Приложение к учебно-тематическому плану кружка в старшей группе.
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Волкова Наталья Васильевна

Вопросы для проверки знаний по ПДД (старшая группа)

Перечень оборудования уголка по ПДД (старшая группа)

Конспект занятия по ПДД «Путешествие в страну Дорожных знаков» (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_kruzhka_st.gr_.docx56.01 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к учебно-тематическому

                                                                              плану кружка в старшей группе

Вопросы для проверки знаний по ПДД

(старшая группа)

  1. Что такое дорога?
  2. Что такое тротуар?
  3. Как нужно ходить по тротуару?
  4. Кого называют пешеходом?
  5. Почему нельзя ходить по проезжей части?
  6. Где можно переходить улицу?
  7. Для чего нужен светофор?
  8. Какие бывают светофоры?
  9. Какие сигналы передает светофор и что означает каждый сигнал?
  10. Какие сигналы подает светофор для пешеходов?
  11. Кто управляет машиной?

   Перечень оборудования уголка по ПДД (старшая группа)

  • Макет со сложным перекрестком, осевыми линиями, светофором, специализированный транспорт, план-схема микрорайона;
  • Комплект дорожных знаков размером в половину натуральной величины и несколько настоящих знаков;
  • Информативные плакаты из серии «Я и улица», «Мой друг - светофор»;
  • Игрушки - различные виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
  • Подборка книг (А. Северин «Три чудесных цвета», Н.В. Алешина «Санки», А. Дорохов «Влиятельная палочка», С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»), иллюстрации с различными видами транспорта;
  • Дидактические игры («Внимание! Переходим улицу», «Разрешается -запрещается», «Найди свой домик»);
  • Картотека наблюдений («Опасные участки улиц», «Экскурсия к Волге», «Дорожные знаки»);
  • Картотека подвижных игр («Перекресток», «Красный, желтый, зеленый», «Перейди улицу»).

Конспект занятия по ПДД

«Путешествие в страну Дорожных знаков»

(старшая группа)

Программное содержание:

1.Дать детям представления о новом дорожном знаке и его значении.

2.Закреплять представления детей об уже известных им дорожных знаках.

3. Учить детей гармонично располагать задуманный рисунок на плоскости листа.

4. Развивать творческие способности детей, чувство композиции.

5. Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность, навыки коллективной работы.

Оборудование:  почтальон, письмо. Стульчики, поставленные по два в ряд слева и справа (для автобуса).

Для игры «Будь внимательным» цветные круги: красный, желтый, зеленый (диаметры кругов 10 см.).

Для игры «Собери дорожный знак» дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», Пункт питания», «Телефон», «Ремонт дороги», «Кирпич».

Для задания «Нарисуй светофор»  фломастеры, карандаши цветные, клей, ножницы, бумага.

Методические приемы: сюрпризный момент, затруднение в игровой ситуации, загадки, вопросы, беседа, игра, физкультминутка, анализ. 

Ход занятия:

В дверь стучится почтальон и передает письмо.

Воспитатель: Интересно, что в письме. Нам, дети,  пишут жители страны Светофория и они просят нас о помощи. Ночью у них в городе был сильный ветер  и испортил все дорожные знаки. (Высыпает из конверта разрезанные знаки) Посмотрите, дорожные знаки все перепутались. А утром водители поедут на своих машинах, и может случиться авария. Потому что никто из водителей не знает,  какой дорожный знак на дороге стоял, и что он обозначал.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что может произойти, если на улицах города не будет дорожных знаков? (ответы детей)

Я вам предлагаю отправиться  в путешествие, но только на каком виде транспорта мы поедем?

Скажите, какие виды транспорта вы знаете? (ответы детей).

Дети, какой транспорт относится к общественному транспорту? (трамвай, троллейбус, автобус, такси). А почему он называется общественным? (ответы детей).

Какой транспорт называется личным? (легковой автомобиль, мотоцикл, велосипед, скутер). Поднимите руки у кого есть автомобиль? А велосипед?

