Обобщение опыта воспитателя по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности»
консультация по обж на тему

Манаева Наталья Анатольевна

Материал содержит выступление на творческой площадке по обобщению опыта воспитателя по ОБЖ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности»

Слайд 1                                          

Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не новое. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита».

 Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети,3/4 из них – дошкольники. Чем это можно объяснить? Во-первых, еще недостаточное внимание в ДОУ уделяется ознакомлению дошкольников с правилами пожарной безопасности, во-вторых, родители мало обучают навыкам правильного поведения в быту.

Причиной жертв, среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого - либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома.

      Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка.

Слайд 2

Актуальность темы.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. 
Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. 

Актуальность  вызвана отсутствием у детей дошкольного возраста, защитной психологической реакции на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара.

 Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Одной из задач в работе с дошкольниками является обучение правилам пожарной безопасности и привитие навыков правильных действий в случае пожара.

Слайд 3

Цель

Исходя из этого, я поставила цель: в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружая их знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Слайд 4

Для реализации цели поставила следующие задачи:

  • Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
  • Дать понятие детям, что огонь - друг, огонь- враг.
  • Знакомство детей с правилами пожарной безопасности.  

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
  • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников.

       

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать чувства благодарности к  людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Слайд 5

Работая с детьми по данной теме я опираюсь на принципы.

 - принцип системности – работа проводится в течение учебного года, специально организованные занятия проводятся в первой половине дня, нерегламентированные виды деятельности планируются в утренние и вечерние отрезки времени;

 - принцип развивающего обучения – единства воспитательных, развивающих и обучающих задач;

 - принцип наглядности – применения разнообразного иллюстрированного материала, видеофильмов и мультфильмов;

 - принцип доступности содержания детям;

  -принцип  интеграции образовательных областей.

Слайд6

Работу по изучению правил пожарной безопасности я осуществляю по  направлениям:

1. Образовательная деятельность с детьми.

2. Разъяснительная работа с родителями.

Слайд 7

В работе с детьми использую следующие формы и методы:                                                                                                           

-  познавательно- тематические занятия;

-  игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, театрализованные игры, подвижные игры, дидактические игры);

- использование ИКТ (демонстрация обучающих видеофильмов и мультфильмов,презинтации, использование музыки);

-  знакомство  детей с  художественными произведениями;

 -  художественное творческая деятельность (конкурсы рисунков детей, выставки поделок -совместные работы с родителями);

-  спортивные развлечения, праздники, викторины, экскурсии;

- опытническая деятельность.

Формированию у детей основы противопожарной культуры и навыков правильных действий осуществляется:

1.​ В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;

2.​ В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

3.​ Самостоятельной деятельности детей.

В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.

В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых.

 Для реализации поставленных задач  я стараюсь, постоянно беседовать с детьми, читать литературные произведения, заучивать стихи, пословицы, играть в дидактические и подвижные игры по противопожарной направленности. Дети с удовольствием  воспринимают материал и участвуют  в изготовлении макетов и игрушек, имитирующих пожарную технику и пожарно - техническое оборудование.

Беседы строю в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай я излагаю, используя законченный сюжет, совместно с детьми даём оценку и делаем  вывод. Работу с детьми провожу не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану.

Я старалась, чтобы дети сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия), не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может, и произошли или могли бы произойти по их вине. Важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать  правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании детей. Оживлению разговора способствуют вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы.

Активно использую  наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия материала, (макеты и игрушки, имитирующую пожарную технику и пожарно-техническое вооружение (пожарные щиты, каски, стволы, рукава и т.д.),  изготовленную  с  привлечением детей и их родителей.

 Работа с родителями по формированию компетентности родителей в вопросе пожарной безопасности

 Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожарнобезопасного поведения может быть эффективной только при условии  его сотрудничества в этом вопросе с родителями. Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности.

 При организации такого сотрудничества я стремилась к тому, чтобы оно не носило декларативный и назидательный характер. Понимала, если работа будет сведена к призывам соблюдать правила пожарной безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а также ограничена  чтением докладов на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной.  Я построила свой контакт с семьями воспитанников таким образом, что родители, из пассивно принимающих информацию, становились активнодействующими, в процессе  ее усвоения, ведь пассивность родителей проистекает не из предложенного содержания (ведь речь идет о жизни их детей), а неумело избранной формы обучения.

  Основное внимание в работе с родителями я уделяла содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам пожарной безопасности, выбору демократических форм общения и учету педагогической активности родителей, заботилась о том, чтобы каждое занятие  имело свою оригинальность в методике проведения.

   Проводила с родителями  беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра.

   Родители оказывали мне помощь в изготовлении пожарного реквизита, подготовке  наглядного материала для занятий с детьми, оформлении стендов  с детскими работами на противопожарную тему.  

 Используемые мною формы работы с родителями:

Анкетирование.                                                                                                        Консультации

Папки – передвижки.

Организация совместных праздников и развлечений.

Викторины.

Организация семейных конкурсов  творческих работ.

Оформление фотостендов.

Экскурсии.

Беседы медицинских работников.

Беседы по противопожарной тематике.

Мною так же был разработан план работы с родителями.                    

Взрослые должны, общаясь с ребенком постоянно объяснять правила поведения детей дома, во время эксплуатации электроприборов и бытовой техники. Разбирать ситуации, когда происходит пожар, объяснять важность соблюдения правил безопасности и учить вести во время чрезвычайных ситуаций.

В ходе совместной деятельности воспитатель знакомит родителей с работой, которую проводят в группе, (показ открытых занятий, развлечений и досугов), рассказывает об успехах детей в освоении правил пожарной безопасности. Во всех группах оформлены папки передвижки, стенды, ширмы по данной проблеме.

Знания закрепляются в ходе досугов и встреч, в которых участвуют и родители, также устраиваются соревнования семейными командами.

Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара.

Использование перспективного плана работы с родителями позволяет эффективнее решать поставленные задачи, добиваться цели.

Вывод

  Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к данной теме. Дети вначале были лишь пассивными слушателями, а уже впоследствии  стали стремиться самостоятельно, находить ответы на возникающие вопросы. Сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнения. Кроме того, данная тема  позволяет развивать игровые, художественные, познавательные способности детей.

На сегодняшний день работа по обучению правилам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно-образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, педагогов и родителей, придавая обучению систематизированный и социальный характер, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач. Поэтому привитие  детям навыков пожарной  безопасности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел « Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполним главную задачу - охрану жизни детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами пожарной безопасности".

Главная цель моей работы - в доступной, занимательной форме формировать у детей осознанное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями для действия в экстремальных ситуация...

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности

Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности....

Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...

Статья "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности"

В статье представлен опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности....

презентация "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности"

Презентация для дошкольников «Путешествие по правилам пожарной безопасности»...

Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к правилам пожарной безопасности «Дружина юных пожарных»

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность вз...