Главные вкладки

    Материал по ОБЖ (старшая группа) на тему:
    Подвижные и дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

    Магизова Наталья Владимировна

    Закрепление правил дорожного движения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Подвижные игры по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного возраста)

    Подвижные игры помогают дать дошкольникам знания по правилам движения в занимательной форме, прививать им умения и навыки правильного поведения на улице, вызвать интерес к движению транспорта и пешеходов, к самому транспорту, уважение к труду водителей транспортных средств, к работе сотрудников ГАИ.
    В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно изменяющихся условиях, наилучшим образом реагировать на неожиданную новую ситуацию. Игра приучает ребенка при взаимодействии со сверстниками в коллективе, подчинять свои интересы интересам окружающих.

    Игра «Автобусы»

    «Автобусы» - это команды детей «водитель» и «пассажиры». В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бежать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти. Когда автобус (передний игрок- «водитель») возвратится на место с полным составом пассажиров, он должен подать сигнал свистком. Выигрывает команда, первой прибывшая на конечную остановку.

    Игра «Автоинспектор и водители»

    В игре участвуют 5-6 человек.
    На площадке для игры проводят мелом 4-5 параллельных линий, означающих этапы движения. Игроки (водители)ставят свои машины (стулья) за последней линией и рассаживаются на них. У водителей имеются талоны прав шофера (прямоугольники из картона). С противоположной стороны площадки лицом к водителям садится автоинспектор с табличками дорожных знаков и ножницами в руках. Эти ножницы нужны для просечки прав у шофера-нарушителя. Автоинспектор поочередно показывает водителям дорожные знаки. Водитель, правильно объяснивший, что предписывает данный знак, продвигается до следующей черты. Водитель, не сумевший объяснить это, получает прокол (ножницами отрезается уголок прав шофера) и замечание автоинспектора, его машина остается на месте. Игрок, получивший четыре прокола, выбывает из игры. Водитель, прошедший все этапы без замечаний, становится автоинспектором, автоинспектор- водителем. Игра повторяется. Выбывшие из игры водители получают новые талоны прав шофера и включаются в игру.

    Игра «Будь внимательным!»

    Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу: «Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль.

    Игра «Веселый трамвайчик»

    Мы веселые трамвайчики,
    Мы не прыгаем как зайчики,
    Мы по рельсам ездим дружно.
    Эй, садись к нам, кому нужно!

    Дети делятся на две команды. Одна команда – трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает свое место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

    Игра-аттракцион «Внимание, пешеход!»

    Для проведения этой игры нужны три жезла, покрашенные в три цвета светофора.
    Регулировщик – ученик старшего класса – показывает ребятам, выстроившимся перед ним в шеренгу, попеременно один из трех жезлов. Участники игры при виде красного жезла делают шаг назад, при виде желтого – стоят, при виде зеленого  - два вперед. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся. Победителю вручается значок, открытка, книжка и т.п.

    Игра «Гараж»

    Содержание: По углам площадки чертят 5-8 больших кругов – стоянки машин – гаражи. Внутри каждой стоянки для машин рисуют 2-5 кружков – машины (можно положить обручи). Общее количество машин должно быть на 5-8 меньше числа играющих.
    Дети идут по кругу, взявшись за руки, под звуки музыки. Как только музыка закончится, все бегут к гаражам и занимают места на любой из машин. Оставшиеся без места выбывают из игры.

    Игра «Грузовики»

    Содержание: Играющие держат в руках автомобильные рули – это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен  небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз – этот мешочек?

    Игра «ДА или НЕТ»

    Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.

    Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»

    Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
    Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.

    Игра «Дорожное - недорожное»

    Игровое поле расчерчивается в линеечку, где каждая линеечка отделяется от другой на один шаг (можно играть на широкой лесенке), игроки встают и водящий бросает им поочередно мяч, называя различные слова. Если звучит «дорожное»  слово – игрок должен поймать мяч, «недорожное» - пропустить или отбросить, при соответствии игрока названному слову, игрок переходит к следующей черте (на следующую ступеньку). Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.

    Дидактические игры по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного возраста)

    «Угадай транспорт»

    Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
    Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.
    Воспитатель: Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
    Дом — чудесный бегунок
    На своей восьмёрке ног.
    Бегает аллейкой
    По стальным двум змейкам.
    (Трамвай)
    Что за чудо светлый дом?
    Пассажиров много в нём.
    Носит обувь из резины
    И питается бензином.
    (Автобус)
    Что такое — отгадай:
    Ни автобус, ни трамвай.
    Не нуждается в бензине,
    Хотя колёса на резине.
    (Троллейбус)
    Их видно повсюду, их видно из окон,
    По улице движутся быстрым потоком.
    Они перевозят различные грузы —
    Кирпич и железо, зерно и арбузы.
    (Грузовики)
    Этот конь не ест овса,
    Вместо ног — два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нём!
    Только лучше правь рулём!
    (Велосипед)
    Длинной шеей поверчу,
    Груз тяжёлый подхвачу.
    Где прикажут — положу,
    Человеку я служу!
    (Подъёмный кран)
    К нам во двор забрался «крот»,
    Роет землю у ворот.
    Сотни рук он заменяет,
    Без лопаты он копает.
    (Экскаватор)
    Вот утюг так утюг!
    Ах, какой огромный!
    Он прошёл — дорога вдруг
    Стала гладкой, ровной!
    (Каток)
    Мчится огненной стрелой,
    Мчится вдаль машина.
    И зальёт пожар любой
    Смелая дружина.
    (Пожарная машина)
    Полотно, а не дорожка,
    Конь не конь — сороконожка.
    По дорожке той ползёт,
    Весь обоз один везёт.
    (Поезд)
    Овсом не кормят,
    Кнутом не гонят,
    А как пашет —
    Пять плугов тащит.
    (Трактор)
    Эта сильная машина
    Едет на огромных шинах.
    Сразу полгоры убрал
    Семитонный…(самосвал).
    Чтобы он тебя повёз,
    Не попросит он овёс.
    Накорми его бензином,
    На копыта дай резину.
    И тогда, поднявши пыль,
    Побежит…(автомобиль).

    «Играй, да смекай!»

    Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
    Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
    В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы сизображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
    Эй, водитель, осторожно!
    Ехать быстро невозможно.
    Знают люди все на свете —
    В этом месте ходят дети.
    (Знак «Дети»)
    Здесь дорожные работы —
    Ни проехать, ни пройти.
    Это место пешеходу
    Лучше просто обойти.
    (Знак «Дорожные работы»)
    Никогда не подведёт
    Нас подземный переход:
    Дорога пешеходная
    В нём всегда свободная.
    (Знак «Подземный переход»)

    У него два колеса и седло на раме,
    Две педали есть внизу, крутят их ногами.
    В красном круге он стоит,
    О запрете говорит.
    (Знак «Велосипедное движение запрещено»)
    Этой зебры на дороге
    Я нисколько не боюсь.
    Если все вокруг в порядке,
    По полоскам в путь пущусь.
    (Знак «Пешеходный переход».)
    Красный круг, прямоугольник
    Знать обязан и дошкольник.
    Это очень строгий знак.
    И куда б вы не спешили
    С папой на автомобиле —
    Не проедете никак!
    (Знак «Въезд запрещён»)
    Я не мыл в дороге рук,
    Поел фрукты, овощи.
    Заболел и вижу пункт
    Медицинской помощи.
    (Знак «Пункт первой медицинской помощи»)
    Этот знак на переезде —
    В непростом, заметим, месте.
    Тут шлагбаум не стоит,
    Паровоз вовсю дымит.
    Скорость он набрал уже,
    Так что будь настороже.
    (Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»)

    «Подумай — отгадай»

    Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
    Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек заправильные ответы.
    Дети сидят полукругом.
    Воспитатель: Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый исообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.
    Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)
    Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)
    Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)
    Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
    Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)
    Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
    По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
    Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)
    Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)
    С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет.)
    Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)
    Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)
    На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)
    Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)
    Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)
    Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)
    Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)
    Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)
    Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

    «Мы — водители»

    Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества — образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
    Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный собщепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.
    Материалы:
    1. карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
    2. кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги;
    3. маленькая машина или автобус;
    4. зелёные кружки — 30 шт.
    Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.
    Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.
    Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо нетолько быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?
    Ответы детей.
    Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня иузнаем, что означает тот или иной знак.
    Машина быстро мчится по дороге и вдруг…
    Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.
    Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают.
    А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя.
    Дети считают свои зелёные кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.

    «Весёлый жезл»

    Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
    Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
    Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.
    Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.
    Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.
    Дети: Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только потротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.
    Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

    «Законы улиц и дорог»

    Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес квыполнению правил дорожного движения.
    Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.
    Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
    Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
    1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.
    2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут идобраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, вчасовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — доречного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк…
    3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться нахлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.
    4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.
    Где можно в городе кататься на роликах?
    Покажите самые опасные места в городе.
    Что изменится на дороге с приходом зимы?
    Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?
    При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задание её исправить.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

    Эти дидактические игры помогут в простой игровой форме познакомить ребенка с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах. Ведь, именно в играх, дети легко и быстро запоминают то, что может им ...

    Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе»

    Тема: сюжетно-ролевая игра по ПДД в старшей группе «Путешествие на автобусе».Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.Задачи:1.     -систематизировать имеющиеся з...

    Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста

    Знакомство детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением на улице....

    Дидактические игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

    В документе представлен набор дидактических игр по правилам дорожного движения.Цель :закрепить знания о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о правильном поведении на дороге....

    Дидактические игры (по правилам дорожного движения) для детей старшего дошкольного возраста

    Играй да смекай!Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, ...

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (для детей старшего дошкольного возраста)

    laquo;УГАДАЙ ТРАНСПОРТ»Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.Правила:...