Дидактическая игра на интерактивном оборудовании как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
материал
Развитие экономики нашей страны повлияло на финансовую грамотность, она стать неотъемлемой частью любого гражданина. В соответствии c Распоряжением Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р совместно с Банком России «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», в котором говорится о том, что целью является формирование у большинства граждан Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества.
В последнее десятилетие проблеме формирования основ финансовой грамотности посвящено значительное количество исследований, среди которых работы Ю.В. Брехова, Ю.В. Васильева, И.В. Морозова и других. Авторы на обширном аналитическом и эмпирическом материале убедительно показывают, что в настоящее время низкий уровень финансовой грамотности является актуальной проблемой, решение которой будет способствовать экономическому процветанию и социальному развитию страны.
Актуальность финансовой грамотности для дошкольников заключается в том, что в современном мире финансовые навыки становятся все более важными для успешной жизни. Введение финансового образования в старшем дошкольном возрасте помогает детям развить основные понятия о деньгах, способствует развитию математических навыков и позволяет им развить здоровые финансовые привычки с самого раннего возраста.
Следует отметить, что обучение финансовой грамотности должно быть интересным игровым процессом, который позволяет ребенку учиться и развиваться. Важно помнить, что ведущим в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский. Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
С раннего возраста множество детей используют современные гаджеты с целью досуга, их особенность в виде наглядности, можно использовать для активного усвоения и применения знаний. В современном мире всестороннее развитие детей дошкольного возраста невозможно без использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника основам финансовой грамотности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества интерактивных дидактических игр.
Таким образом, изучение данной проблемы является актуальным в современном мире.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 139.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский педагогический колледж
№1 им. А. С. Макаренко»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Дидактическая игра на интерактивном оборудовании как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Борзенко Александра Александровна
Специальность: 44.02.01
«Дошкольное образование»
Курс III группа 301Б-2021
Форма обучения: очная
Руководитель:
Ажеева Людмила Викторовна
преподаватель высшей
квалификационной категории
2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теортические аспекты финансовой грамотности старшего дошкольника 7
1.1. Понятие «финансовая грамотность» и ее необходимости в жизни старшего дошкольника 7
1.2. Формирование основ финансовой грамотности в дидактической игре 11
1.3. Использование дидактической игры на интерактивном оборудовании при работе с детьми старшего дошкольного возраста………………………………20
ГЛАВА 2. Дидактическая игра на интерактивном оборудовании как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 27
2.1. Диагностические методики на выявление первоначального уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста…………….27
2.2. Разработка дидактических игр на интерактивном оборудовании направленных на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста .36
2.3. Анализ результатов практического исследования по формированию финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр на интерактивном оборудовании 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
ВВЕДЕНИЕ
Развитие экономики нашей страны повлияло на финансовую грамотность, она стать неотъемлемой частью любого гражданина. В соответствии c Распоряжением Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р совместно с Банком России «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», в котором говорится о том, что целью является формирование у большинства граждан Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества [2].
В последнее десятилетие проблеме формирования основ финансовой грамотности посвящено значительное количество исследований, среди которых работы Ю.В. Брехова, Ю.В. Васильева, И.В. Морозова и других. Авторы на обширном аналитическом и эмпирическом материале убедительно показывают, что в настоящее время низкий уровень финансовой грамотности является актуальной проблемой, решение которой будет способствовать экономическому процветанию и социальному развитию страны [4,5,15].
Актуальность финансовой грамотности для дошкольников заключается в том, что в современном мире финансовые навыки становятся все более важными для успешной жизни. Введение финансового образования в старшем дошкольном возрасте помогает детям развить основные понятия о деньгах, способствует развитию математических навыков и позволяет им развить здоровые финансовые привычки с самого раннего возраста.
Следует отметить, что обучение финансовой грамотности должно быть интересным игровым процессом, который позволяет ребенку учиться и развиваться. Важно помнить, что ведущим в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский. Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [6].
С раннего возраста множество детей используют современные гаджеты с целью досуга, их особенность в виде наглядности, можно использовать для активного усвоения и применения знаний. В современном мире всестороннее развитие детей дошкольного возраста невозможно без использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника основам финансовой грамотности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества интерактивных дидактических игр.
Таким образом, изучение данной проблемы является актуальным в современном мире.
Цель исследования: создание сборника дидактических игр на интерактивном оборудовании по формированию основ финансовой грамотности старшего дошкольного возраста.
Объект: процесс формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактическая игра на интерактивном оборудовании как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- дать определение «Финансовая грамотность»;
- раскрыть проблемы формирования основ финансовой грамотности;
- описать методы обучения дошкольников основам финансовой грамотности;
- изучить влияние дидактических игр на интерактивном оборудовании на формирование основ финансовой грамотности;
- разработать, апробировать и выявить эффективность дидактических игр на интерактивном оборудовании по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические - анализ педагогической и методологической литературы, обобщение;
- эмпирические - диагностика финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста; беседа.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых:
- М.Ю. Шевяков определял финансовую грамотность, как способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности;
- А.П. Аксенов, разработавший гид по финансовой грамотности, предполагает, что формирование представлений о финансовой грамотности необходимо проводить с дошкольного возраста, потому как именно в этом возрасте лучше начинать воспитывать будущего взрослого и финансово-грамотного человека;
- А.Д. Шатова и Е.А. Курак разработали на основе программ «экономического воспитания детей» и «Дошкольник и экономика» диагностику определения уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста;
- Миросенко. Ж.А. и Журавлева С.В. в авторской методической разработке: «Интерактивные дидактические игры для дошкольников» при отборе игр учитывали ряд требований, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на занятиях.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что дидактические игры на интерактивном оборудовании могут быть использованы педагогами групп дошкольных учреждений для формирования основ финансовой грамотности детей, данные игры могут быть использованы и родителями и в повседневной жизни, за счет простоты использования.
База исследования МАДОУ детский сад № 14 «Алёнка» города Новосибирска.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты финансовой грамотности старшего дошкольника
1.1. Понятие «финансовая грамотность» и ее необходимости в жизни старшего дошкольника
На сегодняшний день граждане России стоит остро вопрос финансовой грамотности. Из-за незнания в области финансов многие не доверяют банкам, хранят свои сбережения дома и боятся инвестировать свои средства в ценные бумаги. Многие берут кредиты и имеют трудности в выплате обязательных платежей, это приводи к образованию персональных долговых обязательств. Нежелание людей изучать финансовые инструменты приводит их к совершению ошибок. Многие обращаются за советами не к специалистам, а к знакомым, которые имеют мало представлений о функционировании финансовых институтов. Все это ведет к негативному распространению знаний и низкому уровню финансовой грамотности. Финансовая грамотность полезна не только для конкретного человека, но и для государства в целом.
Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 года № 2958-р, содержит определение финансовой грамотности как основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия финансовых решений в целях достижения финансового благополучия и управления финансовыми рисками [2].
