ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Карпова Наталья Викторовна

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвящение детей. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важненйших задач образовательного процесса. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и преобретения финансовой самостоятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Карпова Наталья Викторовна, воспитатель

МАДОУ "Детский сад "Тополёк",

г. Советский, ХМАО-Югра

Пояснительная записка

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике – это финансовое просвещение детей. Ведь дети так или иначе оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магазины, сталкиваются с рекламой, понимают, что их родители зарабатывают деньги, чтобы покупать товары и услуги. Задача воспитателя дошкольной образовательной организации – преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса.

Финансовая грамотность активно включается в систему образования. Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети — это будущие налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Именно это помогло определить тему моей работы: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».

Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.

Новизна заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка с взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.

Цель: помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей.

Задачи:

Работая над темой «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»», я поставила следующие задачи:

  • Познакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата).
  • Дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран.
  • Формировать умение правильного обращения с деньгами, способам их зарабатывания и разумному их использованию.
  • Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость.
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
  • Развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике.
  • Воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.

Ожидаемый результат:

Системная работа по данному направлению позволит:

Для воспитанников:

  • Приобрести новые знания социально-экономического характера, первичных навыков рационального распределения доходов семьи.
  • Усвоить следующие вопросы: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения.
  • Получить навыки ответственного отношения к финансовым обязательствам.
  • Применять практические советы в решении конкретных ситуаций.
  • Устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Для родителей:

  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.

Целевые ориентиры:

  • Ребенок овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов.
  • Ребенок осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена.
  • Ребенок осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
  • различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Условия работы.

Для решения поставленных задач необходимо создать ряд условий, способствующих системной и планомерной работе над проблемой.

  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  • Разработка перспективного планирования.
  • Разработка конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработка и подбор дидактических игр с экономическим характером.
  • Разработка перспективного плана по работе с семьей.
  • Подборка диагностического материала по определению уровня развития основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Большое значение я придаю развивающей предметно-пространственной среде в группе, она должна быть организована с учетом следующих принципов:

  • доступность;
  • вариативность;
  • системность;
  • содержательная насыщенность;
  • полифункциональность.

Предметно-пространственную экономическую среду я разделила на зоны:

  • информационная: произведения художественной литературы экономического содержания; альбом «Эволюция денег»
  • занимательно-экономическая: кроссворды, лабиринты, головоломки, экономические задачи, ребусы.
  • деятельно-игровая: дидактические игры, предметы-игрушки (деньги, пластиковые карты), атрибуты. пособия, спецодежда для организации сюжетно-ролевых игр.

Дети имеют свободный доступ к играм, игровым пособиям. Постоянно обновляется дидактический материал, вносятся усложнения. Предметно-пространственная среда является основным средством успешного усвоения детьми знаний и умений. Вариативность среды в группе зависит от задач, решаемых на занятиях. Дети часто берут для самостоятельных игр разные пособия. Результатом развивающей среды стало то, что дети стали больше использовать полученные экономические знания в продуктивной деятельности, лучше продумывать свои действия.

Направление работы.

Работа с детьми ведется в несколько этапов:

Подготовительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний.

Организационный: определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет-ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

Заключительный: анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Технология. 

Работу по данной теме я начала с прохождения курсов «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности», затем приняла участие в вебинаре «Методические особенности формирования основ финансовой грамотности у дошкольников». Данная тема меня заинтересовала, и я начала изучать методические материалы, программу «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой.

Работа с детьми по данной теме рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и включает в себя: перспективный план непосредственной образовательной деятельности (НОД) с детьми старшего дошкольного возраста, который носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с НОД по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Систему моей работы я разделила на три блока, связанных между собой задачами и содержанием.

1 блок: «Труд- основа жизни». При изучении данной темы дети учатся чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела. Детям даю установку положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе. Дети учатся овладеть чувством собственного достоинства, получать начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека, знакомятся с экономическими профессиями.

2 блок: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?»

В этом разделе дети знакомятся с понятием «Деньги», как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т.к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги – это средство платежа при купле-продаже. Самое главное в этом разделе – это дать освоить детям начальные навыки обращения с деньгами, показать воспитанникам необходимость грамотно и бережливо относиться к деньгам.

3 блок: «Тратим разумно, сберегаем и экономим

В этом разделе знакомлю детей с тем, что все их желания называются потребностями. Что бывают потребности, в которых нуждаются все люди, такие как: пища, воздух, жилье. А есть такие потребности, в которых нуждается только он один, или его семья, или их детский сад. Необходимо научить детей понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей).

Свою работу строила по следующим принципам:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

В своей работе я использую разнообразные формы и методы организации детей:

Непосредственно-образовательная деятельность, беседы, проблемные ситуации, дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры,

использование художественного слова (загадки, пословицы, поговорки, стихи), проблемные ситуации, просмотр обучающих мультфильмов, театрализация.

Мониторинг.

В ходе своей работы я разработала диагностический материал по определению уровня развития основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на основе программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика».

Цель мониторинга: определение уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; эффективность работы по повышению уровня финансовой грамотности старших дошкольников через различные формы обучения и в повседневной жизни.

Работа с родителями (законными представителями).

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей (законных представителей), их заинтересованности, понимания важности проблемы. Для этого я организовала совместную деятельность, направленную на развитие у родителей уверенности в успешности воспитательной деятельности.

Целью является повышение компетентности родителей к вопросу экономического              воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи: познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями; привлечь родителей к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

Работа с родителями реализую через современные формы взаимодействия.

Информационная: анкетирование, стендовая информация, памятки, консультации, рекомендации.

Познавательная: создание предметно-пространственной среды.

Досуговая: экскурсии, развлечения (в подготовительной группе)

Работа с педагогами

  • Прошла Курсы повышения квалификации по теме «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности» г. Сургут, 2021г.
  • Приняла участие в методическом семинаре «Методические особенности формирования основ финансовой грамотности у дошкольников» г. Сургут, 2021г.
  • Приняла участие в мастер-классе «Методы и приемы профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций в области экономической культуры дошкольников» г. Сургут, 2021г.
  • На районном методическом объединении воспитателей ДОО Советского района представила многофункциональное пособие «Чудо-дерево» на выставке «Организация развивающей предметно-пространственной среды по формированию финансовой грамотности старших дошкольников», 2021г.

Результат:

Таким образом, благодаря эффективному использованию методов и приемов, системному планированию работы, созданию развивающей среды, учитывая индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников, поддерживая и направляя их интерес, дети познакомились с основными экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата), имеют представление о денежных знаках (монета, купюра) России, учатся правильно обращаться с деньгами, способами их зарабатывания и разумному их использованию,  находить решение в проблемной ситуации

Я считаю, что данная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества.

Литература.

1. Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019

2. Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки. Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019

3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.

4. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

5. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.

7. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –61 с.

8. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям: говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019

9. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.ВТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы...

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...