Методические рекомендации для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
консультация по развитию речи

Рекомендации дл педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx72.96 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая группа «Театральные ступеньки»

http://ostashkov.ru/foto/img-94238.jpeg

Консультация для воспитателей  

«Развитие  речи  детей дошкольного возраста через

театрализованную деятельность»

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи.
          Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.)                                                                                                                                                                                                                                                            
        Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
       Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических особенностей.
     Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром:
коммуникативную, познавательную, регулирующую.
      Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
     В дошкольном возрасте ведущее место занимают совместные со взрослым игры: сюжетно - отобразительные, подвижные, музыкальные, пластические упражнения,

игры - драматизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке, аппликации. Их широкий общеразвивающий эффект рождает в детях положительные эмоции, стимулирует игровую и речевую активность. В этот период речь ребенка становится более связной и приобретает форму диалога.
     Театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
     Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованная деятельность пронизывает все режимные и учебные моменты. Основа этой работы лежит в использовании потешек, приговорок, прибауток, колыбельных песен. Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр-драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию.
    Характерными особенностями театрализованных игр являются
литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы: игры- драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
     В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
    В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок,

 организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
     Общим для всех театрализованных игр является наличие зрителей.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится
на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер") и дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");
• самостоятельная творческая деятельность.
     Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).
     Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:
 
Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
 
Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
 
В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок. Из-за этих особенностей театрализованной деятельности, по отношению к ней, чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что является самоценной свободной и творческой деятельностью дошкольника.
     В детском саду театрализованная игровая деятельность детей принимает две формы:
-
действующие лица - определенные предметы рукотворного мира: игрушки, куклы,

 фигурки (настольный театр: плоскостные и объемные фигурки персонажей; фланелеграф; теневой театр; театр петрушек; бибабо; театр марионеток),
-
дети сами в образе действующего лица в соответствующем костюме (или с использованием элементов костюмов) исполняют взятую на себя роль.

    Театрализованная игровая деятельность детей рассматривается в двух  взаимосвязанных аспектах:
-как разновидность художественной деятельности.

-как творческая сюжетная игра.

    Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка, стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

       Таким образом, использование театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста, тесно взаимосвязано с речевым развитием ребёнка.

План работы в младшей группе

по развитию речи через театральную деятельность

  1. Развитие пассивного словаря
  • накопление пассивного словаря
  1. Формирование фонематической системы языка
  • воспитание внимания к звуковой стороне речи, учить различать на слух длинные и короткие слова;
  • формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста;
  • учить дифференцировать согланые раннено онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б] - [н], [м]- [т], [п]- [г].
  • развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.
  1. развитие экспрессивного словаря.
  2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  1. Развитие фонетической сторны речи:
  • формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох;
  • развивать длительность речевого выдоха;
  • развивать силу, динамику и модуляцию голоса;
  • развивать подражание речевым звукам;
  • активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикуляцию гланых звуков и согласных раннего онтогенеза;
  • воспитывать правильный, умеренный темп речи;
  • развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.
  1. Развитие диалогической речи и речевого общения.
  2. Развитие мелкой моторики:
  • Развивать тонкую моторику в упражнениях с дидактическими игрушками, в сухом бассейне.
  1. Музыкальное развитие:
  • Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт;
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • Формировать умение различать звучание муз. Инструментов.
  1. Игровая и театрализованная деятельность:
  • побуждать детей к активной игровой деятельности;
  • развивать познавательную деятельность, инициативность, подражательность, имитационные и творческие способности;
  • развивать двигательную активность; умение выполнять различные взаимосвязанные действия и объединять их в единую сюжетную линию;
  • развивать диалогическую и монологическую речь; проведение театрализованных игр по сказкам “Репка”, “Курочка Ряба”, “Волк и козлята”.

План работы в средней группе

по развитию речи через театральную деятельность

  1. Развитие словаря:
  • Работать над накоплением пассивного словаря и активизации в речи существительных, глаголов прилагательных по всем лексическим темам;
  • Формировать понятие слово и умение оперировать им.
  1. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
  • Формировать умение составлять предложения из нескольких форм по вопросам, по картинке, по демонстрации действия;
  • Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
  1. Развитие фонетико – фонематическо системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
  • Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
  • Формировать навык мягкого голосоведения;
  • Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию);
  • Развивать ритмичность и интонационную выразительность, модуляцию голоса;
  • Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности;
  • Активизировать движения артикуляционного аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп;
  • Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности;
  • Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации;
  • Научить правильно передавать ритмический рисунок слов;
  • Сформировать понятие “слог” и умение оперировать этим понятием;
  • Сформировать умение различать гласные и согласные звуки;
  • Научить выделять начальные ударные гласные из слов;

  • Научить выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, слов из конца и начала слов;
  • Дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам;
  • Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков;
  • Сформировать понятие “звук”, “гласный звук”, “согласный звук” и умение оперировать этими понятиями.
  1. Обучение элементам грамоты:
  • Сформировать понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
  • Познакомить с гласными буквами А, У, О, И и с согласными буквами Т, П, Н, М, К;
  • Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, “рисованию” по тонкому слою манки и в воздухе;
  • Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
  1. Развитие связной речи и речевого общения:
  • Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
  • Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета.
  1. Музыкальное развитие:
  • Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью; обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт;
  • Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, интонируя мелодию;
  • учить самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы; передавать характер музыки в движениях; инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх, спектаклях.
  1. Игровая и театрализованная деятельность:
  • Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений;
  • Обучать разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке, проведению театрализованных игр во всех видах театра;
  • Формировать достаточный запас эмоций.
  1. Физическое здоровье и развитие:
  • Формировать умение выполнять движения под музыку;
  • Способствовать развитию выразительности движений, умение передавать двигательный характер образа.