Экономический социолог М.Ю. Шевяков считал, что финансовая грамотность - это способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности [10].
Финансовая грамотность играет ключевую роль в жизни людей, поскольку она помогает им принимать обоснованные решения, связанные с деньгами. Это знание и понимание финансовых вопросов, таких как: управление доходами и расходами, планирование бюджета, инвестирование, кредитование и налогообложение. Люди обладающей основой финансовой грамотностью могут более эффективно управлять своими средствами, избегать долгов и финансовых кризисов, а также планировать своё будущее. Они лучше понимают экономические процессы в обществе и могут принимать участие в экономической жизни страны, например, путем инвестирования или предпринимательства.
Люди, знающие основы финансовой грамотности обладают рядом преимуществ:
1. эффективное управление бюджетом: они могут планировать свои доходы и расходы, контролировать свои финансы и избегать ненужных долгов;
2. принятие обоснованных финансовых решений: осознанное принятие решений по кредитованию, инвестированию и сбережениям;
3. инвестиционная грамотность: понимание различных инвестиционных инструментов и способность оценивать риски и возможности для увеличения личного капитала;
4. подготовка к непредвиденным обстоятельствам: формирование финансовой подушки безопасности для случаев чрезвычайных ситуаций, таких как потеря работы или медицинские расходы;
5. планирование на будущее: способность планировать долгосрочные цели, такие как покупка дома, образование детей или пенсионное обеспечение;
6. избежание финансовых мошенничеств: знание о распространенных финансовых мошенничествах и умение избегать их;
7. уверенность в финансовых вопросах: умение задавать правильные вопросы финансовым консультантам и понимание ответов.
Эти преимущества помогают не только улучшить личное финансовое положение, но и способствуют развитию устойчивого экономического будущего общества в целом.
Обучение финансовой грамотности может начинаться с самого раннего возраста и продолжаться в течение всей жизни. Детские сады, школы, университеты, финансовые институты и различные образовательные программы предлагают курсы и семинары по финансовой грамотности. У человека появляются не только знания и умения, но и психологическая устойчивость. Закладывается мышление, которое содействует достижению успеха.
В исследованиях А.Д. Шатовой было выявлено, что дети дошкольного возраста способны соотносить экономические понятия с определенными жизненными ситуациями, что свидетельствует об ускорении экономической социализации современных дошкольников [18].
Процесс экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста включает единство трех компонентов:
1) мотивационный компонент предполагает наличие у детей интереса к экономической сфере жизни, закрепление основных экономических понятий, представлений и умений;
2) информационный блок включает овладение первоначальными экономическими понятиями, понимание основных причинно-следственных связей в области экономики;
3) операционный блок – это элементарные практические умения и навыки в сфере экономических отношений, умение ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения изучали такие авторы как С.Р. Шибаев, Ю.А. Шадрина. Они считают, что основы финансовой грамотности должны закладываться в дошкольном возрасте, чтобы дошкольник с детства воспринимал финансовую деятельность, как один из факторов успешной жизни [20].
Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Грамотное отношение к собственным деньгам и опыта пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Можно выделить несколько рекомендаций, чтобы помочь дошкольнику разобраться в экономической стороне жизни:
1. заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
2. подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться личные деньги;
3. дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
4. обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
5. подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
6. стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам, положить начало формированию финансово-экономического мышления.
Автор А.П. Аксенов, разработавший гид по финансовой грамотности, предполагает, что формирование представлений о финансовой грамотности необходимо проводить с дошкольного возраста, потому как именно в этом возрасте лучше начинать воспитывать будущего взрослого и финансово-грамотного человека. Он также считает, что в старшем дошкольном возрасте формирование представлений о финансовой грамотности может и должно происходить в игровой и занимательной форме [3].
Таким образом, учитывая все вышесказанное, хочется отметить, что финансовая грамотность, заложенная в дошкольном возрасте, действительно может послужить фундаментом для принятия обоснованных финансовых решений и осознанного потребления, как следствие ответственного отношения к деньгам во взрослой жизни.
1.2. Формирование основ финансовой грамотности в дидактической игре
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования утвержденной приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028: «Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Детство без игры и вне игры не представляется возможным» [1].
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность, которой принадлежит особенно важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особенности ребенка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности.
Согласно Л. Выготскому: «Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребенка» [6].
Ребенок становится полностью субъектом своей деятельности, он сам заинтересован собственной игрой, самим процессом. Дается возможность создать замысел игры и реализовать ее, выполнять необходимые действия, переживать свои неудачи и поражения. Вследствие этого, создаются предпосылки к познанию окружающего миром, развитию воображения и творческих способностей, а также проявлению самостоятельности. Используя игровую деятельность в качестве средства обучения дошкольников, воспитатель помогает естественному развитию навыков и способностей.
Но особое значение отводится именно дидактической игре.
Как определяет В.Н. Кругликов, дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [11].
Чтобы дидактическая игра вызывала у ребенка интерес, при её использовании должны соблюдаться ряд условий:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определение количества игроков;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка детей к игре: обогащение их знаниями представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель детей учит правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре.
В современных условиях дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста, дающее возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
С. А. Козлова, Т. А. Куликова в учебнике дошкольной педагогики определяют структуру дидактической игры:
- дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно-обоснованная и методически выверенная, формулировка дидактической задачи детям, как правило, не интересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу - задачу;
- игровая задача - задача, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность на уроке;
- игровые действия - это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи;
- правила дидактической игры обусловлены дидактической задачей, а также общими задачами формирования личности ребенка;
- подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребёнка, успехи отстающих детей [10].
Важность в использовании дидактических игр, как средства обучения детей в дошкольном возрасте подчеркивается рядом причин:
1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не утратила своего значения;
2. овладение образовательной деятельностью, включение в нее детей идет медленно, спокойно;
3. присутствующие возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, доминированием наглядно-образного мышления;
4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные компоненты, так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Основной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не понимая, что приобретают новые знания, формируются умения и навыки, обучаются культуре взаимоотношений и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по становлению у старших дошкольников основ финансовой грамотности.
Различное содержание дидактических игр может способствовать экологическому, патриотическому, трудовому, нравственному воспитанию детей.
Рассмотрим программу «Экономическое воспитание дошкольников», разработанная Е. Курак, которая нацелена на первоначальное экономическое образование детей старшего дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации [13].
Цель программы: Дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию их способностей и расширению социальных представлений о современном обществе.
Задачи программы:
- Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители.
- Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг.
- Сформировать представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос», « предложение», «цена» (заработная плата).
- На основе принципа интеграции видов детской деятельности, создать условия для решения практических задач самими детьми.
Чтобы лучше понимать из чего складывается основа формирования финансовой грамотности, предлагаю ознакомиться с содержанием программы, которая представлена четырьмя разделами:
- Раздел «Потребности»
2. Раздел «Производители и ресурсы»
3. Раздел «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена»
4. Раздел «Обмен и деньги. Рынок. Спрос и предложение. Цена».
Следующая авторская программа «Дошкольник и экономика» представленная А.Д. Шатовой направлена на приобщение дошкольника к экономической действительности, как условие становления ценностных ориентации и установок [17].
На вопрос о нужности экономических знаний дошкольнику, автор программы отмечает следующие конечные результаты:
– научиться понимать и ценить окружающий предметный мир;
– уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
– осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд, продукт, деньги», что стоимость продукта зависит от его качества;
– видеть красоту человеческого творения;
– сделать авторитетными качества личности человека: бережливость, рациональность;
– приобретать с детства способы и формы разумного поведения: умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Программа состоит из четырёх блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд — продукт (товар)», «Деньги, цена (стоимость)», «Реклама: желания и возможности», «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика».
1. Раздел: «Труд – продукт (товар)». Труд – основная деятельность человека, источник средств, для его существования. Знакомство с людьми разных профессий воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение к труду в целом. Результатом труда людей является продукт – полезная и нужная вещь, предмет, изделие. Продукты труда – это мир вещей, который окружает нас. Продукты труда – это достаток людей, богатство страны: чем больше в ней производится разных товаров, тем лучше будут жить и дети, и взрослые. За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то, что нужно и взрослым и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.
Основные понятия: труд, работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессия, предметы труда, товар, торговля, деньги.
Педагогические задачи:
– формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей детей данной группы детского сада;
– учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
– поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
– стимулировать деятельность «по интересам».
2. Раздел: «Деньги и цена (стоимость)», Понятие «деньги». Что такое деньги и зачем они нужны: – Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки, птичьи перья и другие.)
– Виды денежных знаков (монеты, бумажные купюры);
– Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь
–Какими деньгами пользуются в настоящее время, в нашей стране, как они называются (рубль, копейка);
– Деньги разного достоинства и разной покупательной способности;
– Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
– Деньги как средство платежа, накоплений.
– Обмен денег (причины, правила).
3 Раздел: «Реклама: желания и возможности».
– Что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик и многое другое).
– Где она размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в интернете, раздается на улицах и так далее).
– Беседы о рекламе, запомнившейся детям
Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Педагогические задачи:
– дать представление о рекламе, ее назначении;
– поощрять объективное отношение детей к рекламе;
– развивать у детей способность различать рекламные уловки;
– учить отличать собственные потребности от навязаных рекламой;
– учить детей правильно определять свои финансовые возможности.
4 раздел: «Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика». Содержание данного блока реализуется в рамках изученных блоков: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых способов экономического поведения.
Правила воспитания у детей следующих привычек:
– бережного обращения со своими вещами и вещами, принадлежащими другим взрослым, сверстникам;
– разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и многое другое);
– экономии воды, электроэнергии (выключать воду, если ии в данный момент не пользуется);
– нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам. Если экономить и беречь – хорошо, то почему же жадничать – плохо?
Можно выделить несколько рекомендаций, чтобы помочь дошкольнику разобраться в экономической стороне жизни:
1. заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
2. подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться личные деньги;
3. дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;
4. обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
5. подготовить к принятию своих первых финансовых решений, способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
6. стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам, положить начало формированию финансово-экономического мышления.
В дошкольном возрасте мы можем в игровой форме научить детей ценить, считать деньги, тратить их, и жить по средствам. Именно через игру дошкольник осваивает и познает мир. С её помощью дети овладевают экономическими знаниями. Чем быстрей дети овладеют этими знаниями, тем быстрее будут сформированы полезные финансовые привычки, которые необходимы будут на протяжении всей жизни.
Применение дидактических игр для развития финансовой грамотности старших дошкольников характеризуется одним из оптимальных педагогических средств, формирующих представление об основных экономических категориях. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
Таким образом, процесс воспитания детей дошкольного возраста осуществляется посредством ведущей на данном возрастном этапе деятельности – игровой. Педагогами широко используются дидактические игры, являющиеся разновидностью игр с правилами, которые созданы специально для осуществления воспитания и обучения детей
1.3. Использование дидактической игры на интерактивном оборудовании при формировании основ финансовой грамотности у старшего дошкольника
Развитие медиа-систем, расширение их технологического потенциала, глобализация информационного пространства и основание всемирной сети Интернет изменили нашу жизнь, предоставив неограниченный доступ к обширному количеству информации. Эксперты и исследователи признают, что окружающая информационная среда самым активным образом влияет на развитие сегодняшнего ребенка практически с момента его рождения, и дети, обучающиеся и развивающиеся в условиях постоянного контакта с различными электронными информационными системами и технологиями, отличаются от детей прошлого поколения.
Почти в каждом доме находится компьютер, планшет или телефон, вследствие этого дети привыкают к быстрому потреблению информации в виде коротких фрагментов — клипов, картинок. Подобный феномен современности называется «Клиповое мышление».
Термин «Клиповое мышление» введенный Ф.Гиренком используется как характеристика «нового» тип мышления человека эпохи современной клиповой культуры, которая характерна мозаичность и фрагментарность образов, яркость, кратковременность и быстрая смена [8].
Современные педагоги замечают данный феномен мышления и учитывают особенности развития, поэтому применяются новые приемы, которые заинтересуют детей на активную познавательную деятельность.
Учебная деятельность для детей дошкольного возраста не является ведущей, поэтому образовательный процесс организуется через игру и другие соответствующие возрасту виды детской деятельности. Сделать образование дошкольника ярким, эмоциональным, наглядным в современных детских садах поможет интерактивное оборудование.
Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения станут отличными помощниками в диагностики развития детей: развитие внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности.
Гайдукова С.В. в своей работе утверждает, что интерактивное оборудование – это электронные средства обучения, имеющие сенсорную (реагирующую на прикосновения) поверхность [7].
Дошкольные образовательные организации чаще всего оснащаются следующими видами интерактивного оборудования:
– интерактивные доски;
– планшеты;
– интерактивные столы (как в группах детского сада, так и в кабинете учителя-логопеда);
– интерактивные песочницы (чаще всего в кабинете психолога);
– интерактивные полы (устанавливаются в физкультурном или музыкальном залах).
Интерактивная доска – это большой сенсорный экран в виде белой доски, подключаемый к ноутбуку с проектором. Интерактивная доска может быть представлена как автономный компьютер с большим сенсорным экраном.
Работа с планшетами хорошо развивает все пальцы рук, так как ребенок не использует клавиатуру или мышь, а все действия осуществляет как бы карандашом или ручкой. Интерактивные планшеты позволяют организовать работу в малых группах (не менее трех на группу), а также совместную творческую работу.
Интерактивный стол является симбиозом интерактивной поверхности, экрана и классического стола и позволяет группе одновременно проводить игровые сеансы на одной поверхности. Дети совместно могут выполнять различные интерактивные задания, конструировать, рисовать, создавать собственные презентации. Интерактивный стол также подходит для детей с особыми потребностями для коррекционной работы.
