Главные вкладки

    Творческий отчет по проблеме: «Использование дидактических игр и проблемных ситуаций в ознакомлении старших дошкольников с правилами безопасности жизнедеятельности».
    методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

    Постнова Наталья Борисовна

                                      Творческий отчет по проблеме:

    «Использование дидактических игр и проблемных ситуаций в ознакомлении старших дошкольников с правилами безопасности жизнедеятельности».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskiy_otchet_po_probleme.docx23.78 КБ

    Предварительный просмотр:

                                      Творческий отчет по проблеме:

    «Использование дидактических игр и проблемных ситуаций в ознакомлении старших дошкольников с правилами безопасности жизнедеятельности».

    Дошкольный возраст-оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.

    Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными,  безинициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила по технике безопасности.

    Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

    Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а  умение правильно вести себя в различных ситуациях. Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

    Для того чтобы понять, что именно знают, думают, чувствуют, я использовала различные дидактические игры. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

    Дидактические игры  дифференцированы на шесть основных направлений:

    1 «Ребенок и другие люди»

    2 «Ребенок и природа»

    3 «Ребенок дома»

    4 «Здоровье ребенка»

    5 «Эмоциональное благополучие ребенка»

    6 «Ребенок на улицах города»

    1. «Ребенок и другие люди».

    Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в  общении с другими людьми. Необходимо разъяснить детям ,что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает как их зовут, и действует якобы от их имени.

    Целесообразно разыграть разные ситуации; ребенок один дома; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми.

    В игровой тренинг предлагаю включить следующие игры:

    1 «Профессия-пожарный»- закреплять умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки.

    2 «Опасные ситуации»- научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как вести себя, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его  с обычными детскими капризами.

    3 «Разложи картинки по порядку» - в этом разделе также можно использовать игру-задание, составь план – карту от дома до детского сада, отметь опасные места красными кружочками.

    II. «Ребенок дома»

    Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности, делятся на 3 группы:

    • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы).

    Предметы с которыми в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож).

    • предметы, которые взрослые должны хранить в не доступном для детей месте(бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

    Ребенок должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, прикасаться к включенным электроприборам.

    В своей работе я использовала следующие игры:

    1 «Уютный домик» - эта игра поможет ребенку ответить на многие вопросы:

    -почему нужно убирать в доме?

    -какие опасные острые предметы вы знаете?

    -чем опасны электроприборы?

    -когда лекарства и предметы бытовой химии могут стать опасными?

    -что сделать чтобы этого не произошло?

    2 «Безопасность в доме»- помочь ребенку запомнить простые правила поведения в доме вне дома (подъезд, лифт)

    3 «Опасно - безопасно»- учить ориентироваться в окружающем мире.

    4 «Альбом «Службы01,02,03,04», «Спичка-невеличка»

    5 «Предметы-источники пожара»- закреплять знания об обращении с бытовыми приборами»

    III.   «Ребенок и природа», «Здоровье ребенка»- эти два раздела можно объединить в одну группу.

    Следует познакомить ребенка с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснить, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Ухудшение экологической ситуации представляет угрозу здоровью человека. Для закрепления полезно использовать игры- классификации:

    1 «Съедобное - несъедобное» (грибы, ягоды)

    2 «С какого дерева детки»

    3 «Лекарственные растения» -закрепление знаний о растениях-помощниках.

    4 «Растения леса, луга»

    5 «Дикие и домашние животные»

    6 «Экологическая тропинка» - закрепление правил поведения в природе, знакомство с значками – символами.

    7 «Азбука здоровья в картинках» - закрепление правил гигиены.

    8 «Что сначала ,что потом» -закрепление режима ребенка в разное время суток, время года.

    9 «Время года» - как правильно одеться на улицу в разное время года.

    10 «Уроки Айболита» - как помочь больному.

    IV.    «Ребенок на улицах города».

    В этом разделе знакомлю детей с правилами поведения на улицах города, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего нужны тротуары, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, почему нельзя выходить на улицу без взрослых.

    Использую следующие игры:

    1 «Помоги Незнайке перейти дорогу»

    2 «Дорожные знаки»

    3 «Этикет для детей» (как вести себя в транспорте)

    4 «Расскажи о своем городе» (ориентировка в окружающем)

    5 «Красный, желтый, зеленый».

     V.    «Эмоциональное благополучие ребенка».

    Чувства определяют взаимоотношения с внешним миром. В этом мире не все подвластно нашим желаниям, а значит огорчения неизбежны. Но мы можем помочь нашим детям огорчаться реже, если научим их справляться со случайным потоком противоречивых чувств, вызываемых внешними событиями. Обратить внимание ребенка на его чувства поможет игра:

    1 « Домик настроений» - эта игра предполагает несколько вариантов:

    • «Угадай настроение» - разнообразие внешних признаков проявления эмоций, их отличие и сходства.
    • «Засели ребят»
    • «Угадай, кто живет за этой дверью».
    • «Покажи, какое настроение у тебя».

    2 «Порядок в твоем доме» - приучать детей содержать в порядке свое жилье и проявлять особую заботу о его красоте и чистоте.

    3 «Как принять гостей» - помочь детям понять, в чем состоит роль хозяина.

    4 «Что надеть в гости» - приучать детей следить за своим внешним видом.

    5 «Как выбрать подарок»- помочь понять, как можно порадовать друг друга.

    6 «Этикет. Как вести себя за столом»- способствовать освоению детьми основных правил этикета за столом.

    7 «Плохие - хорошие поступки» - закрепление правил поведения со сверстниками взрослыми.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе.

    В данной статье описана актуальность темы экологического воспитания дошкольников.Перечислены методы и приемы с помощью,которых можно эффективно и плодотворно проводить работу по ознакомлению старших д...

    Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с правилами этикета

    В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию,  которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из...

    Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе

    Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в ...

    " Для чего нам светофор". Консультация-презентация для педагогов ДОУ по ознакомлению старших дошкольников с правилами дорожного движения.

    Консультация содержит в себе игры на закрепление правил дорожного движения, художественную литературу по теме, конструирование из бумаги....

    Ознакомление старших дошкольников с правилами противопожарной безопасности

    Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, маленький человечек может столкнуться с экстремальной ситуацией - пожаром.  И здесь огромное значение будет иметь психо...

    Использование проблемных ситуаций для развития старших дошкольников

    Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: непосредственно-образовательная Тема: «Кто такие микробы?» Цель: Формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Задачи:...

    Презентация «Взаимодействие с родителями в процессе ознакомления младших дошкольников с основами безопасности жизнедеятельности»

    В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными прио...