опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
статья по основам финансовой грамотности

Клокова Ксения Николаевна

 опыт работы по теме "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Информация опыт работы16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

 «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

 Для рассмотрения данного вопроса были проанализированы научно-исследовательские, методические и организационно – педагогические условия

Изучение научной, психологической, педагогической литературы по данному вопросу нацелило на  выделение основных условий для реализации решения противоречий

Ведущая педагогическая идея «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о  финансовой грамотности  обеспечивается созданием системы работы с детьми, включающей программу познавательного и социально-коммуникативного  развития детей, благоприятную развивающую предметно-пространственную среду, современные технологии социально-коммуникативного развития дошкольников

Мною была разработана модель  работы  по формированию экономических представлений старших дошкольников:  организация развивающей предметно-пространственной среды, систематизация средств и методов формирования основ финансовой грамотности через реализацию задач всех образовательных областей, создание единого ценностно-смыслового сотрудничества всех участников образовательного процесса

Выделены 4 направления «Труд и продукт», «Деньги и цена», «Реклама», «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Для реализации поставленных задач была пополнена развивающая предметно – пространственная среда .Например, в книжном уголке организовывались тематические выставки книг «О труде», центр безопасности пополнился макетами по специальности спасатель, игровыми ширмами, как тематическими «магазин», «аптека,» кафе, так и ширмами без названий для самостоятельных сюжетно – ролевых и режиссёрских игр, в центре экспериментирования пополнена картотека опытов «Сравни бумажную купюру и металлическую монету», «Тонет не тонет» (сравнение листа бумаги и настоящей денежной купюры) «Как отличить настоящую монету от пластмассовой, настоящую купюру от фальшивой», «Отпечаток»-изготовление бумажных монет с помощью листа белой бумаги и простого карандаша. Опыты с водой, воздухом.

Начала свою работу с понятий  «Труд и продукт».

1.В процессе работы разработала серию конспектов «Что такое хорошо, что такое плохо». Ответы на эти вопросы с детьми искали в сказках.

2.Экскурсии, в ходе экскурсий дети знакомились с професиями людей, работающих в детском саду

3.После проведения экскурсий одной их форм работы было интервью, где корреспондентами были сами воспитанники. Был выпущен видеоролик «Кто работает в детском саду»

4 Драматизации сказок «Мужик и медведь», «Лиса и журавль» и др.,  а также побуждала детей к самостоятельному придумыванию и драматизации сказок , например «Супергерои «Мышки»

5.В ходе реализации проекта «Мой папа» были изготовлены лэпбуки по теме «В мире профессий»

6.Организованы выставки детских рисунков

7.А также проведены открытые занятия для педагогов ДОУ, Привлекала к проведению организованной образовательной деятельности родителей, например «Кто такой спасатель»

8.В течении дня проходили беседы в режимных моментах,

9.стимулировала через поручения желание выполнить определённую работу (например: дежурства по занятиям, накрывание столов перед приёмом пищи,

10.организовывался хозяйственно – бытовой труд ( как в группе так и на территории – помощь в  уборке осенних листьев, расчистка участка  дс, помощь в уборке игрушек на площадке у малышей и тд.) В процессе такой деятельности я с детьми проговаривала цель, план, результат труда. После анализировали полученный в процессе трудовых действий результат . Воспитанники сами давали оценку своей работы.. В  процессе такой деятельности беседовала о пользе труда, о его результате, воспитывала уважение к своему и чужому труду, умение оценивать чужой и свой труд.

«Деньги и цена». Это сложный этап для детей. Они понимают , что за деньги можно купить игрушку, вкусную конфетку; знают, что деньги есть у папы, мамы, дедушки, бабушки; владеют информацией, что в сегоднешней реальности деньги находятся на пластиковой карте у родителей, даже имеют некоторые представления о том, что деньги хранятся в банке. А вот откуда у взрослых в семье берутся деньги, как они попадают на пластиковую карту, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, почему есть такие понятия «хочу» и «надо», «купля –продажа», источники дохода про это в семьях практически не разговаривают. После проведения анкетирования родителей на Тему «Экономика и семья» выяснилось, что большая часть родителей не объясняет своим детям что такое деньги, семейный бюджет, считая, что это касается только взрослых, кто-то считает, что это слишком сложно для детского понимания. Но, я считаю, что финансы-это часть познания окружающего мира, например – через осознание своих потребностей и желаний.

В процессе работы по этому направлению был реализован проект «Путешествие Копеески»

Для реализации задач этого проекта я провела

1.Этические беседы с детьми о семье,семейном бюджете, все профессии нужны все профессии важны, хочу и надо, что можно купить за деньги, а что нельзя

2. организовала выставку «Моё родословное древо», мини-музей «Мышки», «Музей денег»,

просмотр мульфильмов «ФиксикиДеньги», «Смешарики .О деньгах», серия интерактивных мультфильмов «Богатый Бобрёнок».

3.Провела занятие «Знакомство с феечкой Копеечкой»

4.Исследовательскую деятельность. Проверяли на прочность, тонет не тонет, сминаемость, растворимость в воде (в сравнении с обычной бумагой), рассматривали как можно отличить настоящую купюру от фальшивой Водяные знаки, серебристая полоса, голограмма).

В самостоятельной деятельности поощряла инициативу детей в организации режиссерких игр и изготовление атрибутов для них (например «Планетарий», дети сами придумывали сценарий, изготавливали билеты, деньги, планеты, придумывали названия этих планет

По следующему направлению дала представление о рекламе, её значении в жизни людей.

Привлекала детей к изготовлению рекламных листовок разной тематики.

Выходили с детьми в младшие группы, где рекламировали полезные продукты, например «Молоко» (пейте дети молоко будете здоровы) Для таких выходов проводилась подготовительная работа: придумывание сюжета(слов, например реклама молока «Пейте дети молоко будете здоровы», «Молоко – зоровье», речевок, вспоминали слоганы из реклам, которые слышали ), оформление мини-плакатов (где каждый был художником – оформителем), подбирали и придумывали костюмы – дети были актерами рекламных роликов.

Создали свой рекламный  ролик «Правила дорожные детям знать положено!»

Всё это воспитывает у детей «Полезные экономические  навыки и привычки в быту.

Данная тема проходит красной линией через реализацию всех направлений

Это беседы  «Поговорим о бережливости», «Соблюдаем чистоту и порядок дома и в группе»,

ситуативные разговоры «Где же в шкафчике порядок», «У каждой игрушки свой домик» и тд

работа в книжном уголке (ремонт книг, бережное отношение)

 чтение сказок, заучивание пословиц, рассматривание альбомов и тд

среднесрочный проект «Берегоша» .В ходе реализации этого проекта у детей формировала полезные привычки – экономим ресурсы (электроэнергию, газ, воду)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Современные дети с раннего детства так или иначе сталкиваются с экономическими вопросами. Они слышат, как родители обсуждают повышение зарплаты, рост цен в магазинах. Желание обладать дорогостоящей иг...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

Методическая разработка на тему: «Сборник методического и консультационного материала для организации работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методразработка представляет собой сборник игр, занятий, обучающих сказок,  консультаций для родителей и воспитателей  для обучения детей дошкольного возраста  основам финансовой...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике - это финансовое просвящение детей. Формирование финансовой культуры официально признано одной из важненйших задач образовательного процесса. Че...