Календарно-тематическое планирование тематического блока "Основы безопасной жизнедеятельности"
календарно-тематическое планирование по обж (старшая группа) на тему

Рекомендовано воспитателям детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_obzh.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Календарно-тематического планирования тематического блока

 «Основы безопасной жизнедеятельности»

 тема дня «Дорожные знаки» в старшей группе

Выполнила:
Маслова Т.Н., воспитатель

 МБУ «Гимназия №39» СП д/с «Жемчужинка»


Календарно-тематическое планирование

Группа старшая

Тема недели: ««Правила движения достойны уважения»»

Тема дня (понедельник) «Виды транспорта»

Тема дня (вторник) «Правила дорожного движения»

Тема дня (среда) «Дорожные знаки»

Тема дня (четверг) «Специальный транспорт»

Тема дня (пятница) «Правила безопасного поведения на улице»

Совместная деятельность педагога и детей

Условия для самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды)

Взаимодействие (сотрудничество)

с родителями

ООД

Образовательная деятельность

в режимных моментах

ООД 1

Вид деятельности: познавательно-исследовательская

ОО «Познавательное развитие»

Форма: путешествие

Тема: «Путешествие в страну Знакографию»

Цель ОД: формировать у детей представление о дорожных знаках.

Ход ООД

1.Сюрпризный момент

Цель: заинтересовать детей (получение письма)

2. Дидактическое задание «Кто быстрее доберется до города?»

Цель: развивать у детей представление о скорости передвижения транспорта и логическое мышление.

3.Физ. минутка «Самолет»
Цель: снятие напряжения у детей, и улучшение кровообращения.

4. Дидактическое задание «Найди половинку»

Цель: формировать у детей представление о дорожных знаках и умение их различать.

5.Беседа о видах дорожных знаков
Цель:
формировать у детей представление о значении видов знаков 

6. Игра(малой подвижности) «Три чудесных огонька»
Цель:
развивать у детей внимание ,быструю реакцию на смену сигнала.

7.Подведение итогов.

Рефлексия.

ООД 2

Вид деятельности:

ОО «Художественно- эстетическое развитие»

Форма: изобразительная(рисование)

Тема: «Дорожные знаки»

Цель ООД:

упражнять детей в умении схематично изображать дорожные знаки, используя разные изобразительные материалы (восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры).

Ход ООД

1. Сюрпризный момент

Цель: Заинтересовать детей

2. Рисование дорожных знаков

Цель: закреплять у детей умение заштриховывать в одном направлении

3.Выставка готовых работ

Цель: формировать у детей умение самостоятельно анализировать свои работы и работы сверстников.

ООД 3

Вид деятельности: двигательная

ОО «Физическое развитие»

Форма: развлечение

Тема: «Дорожное движение»

Цель ООД:

закреплять умение у детей вести мяч, перемещаясь в разном темпе.

Закрепить с детьми правила дорожного движения

Ход ООД

1. Деление детей на две команды

Цель: формировать умение детей в ходьбе противоходом

2. ОРУ

Цель: развивать у детей координацию движений

3.ОВД

Цель: упражнять в умении вести мяч в разном темпе и преодолевая препятствия
4. П/и «Найди свой знак

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве, умение бегать не наталкиваясь друг на друга.

5. Релаксация.
Цель: снятие у детей психологического напряжения.

Утро
Форма
Беседа «Зачем нужны дорожные знаки?»

Цель: формировать у детей представление о дорожных знаках

Форма
Дидактическая игра (настольно-печатная) «Найди такой же знак»
Цель: формировать  у детей представление о назначении дорожных знаков, развивать интерес к изучению дорожных знаков.

Форма
Дидактическая игра «Говорящие знаки»
Цель: упражнять детей в умении узнавать дорожный знак по описанию.

Прогулка 1,2

Форма

Экскурсия на специально - оборудованную площадку «Моя улица»
Цель: формировать у детей представление о значении дорожных знаков.

Форма
Игра-эстафета «Чья команда быстрее добежит до знака»
Цель: закреплять у детей  умение бегать змейкой

Форма
подвижная игра « Чей знак быстрее соберется»
Цель: закреплять у детей умение ориентироваться в пространстве , не наталкиваясь друг на друга.

Вечер

Форма

Индивидуальная работа
Цель: закреплять у детей умение группировать   дорожные знаки.

Форма

С/р игра «Автобус»
Цель: воспитывать у детей культурное поведение в дорожно- транспортном процессе

Форма

Чтение худ. лит. «Загадки о дорожных знаках»

Цель: упражнять детей в умении узнавать дорожный знак по описанию.

П/и  «Найди свой знак»

Цель: формировать у детей умение различать дорожные знаки (запрещающие, предупреждающие и т.п.), совершенствовать координацию движения

Актуальная среда:
Дидактическая игра «Помоги Незнайке найти для каждой машины её тень»

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

 Дети соединяют линиями машину с соответствующей тенью

Актуальная среда:
материалы для изготовления макета «Моя улица»

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами
Изготовление макетов домов и машин. Игры с макетом, расставление дорожных знаков.

Актуальная среда: коллекции разных видов транспорта

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами
Дети играют на большом игровом поле с изображением пешеходных переходов, перекрестков, макеты дорожных знаков

Актуальная среда:
Шаблоны «Транспорт»

Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами

Раскрашивание, наклеивание

Форма 

Беседа «Безопасное поведение на улице»

Цель: профилактика детского дорожного травматизма

Форма

Консультация (памятка) «Дорожные знаки»

Цель: формирование у детей и родителей представлений о дорожных знаках

Форма 

Экскурсия «Перекресток»          

Цель: закреплять представления детей о дорожных знаках на перекрестке.

Форма
Проект «Знаки дорожные – помощники надежные»
Цель: формировать у детей представления о безопасном поведении  на дороге, через ознакомление с дорожными знаками


КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ООД)

по теме «Дорожные знаки»

Возрастная группа: старшая.

Вид (разновидности) деятельности детей:

- познавательно-исследовательская (путешествие)

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): 

- представления о назначении дорожных знаков

- представления о видах транспорта.

Образовательные задачи.

ЗНАНИЯ

1) Формировать у детей представление о назначении дорожных знаков и их видах.

2) Закрепить  у детей представления о видах транспорта.

ОТНОШЕНИЯ
1) Формировать положительное эмоциональное настроение детей.

2) Формировать у детей умение сопереживать, откликаться на просьбы о помощи.

3) Формировать у детей умение работать в паре, договариваться.

ДЕЙСТВИЕ

1) Развивать у детей внимание, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

2) Закрепить умение детей применять полученные знания о дорожных знаков в повседневной жизни.

Интегрированная форма:  путешествие (Путешествие-исследование)

Задания для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):  

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления задания

Способ презентации детьми

результатов выполнения задания

«Ребята ,к нам пришло письмо. Жители Знакограда просят о помощи. В их городе беспорядок и перепутаны все дорожные знаки. Поможем им навести порядок в городе?» Чтение письма.

Решают будут помогать жителям Знакограда или нет.

Словесный

Дети соглашаются помочь

«Ребята, на чем можно быстрее добраться до города? Посмотрите  на картинки (поезд, велосипед, самолет, автомобиль, трактор) и  решите, на каком транспорте мы быстрее доберемся».  

Выбрать картинку самого быстрого транспорта

Словесный

Наглядный

Дети рассматривают картинки и выбирают  самолет

«Я буду читать стихотворение про самолет, и показывать движения, а вы повторяйте за мной».

        

Словесный

Практический

Дети выполняют движения под текст стихотворения

«Вот и добрались мы до города, Знакограда! Обратите внимание, какой здесь беспорядок: знаки порваны пополам, возьмите половинку знака, посмотрите на нее и найдите свою пару, соедините знаки».

Инструкция : разбиться на пары и соединить знаки

Словесный

Наглядный

Дети соединяют знаки между собой, находят пару.

«Ребята, посмотрите на плакаты, на этом плакате - запрещающие знаки. Какой они формы? Что они запрещают? (въезд запрещен, движение пешеходов запрещено, движение велосипедов запрещено). На этом - информационно- указательные. Для чего они нужны? (пешеходный переход, автобусная остановка, парковка, пункт мед. помощи, телефон ,ресторан). На этом- предупреждающие. Они предупреждают об опасности. А какой они формы? (осторожно дети, дорожные работа, пешеходный переход ,железнодорожный переезд, светофорное регулирование). Посмотрите свой знак и подойдите к тому плакату, где изображен ваш знак, назовите его».

Показ плакат с изображением знаков, сравнение их между собой

Словесный

Наглядный

Дети подходят к плакату, где изображен их знак, называют его, отвечают на вопросы.

«Давайте ребята поиграем в игру «Три чудесных огонька».

Когда я покажу зеленый флажок - вы шагаете в рассыпную, желтый-маршируете на месте, а  красный - стоите.

Словесный

Дети выполняют движения в соответствии с цветом флажка  под музыку В. Шаинского «Если с другом вышел в путь..»

«Ребята, обратите внимание кто к нам пришел в гости. Это жители города Знакограда. Посмотрите на их жилетки, и что на них изображено, назовите знаки, которые вы узнали ».

Словесный

Наглядный

Дети слушают стихотворение. Называют знаки, которые они запомнили.

