Доклад на тему : "Безопасность детей в природе"
материал по обж (средняя группа) на тему

Укинова Наталья Кабдгалиевна

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей природе.

 

          Цель доклада ,ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bezopasnost_detey_v_prirode.odt25.81 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития общества уделяется большое внимание дошкольному возрасту и социализации ребенка, подготовке его к безопасной жизнедеятельности, культурному, физическому, нравственно – этическому и эмоциональному благополучию.

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей природе. Вместе с тем дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно развивать навыки безопасного поведения в природе дошкольников.

В условиях реализации ФГОС ДО в области «Социально – коммуникативное развитие» формируются основы безопасного поведения в быту, в социуме, в природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

Безопасное поведение рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. Главная цель формирование безопасного поведения у детей – развитие навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях природы.

 Актуальность: 

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу).   Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.       Проведя анализ знаний детей группы (беседы, наблюдения за детьми во время прогулки, напрашивается вывод, что дети практически не знакомы с правилами поведения в природе. В связи с этим нами и была выбрана тема проекта по безопасности «Дети и природа».

        Цель работы:   

Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе, формирование навыков безопасного поведения.

         Задачи : 

- Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому) ;  

- Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе;  

- Развивать познавательный интерес к миру природы;  

 - Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе;

- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей

- Воспитывать экологическую культуру,  

- Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей

природой;

- Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести

диалог.  

Основные направления работы по образовательным областям:

Коммуникативное  развитие

1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »;

2. Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»;

3. Сбор веток и мусора на территории группового участка.

4. Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»;

5. Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»;

6. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».

Познавательное развитие

1. Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Правила

поведения в природе», «Природа родного края»;

2. Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные

дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М.  

3. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за

поведением младших и старших детей на других участках;

4. Целевая экскурсия по территории детского сада;

3. Создание альбома: «Жалобная книга природы»;

Речевое развитие

1. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес,

дремучий лес» С. Погорельского;

2. Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины»,

«Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все

нужны на Земле», «Как вести себя в лесу».

3. Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях.

4. Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е.

 Чарушин и т.д;

5. Чтение пословиц и поговорок о лесе.

Художественно-эстетическое развитие

1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу».

2. Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы».

3. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес… » Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер.

Физическое развитие

1. Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по

 тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки».

2. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как

шла лиса по тропке», «Явления природы».

Игра – как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.  

Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.

Для того чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать необходимость их соблюдения, используются специально подобранные произведения художественной литературы: «Маша и медведь», «Три медведя», «Волшебные спички» и др. учат детей правилам безопасного поведения в природе.

 Создание предметно- развивающей среды

Одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда со специально подобранными материалами помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.  

Предметно -  развивающая среда в группе представлена:

 инструкции о безопасном поведении в природе для дошкольников,

 памятки для детей и родителей,

подборка настольно-печатных игр,

 дидактические игры: «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    

    живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы,

     ягоды).

и тд,  фотографии, рисунки, презентации с познавательным материалом о безопасном поведении в природе познавательная и художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

        Взаимодействие с родителями:

1. Памятки для родителей «Как вести себя в природе».

2. Выставка семейного рисунка «Дети и природа». 

Беседы по картинкам, плакатам;

    наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;

- Беседа - интервью. Цель - выявление знаний ребёнка. Примерные вопросы: 

- Какие опасности могут подстерегать в лесу? Что делать если заблудился? Где можно прятаться во время грозы?

- Как нужно вести себя на воде летом? Зимой? Как нужно пользоваться водой?

- Каких насекомых ты знаешь? Где они живут? Можно ли их трогать? Почему?

- Можно ли гладить бездомную кошку или собаку? Почему? Что нельзя делать при общении с кошкой или собакой?

  • Какие лекарственные растения ты знаешь? Какие ядовитые? Назови съедобные грибы. Назови несъедобные грибы.

 Игра «Паровозик». Цель: научить детей чувствовать, когда один из вагончиков не на месте. В этом случае необходимо позвать паровоз. Все должны держаться друг за друга, чтобы никто не потерялся.

Может использоваться, когда группа детей идёт на прогулку, экскурсию. Вырабатываются навыки сотрудничества и совместного движения. Детям объясняют. Что они поедут кататься на воображаемом поезде, который идёт до определённой станции. Взрослый открывает кассу. Каждый покупает билет. Все вместе дети создают поезд, идущий до цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад Безопасность детей в природе

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....

Паспорт проекта по теме: «Безопасность детей в природе» /для детей средней группы/

В данном проекте отражена актуальность, поставлена цель , расписан план реализации проекта...

Доклад "Формирование основ безопасного поведения в природе детей младшей группы"

Актуальность проблемы воспитания безопасного поведения малышей в социальной среде связана с такими возрастными особенностями развития, как:-повышенная двигательная активность;-рост самостоятельн...

Доклад на тему: « Безопасность детей дошкольного возраста в летний период».

Доклад на тему:« Безопасность детей дошкольного возраста в летний период»....

Конспект ОД детей старшей группы по теме: «Безопасность детей на природе»

Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе.Задачи:1. Расширять представления о правильном поведении на природе, о ядовитых растениях и грибах, насекомых. 2. Развивать лексико-г...

Конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Безопасность детей на природе»

ПрогрПрограммные задачи:  развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных.-закрепление правил безопасного поведения в природе;-расширение представления ...