Отчет по самообразованию на тему «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
материал

Гафурьянова Альфия Рамазановна

2019-2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019-2021g.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию

                                                   воспитателя

Гафурьяновой А.Р

за 2019 - 2021 учебный год

Работа начата: 01.09.2019 г.

Завершение работы: 31.05.2021 г.

Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

- повышение компетентности родителей в вопросе формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Ожидаемые результаты:

Создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

Актуальность

 Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. 

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков

Этапы:

1 этап – организационно-ознакомительный: обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированных знаний. Определение содержания и объема работы; изучение и анализ литературы, интернет - ресурсов; подбор программно-методического обеспечения и демонстрационного материала; создание предметно-развивающей среды; разработка перспективного плана работы, анкетирование родителей.

2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях МАДОУ.

3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. Анализ результативности решения противоречий, мониторинг.

Формы  и методы:

  • Беседы;
  • Чтение произведений художественной литературы;
  • Наблюдения за детьми в игровой, самостоятельной деятельности;
  • Просмотр презентаций;
  • Дидактические игры;
  • Викторины;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Игры- путешествия;
  • Настольные игры;
  • Игры-коллекции.

Была проведена следующая работа:

  Изучение нормативно-правовых документов

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к   устройству, содержанию  и  организации  режима  работы  дошкольных    образовательных организаций»,  утвержденным  постановлением  Главного    государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  15  мая       2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством  юстиции  Российской  Федерации  29  мая 2013 г., регистрационный N 28564);

 Изучение организационно методической литературы по теме самообразования

  • Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/ авт.- сост. Г. П. Поварницина, Ю.А.Киселева, - Волгоград: Учитель. - 2018 г.
  • Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста:учебное методическое пособие. Челябинск: Из-во «Челяб.гос.пед.университета., 2015 г.
  • Райзберг Б.Г. Экономика для детей: учебное пособие в играх.- М.: 1999 г.
  • Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2009 г.
  • Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
  • Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность. – М.: Вакоша,2019 г.
  • Ульева Е. Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов – на – Дону. ООО «Феникс»,2018 г

Практические  выходы (2019-2020уч.г):                                        

Месяц

Формы     работы

с   детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

1.Дидактическая игра «Заветные желания»

2.Беседа «Что такое деньги»

Консультация «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

   Консультация «Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?» 

Октябрь

1.  Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы»

2.Настольная игра «Профессии»

Изготовление дидактической игры «Расходы Семьи»

Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Ноябрь

1.Дидактическая игра «Доход - расход»

2. Чтение художественной литературы С. Я. Маршак «Кошкин дом» «Телефон»

3. СООД по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги

СООД по обучению финансовой грамотности: «Профессии. Труд, товар, деньги

 Консультация: «Финансовая грамотность – это важно!»

Декабрь

1.Интерактивная дидактическая игра «Желаемые и необходимые траты семьи»

2. Беседа «Кем работают мои родители»

1.Индивидуальные консультации педагогам по освоению программы по формированию финансовой грамотности детей

Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников»

Январь

1.Онлайн экскурсия.

2.  Развлечение «Веселый Незнайка» С использованием магнитофона.

Буклет для педагогов: «Бюджет семьи – забота каждого»

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами» 

Февраль

  1. Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Просмотр презентации «Надо-хочу»

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Конкурс творческих работ детей и родителей «Моя первая сказка про финансы»

Март

1. Игра «Хочу и надо». Формировать представление детей о понятии «бюджет»

2.Интерактивная игра «Найди пару»

1. Буклет «История о дереве и человеке»

1.  Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет»

Апрель

1. КВН «Путешествие в денежную страну»

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

1.  Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»

Май

1Формировать представление детей  о рекламе.

С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Фотоотчет – презентация.

1.   Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Практические  выходы (2019-2020уч.г):  

Месяц

Формы     работы

с   детьми

с педагогами

с родителями

Сентябрь

1.Дидактическая игра «Разумные покупки»

2.Беседа «Деньги любят счет»

3. Сюжетно-ролевая игра «Банк»

4.  Настольная игра «Монеты»

1. Семинар для педагогов «Финансы и дошкольник: за и против»

  1. Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

2.Изготовление папки-передвижки «Экономическое развитие дошкольников»

Октябрь

1.Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки Совы»

2. Беседа «Кем я стану, когда вырасту»

2.Настольная игра «Профессии», «Банкир»

Консультация для педагогов: «Формируйте у детей разумные потребности»

1.Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

2.Анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамотность»

Ноябрь

1. Мини-спектакль «Лисенок Рыжик»

2.  Досуг «Сберегаем и экономим»

3. Игра «Покупаем подарки на день рождения»

Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим»

  Электронная презентация для родителей «Финансовая грамотность каждому дошкольнику»

Декабрь

1. Беседа, чтение, игра «Деньги получил – ерунды накупил», викторина 2.«Разумные траты сказочных героев»,

3.Игра «Открываем бутербродную»

1.Индивидуальные консультации педагогам по освоению программы по формированию финансовой грамотности детей

Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

«Ребенок и карманные деньги: 10 советов родителям»

Январь

1. Мини-спектакль «Копилка»

2.   Обсуждаем русские пословицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

3.СООД «Наша мастерская»

Круглый стол «Развитие финансовой грамотности дошкольников»

 Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Консультация: Как научить детей планировать финансы и экономить.

Февраль

  1.  Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем»

2. Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

Консультация для педагогов: «Использование дидактических игр по развитию финансовой грамотности дошкольников»

Конкурс творческих работ детей и родителей «Моя первая сказка про финансы»

Март

1.  Игра «План на следующий день»

2. Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.)

3. Игра: «Что создается трудом»,

4.Викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны»

1.  Консультация: «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»

2. Разработка буклетов «Ребенок и финансы»

1.   Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»

Апрель

1.  Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки

2. Мини-спектакль «План лисенка Рыжика»

3. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Консультация: «Введение детей старшего дошкольного возраста в мир экономики»

1.  Деловая игра для родителей детей подготовительной группы «Азбука финансов»

Май

1.Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

2. Сюжетно-ролевая игра «Торгово – развлекательный центр»

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Фотоотчет – презентация.

1.   Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Вывод: таким образом, создание условий и практическая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препя...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме....

Отчёт по самообразованию Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».

Отчёт по самообразованию воспитателя дошкольной группы 6-7 лет Фазиловой И.ВТема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста ».Слайд2Актуальность темы...

Отчет по самообразованию Тема «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В результате самообразования достигла повышение профессионального уровня....

Планирование по самообразованию по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" 2019-2021г.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. Помочь детям пяти-шести–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать...