Учебно- тематическое планирование по экспериментированию в старшей группе
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа)

Лазакович Нина Дмитриевна

Дать детям представления о богатствах, полезных ископаемых и минералов, их значимости; расширять кругозор, познавательный интерес

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно - тематическое планирование по экспериментированию в старшей группе

Тема. « День геолога»

Утро.

1Утренняя гимнастика

« Раз-два-три-четыре-пять, хотим геологами стать».

Цель:

Создать радостный эмоциональный подъём, «разбудить» организм ребёнка, настроить на действенный лад.

Задачи:

-Продолжать учить детей согласовывать свои движения с движениями сверстников.

-Формировать правильную осанку.

-Воспитывать интерес и желание заниматься, создавать привычку ежедневно заниматься физическими упражнениями.

Оборудование: бубен

НОД математика

Тема:

«В гости к хозяйке Медной горы»

Программное содержание:

• Учить сравнивать смежные числа в пределах 10;

• Закреплять знания количественного состава числа;

• Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; оперировать знаками «+», «-», «=»;

• Закреплять навыки счета.

• Способствовать развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности;

• Развивать познавательные и творческие способности детей.

Физическая культура 

Тема:«Все профессии важны»

Цель: Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Задачи:

- воспитывать нравственные качества (взаимовыручку, сопереживание, дружелюбие) ;

- воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, уважение к труду взрослых;

- упражнять в умении сохранять равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке;

- формировать правильную осанку;

- закреплять навыки профилактики плоскостопия;

- прививать навыки правильного дыхания;

- развивать физические качества: ловкость, выносливость, быстроту;

- закреплять выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под музыку;

- развивать эмоциональную сферу ребенка, чувство удовлетворения от правильно выполненных заданий;

- обогащать детей знаниями о различных профессиях

Предварительная работа: - ознакомить с игрой «Изобрази профессию»;

Оборудование: скамейка (высота 25 см., дуга 2шт, «кочки» 12шт, мячи 10шт, канат, шнур, модули 2шт, рюкзаки 10шт, гимнастическая скамейка, мат, горка, аудиозапись.

Совместная деятельность

  1. Рассматривание коллекций полезных ископаемых и минералов: поваренная соль, гранит, известняк, боксит, глина, и др.

Цель: дать детям представления о богатствах, полезных ископаемых и минералов, их значимости; расширять кругозор, познавательный интерес.

2. Рассматривание и беседы по карте «Полезные ископаемые РФ», «Калининградская область»

3 . Чтение художественной литературы

А. Членов «Геология в картинках» (Что внутри шахты, откуда взялся бензин, почему горит газ.,

3 Сюжетно-ролевая игра « Мы добываем полезные ископаемые»

Аппликация:

Тема: Поздравительная открытка к « Дню геолога»

Цель: Создавать эмоциональный подъем и желание сделать приятное человеку в день его профессионального праздника .» День геолога».Закреплять умение подбирать контрастные цвета, искать и находить удачное композиционное решение.

Прогулка

Наблюдение за камнями

Цель: Формировать представление о камнями

Ход наблюдения.

Воспитатель задает вопросы детям.

1.Какие бывают камни?

2.Какими камнями легче рисовать на асфальте?

3.Где человек использует камни?

4 Могут ли камни издавать звуки?

Исследовательная деятельность

Рассмотреть камень через лупу. Что видим? ( трещины, узоры, кристаллики)

Трудовая деятельность

Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции

Цель: Учить трудиться сообща.

Подвижные игры

«Камень, ножницы, бумага»

Цель: Учить внимательно слушать воспитателя.

« Ловкая пара»

Цель: Учить бросать мяч под углом.

Конспект занятия

«В гости к хозяйке Медной горы»

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем входят в зал. Здороваются с гостями. Звучит музыка, выходит Хозяйка Медной горы в руке держит ящерку:

Хозяйка: Здравствуйте. Куда это я попала? (В детский сад.)

