Проект "Торопышка - пешеход"
проект по обж по теме

Старицина Вероника Михайловна

Проект "Торопышка - пешеход"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_toropyzhka-peshehod.docx65.64 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ г.Нижневартовска ДС № 52 №Самолётик»

Проект  по  ПДД   «Торопыжка  - пешеход»

для детей 4-5 лет

  Составила Старицина В.М.

г.Нижневартовск, 2017г.

Проект  по  ПДД  «Торопыжка  - пешеход» для детей 4-5 лет

                                       

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

Участники проекта:

  • дети 4-5 лет возраста,
  • родители воспитанников,
  • воспитатели старшей группы
  • старший воспитатель,
  • педагог психолог,
  • музыкальный руководитель,
  • инструктор по физическому воспитанию
  • инспектор ГИБДД

Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Вид проекта: досугово-познавательный.

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

  • обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
  • с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
  • выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Предполагаемый результат:

  • создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  • установление прочных связи с ГИБДД;
  • разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
  • разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

Сроки реализации проекта: сентябрь  - ноябрь 2017г.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машиной ведется тайная война, а главное ее поле — это автодорога. Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В городе Москве ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

  • незнание дошкольниками элементарных правил;
  • стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

  • обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
  • с помощью разнообразных методов и приемов оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
  • выработка системы воспитательно-образовательной работы.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:

  1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
  2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики)
  3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения (см. Приложение).

Проект реализуется по двум направлениям:

  1. совместная деятельность с детьми (см. Приложение).
  2. взаимодействие с родителями (см. Приложение).

Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков.

  1. Транспорт.
  2. .Улица.
  3. Движение транспорта и пешеходов.
  4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор.
  5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки.
  6. Правила поведения в транспорте.
  7. Велосипед, самокат.
  8. Загородная дорога.

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма (см. Приложение).

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

  • изготовление стендов с наглядной информацией;
  • заочные и очные консультации;
  • участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ;
  • тематические родительские собрания;
  • обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД;
  • семейные конкурсы;
  • анкетирование;
  • совместная детско-родительская досуговая деятельность.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • создание достаточных условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;
  • установление прочных связи с ГИБДД;
  • разработка и апробация перспективного плана работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;
  • разработка критериев оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

        

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника (см. Приложение) детей в рамках проведения проекта:

1. Уровень сформированности представлений

  • о транспортных средствах;
  • об улице (виды перекрестков);
  • о правилах перехода проезжей части.

2. Знание дорожных знаков:

  • предупреждающих;
  • запрещающих;
  • информационно-указательных;
  • знаков сервиса.

3. Уровень культуры поведения детей

  • на улице;
  • в транспорте.

4. Знание правил поведения на железной дороге.

Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу

(см. Приложение)

Приложение 1.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
  4. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  5. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  6. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
  7. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
  8. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  9. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  11. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  12. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  13. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  14. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
  15. Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
  16. Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. – Киев: МП сканер.


Приложение 2.

Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста:

1. Дидактические игры:

1.1. “Законы улиц и дорог”

1.2. “Час пик”

1.3. “Транспорт”

1.4. “Дорожные знаки”

1.5. “Знаки на дорогах”

1.6. “Светофор”

1.7. “Мы идем и едем”

1.8. “Ловкий пешеход”!

1.9. “Перекресток”

1.10. “Назови знак”

1.11. “Слушай-запоминай”

1.12. “Угадай, какой знак”

2. Домино “Дорожные знаки”

3. Коллекция дорожных знаков и машин.

4. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм “На улице”, “ГИБДД”, “Мы - водители”, “Юный инспектор”, Наш город”

5. Альбом “Автотранспорт”.

6. Альбом для рассматривания “Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками”

7. Игра “Автошкола”

8. Обучающие игры по правилам дорожного движения: “Поездка по городу” (“В парке”, “К снежным вершинам”, “Круговое движение”, “Едем через переезд”, “Знаки обязательного направления”, “День веселых развлечений”, “За городом”, “Горная дорога”, “Автомагистраль”).

9. Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

10. Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

11. Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12. Книжки-раскраски


Приложение

Сценарий развлекательно-познавательного «Торопышка – пешеход»

мероприятия

Предварительная работа: Стихи С.  Волкова» Про  правила  дорожного        движения», костюмы  детей: Торопыжка  и  Инспектор  Дорожного  движения, набор  дорожных  знаков, картина  дорожного  движения ,плакаты с правилами  дорожного  движения.

1 Ребёнок:

-Перед вами – Торопыжка, сорванец  и  шалунишка,

Он весёлый, озорной, непоседливый,  смешной!

Всем  хорош, но  вот  беда—он торопится  всегда!