А кокой транспорт относится к специальному? (скорая помощь, пожарная машина, аварийная машина, почтовая машина).

Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы знаете виды транспорта.

А на чем мы отправимся в путь сегодня вы узнаете, когда отгадав мою загадку:

Что за чудо этот дом,

Окна светятся кругом?

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

Он по улице идет,

На работу всех везет?

(Автобус) 

Воспитатель: Молодцы. А сейчас займите места в автобусе. Садитесь спокойно, не толкайтесь. Мальчики, не забудьте пропустить вперед девочек. Будьте все вежливы друг  к другу.

Воспитатель: первая наша остановка называется остановка

«Загадки о дорожных знаках».

Воспитатель: А для чего на улицах нужны дорожные знаки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте сейчас проверим,  знаете вы дорожные знаки или нет. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте ее и подойдите к тому дорожному знаку, о котором была загадка.

  1. Всем знакомые полоски,
    Знают дети, знает взрослый,
    На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)
  2. На машинах здесь, друзья,
    Ехать никому нельзя,
    Можно ехать, знайте, дети,
    Только на…. 
    ("Велосипедная дорожка".)
  3. А здесь, ребята, не до смеха, 
    Ни на чем нельзя здесь ехать, 
    Можно только своим ходом, 
    Можно только пешеходам. 
    ("Пешеходная дорожка".)
  4. Этот знак заметишь сразу:
    Три цветных огромных глаза.
    Цвет у глаз определенный:
    Красный, желтый и зеленый.
    Загорелся красный – двигаться опасно.
    Для кого зеленый свет – проезжай, запрета нет. (Светофор)
  5. В белом треугольнике
    С окаемкой красной
    Человечкам-школьникам
    Очень безопасно.
    Этот знак дорожный 
    Знают все на свете:
    Будьте осторожны, 
    На дороге … (дети).
  6. Что за знак дорожный:
    Красный крест на белом?
    Днем и ночью можно
    Обращаться смело!
    Врач повяжет голову
    Белою косынкой
    И окажет первую помощь медицинскую. (Пункт медицинской помощи).
  7. Тормози водитель. Стой! 
    Знак - запрет перед тобой. 
    Самый строгий этот знак, 
    Чтоб не въехал ты впросак. 
    Должен знак ты соблюдать, 
    «Под кирпич» не заезжать (въезд запрещен).
  8. Остановка, толпится народ. 
    Скоро автобус подойдёт. 
    Здесь ждут транспорт городской, 
    Едут в офис, в цех, домой. 
    Едут в школу, детский сад, 
    В праздник едут на парад. 
    В уличном круговороте 
    Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)
  9. Долго ехали, устали, 
    И желудки заурчали, 
    Это нам они признались, 
    Что давно проголодались. 
    Не прошло пяти минут 
    Знак висит – обедай тут. (Пункт питания) 
  10. Этот знак для тех, кто болен 
    Кто здоровьем не доволен. 
    Придорожный Айболит 
    Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)
  11. Я знаток дорожных правил 

Я машину здесь поставил 

На стоянке у ограды 

Отдыхать ей тоже надо! (место стоянки)

Воспитатель: «Молодцы! Вы очень хорошо знаете знаки дорожного движения! Я думаю, что вы и правила соблюдаете все. Молодцы, вы справились с первым заданием.

Воспитатель: а второе задание у нас будет такое. Нужно будет собрать дорожный знак и рассказать, что он означает. Я вам предлагаю разделиться на четыре команды и собрать знак.

Дети собираю следующие виды знаков: «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Дорожные работы».

Скажите дети, какой знак вы собрали и что он означает?

(Знак – «Пешеходная дорожка». В этом месте идут  пешеходы через дорогу.

Знак - «Дети». Этот знак  предупреждает водителей о том, что поблизости могут быть дети, нужно быть внимательным и осторожным. Такой знак находится возле школ, детских садов.