– А в каком городе находится ваш детский сад? (В городе Межгорье.)

– Почему же город так называется? (Он находится между гор.)

– А вы знаете, как называются эти горы? (Уральские горы.)

– Уральские горы – это мои владения, а я – Хозяйка Медной горы. Вы, наверное, слышали про мои богатства, которые спрятаны в горах. Разное люди про них говорят. Многие увидеть хотели бы, да не каждому это дано.

– А вы хотите их посмотреть? (Хотим)

– Но увидеть их могут только смелые, умные, умелые, смекалистые. Вы готовы пройти испытания, чтобы увидеть мои богатства? (Готовы.) Тогда в путь.

(Хозяйка хлопает в ладоши, звучит музыка, гаснет свет, включаются гирлянды.)

– Вот вы и оказались в моих владениях. Ну, ящерка, беги к своим подружкам, да наказ от меня передай – гости к нам пожаловали, готовьте испытания. (Отпускает ящерку за пенек) .

– А мы с вами пока с моим любимым камнем поиграем.

1. Игра «Живая цепочка»

– Посмотрите на свою карточку и составьте цепочку от 1 до 15, встав по порядку.

– А сейчас я вас проверю. (Первый, второй, третий)

2. «Назови соседей числа»

– Назовите соседей своего числа. (4 – 5 детей) .

– Молодцы, ребята, я убедилась, что вы умеете хорошо считать.

Хозяйка: А ящерки уже приготовили задания. Посмотрите, вот и первое задание. (Из конверта Хозяйка достает листок с заданием)

3. «Перейди речку»

Речка, речка глубока,

Не видать нигде мостка.

Чтобы дальше зашагать,

Надо мостик вам собрать.

– Возьмите в руки по одной дощечке, подумайте и поставьте фишку на ту фигуру, которая на вашей карточке лишняя.

(Дети устанавливают фишку на лишнюю фигуру, педагог спрашивает 4 – 5 человек, почему именно эта фигура.)

Все дощечки вы сложили

Крепкий мост соорудили.

– Теперь смело можно перейти речку, но прежде назовите сказки, пословицы, загадки, где встречаются числа.

– Вот и следующая ящерка мелькнула. Давайте посмотрим, что же она приготовила.

4. «Помогите птенцам»

– Посмотрите, ящерка нас привела к птенцам, которые выпали из гнезда. Нужно им помочь вернуться в свои гнезда. Но чтобы сделать это правильно, нужно посмотреть внимательно и подумать.

«Состав числа» 7 и 8

4 и 3 5 и 3

5 и 2 6 и 2

6 и 1 7 и 1

4 и 4

– Молодцы, ребята, птенцы вам за помощь спасибо говорят.

5. Разбор завала»

– Путь нам дальше преградил обвал. Нужно разобрать камни, расчистить путь. Чтобы быстрее справиться с этим заданием разделимся на две команды: мальчики и девочки. (Для каждой команды дается отдельная карточка с заданием: у мальчиков – нужно убрать большие камни, только красного и синего цвета, многоугольники. Для девочек: маленькие камни, любого цвета кроме красного и синего, и фигуры не многоугольники. После выполнения задания – взаимоконтроль.)

– Молодцы, после тяжелого труда давайте немного отдохнем.

Физкультминутка

По углам комнаты висят карточки с цифрами 7; 9; 8; 6. Дети стоят на одном месте, лицом к воспитателю.

– Встаньте свободно, внимание.

– Найдите цифру 7. (дети глазами отыскивают нужную цифру) Сделайте столько же приседаний, какую цифру вы увидели (9 – прыжки; 8 – хлопки над головой; 6 – топнуть правой ногой) .

– Отдохнули? Дальше в путь. А вот и ящерка следующее задание приготовила.

6. «Реши пример, составь задачу»

– Что же на этот раз нам ящерка приготовила? (Открывает конверт)

– Садитесь за столы, спина прямая, ноги поставьте вместе. Перед вами примеры. Решите их.

