«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Куликова Инна Александровна

«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитателя Куликовой Инны Александровныпо теме:

«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

https://www.fresher.ru/manager_content/05-2020/sovety-po-ekonomii-deneg-ot-millionerov-samostoyatelno-dobivshixsya-uspexa/1.jpg

Введение

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания между предметами и явлениями позволяет игра. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в жизни ребенка занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Без игры ребенку «нечего делать». Ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот).

Сюжетно-ролевая игра - лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль занимает игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

Актуальность опыта

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. (Е. Блискавка)

Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем. Если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с

раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность,   доброта,   трудолюбие,   взаимопомощь   и   многое    другое. Этим обусловлена актуальность данного опыта для детей старшего дошкольного возраста.

Обоснованность опыта

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, вживаться в роль и избегать возможных конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу в детском коллективе.

В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведения в семье, в общественных местах, таких как, магазин, салон красоты, больница и др.; закрепляют понятие очередь и уважительное отношение к стоящим в этой очереди людям: детям, пенсионерам и др.; через игру ребенок знакомится с элементарными представлениями о товарно-денежном отношении, что многие услуги в нашей стране платные, знакомятся с тем, что работая, люди получат заработную плату за свой труд (бюджет семьи), который в последствии могут

«тратить» на свои нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги, и др.

В процессе наблюдения за разнообразной деятельностью детей старшего дошкольного возраста возникла проблема воспитания финансовой грамотности дошкольников.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Оно способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как с одной из неотъемлемых сторон социальной жизни.

Новизна опыта

Изучение основ финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому, изучив некоторые авторские программы по финансовой грамотности было решено вводить данный материал в сюжетно-ролевые игры.

Именно в дошкольном возрасте наиболее естественным, увлекательным и эффективным средством формирования финансовой культуры детей является игровая деятельность, которая способствует расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, закреплению и обогащению знаний о финансовой сфере деятельности взрослых, выработке элементарных практических навыков. Кроме задач общей целевой направленности, игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов.

Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников основ культуры финансов.

Цель опыта: формирование финансовой культуры детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи по реализации цели:

  • развивать предпосылки финансовой грамотности детей через сюжетно- ролевую игру;
  • создать        условия        для        формирования        элементарных        экономических знаний у детей;
  • помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий:

«труд – продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;

  • формировать        правильное        отношение        к        деньгам        как        предмету жизненной необходимости;
  • сформировать у детей полезные экономические навыки и привычки;
  • воспитывать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями);
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Ожидаемый результат:

Дети:

  • использование детьми элементарных финансово-экономических понятий в ходе сюжетно-ролевых игр;
  • проявление уважения к труду людей разных профессий, формирование знаний о современных профессиях, их назначении;
  • формирование у детей полезных экономических навыков и привычек, в частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.

Родители:

  • повышение интереса родителей к совместной работе по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Педагоги ДОУ:

  • повышение теоретического и педагогического уровня компетентности по экономическому воспитанию дошкольников;
  • изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих обогащению сюжетов ролевых игр.

Теоретическая значимость

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

В качестве предпосылок экономического воспитания необходимо выделить доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными.

Раннее приобщение детей к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается как дополнение к содержанию программ для дошкольников.

Содержание данного опыта разработано в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные

единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Практическая значимость

В ходе практической деятельности разработаны следующие материалы:

  • перспективный план работы по организации сюжетно-ролевых игр

(Приложение 1);

  • серия конспектов сюжетно-ролевых игр «Финансовая грамотность»

(Приложение 2);

  • картотека игр по финансовой грамотности (Приложение 3);
  • консультации и рекомендации для педагогов по формированию основ финансовой грамотности (Приложение 4);
  • буклеты и консультации для родителей (Приложение 5);
  • диагностика детей (Приложение 6).