Знак – «Движение пешеходов запрещено». Он сообщает пешеходам, что в этом месте находиться пешеходам нельзя.

Знак - «Дорожные работы». Этот знак предупреждает, что на этом участке дороги идут дорожные работы, нужно быть внимательным и осторожным).

Проводится физминутка «Мы - шоферы» (дети показывают движения)

Едем, едем на машине

(движение рулем)

Нажимаем на педаль

(ногу согнуть в колене, вытянуть)

Газ включаем, выключаем

(рычаг повернуть к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль

(ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

Вправо, влево – чистота!

(«дворники»)

Волосы ерошит ветер

(пальцами взъерошить волосы)

Мы шоферы хоть куда!

(большой палец правой руки вверх)

Воспитатель

В стране дорожных знаков есть главный знак, он следит за дорожным движением, чтобы оно проходило без аварий и неприятностей. Вы не знаете, о каком знаке идет речь? Тогда послушайте загадку.

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня,

Он по очереди ими

Сразу смотрит на меня.

Что же это такое? (Светофор)

Воспитатель: Светофор – наш главный помощник на улице, знать и понимать его сигналы  очень важно. Давайте вспомним значение сигналов светофора и поиграем в игру «Будь внимательным».

Если свет зажегся красный,

Значит двигаться... (опасно)

Свет зеленый говорит:

Проходите, путь…(открыт).

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для…(движения).

Затем воспитатель объясняет правила игры: когда я покажу зеленый сигнал светофора, вы маршируете на месте, когда желтый  – хлопаете в ладоши, когда красный  – стоите неподвижно.

Молодцы, справились с заданием.

Воспитатель: Следующая наша остановка называется «Нарисуй светофор».

Дети делятся на две команды. Собирают светофор и приклеивают его, делая аппликацию на бумаге.

Воспитатель: Вы отлично справились со всеми заданиями и стали настоящими знатоками дорожных знаков.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад.

 ( Дети садятся в автобус и уезжают.)

Воспитатель: ну, вот мы и приехали обратно в детский сад.

Дети,  вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие задания показались вам трудными? Вы мне тоже сегодня все понравились. Вы были все внимательными, вежливыми, не бросали друга в беде, поэтому и с заданиями справились быстро и правильно.

Игры для детей старшего дошкольного возраста по обучению ПДД.

Дидактическая игра «Улица города»

Цель игры: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Оборудование: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные знаки.

Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

1. Какие дома на нашей улице?

2. Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?

3. Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?

4. Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?

5. Как обозначается пешеходный переход?

6. Как регулируется движение на улице?

7. Какие сигналы светофора вы знаете?

8. Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?

9. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

10. Как надо вести себя в автобусе?

11. Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

Дидактическая игра «Виды перекрёстков».

Цели игры: познакомить детей с видами перекрестков; учить правилам перехода улицы; развивать внимание и наблюдательность.

Оборудование: бумажные карточки большого и маленького размера с изображением уличных перекрестков.

Xод игры: По приглашению воспитателя дети берут по одной большой карточке с изображением уличных перекрестков. Воспитатель показывает маленькую карточку со схемой перекрестка. Ребенок, у которого находится аналогичная большая карточка, должен поднять ее и показать всем играющим. «Нарушитель» (тот, кто допустил ошибку) подвергается «штрафу»: он должен объяснить, в чем заключается его ошибка.

Дидактическая игра «Поставь дорожный знак»

Цели игры: Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка» (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГАИ» (знаки сервиса).  Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Оборудование: дорожные знаки; игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых зданий, автостоянки, перекрестков.

Ход игры: Детям предлагается: рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено; расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы – знак «Дети», у кафе – «Пункт питания», на перекрестке – «Пешеходный переход» и т. д. Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

План работы с родителями в старшей группе

Месяц

Формы  работы

сентябрь

Изготовление совместно с родителями макета для группы «Улиц города».