5 1 = 4

6 1 = 7

(Индивидуальная работа)

– Прочитай свой пример. (на «+»)

– Прочитай свой пример. (на «-»)

– Молодцы. А теперь вспомните, из скольких частей состоит задача? (Задача состоит из 4 частей.)

– Назовите эти части. (Условие, вопрос, решение, ответ.)

– Составьте условие задачи по этой карточке. (Вос-ль показывает любую карточку с примером на «+» и «–» .)

– Поставьте вопрос к задаче.

– Прочитайте решение задачи.

– Какой ответ на вопрос задачи? (Аналогично со знаком «–».)

– Молодцы, Идем дальше?

7. Головоломки – «Танграм», «Колумбово яйцо»

– Издавна, народные умельцы изготавливали из камней поделки. Вот и вы сейчас поработайте и составьте разные фигуры. А я посмотрю, какие вы умельцы. (звучит музыка)

– Что ты собрал? (Я собрал фигуру лисы)

– Что у тебя получилось?

–Ушки из каких фигур?

– Покажи, где ромб?

– Хорошо поработали, молодцы, настоящие умельцы.

– Идем дальше? Посмотрите, вот задание от ящерки.

8. «Найди нужный знак»

(Хозяйка достает из конверта знаки)

– Что это? (Математические знаки)

– Вы их знаете? Назовите их. (Больше, меньше, равно)

– А теперь поищите их вокруг, может быть, еще их где-то видите? (Знаки прикреплены на деревьях)

Хозяйка достает карточки из конверта.

В разных углах площадки находятся три «дерева», на которых прикреплены знаки «<», «>», «=». Хозяйка дает детям карточки с двумя числами (от 1 до 10), которые нужно сравнить между собой. После этого дети встают к тому знаку, который им нужен для правильного ответа.

– Подумайте, какой знак вам нужен и подойдите к нему.

– Прочти свое выражение. (По 1-2 ребенка от каждого знака.) Карточки кладут возле дерева.

– Чтобы наши пальчики хорошо работали, давайте сделаем упражнения.

Пальчиковая гимнастика.

9. Слуховой диктант

– Теперь возьмите листок в клеточку, отсчитайте 2 клетки сверху и 2 клетки слева, поставьте точку. Будьте внимательны. (Хозяйка проводит слуховой диктант)

–Что у вас получилось? (Дети перечисляют)

(Встают из-за столов) .

– Молодцы, справились со всеми заданиями, и теперь вы сможете увидеть мои богатства (хлопает в ладоши, звучит музыка, дети подходят к цветку). Подойдите, полюбуйтесь, вот мой каменный цветок с самоцветами. Посмотрите, как они играют всеми цветами радуги.

На память я хочу подарить вам по одному камню, но… зеленый камень может взять тот, кто считает, что справился со всеми заданиями хорошо, и не разу не ошибся. Желтый возьмет тот, кто немного ошибался, а красный возьмет тот, кто считает, что он не справился со всеми заданиями. (Дети берут камни тем самым, оценивая себя) .

– Почему ты взял именно этот камень? (Хозяйка спрашивает 3 – 4 детей.)

– Вижу, вижу, что вы себя оценили правильно, молодцы, честно поступили.

– Пора вам возвращаться домой, только помните, что камни у вас не простые (Хлопает в ладоши, играет музыка, включается гирлянда. Хозяйка уходит)

Воспитатель: Вы слышали, что сказала Хозяйка Медной горы? Чем же ваши камни необычны? (Дети рассматривают камни, обнаруживают, что в них сладости)

Возвращаются в группу.

Карточки к занятию

2. «Перейди речку»

Речка, речка глубока,

Не видать нигде мостка.

Чтобы дальше зашагать,

Надо мостик вам собрать.

– Возьмите в руки по одной дощечке, подумайте и поставьте фишку на ту фигуру, которая на вашей карточке лишняя.

(Дети устанавливают фишку на лишнюю фигуру, педагог спрашивает 4 – 5 человек, почему именно эта фигура.)