Практический материал

Внедрение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания и состоит из следующих этапов:

1этап – Организационный:

  • обнаружение заинтересованной темы и проблемы её внедрения;        
  • изучение интернет - ресурсов, статей педагогических журналов, справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели;
  • изучение и анализ методических пособий по финансовой грамотности в ДОУ;
  • изучение        опыта        педагогов,        представляющих        свой        материал        на интернет - порталах, педагогических сайтах;
  • подбор диагностического и наглядного материала;
  • выявление знаний дошкольников о финансовой культуре;
  • анализ диагностических материалов;
  • наблюдение за детьми в игровой, самостоятельной деятельности;
  • разработка конспектов, картотек;
  • создание и совершенствование развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Необходимые для работы с детьми средства обучения:

  • демонстрационные (применяемые взрослыми);
  • раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия);
  • аудиальные (для слухового восприятия);
  • аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия).

  1. этап – Практический:

  • составление перспективного плана по организации сюжетно-ролевых игр;
  • реализация        мероприятий        в        форме        совместной        деятельности воспитателя с детьми;
  • чтение и обсуждение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки);
  • просмотр мультфильмов, видео презентаций;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • дидактические игры;
  • художественное творчество;
  • решение проблемных ситуаций,
  • сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации;
  • продуктивная деятельность;
  • проведение совместных с родителями мероприятий;
  • консультации для родителей,
  • мероприятия для педагогов по теме.

  1. этап – Заключительный:

Этапы реализации

Внедрение основ финансовой грамотности посредством сюжетно- ролевых игр у дошкольников проводилась в 3-х направлениях: работа с детьми, родителями и педагогами.

Работа с детьми:

Для формирования финансово-экономических знаний необходимо выявить уровни сформированности этих знаний у детей. Для этого проведена диагностика элементарных финансово-экономических знаний воспитанников (диагностический инструментарий взят из пособия «Финансовая грамотность дошкольника», авторы-составители Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселёва)

Проанализировав результаты исследования уровня финансовых знаний были сделаны выводы, что дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Ребята также затрудняются в характеристике понятий, явлений, не могут установить причинно- следственные связи. Редко используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.

Поэтому необходима целенаправленная работа в данном направлении.

Для организации изучения основ финансовой грамотности совершенствовалась развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов, а именно:

  • подобраны и изготовлены тематические плакаты, картинки, фотографии, иллюстрации;
  • в игровой комнате размещена информации по ознакомлению детей с миром профессий: лэпбук «Все профессии нужны - все профессии важны», альбом «Профессии родителей»; оформлен стенд со сменяющимися картинками по ознакомлению с профессиями;
  • создана подборка мультфильмов с экономическим уклоном («Уроки тетушки Совы», «Смешарики», «Фиксики») и др.;
  • создана аудио картотека сказок, подобран иллюстрированный сказочный материал;
  • подобраны видео презентации по различным профессиям, видео экскурсии по различным учреждениям;
  • подобраны стихи, рассказы о труде людей разных профессий;
  • изготовлена модель банкомата и сейфа;
  • подобраны и сшиты элементы костюмов и рабочей формы людей разных профессий, инструменты для работы;
  • изготовлены денежные монеты и купюры разного номинала, пластиковые карты; карточки «Товары и услуги», «Сказочные герои»,

«Профессии» и др.; рекламные вывески магазинов; карточки товаров по темам; карты с тестовыми заданиями для обобщающего повторения;

  • собран игровой материал (конструкторы крупный и мелкий, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
  • разработаны и изготовлены наглядные дидактические игры: «Назови профессии», «Какие бывают доходы?», «Что быстрее купят?» и т.п.; картинки людей в специальной одежде для игры «Подбери профессию», мнемотаблица «Расскажи о профессии», «Денежные знаки РФ», и др.;
  • материалы для продуктивных видов деятельности (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • активно внедряются и используются средства, носящие интерактивный характер, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Знакомство дошкольников        с        основами        финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят        трудовые        процессы        взрослых        и одновременно «обучаются» экономике.

Традиционные игры, например, «Магазин», «Супермаркет» усложняются (расширяется ассортимент продуктов, их нужно взвешивать, расплачиваются с кассиром бумажными купюрами и монетами. Продавцы рассказывают покупателям о выгодных акциях)

В ходе таких игр важно создавать для детей проблемные ситуации, требующие выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

Примеры некоторых сюжетно-ролевых игр:

В ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» у детей формируются такие понятия,        как        «профессии        в        семье:        мамы,        папы,        бабушки,        дедушки»;

«домашние        обязанности        по        дому»;        «планирование        расходов        в        семье»;

«бюджет семьи и его составляющих доходы: заработная плата, пенсия»,

«планирование покупок для семьи».