Интерактивный пол – это современная проекционная установка, позволяющая оживить пол любого помещения, превращая его в интерактивную поверхность. Ребенок, который находится в зоне проекции, своим движением начинает самостоятельно влиять на проецируемое оборудование.
Хочется вернуться к интерактивной доске, поскольку возможности позволяют манипулировать объектами на экране, что способствует включению детей в познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную и другую деятельность. Данное интерактивное оборудование позволяет не просто демонстрировать презентации, но и использовать на занятиях, уроках или в индивидуальной работе с детьми интерактивные задания. Большим преимуществом для педагога использование и создание дидактических игр. В ходе дидактической игры ребенок не только усваивает и закрепляет новые знания, но и учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
Интерактивные дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей с использованием компьютерных технологий. Это современный подход, основанный на применении мультимедийных технологий, и обладают значительной привлекательностью для развития детей дошкольного возраста.
По сравнению с классической игрой интерактивная игра обладает рядом преимуществ:
1. образная информация более понятна дошкольникам;
2. красочная анимация, звук, видео привлекает внимание детей;
3. в процессе интерактивной игры ребенок перестает быть пассивным объектом обучения, он становится активным участником педагогического процесса;
4. играя, ребенок чувствует себя более уверенно, переживает эмоциональное состояние героя, чувствует себя более раскрепощенным и становится общительнее [8].
Дидактические игры на интерактивном оборудовании, могут стать мощным инструментом для формирования основ финансовой грамотности по ряду причин:
1. интерактивные игры на специализированном оборудовании часто более привлекательны для детей, что повышает их интерес и мотивацию к обучению;
2. интерактивное оборудование позволяет адаптировать игры под индивидуальные потребности каждого ребенка, учитывая его уровень развития и интересы;
3. дидактические игры на интерактивном оборудовании часто основаны на принципе "обучения через действие", что обеспечивает глубокое понимание материала;
4. интерактивные доски могут отображать сложные концепции в наглядной и понятной форме, делая обучение более эффективным;
5. игры на интерактивном оборудовании могут стимулировать развитие памяти, внимания, логического мышления и решения проблем;
6. благодаря мгновенной обратной связи от интерактивного оборудования дети могут быстро понять и скорректировать свои действия в процессе обучения;
7. педагоги могут легко интегрировать различные образовательные ресурсы и адаптировать игры под конкретные учебные цели.
Для реализации этого направления необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии, отвечающие следующим требованиям:
- владеют основами работы на компьютере;
- имеют навыки работы с мультимедийными программами;
- владеют основами работы в сети Интернет;
- соблюдают санитарно-гигиенические требования к организации непосредственно образовательной и совместной деятельности с применением новых интерактивных технологий в дошкольном детстве.
Согласно Постановлению "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" имеется ряд требований при проведении непосредственной образовательной деятельности во время работы с интерактивным оборудованием [15].
- непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг;
- после работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз;
- непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут;
- для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности;
- экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см;
- непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста).
В основу интерактивных пособий положена игра. Компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. Именно интерактивное пособие позволяет автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. Применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим элементом развивающей предметной среды. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации.
Миросенко. Ж.А. и Журавлева С.В. в авторской методической разработке: «Интерактивные дидактические игры для дошкольников» при отборе игр учитывали ряд требований, предъявляемых к развивающим и обучающим программам, применяемым на занятиях [14].
- объекты, воспроизводимые на экране, нужно подбирать достаточными по размеру, знакомы детям;
- программа должна быть русскоязычной;
- текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым;
- задания должны быть интересными, понятными, простыми в управлении;
- задания должны быть подобраны по возрасту;
- задания должны быть занимательными;
- задания должны быть грамотными;
- задания должно создавать ситуации успеха;
- задания должны соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме;
- задания должны носить исследовательский характер;
- задания должны развивать широкий спектр навыков и представлений.
Игровая деятельность может служить основой для формирования финансовой грамотности у дошкольников, особенно в контексте использования информационно-коммуникационных технологий.
В переводе с английского interactive – взаимодействие. Работа с компьютером уже сама по себе имеет интерактивный характер, расширяет самостоятельную учебную работу за счёт использования активнодеятельностных форм обучения. Здесь, под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, триггеров и т.п.
Таким образом, использование дидактической игры на интерактивном оборудовании для обучения дошкольников финансовой грамотности позволяет сочетать развлечение с обучением, делая процесс естественным и эффективным. Игровая деятельность может служить основой для формирования финансовой грамотности у дошкольников, особенно в контексте использования информационно-коммуникационных технологий. Это способствует формированию у детей важных навыков, которые пригодятся им в будущем. Но, как и в любой деятельность, важно помнить о правилах и нормах.
ГЛАВА 2. Дидактическая игра на интерактивном оборудовании как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Диагностические методики на выявление первоначального уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 14 комбинированного вида «Алёнка»». Всего обследовано было 17 детей старшего дошкольного возраста, средний возраст которых составил 6 лет.
Цель исследования: формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр на интерактивном оборудовании.
Цель первого этапа: определить уровень финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи первого этапа:
1. подобрать методики по изучению уровня сформированности финансовой грамотности старших дошкольников;
2. провести диагностику по выбранной методике;
3. проанализировать результаты диагностики.
На первом этапе до начала формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, в рамках первичной диагностике была проведена диагностическая работа, разработанная на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
Каждое из трех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое - загадки по экономике, разделенные по областям, второе – вопросы определенной области экономических знаний, третье - проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводилась индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определялся уровень экономической воспитанности.
Задание 1
Цель: Определить уровень знаний о потребностях человека, животных, растений.
Задание 2.
Цель: Определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о производителях товаров и услуг.
Задание 3
Цель: Определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Существуют следующие критерии по определению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, которые можно наблюдать в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии и показатели финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста
Критерии | Показатели |
Когнитивный компонент (наличие знаний и представлений об экономической жизни детей) | - знание ребенком потребностей семьи; - представления о труде родителей; -представления об экономических понятиях; - проявление интереса к окружающим явлениям современного общества. |
Поведенческо-деятельностный компонент (экономические умения) | - отражение имеющихся знаний в игровой, трудовой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания; - общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
Эмоционально-ценностный компонент (нравственно- экономические качества личности) | - проявление бережливости, ответственности, деловитости и предприимчивости; - оценка проявления этих качеств у сверстников. |
По наличию и совокупности показателей, которые относятся к представленным критериям, можно определить уровень финансовой грамотности дошкольника: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень: дети могут объяснить простейшие экономические понятия, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, используют в разговоре экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить приобретенные знания в играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают большое количество вопросов и самостоятельно стараются найти ответы на них; незамедлительно и энергично выполняют поручения, способны контролировать свои действия, анализировать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети понимают экономические определения, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания размытые, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют применять имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и старательно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не используют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Инструментарий к диагностике
Задание 1
1)Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…(Товар)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы…(Ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…(Залог)
2) У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но вместе с желаниями у каждого ребёнка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо).
