План самообразования по теме: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».
материал

Добрыгина Людмила Александровна

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план40.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

«План по самообразованию педагога»

 Добрыгиной Л.А.

Тема:

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

01.09.2022г – 01.09.2024г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

                                                     

                                                                    г. Урай,  2022-2024г.

 Актуальность темы

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

      Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

     Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

     Экономическое воспитание дошкольников надо начинать не позднее пяти лет, так как это сложный и многоплановый процесс, который формирует мировоззрение, отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

 

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи: 

  • способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
  • способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • сознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
  • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
  • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Применение: применять дидактические материалы для дошкольников в условиях детских образовательных учреждений.

 Срок реализации: 01.09.2022-01.09.2024г.

Предполагаемый результат:

Воспитатели:

·        Оформление собственных методических разработок (обобщение опыта работы).

·        Повышение качества воспитательно–образовательного процесса.

·        Участие в педсоветах, семинарах.

·        Повышение теоретического и педагогического уровня по экономическому воспитанию старших дошкольников.

Родители:

  • Повышение интереса родителей к совместной работе по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дети:

  • Знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.
  • Знают российские деньги.
  • Знают несколько современных профессий, содержание их деятельности.
  • В случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность.
  • Бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий.
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведет хозяйство.).

 

Развивающая предметно-пространственная среда:

·        Картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников.

·        Оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома».

  • Приобретение художественной литературы на экономическую тематику.
    Приобретение и изготовление дидактических игр.

Основные формы реализации плана по самообразованию:

  • Беседы.
  • Курсы повышения калификации.
  • Образовательная деятельность.
  • Дидактические игры.
  • Моделирование ситуаций – тренингов.
  • Чтение художественной литературы.
  • •Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

 

 Этапы самообразования

Этапы самообразования

Цель

1

Подготовительный этап

Изучение учебной и научно-методической литературы. Изучение новых программ и педагогических технологий.

Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.

Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии.

Анализ и обобщение теоретических данных.

Разработка комплексно – тематического планирования. Повышение общекультурного уровня.

2

Основной этап

Внедрение в практику полученных теоретических знаний.

3

Заключительный этап.

Обобщение опыта работы по теме самообразования,

Анализ результатов работы.

Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования

 

Участие в методической работе детского сада

Дата

Тема

Форма участия

Ноябрь

2022г.

Квест-игра «Бюджет семьи: доходы и расходы»

Занятие

Март

2023г.

«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

Буклет

Апрель

2024.

«Экономическое развитие дошкольников»

Выступление на педсовете

 

                    Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

 

План работы с детьми на 2022-2024г.

               Тема

                                                                Содержание работы

Срок исполнения

2022 – 2023гг.

Наши потребности.

Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.И.Чуковского.

Показ сказки «Как коза избушку построила».

Дидактическая игра «Кому что нужно?».

Игра «Заветные желания».

Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Составление морфологических таблиц «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека».

Развлечение «Путешествие» (потребности человека)

Сентябрь 2022г.

Труд-продукт-товар.

Рассказ педагога о разнообразии профессий, знакомство с понятием профессия.

Беседа с детьми о профессиях их родителей, бабушек, дедушек.

Знакомство детей с понятием «Династия».

Чтение стихотворений: С.Михалков «А что у вас?», Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?»

Чтение и обсуждение сказки Л.Н.Толстого «Наши пряли, а ваши спали».

Игра по картинкам «Назови профессию».

Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь».

Игра-занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»

Октябрь 2022г.

Почему все взрослые работают?

Беседа о необходимости трудиться.

Знакомство с профессиями, у которых результат труда не так нагляден (учитель, писатель, воспитатель, работник полиции).

Игра «Кто больше назовет профессий».

Ноябрь 2022г.

Работа и заработок.

Чтение грузинской сказки «Заработанный рубль» и беседа по сказке.

Выполнение заданий на листках «Профессии».

Игровое занятие «Угадай, о ком я говорю», «Подбери то, что нужно для работы».

Когда продукт труда превращается в товар.

Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

Игры-занятия «Кто производит товар», «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту».

Обсуждение процесса изготовления товара (посуды, бумаги, книг и т.п.);

Чтение сказки Т.С.Аксакова «Аленький цветочек» и обсуждение прочитанного.

Декабрь 2022г.

Ценность и украшение товара – его качество.

Рассказ педагога о том, что товары бывают разного качества (демонстрация посуды разного качества).

Беседа с детьми о применении посуды разного качества в разных жизненных ситуациях.

Чтение стихотворения К.И.Чуковского «Федорино горе» (почему же вся посуда сбежала от Федоры?)

В гостях у сказки.

Чтение истории «Как Миша задумал ярмарку устроить» из книги Т. Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Обсуждение сказки и выполнение практических заданий по теме

Январь 2023г.

Менеджер – интересная профессия.

Рассказ воспитателя о профессии «менеджер», беседа с детьми, ответы на вопросы детей.

Сюжетно-дидактическая игра «Хлебозавод».

Вспоминаем поговорки и пословицы о труде.

Игровое занятие.

Игра «Где пригодится?» (соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся), «Кто что производит?» (соединить стрелочкой, кто что производит), «Кому что нужно?» (разложить карточки в соответствии с профессией человека)

Февраль 2023г.

Сколько заработал – столько купил.

Художественная деятельность: рисование, аппликация на тему «Гжель», «Жестово», «Дымковская игрушка».

Путешествие в импровизированный магазин детских товаров за покупками (купля-продажа товара собственного приготовления)

Игровое занятие.

Игра «Хочу и надо» (определить к какому понятию «хочу» или «надо» относится изображенный на картоне предмет и приклеить картинку на соответствующее панно.