В ходе сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети знакомятся с профессиями «Продавец- продает товар», «Грузчик-разгружает товар на склад», «Водитель-осуществляет доставку товара в магазин»; понятиями как

«очередь»; «покупатель»; «денежные знаки»; «размен денежных знаков»;

«экономия» (это когда семья может купить дорогой товар, но один или дешевле, но больше).

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» знакомит ребят с профессией

«Парикмахер», «Мастер маникюра», «Косметолог», которые помогают людям поддерживать в порядке их внешний вид; учит детей благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен: стрижка мужская/женская, укладка волос, окрашивание.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» знакомит с профессией «Провизор», а также позволяет ребенку сформировать понятие того, что для более эффективного лечения врач выписывает рецепты на покупку лекарств; также дети знакомятся с понятиями «денежные знаки»; «размен».

Сюжетно-ролевая игра «Автосервис» знакомит ребят с профессией

«Автослесарь» и с понятием «ремонтный сервис автомобиля», где люди могут отремонтировать личные автомобили, оплатив услуги автослесаря.

Сюжетно-ролевая игра «Банк» знакомит детей с профессиями: банкир, менеджер, кассир-операционист, какие действия можно проводить в Банке (оплачивать квитанции, брать кредит и т.д.), осваивают действия с банковской картой.

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» знакомит с профессиями людей, делающих различные виды рекламы. В ходе игры дети усваивают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует, где размещается. Дети учатся создавать свою рекламу.

Дети старшего дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому важно правильно организовать сюжетно- ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду.

Например, играя в «Строителей», педагог акцентирует внимание дошкольников на том, как долго мы строили, и как неприятно, когда ломают и портят твои постройки, поэтому не стоит портить дома, ломать заборы, нужно ценить то, что делают для нас другие люди.

Для проведения сюжетно-ролевых игр, наполненных экономическими понятиями и терминами, необходимо постоянное обогащение жизненного и игрового опыта детей.

Формы организации деятельности детей по обогащению жизненного и игрового опыта:

  • совместные с детьми размышления на темы: «Что такое семейный бюджет, доходы и расходы, формы доходов, непредвиденные расходы, потребности и возможности, сбережения, планирование, товары и услуги и др.?»;
  • проведение бесед с целью выявления, как дети усваивают материал;
  • совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, презентаций по финансовой грамотности, созданных для старшего дошкольного возраста («Уроки тетушки Совы», «Смешарики»,

«Фиксики»);

  • создание и включение детей в проблемно-игровые, проблемно- практические, проблемно-познавательные ситуации, позволяющие решать финансово-экономические задачи;
  • овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы (сказки, басни, стихи);
  • чтение и обсуждение сказок с понятиями и основами финансовой грамотности;
  • чтение художественной литературы, обсуждение рассказов о труде людей разных профессий, стихотворений, сказок, в которых высмеивается лень и восхваляется трудолюбие, например, «Вершки и корешки», «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк» экономически грамотно повлияло на формирование финансовой культуры у детей;
  • дидактические игры: «Товары и услуги», «В доме зарплата», «Как экономить деньги», «Размен», «Подбери витрины магазинов»;
  • загадки по теме «Уроки финансовой грамотности», о труде и профессиях, пословицы и поговорки о труде и т.д.;
  • словесные игры, например, игра «Наоборот» (подбор противоположных по смыслу слов по теме: дорого – дешево, покупатель – продавец, доход – расход, много – мало, наличные - безналичные;
  • сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции

«Обмен», «Маленькие и большие покупки», «Маршруты товаров»,

«Что быстрее купят?» и т.д.;

  •         викторины, тестовые задания для текущего контроля и обобщающего повторения;
  • логические задачи, задачи-шутки;
  • комиксы «Приключение Рублика и его друзей».

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества.

Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, чтение, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Подводя итог, можно сказать, что подобранные игры, занятия, беседы, малый фольклорный жанр помогли детям усвоить сложные экономические понятия (потребности, товар, услуга и т.д.), позволили не только обучить, но и воспитать дружелюбие и отзывчивость, дух взаимопомощи и сотрудничества, в значительной мере обогатили словарный запас детей экономическими терминами.

В результате у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, повысился уровень их знаний экономического содержания, видна положительная динамика формирования финансовой культуры детей.

Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки комплекса мероприятий, направленного на формирование финансовой культуры, познавательной активности, речи и творческих способностей детей.

Работа с родителями воспитанников:

Семья – это реальная экономическая среда, в которой живёт ребёнок. Повседневный труд взрослых, заботы «о хлебе насущном», достаток или наоборот, нехватка денег. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно. Детский сад – некая реальная ситуация, которая не даёт полноценного опыта и практики «экономического поведения». Дети здесь тоже «покупают», но это лишь игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Только объединение двух аспектов поведения детей – условного и реального – может дать хорошие результаты в области экономического воспитания и развития.

Всё начинается с семьи, поэтому работа с родителями очень важна в достижении необходимых результатов.

С целью выявления заинтересованности родителей в формировании финансовой культуры их детей было проведено анкетирование.

Анализ мнений родителей по внедрению системы подготовки детей дошкольного возраста к изучению финансовой грамотности показал, какова социальная востребованность такой образовательной деятельности с позиции родителей, потенциал для их участия в запланированных мероприятиях.

По результатам анкетирования родителей и диагностики детей составлен план мероприятий по данному направлению:

  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  • экскурсии детей с родителями в разные учреждения с целью знакомства с людьми разных профессий (в магазин, в поликлинику и т.д.);
  • совместная экскурсия в Сбербанк с целью наблюдения за сотрудниками банка, их работой, возможностью показать детям как с помощью банковской карты можно пользоваться виртуальными деньгами, закрепить понимания об экономических категориях

«услуга», «товар», «банк», оплата квитанций и др. банковские операции;

  • консультации по формированию основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях «Дайте ребёнку знания о деньгах»;
  • беседы «Нужно ли баловать ребенка», «Для чего ребенку карманные деньги», «Деньги и труд» для привлечения внимания родителей к необходимости воспитания разумного отношения к проблеме денежных отношений; выявление и согласование различных точек зрения родителей по вопросу воспитания детей;
  • буклеты «Как сэкономить деньги в семье»;
  • памятки для родителей по финансовой грамоте с комиксами;
  • рекомендации по финансовой грамотности детей в семье;
  • комиксы        «Банки:        вклады        и        кредит»,        «Страхование»,        «Банковская карта»;
  • консультативная        работа:        групповые        и        индивидуальные        устные консультации по вопросам, возникающим у родителей;
  • привлечение родителей для решения общих (семьи и детского сада) вопросов;
  • тематические родительские собрания;
  • подведение итогов совместной работы.

Все вышеуказанные формы взаимодействия с родителями способствовали вовлечению родителей в систему работы по финансовой культуре детей. Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой культуры посредством игровой деятельности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу. Проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой культуры и дала возможность добиться положительных результатов.

Работа с педагогами ДОУ:

Целью работы с воспитателями было оказание методической помощи по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Для этого педагогов ознакомили с разработанными материалами, проинформировали о содержании и значимости данной работы, предоставили консультации и рекомендации.

Период внедрения и апробации опыта

Разработанные материалы предлагаются для детей старшего дошкольного возраста (5-7(8) лет) и рассчитаны на два года обучения.

Применение сюжетно-ролевых игр одна из эффективных эффективной формой работы с детьми в сфере экономического воспитания. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене        товара,         рациональном         потреблении,         планировании трат и т. д.

Период внедрения и апробации опыта разделен на два этапа:

На первом этапе разработан материал для детей 5-6 лет. Данный этап внедрялся и реализовывался в 2018-2019 учебном году. В течение первого года обучения происходило введение экономических понятий в сюжетно- ролевые игры. Руководство игрой на этих этапах осуществлялось по- разному. Выбор методов педагогического руководства обусловлен спецификой игр, наличием у детей знаний основ финансовой грамотности, уровнем их игровых навыков и умений. На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю.