Подумай и назови свои потребности, то без чего ты не сможешь жить (пища, солнце, воздух, тепло, одежда, игрушки).
3) Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Что потребности есть не только у человека, но и у растений и животных).
Задание 2
1)Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждёт …(Банкир)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведёт …(Бизнесмен)
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …(Продавцы)
2)- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы - лес, море, поле)
- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь)
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь)
3) Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимо и для чего.
Задание 3
1)На товаре быть должна
Обязательно…(Цена)
Говорят про меня:
Деревянный я.
Но неправда, я -железный,
Я тяжёлый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд …(Зарплату)
2)- На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду; кушать; красиво одеваться)
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена)
3) Как ты думаешь, чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству?
Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят)
По выше указанным уровням так же можно определить финансовую грамотность детей старшего дошкольного возраста при индивидуальной работе, исходя их следующих разделов:
- Потребности
Интерактивная игра: «Мои потребности»
Цель: Ознакомление детей о потребностях человека.
Интерактивная игра: «Что можно купить и что нельзя», «Учимся экономить»
Цель: Ознакомление детей о материальных, духовных, социальных потребностях
Оборудование: Интерактивное оборудование, презентация программы Power Point
- Труд
Интерактивная игра: «Кому что нужно для работы»
Цель: Ознакомление детей о труде и его видах.
Интерактивная игра: «Маршрут труда»
Цель: Ознакомление детей о последовательности трудовых действий
Интерактивная игра: «Профессии и результат труда»
Цель: Ознакомление детей о роли труда в жизни людей
Оборудование: Интерактивное оборудование, презентация программы Power Point
- Товар
Интерактивная игра: «Угадай товар»
Цель: Ознакомление детей о производственном цикле товаров
Интерактивная игра: «Подбери кошелек»
Цель: Ознакомление детей о зависимости цены товара от его качества и количества.
Интерактивная игра: «Путешествие товара»
Цель: Ознакомление детей о сбыте товара
Оборудование: Интерактивное оборудование, презентация программы Power Point
- Деньги
Интерактивная игра: «Путешествие денег»
Цель: Ознакомление детей с валютой как денежной единицей страны
Интерактивная игра: «Семейный бюджет»
Цель: Ознакомление знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)
Интерактивная игра: «Экономические ситуации»
Цель: Ознакомление знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии
Результаты методики представлены в таблице 2.
Таблица 2 – результаты уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по диагностике А.Д. Шатовой и Е.А. Курак
Компоненты | Уровни развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Знания о потребностях | 35% | 35% | 29% |
Знания о ресурсах | 24% | 41% | 35% |
Знания о деньгах, цене | 25% | 17% | 58% |
Рисунок 1 - Гистограмма первичной диагностики по финансовой грамотности старших дошкольников
По результатам исследования, мы видим, что большинство детей имеют низкий, а также средний уровень сформированности финансовых представлений детей.
Дети старшего дошкольного возраста исследуемой группы, имеющие средний уровень 52 % (в количестве 9 детей), которые понимают экономические определения, но не всегда могут объяснить их. Имеющиеся у них знания размытые, поверхностные. Дети с низкими показателями 30% (в количестве 5 детей) не могли объяснить смысла экономических понятий, не проявляли интереса к продуктивной деятельности, быстро теряли интерес к труду и оставляли работу, возвращаясь к игре. Большинство старших дошкольников исследуемой группы не могли объяснить смысла экономических понятий. Также было выявлено 18% (3 ребёнка) с высоким уровнем сформированности финансовой грамотности, такие дети проявили готовность к общению со взрослыми и сверстниками, они задавали большое количество вопросов и самостоятельно старались найти ответы на них; смогли объяснить простейшие экономические понятия, проявляли ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей.
Обобщив результаты исследования по данной методике, можно сделать вывод, что в группе старших дошкольников финансовое представление не сформировано или частично сформировано. Соответственно, основы финансовой грамотности старших дошкольников также развито в недостаточной степени.
2.2. Разработка дидактических игр на интерактивном оборудовании направленных на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Второй этап практического исследования - основной этап.
Цель основного этапа: разработка дидактических игр на интерактивном оборудовании по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников.
Задачи этапа:
1. Подобрать и разработать перспективный план проведения дидактических игр на интерактивном оборудовании по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников;
2. Разработать сборник интерактивных игр по финансовой грамотности для старшей группы;
3. Применить разработанную систему работы на практике.
После проведения первичной диагностике было выявлено, что у большей части детей не сформированы или частично сформированы финансовые представления. Так же по проведённому исследованию видно, что у большей части детей старшей дошкольной группы знания о деньгах, цене и потребностях на более низком уровне, чем знания о ресурсах. Но также можно отметить, что в данной группе присутствуют дети, которые не владеют знаниями по теме «Ресурсы».
Опираясь на проведённую диагностику, были подобраны несколько игр способствующих развитию основ финансовой грамотности у дошкольников и направленных на развитие различных психических процессов.
Данная работа проводилась в свободное время от занятий. Также следует сказать, что дидактическая игра проводилась с использованием интерактивной доски в специальном оборудованном кабинете.
Предполагаемые результаты детей старшего дошкольного возраста к концу практической деятельности:
- демонстрировать свои коммуникативные и экономические способности и качества;
- разбираться во взаимосвязи между качеством, количеством и стоимостью товара;
- отличать доходы и расходы;
-знать из чего складывается семейный бюджет;
-знать как взаимосвязаны разные профессии между собой;
- использовать деньги как предмет жизненной необходимости;
- говорить о своих потребностях.
План работы по формированию финансовой грамотности, разработанный для детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 3.
Таблица 3- План работы по формированию финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр на интерактивном оборудовании
Понедельник | Вторник | среда | четверг | Пятница |
22 апреля | 23 апреля | 24 апреля | 25 апреля | 26 апреля |
Интерактивная игра: «Мои потребности» | Интерактивная игра: «Что можно купить» | .Интерактивная игра: «Учимся экономить» | Интерактивная игра: «Кому что нужно» | Интерактивная игра: «Угадай профессию» |
Понедельник | Вторник | среда | четверг | Пятница |
29 апреля | 30 апреля | 1 мая | 2 мая | 3 мая |
Праздничные и выходные дни | Интерактивная игра: «Маршрут труда» | Интерактивная игра: «Угадай товар» Цель: Ознакомление детей с производством товара | ||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
6 мая | 7 мая | 8 мая | 9 мая | 10 мая |
Интерактивная игра: «Путешествие товара» | «Интерактивная игра: «Подбери кошелек» | Интерактивная игра: «Экономические ситуации» | Праздничные и выходные дни | |
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
13 мая | 14 мая | 15 мая | 16 мая | 17 мая |
Интерактивная игра: «Семейный бюджет» | Интерактивная игра: «Волшебное превращение» | Торжественное вручение дипломов детям о прохождении курса по финансовой грамотности «Юные финансисты» | ||
Интерактивные дидактические игры можно создавать с помощью различных программ и онлайн-сервисов, которых на сегодняшний день существует множество. В данном случае использовалась программа Microsoft Office Power Point 2010 года, за счет простоты использования. В основу были положены такие интерактивные элементы как триггер и кнопки перехода.