Все дощечки вы сложили

Крепкий мост соорудили.

– Теперь смело можно перейти речку, но прежде назовите сказки, пословицы, загадки, где встречаются числа.

– Вот и следующая ящерка мелькнула. Давайте посмотрим, что же она приготовила.

3. «Помогите птенцам»

– Посмотрите, ящерка нас привела к птенцам, которые выпали из гнезда. Нужно им помочь вернуться в свои гнезда. Но чтобы сделать это правильно, нужно посмотреть внимательно и подумать.

«Состав числа» 7 и 8

4 и 3 5 и 3

5 и 2 6 и 2

6 и 1 7 и 1

4 и 4

– Молодцы, ребята, птенцы вам за помощь спасибо говорят.

4. «Разбор завала»

Физкультминутка

5. «Реши пример, составь задачу»

– Что же на этот раз нам ящерка приготовила? (Открывает конверт)

– Садитесь за столы, спина прямая, ноги поставьте вместе. Перед вами примеры. Решите их.

5 1 = 4

6 1 = 7

(Индивидуальная работа)

– Прочитай свой пример. (на «+»)

– Прочитай свой пример. (на «-»)

– Молодцы. А теперь вспомните, из скольких частей состоит задача? (Задача состоит из 4 частей.)

– Назовите эти части. (Условие, вопрос, решение, ответ.)

– Составьте условие задачи по этой карточке. (Вос-ль показывает любую карточку с примером на «+» и «–» .)

– Поставьте вопрос к задаче.

– Прочитайте решение задачи.

– Какой ответ на вопрос задачи? (Аналогично со знаком «–».)

– Молодцы, Идем дальше?

6. «Танграм», «Колумбово яйцо»

– Издавна, народные умельцы изготавливали из камней поделки.

Вот и вы сейчас поработайте и составьте разные фигуры. А я посмотрю,

какие вы умельцы. (звучит музыка)

– Что ты собрал? (Я собрал фигуру лисы)

– Что у тебя получилось?

–Ушки из каких фигур?

– Покажи, где ромб?

– Хорошо поработали, молодцы, настоящие умельцы.

7. «Найди нужный знак»

(Хозяйка достает из конверта знаки)

– Что это? (Математические знаки)

– Вы их знаете? Назовите их. (Больше, меньше, равно)

– А теперь поищите их вокруг, может быть, еще их где-то видите?

(Раздает карточки)

– Подумайте, какой знак вам нужен и подойдите к нему.

– Прочти свое выражение. (по 1-2 ребенка от каждого знака)

Карточки кладут возле дерева.

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а это – средний, длинный

Он как раз по середине.

Этот – указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братцев самый сильный,

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

8. Слуховой диктант

– Теперь возьмите листок в клеточку, отсчитайте 2 клетки сверху и

2 клетки слева, поставьте точку. Будьте внимательны приступаем к выполнению задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование лексического материала в старшей группе для детей с ЗПР на 2013 - 2014 учебный год

Коррекционно-образовательная работа в логопедической группе построена согласно лексическим темам. На протяжении учебного года изучение материала осуществляется в рамках одной недели. По мере изучения ...

Тематическое планирование учителя – логопеда в старшей группе комбинированного вида на 2017 – 2018 учебный год

Месяц,НеделяЛексическая темаИтоговое мероприятиеСентябрьОбследование детей учителем-логопедом.Заполнение речевых карт. Мониторинг развития детей воспитателями.Праздник «День знаний»Ок...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно-тематический план составлен на основе адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольных образовательных организаций для детей с ТНР Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосовец, Л. ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно -тематическое планирование является частью программно-методического материала для организации работы с детьми логопедической группы на 2019-2021 гг.Разработано в соответствии с ФГОС ДО  с ...

Учебно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Учебно тематическое планирование разработано в соответствии с ФГОС ДО  с учётом требований к организации инклюзивной практики; Примерной основной программы дошкольного образования «От рожде...