На втором этапе разработан материал для детей 6-7(8) лет. Он внедрялся и апробировался в 2019-2020 учебном году. Для этого этапа

планировалось введение в сюжетно-ролевые игры более сложных финансово- экономических понятий, разрабатывались новые сюжетно-ролевые игры с экономическим уклоном. Сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель на второстепенных ролях, возникают самодеятельные сюжетно-ролевые игры уже по инициативе ребят. Воспитатель может быть активным наблюдателем.

Результативность опыта Дети:

  • могут активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
  • осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей;
  • контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого;
  • понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека;
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают российские деньги;
  • знают        несколько        современных        профессий,        содержание        их деятельности;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий, в случае поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведется хозяйство…).

Родители:

  • повышение интереса родителей к совместной работе по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста;
  • проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало;
  • проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний;
  •         проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Педагоги ДОУ:

  • распространение опыта работы на уровне ДОУ (педагогический совет, мастер-классы, консультации, открытые мероприятия);
  • оформление методических разработок (обобщение опыта работы);
  • повышение качества воспитательно–образовательного процесса;
  • повышение теоретического и педагогического уровня компетентности по экономическому воспитанию дошкольников;
  • изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих обогащению сюжетов ролевых игр.

Заключение

Реализуя задачи педагогического опыта разработаны информационные листы экономической направленности (памятки, рекомендации, советы, консультации).

Результатом проводимой работы явилась положительная динамика формирования основ экономического воспитания детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов и реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками,

знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Повысился интерес детей к играм экономического содержания, что подтверждает эффективность использования методов и приёмов в формировании экономического воспитания.

К концу второго года обучения проведено анкетирование, которое показало, что большая часть родителей считают: экономический аспект в воспитании играет важную роль. Таким образом, проведя целенаправленную работу, убедилась, что экономическое развитие детей вышло на более высокий уровень.

В дальнейшем также планируется работа по этому направлению. Будет продолжаться оснащение предметно-развивающей среды атрибутами для новых сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием.

Используемая литература:

  • Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт.-сост. Г.П.

Поварницина, Ю.А.Киселёва. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград : Учитель. – 186 с.

  • Стахович Л.В., Семенкова Е.В. Финансовая грамотность: сценарии обучающих сказок. – М.: ВАКОША, 2019. – 32 с. – (По дороге в школу).
  • Шорыгина Т.А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 96 с. – (Вместе с детьми).
  • Шорыгина Т.А. Беседы с детьми о труде и профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с. – (Сказки-подсказки).
  • Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная

образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. (разработанная при поддержке Банка России и Министерства образования и науки РФ).

  • Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности.        (разработанная при поддержке Банка России и Министерства образования и науки РФ).
  • Попова Е.И. Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5–7 лет. Технологические карты. Предметно-игровая среда. Сценарии сюжетно-

ролевых игр : для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование / Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. – 80 с.

Интернет-ресурсы:

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»;

минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»;

https://www.maam.ru/ https://nsportal.ru/detskiy-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру "Кафе"

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Авторами раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт созд...

Доклад на онлайн-форсайте "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, частью которой является и экономическая культура лич...

Презентация " Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность   является глобальной соци...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру «Кафе» в сборнике научных статей И 66

laquo;Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы»: сб. науч. ст. [Электронный ресурс] / отв. и науч. ред. В.А. Адольф. – Красноярск: Сибирский федеральный униве...

Мастер-класс "Формы и методы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: Рассказать педагогам о формах и методах формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых, волнуют фина...

Методическая разработка на тему: «Сборник методического и консультационного материала для организации работы по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методразработка представляет собой сборник игр, занятий, обучающих сказок,  консультаций для родителей и воспитателей  для обучения детей дошкольного возраста  основам финансовой...

Дидактическая игра на интерактивном оборудовании как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Развитие экономики нашей страны повлияло на финансовую грамотность, она стать неотъемлемой частью любого гражданина. В соответствии c Распоряжением Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р совместно с ...