности представлений о безопасности жизни использовала беседы, различные виды игровой деятельности, тренинги, др. Также мной были разработаны вопросы для определения уровня знаний детей по ОБЖ. Диагностические карты (тесты) для более самостоятельной работы детей, практически без включения взрослого, которые помогают более точно определить реальный уровень сформированности знаний детей по ОБЖ. Перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами по формированию навыков ОБЖ.

Основой при создании своей системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников, послужила программа Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.

Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно - образовательный процесс,  включающий  все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия. 
     Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной мною в группе, которая включает:


  • уголок безопасности;        

  • познавательно–агитационные материалы;

  • иллюстративные стенды для детей и взрослых.

  • подборка литературы;

  • подборка иллюстрационного материала;

  • информационный уголок для родителей;

  • проведение фото-сессий.



Формы организации работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности:

Занятия с детьми проходят 1 раз в неделю с сентября месяца по май включительно, продолжительность до 30 минут. (Кружок для детей старшего дошкольного возраста по ОБЖ «Команда супер дошколят»).

Работа ведется в триаде: с детьми, педагогами и родителями воспитанников.

Основными формами организации работы по формированию ОБЖ является:

* Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции:

а) специально организованная деятельность детей;

б) образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

* Самостоятельная деятельность детей.

* Взаимодействие с семьями детей.

Также используются такие формы работы как: создание разнообразных проектов (творческих, информационных, исследовательских, ролево-игровых). В содержание проектной деятельности входит: Экспериментально-исследовательская деятельность, которая включает в себя: работу с литературой; подбор иллюстрационного материала. Продуктивная деятельность; создание газет, альбомов, плакатов; конкурсы викторины, кроссворды; выставки, праздники. 

При подготовке и проведении занятий, развлечений и других видах деятельности учитывала эмоциональное восприятие детьми информации по данной теме. 

В основе лежали следующие образовательные технологии:


  • Игровая;

  • ТРИЗ;

  • Интеграция


Благодаря, которым повысился интерес воспитанников к данной теме, а также их родителей. Повысилась активность детей в участии мероприятий направленных на формирование знаний, умений и навыков в области безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях.

Самое главное преимущество дошкольников состоит в том, что они любят правила. Я часто замечала, как дошколята напоминают о правилах родителям, воспитателям.

Если правила излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами — дети обязательно воспользуются этими правилами.

Неоспоримо, что в воспитании детей главная роль отводится семье, поэтому необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам в формировании основ безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

В системе определенна стратегия сотрудничества с родителями.

Используются следующие направления работы с родителями: 

* организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;

* организация мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарного);

* ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»). 

5. Критерии результативности и результатов.


В процессе диагностического обследования уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности я разработала следующие показатели:


  • Психологическая устойчивость детей;

  • Сформированность  представлений о безопасности поведения в различных ситуациях;

  •  
    Умение  регулировать свои поведенческие реакции;

  • Умение находить  выход  из  сложных,  проблемных  ситуаций не навредив своему здоровью и здоровью окружающих;;

  • Умение  предвидеть  опасность и построить адекватное безопасное поведение;


На основе полученных данных я сделала вывод, что у детей повысился уровень сформированности представлений безопасного поведения. Подводя итог, можно с уверенностью отметить – разработанная мной система дополнительных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по данной проблеме позволила обеспечить сформированность навыков безопасного поведения, знания наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни воспитанников, а также оказалась результативнее стандартной системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Которая реализуется в педагогическом процессе нашего ДОУ. Это можно сравнить путем анализа обследования детей к концу учебного года в 2 подготовительных группах.

1 группа(№6) детей занималась по стандартной системе работы формирования ОБЖ, которая реализуется в соответствии с формами организации педагогического процесса в ДОУ. Со 2 группой(№5) детей на протяжении года велась дополнительная работа по вышеуказанной системе. 

Результаты обследования за 2011-2012 учебный год

2 подготовительных групп (№6; №5)

http://shkolnie.ru/pars_docs/refs/61/60661/60661_html_78eea30a.png

Поэтому есть основания надеяться, что проводимая работа по воспитанию безопасности, не окажется напрасной. А знания и умения, приобретенные в нашем детском саду, помогут детям стать самостоятельными, уверенными в себе, готовыми действовать в любой трудной ситуации.

6. Перспективы развития.

К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”. Поэтому,  в дальнейшей своей работе вижу необходимость продолжать формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста путем системы дополнительных занятий, включая такие эффективные методы и приемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»...

ДОКЛАД На тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад на тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы на тему «Формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

Безопасность жизнедеятельгости в совпременном мире является одной из центральных проблем человечества....

ДОКЛАД На тему: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать, при необходимости действовать....

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?»

1.     Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку пр...

Проект На тему: формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Краткая аннотация проектаПроект на тему: Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста «Как ребенку не попасть злому волку прямо в пасть?» - ...