Методические рекомендации к занятию по ПДД для детей дошкольного возраста с ОВЗ:«Через игру – к познанию ПДД».
статья по обж (подготовительная группа) на тему

Варламова Надежда Викторовна

Главная цель – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd.20162.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к  занятию по ПДД

для детей дошкольного возраста с ОВЗ:

Воспитатель : Варламова Надежда Викторовна

«Через игру – к познанию ПДД».

Во многом безопасность пешехода  зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам  безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры,  сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

  1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
  5. Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Главная цель – предупреждение дорожно-транспортного травматизма через формирование у дошкольников умения видеть и осознавать реальную опасность на дороге и возможности избежать ее.

Она реализуется путём решения нескольких задач:

-развитие психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки (внимания, памяти, наблюдательности) у детей;

- усвоение детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

- повышение ответственности родителей за обучение ребенка безопасному поведению на дороге.

Наблюдения показывают, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путём обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.

Для того, чтобы действовать в соответствии с целью, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения необходимо планировать сообразно способностям ребёнка.

Основными принципами, которые легли в основу занятий, стали:

1. Принцип личностно - ориентированного подхода.

В процессе обучения и воспитания учитываются индивидуальные особенности характера, темперамента, работоспособности, уровень развития психических процессов, а также способности и потребности каждого ребенка.

2. Принцип систематичности и последовательности.

Систематически формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, последовательно обогащать знаниями и умениями осознанного применения их на практике, в реальной жизни. Данный принцип предполагает развитие у детей дошкольного возраста самостоятельности и сознательного выбора.

3. Принцип доступности.

Опираясь на него учитывать возрастные психофизиологические особенности и индивидуальные различия детей, их интересы, уровень воспитанности, а также небольшой жизненный опыт, тщательно продумывать задачи, содержание, формы и методы работы с дошкольниками.

4. Принцип целостности.

В полной мере реализовывать требования вышеперечисленных принципов, педагогически целесообразно и эффективно повторять, и закреплять полученные знания.  Процесс обучения согласовывать с воспитателями, педагогами, музыкальным руководителем. Обучение Правилам дорожного движения и осознанному поведению на дорогах охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал их в играх и в повседневной жизни за пределами школы.

5. Принцип единства семейного и общественного воспитания.

Данный принцип является важнейшим социально-педагогическим условием, оказывает самое положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка. Поэтому необходимо работать в тесном сотрудничестве с родителями.

Условия проведения занятий:

1.Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребёнка.

2.Возрастное соответствие.

Предлагаемые игры, упражнения и задания учитывают возможности детей данного возраста.

3.Преемственность

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития».

4.Использование различных видов деятельности.

Задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственных данному возрасту: игровая, продуктивная, начальные формы учебной деятельности, общение.

5.Сочетание статичного и динамического положения детей.

Упражнения и игры статичного характера меняются с подвижными играми.

6.Наглядность.

Активное использование предметной среды.

7.Конфиденциальность.

Адресность информации о ребёнке родителям, воспитателям; недопустимость медицинского диагноза; акцент на рекомендациях.Необходимо уделять большое внимание работе с семьей воспитанников.

Систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером всех членов семьи могут создавать положительные или отрицательные привычки в модели поведения на дороге.

Родители могут дать не только навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, но и навыки, как эту жизнь сохранить. Научить, как остаться живым и здоровым в окружающей человека внешней среде, в том числе и в дорожно-транспортной среде, очень динамичной, где ситуации быстро меняются.

В совместной работе по данной теме необходимо использовать различные формы взаимодействия с семьёй:

-индивидуальный диалог с отдельными родителями;

-приобщение к чтению популярной литературы о воспитании и развитии ;

-знакомство с публикациями из центральной или местной прессы;

-приглашение родителей на дискуссионные встречи;

-разработка памяток для родителей и рекомендаций по обучению и воспитанию детей;

-участие в родительских собраниях;

-подготовка игрового материала, упражнений для занятий с детьми в домашних условиях.

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей должен содержать:

Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.

Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей

Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения

Виды деятельности

1.Совместная деятельность

  • Беседа  «Безопасная улица»: познакомить детей с правилами перехода дороги при двустороннем движении.
  • Беседа: «Профессия – Водитель» - дать представление о данной профессии, объяснить то, что водитель несет ответственность за жизнь пассажиров.
  • Беседа «Сезонные особенности поведения на дороге»: познакомить с некоторыми «сезонными особенностями», которые могут свести к минимуму риск возникновения опасных ситуаций.
  • Беседа «Когда мы пассажиры»: продолжить знакомить детей с понятиями «пассажир», «пешеход»; с правилами поведения в общественном транспорте.
  • Свободное общение «Какой должна быть безопасная дорога?»

2.Сюжетно-ролевые  и дидактические игры

С/р игра «Я шофер» - формировать знания о труде водителей различного вида транспорта и о правилах поведения водителей на дороге.

С/р игра «Автобус». Совершенствовать умение играть вместе, соблюдать правила игры, примерять на себя и обыгрывать роли «пассажира» и «водителя».

С/р игра «Пешеходы и водители» : учить использовать знания правил дорожного движения на практике.

Д/и «Светофор», «Знаки дорожного движения»:

Д/и «На островке»: закреплять знания детей о том, как следует обходить разные виды транспорта. Знакомить с наиболее типичными дорожно-транспортными ситуациями и соответствующими правилами поведения пешеходов.

3.Художественно-эстетическое творчество( лепка, аппликация, рисование)

Коллективное рисование ; «Мы в автобусе».

4.Работа с родителями

Рекомендации по теме «Поездка с ребенком в общественном транспорте»;

-«Чужой автомобиль несет в себе опасность»; «Поездка с ребенком в общественном транспорте».

Памятка родителям: “Памятка водителю. Водители, помните…»

Консультация на родительском собрании: «Безопасность детей на улицах».

Оформление выставки детского творчества «Дорога и мы».

Выставка рисунков «Дорожная азбука».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации: Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

В моей работе, представлена  классификация пальчиковых игр,  группы игровых упражнений, а также  рекомендации и этапы разучивания игр....

Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.

Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...

Методические рекомендации по развитию звуковысотного слуха детей дошкольного возраста

В данных рекомендациях говорится о роли распевок на музкальных занятиях в ДОУ....

Методическая разработка "Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"

Методическая  разработка " Методические рекомендации по развитию позитивного взаимодействия детей дошкольного возраста в играх с правилами"...

Методические рекомендации по формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Методические рекомендациипо формированию патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Методические рекомендации "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации содержат краткую характеристику понятия - эмоциональный интеллект, компетенции эмоционального интеллекта, методы формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного во...