Рассмотрим технологию создания интерактивной игры в программе Microsoft Office Power Point 2010 года. Первостепенно создаем новую презентацию Power Point через «Пуск» - «Все программы» - «Microsoft Office» - «Power Point» или щелкаем правой клавишей мыши по «Рабочему столу» - «Создать» - «Презентация Microsoft Power Point». Открывается новая презентация с пустым первым слайдом. Сначала пишем название нашей игры. Можно использовать область текста «Заголовок» - просто щелкнуть по ней левой клавишей мыши и набрать необходимый текст. Далее на просторах интернета ищем иллюстрации и изображения, которые нам требуются и размещаем их на пустом слайде. По желанию также можно добавить фоновое изображение, заливку или дизайн слайдов. Далее во вкладке «Вставка» выбираем инструмент «Управляющая кнопка: Далее» и располагаем в правом верхнем углу для перехода на интересующий нас слайд. Управляющую кнопку: Далее» можно сделать незаметной, нажав на нее правой кнопкой мыши, перейти в параметы вставки «Формат фигуры» и понизить прозрачно заливки и цвета линии. Для того, что была дети, которые еще не научились читать, требуется поставить звуковую дорожку с объяснение и указанием действий. Для этого переходим во вкладку «Вставка» переходим в раздел «Звук» - «Звук из файла» далее используем интересующий нас файл и располагаем рядом с персонажем. Создаем второй слайд – вкладка «Главная» - «Создать слайд». На следующем слайде проделываем те же самые операции, в дополнении будет присутствовать «Триггер» для того, чтобы ребенок показать результат его взаимодействия с дидактической игрой. Триггер - средство анимации, позволяющее задать условие действия или времени выделенному элементу. При этом анимация запускается по щелчку. В программе Microsoft Office Power Point любой версии представлено большое количество анимаций на любой вкус, с помощью который объект может исчезать, появляться, увеличиться, менять цвет, выделяться и т.д.
В интерактивной игре «Угадай профессию по результату труда» и «Экономические ситуации» служила основа анимация «Цвет объекта». При нажатии на неверный ответ цвет был красный, а верный – зеленый. Чтобы сделать подобную анимацию, нужно нажать на интересующий объект, выбрать анимацию «Цвет объекта» - «Параметры эффекта» и выбрать желаемый цвет. Что анимация сработала, нажимаем на объект, на котором присутствует анимация, переходим в раздел «Триггер» - «По щелчку», далее указываем объект, на тот самый объект, на котором представлена анимация.
В игре «Семейный бюджет», «Мои потребности», «Угадай товар», «Путешествие товара», «Что можно купить», основной была анимация «Плавное удаление» из раздела «Выход». Таким образом, неверный объект исчезает при нажатии на него или фигура прямоугольника перекрывающая интересующая нас ответ показывает, что за ним скрывается, путем удаления.
В игре «Подбери кошек», «Кому что надо» присутствовала анимация, которая выделяла правильный объект, тем, что приводило его в действие. Это была анимация «Пульсация» из раздела «Выделение».
В игре «Путешествие денег» присутствовала много анимации, которые были описаны ранее, но больше всего детей впечатляло вращение объекта и его исчезновение, а после появление нового. Таким образом, показывался обмен валюты. Чтобы сделать подобную операцию, нужно: выбрать объект «Монета» - выбрать анимацию «Вращение» из раздела «Выход» - установить триггер на объект «Банк» - после выбрать монету другой валют – выбрать анимацию «Вращение» из раздела «Вход» - установить триггер на объект «Банк».
Также в игре «Путешествие денег», «Учимся экономить» и «Путешествие товара» объекты могли перемещаться по определенной траектории. Для этого нажимаем левой кнопкой мыши на объект, который хотим привести в действие, после указываем анимацию «Линия» или «Дуга» из раздела «Пути перемещения» и располагаем конечную точку перемещения, затем используем триггер и указываем тот самый объект.
В начале предстоящей работы были проведены игры на интерактивном оборудовании посвященные теме: «Потребности» для того, чтобы включить детей в познавательную деятельность и дать представления, на чем строиться основа финансовой грамотности. Целью являлось ознакомление детей с различными видами потребностей человека, уметь отличать их. Также познакомить детей с орудием труда разных профессий и результатом их работы, тем самым расширив представление понятия «Труд».
При прохождении первой игры «Мои потребности» у многих сначала вызвало затруднение работа с интерактивной доской, дети просто боялись сделать неверное движение, но повторного объяснения как работать со SMART-доской и позволяла ошибиться при ответе, тем самым показывая, что в этом нет ничего страшного. После ребята активно включились в работу и больше подобного не возникало.
Также можно отметить, что у детей исследуемой группы, вызвала наибольший интерес блок посвященный теме: «Труд». Тема была им близка, потому что ранее изучали данную тему. Охотно выполняли указания и следовали инструкции. «Угадай профессию» и «»Кому что нужно» было пройдены достаточно быстро. Удивление стала взаимосвязь профессий в интерактивной игре «Маршрут труда».
Вторая неделя работы была ограничена в связи выходными, поэтому только начали свое знакомство с темой «Товар» и его производством. Было принято решение взять за основу интерактивную игру «Угадай товар». В данной дидактической игре у Марка Г., Валерии З., Дениса П. И Кирилла Н. возникали трудности, поэтому для них были подобраны наводящие вопросы, которые сопровождали ассоциативным рядом. Остальные играющие достаточно быстро поняли суть игры и с легкостью определяли производителя и продукт.
На третьей неделе работы были проведены игры с целью продолжения формирования всех поставленных целей, а также их закрепление. С целью сформировать навык подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену товара, а также предоставления возможности детям практически осуществить процесс купли-продажи была подобрана дидактическая игра «Подбери кошелек». Играющим предлагалось выбрать понравившийся товар, определить его стоимость, затем посчитать монетки в кошельке и указать верный. Необычным показалась игра «Путешествие товара», потому что часть детей ранее не знала о том, что товар может передвигаться с одной части света в другую, не смотря на то, что у них вызвала данная игра много трудностей, с тем, что определить правильный ответ, впечатления не испортились.
На конец недели, дети ввели для себя новое понятие «доход» и расход», с которым прежде не сталкивались. Благодаря предварительной беседе и коллективной работе детей. Для этого использовалась интерактивная игра «Семейный бюджет». Дети прежде не знали, что могут также приносить доход в семью.
На четвертой неделе, закрепили понятие «Доход» и расход», поиграв в интерактивную игру «Экономические ситуации», где требовалось правильно определить многообразии расходов в семейном бюджете и из чего складывается доход. Отлично себя проявили в работе Тимур Р., Вероника А., Артем В. И Даша К.
Финальной интерактивной игрой стала «Волшебное превращение», где дети отправились в путешествие за монетами, таким образом, они смогли узнать про денежные единицы, которые существует. Тут вышла трудность с технической точки зрения, потому что некоторые звуковые сигналы срабатывали с задержкой и путали детей. Но после исправления данной ситуации, все пришло в строй. Детям данная игра понравилась больше всех при подведении итогов.
Таким образом, можно сделать вывод, что при помощи дидактических игр на интерактивном оборудовании, направленных на основу финансовой грамотности, возможно, заинтересовать детей к миру экономики, а также расширить из представления о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность может положительно повлиять на формирование основ финансовой грамотности.
2.3. Анализ результатов практического исследования по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством дидактических игр на интерактивном оборудовании
Цель заключительного этапа: изучение динамики уровня развития финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи этапа:
1. провести повторно диагностику уровня сформированности финансовых представлений у старших дошкольников;
2. проанализировать результаты диагностики;
3. сделать выводы об эффективности проведённой работы.
Для проведения вторичной диагностики были использованы та же методики, что и на первичной диагностике: методика А.Д. Шатовой и Е.А. Курак. Был проведен анализ результатов для установления изменений, произошедших в результате коррекционной работы.
Результаты методики представлены в таблице 4.
Таблица 4 – результаты выявления уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по диагностике А.Д. Шатовой и Е.А. Курак.
Компоненты | Уровни развития | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Знания о потребностях | 42 % | 40 % | 18 % |
Знания о ресурсах | 30 % | 35 % | 35 % |
Знания о деньгах, цене | 25 % | 50 % | 25 % |
Сравнительные результаты уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 2
Рисунок 2 - Гистограмма уровней сформированности финансовой грамотности старших дошкольников на начальном и заключительном этапе
По результатам исследования, мы видим, что представленные результаты повысились по сравнению с результатами, полученными на первичной диагностике. Сравнивая результаты вторичной диагностики, мы видим, что один ребёнок (5%) перешёл с низкого уровня на средний уровень. Хорошие результаты показал один ребёнок (5%), тем самым перешёл на средний уровень. Два ребенка (11%) закрепили представления об основах финансовой грамотности и перешли на высокий уровень. Дети стали проявлять ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, а также находятся в позиции активных участников событий, способны отразить приобретённые знания в деятельности. Дети участвующие в исследовании стали энергичнее выполнять поручения, способны контролировать свои действия, с наибольшим усилием стремятся проявлять инициативу и доводить начатое дело до конца.
Следовательно, после проведения работы с использованием дидактических игр на интерактивном оборудовании в исследуемой группе уровень сформированности основ финансовой грамотности изменился. Полученные результаты свидетельствуют об увеличении уровня финансовых представлений детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что дидактические игры на интерактивном оборудовании способствуют формированию основ финансовой грамотности. Изменения таких показателей, как знания детей о потребностях, ресурсах, деньгах и цене незначительны в связи с тем, что коррекция длилась недостаточное количество времени.
Таким образом, цель исследования выполнена, поставленные задачи достигнуты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании была поставлена цель: провести опытно-практическую работу и выявить эффективность влияния интерактивной дидактической игры на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
На основе анализа был сделан вывод о том, большинство людей имеют небольшие представления из чего складывается финансовая грамотность, соответственно, это оказывает влияние на экономическую ситуацию страны, и финансовое благополучие людей в целом. Но данная ситуация исправима, в своих работах это доказали такие авторы как: А.Д Шатова, М.Ю. Шевякова, В.Н. Кругликова, Е.А. Курак, Ж.А. Миросенко, Л.С. Выготский, И.В. Морозова и др. Благодаря современным подходу к изучению материала, информационным технологиями и интерактивному оборудованию, появляется возможность привить подрастающему поколение эффективное управление бюджетом и способность принятия обоснованных финансовых решений.
Так же было отмечено, что использование дидактической игры на интерактивном оборудовании для обучения дошкольников финансовой грамотности позволяет сочетать развлечение с обучением, делая процесс естественным и эффективным. Игровая деятельность может служить основой для формирования финансовой грамотности у дошкольников, особенно в контексте использования информационно-коммуникационных технологий.
На начальном этапе была проведена диагностика, направленная на изучение исходного уровня сформированности финансовой грамотности старших дошкольников, которая показала, что дети старшего дошкольного возраста в исследуемой группе не достаточно или частично владеют знаниями основ финансовой грамотности, находятся на довольно низком уровне развития.
На основном этапе исследования был разработан сборник дидактических игр на интерактивном оборудовании по формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников.
При создании сборника учитывали ряд требований Миросенко. Ж.А. и Журавлева С.В., предъявляемых к играм на интерактивном оборудовании.
Все предоставленные интерактивные игры содержали определённую структуру дидактической игры, разработанную С. А. Козловой и Т. А. Куликовой в учебнике дошкольной педагогики:
1. Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно-обоснованная и методически выверенная, формулировка дидактической задачи детям, как правило, не интересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу - задачу;
2. Игровая задача - задача, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность на уроке;
3. Игровые действия - это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи;
4. Правила дидактической игры обусловлены дидактической задачей, а также общими задачами формирования личности ребенка.
Учитывались Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы при проведении непосредственной образовательной деятельности во время работы с интерактивным оборудованием.
Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребёнка, успехи отстающих детей
На заключительном этапе была проведена вторичная диагностика по изучению динамики развития финансовой грамотности старших дошкольников и выявление результатов данной работы. Результаты диагностики показали более высокий уровень развития, чем на начальном этапе. Сравнительный анализ подтверждает эту положительную динамику и может свидетельствовать о том, что использование игры на интерактивном оборудовании действительно являются эффективным способом формирования финансовой грамотности у старших дошкольников. На основе всего выше сказанного, можно говорить о том, что цель достигнута, задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования: утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. N 1028/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2022г.
- Распоряжением Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»
- Аксенов, А. П. Гид по финансовой грамотности / А. П. Аксенов, А. Ф. Андреев, А. И. Болвачев [и др.]. - Москва : КНОРУС : ЦИПСиР, 2010. - 456 с.
- Брехова, Ю. В. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. – Москва : ВИТА - ПРЕСС, 2020. – 236 с.
- Васильев, Ю. К. Экономическое воспитание и образование подрастающего поколения / Ю. К. Васильев, И. А. Сасова // Советская педагогика. – 1983. – № 1. – С. 25 – 36.
- Выготский, Л.С. Психология познания / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1977. – 127 с.
- Гайдукова С.А. Использование интерактивного оборудования в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №4. – С.28–33.
- Гиренок Ф. И. Клиповое сознание. М.: Проспект, 2016. 256 с.
Использование интерактивного оборудования в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: С.А. Гайдукова. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРОТО», 2022. – 68 с
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: ИЦ Академия, 2012. - 416 c.
- Кругликов, В. Н. Активное обучение в техническом вузе: Теоретико методологический аспект тема дис. и автореф. д.п.н. - СПб: Санкт Петербургский государственный университет, 2000. - 424 с.
- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий. - М.:ТЦ Сфера, 2002.-80 с.
- Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. Москва: 2002.- 65с.
- Миросенко. Ж.А. Журавлева С.В. Интерактивные дидактические игры для дошкольников // Авторской методическая разработка -2020 –С. 7.
- Морозова, И. В. Финансовая грамотность школьников как фактор успешного освоения социально - экономических ролей / И. В. Морозова, С. Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2019. – №4. – С. 58 – 64.
- СанПиН ""Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"" от 22 июля 2010 г. № 2.4.1.2660-10// // Информационно-правововой портал Гарант.ру – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12078427/ (дата обращения : 2.04.2024). – Текст: электронный
- Шатова, А. Д. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. — Москва. : Вентана-Граф, 2015. — 176 с.
- Шатова, А. Д. Экономика и финансовая грамотность: за и против / А. Д. Шатова. // Язык и актуальные проблемы образования. – 2018. – С. 286 - 291.
- Шевяков, М. Ю. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности / М. Ю. Шевяков // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. – 2011. – № 1. – С. 30 - 35.
- Шибаев, С.Р. Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения [Текст] / С. Р. Шибаев, Ю. А. Шадрина // Финансы и кредит. – 2015 – № 24 – С. 27-31.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты выявления уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по диагностике А.Д. Шатовой и Е.А. Курак на первичной диагностике.
Имя ребенка | Знания о потребностях | Знания о ресурсах | Знания о деньгах и цене | Всего баллов | Уровень |
Аделина Ж. | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Артём В. | 3 | 3 | 3 | 9 | Высокий |
Валерия З. | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Вероника А. | 2 | 2 | 1 | 5 | Средний |
Влада М. | 2 | 2 | 1 | 5 | Средний |
Даниил С. | 3 | 2 | 2 | 7 | Средний |
Даша К. | 2 | 2 | 1 | 5 | Средний |
Денис П. | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Егор М. | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Кирилл Н. | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Марк Г. | 1 | 3 | 1 | 5 | Средний |
Мирон Д. | 3 | 2 | 1 | 6 | Средний |
Полина К. | 2 | 3 | 3 | 8 | Высокий |
София Л. | 3 | 2 | 2 | 7 | Средний |
София С. | 2 | 1 | 3 | 6 | Средний |
Тимур Р. | 3 | 3 | 3 | 9 | Высокий |
Ульяна С. | 3 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Результаты выявления уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста по диагностике А.Д. Шатовой и Е.А. Курак на контрольном этапе
Имя ребенка | Знания о потребностях | Знания о ресурсах | Знания о деньгах и цене | Всего баллов | Уровень |
Аделина Ж. | 1 | 2 | 1 | 4 | Низкий |
Артём В. | 3 | 3 | 3 | 9 | Высокий |
Валерия З. | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Вероника А. | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Влада М. | 2 | 2 | 1 | 5 | Средний |
Даниил С. | 3 | 2 | 3 | 8 | Высокий |
Даша К. | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Денис П. | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Егор М. | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Кирилл Н. | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Марк Г. | 1 | 3 | 1 | 5 | Средний |
Мирон Д. | 3 | 2 | 1 | 6 | Средний |
Полина К. | 2 | 3 | 3 | 8 | Высокий |
София Л. | 3 | 3 | 2 | 8 | Высокий |
София С. | 2 | 1 | 3 | 6 | Средний |
Тимур Р. | 3 | 3 | 3 | 9 | Высокий |
Ульяна С. | 3 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Государственное автономное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский педагогический колледж
№1 им. А. С. Макаренко»
Сборник дидактических игр на интерактивном оборудовании по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Борзенко Александра Александровна
Специальность: 44.02.01
«Дошкольное образование»
Курс III группа 301Б-2021
Форма обучения: очная
Руководитель:
Ажеева Людмила Викторовна
преподаватель высшей
квалификационной категории
2024
Содержание:
1. Интерактивная дидактическая игра «Превращение денег».
Дидактическая задача: Познакомиться с волютой как денежной единицей страны (деньгами других стран).
C:\Users\александра\Documents\1 игра (деньги) волшебное превращение.pptx
2. Интерактивная дидактическая игра: «Превращение денег». Дидактическая задача: Узнать о том, как экономить деньги посредством различия понятий «Хочу» и «Надо»
C:\Users\александра\Desktop\Игры\2 игра (потребности) учимся экономить.pptx
3. Интерактивная дидактическая игра: «Семейный бюджет»
Дидактическая задача: Узнать о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии.
..\Игры\3 игра (деньги) семейный бюджет.pptx
4. Интерактивная дидактическая игра: «Кому, что нужно»
Дидактическая задача: Соотнести орудие труда с профессией людей
..\Игры\4 игра (труд) кому что нужно.pptx
5. Интерактивная дидактическая игра: «Путешествие товаров»
Дидактическая задача: Узнать как и почему происходит сбыт товара
..\Игры\игра 5 (товар) путешествие товара.pptx
6. Интерактивная дидактическая игра: «Назови профессии по результату труда»
Дидактическая задача: Узнать о профессиях и их результат, правильно называть профессии людей по ассоциациям.
..\Игры\Игра 6 (Труд) угадай профессию по результату труда.pptx
7. Интерактивная дидактическая игра: «Что можно и что нельзя купить»
Дидактическая задача: Узнать различия между материальными и духовными потребностями
..\Игры\7 игра (потребности) что можно купить и что нельзя.pptx
8. Интерактивная дидактическая игра: «Экономические ситуации»
Дидактическая задача: Узнать различия между расходами и доходами
..\Игры\игра 8 (деньги) экономические ситуации доход расход.pptx
9. Интерактивная дидактическая игра: «Подбери кошелек»
Дидактическая задача: Дать верную сумму за предложенный товар
..\Игры\9 игра (товар) подбери кошелек.pptx
10. Интерактивная дидактическая игра: «Маршрут труда»
Дидактическая задача: Распределить правильно последовательность трудовых действий
..\Игры\10 игра (труд) маршрут труда .pptx
11. Интерактивная дидактическая игра: «Мои потребности»
Дидактическая задача: Узнать какие существуют потребности у человека..\Игры\11 игра (потребности) мои потребности.pptx
12. Интерактивная дидактическая игра: «Угадай товар»
Дидактическая задача: Узнать про производство товара
..\Игры\12 игра (товар) угадай товар.pptx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. ...

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры мо...
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...

«Дидактическая игра - как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время финансовое образование дошкольников является новым направлением в дошкольной педагогике. В своей работе я уделяю большое внимание этому вопросу. Сделать финансовую грамотность понятн...

«Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Сюжетно-ролевая игра как эффективная форма работы при формировании основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»...
«Рисованные истории» как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования содержанием образовательной деятельности педагога в сфере трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста являе...