Сидел  дома  Торопыжка и  смотрел  картинки  в  книжке.

Тут  вдруг  Машенька  звонит,Торопыжке  говорит:» меня  сегодня  праздник-мне исполнилось 6  лет,приглашаю  тебя  в  гости –к  нам  на  праздничный  обед!»

2 Ребёнок:

-Нарядился  Торопыжка, надел  новые  штанишки
и на  день  рожденья к  Маше, он  отправился  скорей, чтобы Машеньку поздравить самым  первым  из  друзей!

Вот на  улицу вприпрыжку выбегает  Торопыжка, по  асфальту шуршат  шины, едут  разные  машины!

(показ дорожного  движения с  машинами, игровое  поле)

Растерялся  Торопыжка, как  по  улице  пройти?

Пешеходы и  машины у   мальчишки  на  пути,

 Он торопится,спешит вдоль  по  улице  бежит.

А  вокруг  него  народ по  своим  делам  идёт!

Выходит  Ангелина  в  форме  инспектора движения (показывает  на  дорожное  поле):

-Тротуар для  пешеходов ,здесь  машинам  нету хода,

Чуть  повыше, чем  дорога-пешеходные  пути,

Чтобы все  по  тротуару без  забот  могли  идти.

Чтоб  машины  не  въезжали, пешеходов   не  пугали! (показывает знак «Движение запрещено»

2 Ребёнок:

-И  скорей по  тротуару Торопыжка побежал, на проезжую часть выбежал!

1 Ребёнок:

-Там ,где  движутся  машины,люди  не  должны  ходить,потому очень  просто  под  машину  угодить.И на  улице такое  место проезжей  частью  называется и  по  проезжей  части людям  ходить  запрещается!

(показывает  знак «Движение  пешеходов  запрещено»)Знак 3.10 Движение пешеходов запрещено/

2 Ребёнок:

-Дальше бежит  Торопыжка,много на  пути  его  машин!Может  стоит расспросить,где и  как улицу  переходить?

1 Ребёнок:

-Есть подземный  переход, он  тебя  переведёт!Видишь  этот  знак? Он  всем  говорит: «Чтоб в  беду  не  угодить,нужно  здесь  переходить!» (показ)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/32/Zeichen_355.svg/150px-Zeichen_355.svg.png

-Вот  обычный  переход, о  нему  идёт  народ. Здесь специальная разметка, зеброю зовётся  метко. Белые  полоски тут  через  улицу  ведут. Знак «Пешеходный  переход», где  на  зебре  пешеход ты  на  улице  найди и  по  ним переходи!

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/20/5.19-1_Russian_road_sign.svg/120px-5.19-1_Russian_road_sign.svg.png

2 Ребёнок:

-Я –примерный  пешеход! К  зебре подошёл и  жду, не  спеша вперёд  иду. Я  налево погляжу, если  нет  машин – иду. Полдороги  перейду – и  немного  подожду. Вправо посмотрю-нет  машин! Влево тоже- нет авто. И  иду вперёд,как  нормальный  пешеход! Если буду  я  бежать, то беды  недолго  ждать. Вдруг  споткнусь и  упаду –под  машину  попаду!А  машина  быстро  мчится, вмиг  ей  не  остановится!

1 Ребёнок:

-Самый  главный  знак  на  свете: посреди  дороги - дети! Взрослые  за  них  в  ответе! Чтоб  не плакал их  родитель-будь  внимателен  водитель! (показ знака)

Знак 1.22 Пешеходный переход

2 Ребёнок:

-Торопыжка дальше  побежалое дороге  светофор  он  увидал! (Показ)

1 Ребёнок:

-Чтобы возле  перекрёстка ты  дорогу  перешёл,все цвета у светофора нужно  помнить  хорошо:Загорелся,красный свет-пешеходам  хода  нет! (Показ) Жёлтый –значит  подожди!http://xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai/images/stories/theme_6/theme_06.01/tema06.01_im05.jpg А  зелёный  свет –иди!http://xn--80aaagl8ahknbd5b5e.xn--p1ai/images/stories/theme_6/theme_06.01/tema06.01_im03.jpg

2 Ребёнок:

-Торопыжка на Машин  день  рожденья всё-таки  успел,без  него  никто  именинный  торт не  ел!Вежливо  поздравил   Машу  и  подарок  не  забыл!

1 Ребёнок:

-Да,сегодня, Торопыжка, много  нового  узнал! Про  дороги,  перекрёсток,  знаки  и  светофор!И  потом на  дне   рожденья Торопыжка не  молчал!Он  про  правила  движенья всем  ребятам  рассказал!

Вместе:

-Чтобы  правила  движения все  детишки  знали и  на  улице они-  все  их  выполняли!