октябрь

Общее родительское собрание с приглашением сотрудников ГИБДД.

1.Выступление о соблюдении правил уличного движения.

2. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

ноябрь

Оформление родительского уголка в группе

«О дисциплине маленьких пешеходов на улице».

декабрь

Папки - передвижки для родителей «Внимание дети».

январь

Консультация для родителей «Знакомим детей с правилами дорожного движения».

февраль

Беседы с родителями «Обучение правилам дорожного движения в семье».

март

Групповое родительское собрание «Как предупредить детский дорожный травматизм».

Апрель

Экскурсия к светофору.

май

Выставка детских работ для родителей «Экскурсия к светофору».

август

Фотостенд для родителей «Как мы обучались правилам дорожного движения в детском саду».

 Выступление

на родительском  собрании

«Как предупредить детский дорожный травматизм».

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего собрания сегодня не случайна. Я хочу обратить ваше внимание, что         проблема детского травматизма является социально острой во всех странах мира.  По данным Всемирной организации здравоохранения, в развитых странах после того, как удалось резко снизить заболеваемость детскими инфекциями, основными причинами смертности детей стали травмы. Во многих случаях они приводят к инвалидности.

 Однако следует заметить, что в последнее время работа по предупреждению детского травматизма заметно активизировалась. Расширились и укрепились деловые контакты органов народного образования и здравоохранения с Государственными автомобильной и пожарной инспекциями; к работе подключились средства массовой информации, общественность. Тем не менее,  уровень детского травматизма в стране, особенно в крупных городах, продолжает оставаться высоким.

В каждой семье, где ребенок перенес травму, нарушен нормальный ритм жизни. Все подчинены положению пострадавшего. Родители вынуждены оставлять рабочие места, ухаживая за ребенком, что наносит немалый экономический ущерб государству. Ситуаций, чреватых получением травм очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей.

Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т.д.

Существуют объективные причины детского травматизма: ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков).

Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов.

Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации.

Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье, постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей.

В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания.

Уважаемы родители! Я хочу для предупреждения дорожно-транспортного травматизма хочу порекомендовать вам следующее. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям?

Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок.

Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции.

В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”, “между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быстро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проявить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

Уважаемые родители! Регулярно повторяйте с детям ПДД такие как:

  • никогда не выбегай на дорогу перед приближающимся автомобилем: водитель не может остановить машину сразу;
  • идя по краю проезжей части, двигайся на встречу движущемуся транспортному средству;
  • перед тем как выйти на проезжую часть, убедитесь, что слева, справа и сзади, если это перекресток, нет приближающегося транспорта;
  • выйдя из автобуса, не обходи его спереди или сзади – подожди, пока он отъедет. Найди пешеходный переход, а если поблизости его нет, осмотрись по сторонам и при отсутствии машин переходи дорогу;
  •  не выезжай на улицы и дороги на роликовых коньках, велосипеде, самокате, санках;
  • не играй в мяч и другие игры рядом с проезжей частью. Для игр есть двор, детская площадка или стадион;
  • переходи дорогу только под прямым углом, а не наискосок, иначе ты будешь дольше находиться на ней и можешь попасть под машину;
  • никогда не спеши, знай, что бежать по дороге нельзя;
  • когда выходишь с другими детьми на проезжую часть, не болтай, сосредоточься.
  • не запугивайте детей опасностями на улицах дорогах. Страх так же вреден, как неосторожность и беспечность.

И в заключении. Наши дети должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке. Сами знайте и выполняйте правила движения, будьте для детей примером дисциплинированности на улице. Сегодня на ваших столах разложены памятки по ПДД.

Выступление на семинаре

 «Обучение детей дошкольного возврата основам безопасности жизнедеятельности»

Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить вам опыт работы на тему: «Обучение детей дошкольного возврата основам безопасности жизнедеятельности».

Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, то именно педагоги дошкольного учреждения должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его как дисциплинированного пешехода. Задача педагогов и родителей – воспитывать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

 С 2015 года с детьми старшей группы мы организовали кружок «Светофорик», целью которого было сформировать у детей дошкольного возраста навыки безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.  Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей.

 Ведущая образовательная область данного опыта работы - «Социально-коммуникативное развитие».  Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения. 

Реализация этой задачи занимает ведущую роль в моем опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте. Следует отметить, что данные задачи так же решаются в других образовательных областях.

• О.о «Познавательное развитие», познакомить детей:

- с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар), односторонним и двусторонним движением;

- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода; 

- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);

- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт); 

• О.о «Художественно-эстетическое развитие» - организация совместной деятельность воспитателя с детьми по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с различной литературой по данной теме);

• О.о «Речевое развитие» - развить свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях; использовать художественные произведения для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности. 

• О.о «Физическое развитие» - развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта у детей;

– формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:

- насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде дидактических, сюжетно-ролевых игр, пособий;

- трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, автозаправочную станцию, автосалон и др.;

- полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях), речевое развитие.

- вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, идет сравнение.

- доступность (свободный доступ к игровым пособиям); безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).

Мной накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.

За основу используется пособие Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;  также пособия Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. - Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. сада; Шорыгина Т.А. Осторожные сказки и др. Так же мной разработан перспективный план обучения детей ПДД.

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы:

1.Словесный:

 - устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями); 

 - беседа (были проведены следующие беседы: «Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «А если светофоры исчезнут?», «Для чего нужна дорога?», «Где можно играть на улице», «Кто такие пешеходы и пассажиры?» Э. Мошковская «Я тоже буду шофером»; и др.); 

- составление рассказов и сказок, загадок, заучивание стихотворений.

2. Наглядный:

- работа с иллюстрациями по теме;

 - наблюдение (наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);

3. Практический:

 - выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с детьми с элементами конструирования из бумаги и аппликации, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта; оформление альбома маршрутных листов «Моя дорога в детский сад» и др.);

 – применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх («Водитель и пешеход», «По дороге в детский сад», «Путешествие по городу», «Вежливые пассажиры», «Автобус», «Пешеход на улице»).

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 

       Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми: 

- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;

- Различные виды ИЗО деятельности;

- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- Досуги, праздники, развлечения

- Рассказы воспитателя, чтение художественной литературы;

- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;

- Беседы и разговоры по ПДД;

- Наблюдения за транспортом и пешеходами. 

Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. Поэтому я использую следующие формы: 

- консультации для родителей;

- совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды, в которой родители оказывают помощь в подготовке практического материала для центра «ПДД»;

- беседы;

- папки-передвижки.

Результат работы виден в динамике уровня усвоения знаний по безопасному поведению на дорогах. Для проверки и закрепления знаний детей проводили итоговые мероприятия «Веселые старты по ПДД».

Подводя итоги, следует сказать, что проделанная работа дала определенный результат - посредством ознакомления с правилами дорожного движения у большего числа детей сформировались навыки безопасного поведения на дороге. 

И в заключении хотелось бы сказать следующее.

Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над своим повышением своего профессионального уровня, поэтому, я буду продолжать работать по данной теме, с новыми детьми, так данная тема актуальна всегда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружка в старшей группе "Веселый этикет"

Пояснительная записка. Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребен...

Перспективный план математического кружка в старшей группе

В данном материале представлен перспективный план по математике для дошкольников старшей группы....

Перспективный план работы кружка «Теремок» старшая группа

Перспективный план работы кружка«Теремок»старшая группа...

Перспективный план работы кружка"Здоровячок" старшая группа

Перспективный план работы кружка "Здоровячок"...

Учебно- тематическое планирование по экспериментированию в старшей группе

Дать детям представления о богатствах, полезных ископаемых и минералов, их значимости; расширять кругозор, познавательный интерес...

План кружка в старшей группе "Волшебная бумага"

План кружка в старшей группе "Волшебная бумага"...