Что такое реклама?

Рассматривание рекламных газет, их ярких иллюстраций.

Чтение рекламных текстов. Рассказ воспитателя об особенностях содержания этих текстов (положительная оценка достоинств товара, призыв приобрести товар, адрес, где можно купить).

Чтение отрывка из книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены» о рекламе.

Чтение русской народной сказки «Лиса и козел», обсуждение сказки, ответы детей на вопросы воспитателя, выделение социально-нравственных качеств – хитрость, доверчивость.

Март 2023г.

Кто делает рекламу?

Рассказ педагога, показ разных средств изготовления рекламы.

Чтение и инсценирование сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал».

Рассматривание детьми рекламных листков и буклетов.

Апрель 2023г.

Реклама в сказках.

Чтение истории «Как сорока Мишин товар хвалила» из книги Т. Поповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Чтение сказок братьев Гримм «Три счастливица» и Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» и обсуждение прочитанного.

Если бы у меня было собственное дело.

Беседа с детьми «Что такое собственное дело?» (хозяин, руководитель фирмы, директор предприятия).

Придумываем рекламу своего предприятия.

Чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама»,

А. Беспаловой «Реклама»

Май 2023г.

2023 – 2024 гг.

Что такое деньги.

Рассказ педагога о том, как появились деньги, что такое деньги, о заменителях денег.

Чтение сказки «Бобовое зернышко» (понятие «обмен товарами»).

Показ сказки «Выгодное дело» Братьев Гримм.

Сентябрь 2023г.

Деньги счет любят.

Чтение истории «Как Миша понял, что такое «Деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Выполнение детьми практических заданий по теме.

Как правильно распоряжаться деньгами.

Чтение истории «Как Миша учился деньги делить» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога.

Выполнение детьми практических заданий по теме.

Октябрь 2023г.

Игровые занятия.

Игровое занятие «Где? Что? По чем?»

Комплексное занятие «По одежке – протягивай ножки»

Бюджет семьи.

 

Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмаковой «Купите лук», К. Ушинский «Лекарство», И.Туричик «Человек заболел».

Беседы «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская».

Ноябрь 2023г.

В гостях у сказки.

Чтение сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», диалог с детьми о прочитанном, ответы на вопросы.

Показ спектакля «Муха-Цокотуха».

Подведение итогов.

Игра-занятие «Бюджет семьи, доход, расход».

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи.

Игра «Семейный бюджет».

Декабрь 2023г.

Что такое экономика.

Игра-беседа «Экономика и человек».

Занятие «Что такое экономика? 12 золотых правил экономики».

Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы».

Бизнес и капитал.

Показ сказки «Как звери решили открыть свой бизнес».

Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже и капитале: «Как барин овцу продавал», «Чудесная рубашка».

Январь 2024г.

Игровые занятия.

Игра-занятие «Экономическая рыбалка».

Экономическая игра «КВН».

Игровые занятия.

Подготовка и показ детьми сказки «Репка» на новый лад (экономическая сказка)

Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет».

Что такое налоги и почему их надо платить.

Чтение истории «Почему Миша платит налоги» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Беседа по сказке, ответы детей на вопросы педагога.

Выполнение практических занятий по теме.

Февраль 2024г.

Бартер.

Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик».

Просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» и его обсуждение.

Игровая ситуация «Бартер».

Дидактическая игра «Бартер».

Выгода и убыток.

Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль.

Игра-занятие «Как торговали Барин и Свинья».

Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке: «Новое платье короля» Г.Х.Андерсен, «Продавец и лось», «Как мужик гусей делил»

Март 2024г.

Игра-занятие: Бюджет семьи, доход, расход

Уточнение имеющихся у детей знаний о том, из чего складывается бюджет семьи. 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», дидактическая игра «Безналичные деньги». Поход с детьми в магазин.

Благотворительная деятельность. Меценаты.

Рассказ воспитателя об известных русских меценатах, о спонсорах, которые в наше время помогают бедным и нуждающимся, диалог с детьми по рассказанному, ответы на вопросы.

Апрель 2024г.

Благотворительность приносит не только добро, но и выгоду.

Чтение истории «Праздник в Мишином магазине» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Беседа с детьми по сказке, ответы детей на вопросы педагога. 

Квест – игра «Путешествие Буратино»

Благотворительность. Практические занятия.

Выполнение задания по теме «Богатые и бедные. Благотворительность» 

Сюжетно-ролевая игра «Сберегательный банк»

Май 2024г.

Итоговое занятие.

Подведение итогов, уточнение знаний детей, полученных при прохождении курса программы «Путешествие в страну Экономику»

План работы с педагогами и родителями на 2022-2024гг.

Педагоги

Родители

Срок исполнения

2022-2023 гг.

  Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Сентябрь

 Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против»

 Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

Октябрь

   Консультация для педагогов

 «Формируйте у детей разумные потребности»

 Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

Ноябрь

Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников»

Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

Январь - февраль

  Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого»

  Рекомендация «Учите видеть связь

между трудом и деньгами»

Апрель –

май

2023-2024 гг.

  Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

  Рекомендация «Учите ребенка выбирать

 и покупать товар»

Сентябрь –

октябрь

  Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

  Буклет «История о дереве и человеке»

Ноябрь –

декабрь

  Консультация: «Введение детей

старшего дошкольного возраста в мир экономики»

  Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»

Январь –

февраль

  Отчёт- презентация

  Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Апрель –

Май.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.  Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет

4. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

5. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

6. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

7. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

9. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

10. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.

11. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

12. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

План работы по самообразованию воспитателя на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

      Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных экономических представлений, мы начинаем изучать с дошкольного возраста. Д...

Планирование по самообразованию по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" 2019-2021г.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать...