Методические рекомендации к занятию по ПДД для детей дошкольного возраста с ОВЗ:«Через игру – к познанию ПДД».
статья по обж (подготовительная группа) на тему
Главная цель – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pdd.20162.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к занятию по ПДД
для детей дошкольного возраста с ОВЗ:
Воспитатель : Варламова Надежда Викторовна
«Через игру – к познанию ПДД».
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.
Причины дорожно-транспортных происшествий
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
- Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
- Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
- Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
- Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:
Главная цель – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.
Она реализуется путём решения нескольких задач:
-развитие психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, наблюдательности) у детей;
- усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- повышение ответственности родителей за обучение ребенка безопасному поведению на дороге.
Наблюдения показывают, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путём обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Для того, чтобы действовать в соответствии с целью, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения необходимо планировать сообразно способностям ребёнка.
Основными принципами, которые легли в основу занятий, стали:
1. Принцип личностно - ориентированного подхода.
В процессе обучения и воспитания учитываются индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка.
2. Принцип систематичности и последовательности.
Систематически формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, последовательно обогащать знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и сознательного выбора.
3. Принцип доступности.
Опираясь на него учитывать возрастные психофизиологические особенности и индивидуальные различия детей, их интересы, уровень воспитанности, а также небольшой жизненный опыт, тщательно продумывать задачи, содержание, формы и методы работы с дошкольниками.
4. Принцип целостности.
В полной мере реализовывать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно повторять, и закреплять полученные знания. Процесс обучения согласовывать с воспитателями, педагогами, музыкальным руководителем. Обучение Правилам дорожного движения и осознанному поведению на дорогах охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал их в играх и в повседневной жизни за пределами школы.
5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.
Данный принцип является важнейшим социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями.
Условия проведения занятий:
1.Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка.
2.Возрастное соответствие.
Предлагаемые игры, упражнения и задания учитывают возможности детей данного возраста.
3.Преемственность
Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».
4.Использование различных видов деятельности.
Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная, начальные формы учебной деятельности, общение.
5.Сочетание статичного и динамического положения детей.
Упражнения и игры статичного характера меняются с подвижными играми.
6.Наглядность.
Активное использование предметной среды.
7.Конфиденциальность.
Адресность информации о ребёнке родителям, воспитателям; недопустимость медицинского диагноза; акцент на рекомендациях.Необходимо уделять большое внимание работе с семьей воспитанников.
Систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи могут создавать положительные или отрицательные привычки в модели поведения на дороге.
Родители могут дать не только навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Научить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, где ситуации быстро меняются.
В совместной работе по данной теме необходимо использовать различные формы взаимодействия с семьёй:
-индивидуальный диалог с отдельными родителями;
-приобщение к чтению популярной литературы о воспитании и развитии ;
-знакомство с публикациями из центральной или местной прессы;
-приглашение родителей на дискуссионные встречи;
-разработка памяток для родителей и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;
-участие в родительских собраниях;
-подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.
Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:
Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.
Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
Виды деятельности
1.Совместная деятельность
- Беседа «Безопасная улица»: познакомить детей с правилами перехода дороги при двустороннем движении.
- Беседа: «Профессия – Водитель» - дать представление о данной профессии, объяснить то, что водитель несет ответственность за жизнь пассажиров.
- Беседа «Сезонные особенности поведения на дороге»: познакомить с некоторыми «сезонными особенностями», которые могут свести к минимуму риск возникновения опасных ситуаций.
- Беседа «Когда мы пассажиры»: продолжить знакомить детей с понятиями «пассажир», «пешеход»; с правилами поведения в общественном транспорте.
- Свободное общение «Какой должна быть безопасная дорога?»
2.Сюжетно-ролевые и дидактические игры
С/р игра «Я шофер» - формировать знания о труде водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге.
С/р игра «Автобус». Совершенствовать умение играть вместе, соблюдать правила игры, примерять на себя и обыгрывать роли «пассажира» и «водителя».
С/р игра «Пешеходы и водители» : учить использовать знания правил дорожного движения на практике.
Д/и «Светофор», «Знаки дорожного движения»:
Д/и «На островке»: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта. Знакомить с наиболее типичными дорожно-транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.
3.Художественно-эстетическое творчество( лепка, аппликация, рисование)
Коллективное рисование ; «Мы в автобусе».
4.Работа с родителями
Рекомендации по теме «Поездка с ребенком в общественном транспорте»;
-«Чужой автомобиль несет в себе опасность»; «Поездка с ребенком в общественном транспорте».
Памятка родителям: “Памятка водителю. Водители, помните…»
Консультация на родительском собрании: «Безопасность детей на улицах».
Оформление выставки детского творчества «Дорога и мы».
Выставка рисунков «Дорожная азбука».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации: Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.
В моей работе, представлена классификация пальчиковых игр, группы игровых упражнений, а также рекомендации и этапы разучивания игр....
Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.
Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...
Методические рекомендации по развитию звуковысотного слуха детей дошкольного возраста
В данных рекомендациях говорится о роли распевок на музкальных занятиях в ДОУ....
Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"
Методическая разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...
Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...
Методические рекомендации для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Рекомендации дл педагогов ДОУ...