Материалы и оборудование.

1. Стимульный материал:

– письмо
- большое игровое поле с изображением пешеходных переходов, перекрестков, разорванные картинки дорожных знаков

2. Материалы для деятельности детей:

Материалы для представления заданий и результатов деятельности:

- демонстрационный материал по теме «Транспорт» (поезд, автомобиль, велосипед, самолет, трактор)

Материалы для преобразования и  трансформации

- разрезные картинки дорожных знаков

Материальные средства для деятельности детей:

– плакаты с дорожными знаками

- жилеты с изображением дорожных  знаков

3. Дидактический материал:

– наглядные (условно-символические): цветные флажки

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

 – магнитофон

- аудиозапись (В.Шаинский «Если с другом вышел в путь»)

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Воспитатель показывает детям письмо, объясняет, что оно получено из города Знакограда. Читает его и предлагает детям оказать помощь его жителям.

Дети слушают текст письма и решают помочь жителям города Знакограда

Содержательно-деятельностный

Воспитатель предлагает рассмотреть картинки транспорта (поезд, автомобиль, самолет, пешеход, велосипед) и предлагает детям выбрать самый быстрый вид транспорта.

Воспитатель предлагает детям выполнить движения согласно тексту стихотворения. Воспитатель предлагает детям рассмотреть игровое поле и обращает внимание детей на беспорядок, порванные знаки. Затем предлагает помочь жителям города.

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять половинку разорванного знака и найти себе пару и починить его.

Воспитатель обращает внимание детей на плакаты. Объясняет детям, что знаки делятся на группы (информационно-указательные,  предупреждающие, запрещающие) и предлагает соотнести свой починенный знак со знаком на плакате и подойти к нему.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Три чудесных огонька»» объясняет правила.

Воспитатель обращает внимание на детей в жилетках с нагрудными знаками, и предлагает послушать их стихотворения

Дети рассматривают картинки, обсуждают и выбирают – самолет.

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Дети рассматривают игровое поле и соглашаются помочь жителям города.

Дети берут половинки знака и ищут свою пару и чинят знак.

Дети слушают объяснения воспитателя и подходят к своему плакату.

Дети играют в игру под музыку В. Шаинского «Если с другом вышел в путь»

Оценочно-рефлексивный

Воспитатель предлагает рассмотреть знаки на жилетах детей подготовительной группы и назвать знаки, которые они запомнили

Дети называют знаки.

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– создание проблемной ситуации: письмо

Текст письма: « Дорогие ребята, мы – жители Знакограда- обращаемся к вам. Жили мы дружно, но пришло в наш город злое чудовище. Оно перепутало все дорожные знаки, испортило и заколдовало все светофоры. И сейчас в нашем городе полная неразбериха, что может привести к печальным последствиям. Поэтому просим у вас помощи. С уважением, все жители Знакограда».

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные:

Текст физ.минутки «Самолет»:
Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился: ж-ж-ж!

К облакам поднялись,

Шасси убрались.

Вот лес, мы тут

Приготовим парашют.

Толчок, прыжок, летим, дружок?

Парашюты все раскрылись,

Дети мягко приземлились.

Стихотворение детей подготовительной группы:

Мы рады, очень рады,

Что вы спасли нас всех.

И в город наш вернули

Веселье и успех.

Свой город Знакоград

Мы будем охранять.

Все правила дорожные

Мы будем выполнять

 Наглядные: демонстрация картинок

Описание: http://ds88s.ru/d/853663/d/31206057.jpg

– практические (упражнение)

Физминутка

Текст

Движения

Мы рады, очень рады,

Что вы спасли нас всех.

И в город наш вернули

Веселье и успех.

Вращение рук, согнутых в локтях, перед грудью.

Поочередное сгибание ног, согнутых в коленях. Руки на поясе.

Свой город Знакоград

Мы будем охранять.

Расставив руки в стороны, покачиваясь, изобразить крылья самолета.

Все правила дорожные

Мы будем выполнять

Развести руки над головой в стороны, изображая раскрытие парашюта, затем плавные приседания.

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

  1. Методы контроля и самоконтроля:

– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом),

– рефлексия деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое тематическое планирование по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) для старшей группы.

Годовое перспективное планирование по основам безопасной жизнедеятельности старшего дошкольного возраста....

Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе»

Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи:Формировать  представление...

Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе»

Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:дать представления об опасных для человека ...

Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе» 2020-2021 учебный год

Цель: Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Задачи:Формировать  представление...

Календарно-тематическое планирование «Формирование основ безопасности жизнедеятельности в подготовительной группе» 2021-2022 учебный год

Цель:Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:дать представления об опасных для человека ...