План работы в старшей группе

по развитию речи через театральную деятельность

  1. Развитие словаря:
  • уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов;
  • обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
  • расширить объем правильно произносимых существительных, глаголов;
  • обогатить активный словарь относительными прилагательными, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
  1. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
  • Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения, словообразования;

  • Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий, распространять их однородными членами;
  • сформировать понятие “предложение” и умение оперировать им, а так же навык простого двусоставного предложения из 2 – 3 слов.
  1. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:
  • формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
  • закрепить навык мягкого голосоведения;
  • воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
  • развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса;
  • закрепить правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности;
  • активизировать движения речевого аппарата, готовить к формированию звуков всех групп;
  • сформировать правильные уклады аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной игровой и речевой деятельности;
  • сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов;
  • закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках;
  • формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляции: в свободной игровой и речевой деятельности;
  • формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий;
  • сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

  1. Обучение элементам грамоты:
  • закрепить понятие “буква” и представление о том, чем звук отличается от буквы;
  • познакомить с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э;
  • совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина;
  • сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами.
  1. Развитие связной речи и речевого общения:
  • Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко, полно, задавать вопросы, вести диалог, умение слушать друг друга;
  • Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • Формировать умение “оречевлять” игровую ситуацию;
  • Формировать навыки пересказа. Обучать пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и со зрительной опорой, умение передавать характер героя сюжета;
  • Учить составлять рассказы – описания, а затем загадки – описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану.
  1. Развитие мелкой моторики:
  • Развитие тонкой пальцевой моторики в работе с дидактическими игрушками, играми, пальчиковой гимнастике.
  1. театрально – игровая деятельность:
  • обеспечивать необходимый уровень двигательной активности;
  • совершенствовать навыки ориентировки в пространстве;
  • способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения;
  • развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов;
  • развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам;
  • совершенствовать творческие навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами;
  • воспитывать артистизм, эстетические чувства, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
  1. Физическое здоровье и развитие:
  • ежедневное использование следующих форм работы по физическому воспитанию детей: утренняя гимнастика, физминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения.;
  • учить детей импровизировать под различные мелодии.

План работы в подготовительной к школе группе

 по развитию речи через театральную деятельность

  1. Речевое развитие:
  • расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;

  • обогащать речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами – антонимами и словами синонимами;
  • расширять представления о переносном значении и многозначности слов, учить использовать эти слова;
  • закрепить понятие слово и умение оперировать им.
  1. Совершенствование грамматического строя речи:
  • совершенствовать навык образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные;
  • совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами;
  • формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами;
    сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень прилагательных;

  • совершенствовать навыки составления сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненых предложений с придаточными времени, следствия, причины;
  • закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем.

3. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:

  • продолжать работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи;
  • учит соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика;
  • учить произвольно менять силу голоса;
  • развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона;
  • продолжать работу над четкостью дикции, интонационно выразительностью речи;
  • активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата;
  • уточнить произношение звуков [i],[ц],[Ч],[щ],[р],[р’],[л],[л’] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности;
  • завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности;
  • закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов;
  • упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

4. Обучение грамоте:

  • познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ;
  • закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные;
  • совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов;

  • научить разгадывать ребусы, решать кроссворды.
  1. Развитие связной речи и речевого общения
  • стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
  • совершенствовать навык ведения диалога;
  • сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.
  1. Развитие мелкой моторики:
  • через конструирование, рисование, лепку, аппликацию;
  • через сопряженную пальчиковую гимнастику.

7. Музыкальное развитие:

  • совершенствовать ранее певческие навыки( навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования);
  • учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животного.
  1. Игровая и театрализованная деятельность:
  • совершенствовать умение творчески выполнять роли, импровизировать в играх – драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам.
  1. Физическое здоровье и развитие:
  • совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку;
  • содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений;
  • продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Будь здоров малыш».

В методических рекомендациях для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Будь здоров малыш», я постаралась дать советы для родителей о морозной погоде,чтоб улыбка сияла, не такой упорнфй недуг ...

Методические рекомендации "Игры с песком" (дошкольный возраст)

Методические рекомендации для педагогов на тему: «Игры с песком».   Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущ...

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста элементам спортивных игр"

Спортивные игры являются высшей формой обычных подвижных игр. В данной статье рассказывается какие спортивные игры доступны для старших дошкольников....

"Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями слуха танцевальным движениям"

Занимаясь много лет  хореографией с неслышащими детьми (дошкольниками),  я  накопила определённый опыт  по обучению  их танцам.В  данной  методической разработке ...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

В методических рекомендациях в популярной форме родителям рассказывается о том как сделать так, чтобы их дети росли здоровыми, умными, инициативными, самостоятельными, творческими и нравственно развит...

Методические рекомендации по знакомству детей дошкольного возраста с народными промыслами

На занятиях детей знакомят сначала с одним видом ДПИ, а затем с 2-3 видами в сравнении. Важно показать общий образ народных игрушек и их характерное различие, учить детей по одному-двум признакам узна...

Методические рекомендации "Воспитание сказкой детей дошкольного возраста"

В методических рекомендациях представлен достаточно интересный материал,  предназначенный для педагогов дошкольного учреждения. Методические рекомендации помогают педагогам  применить в рабо...