Целевая экскурсия к светофору.
план-конспект занятия по обж (средняя группа) на тему

Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах и умение действовать в  соответствии с ним,  уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения пешехода,  систематизировать знания о видах транспорта, дорожных знаках, прививать культуру поведения по отношению к пешеходам и к водителям транспорта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevaya_ekskursiya_k_svetoforu.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая экскурсия к светофору

Программное содержание:

Социально-коммуникативное и познавательное развитие: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах и умение действовать в  соответствии с ним,  уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения пешехода,  систематизировать знания о видах транспорта, дорожных знаках, прививать культуру поведения по отношению к пешеходам и к водителям транспорта. Расширить представления о профессиональных занятиях взрослых через знакомство с профессией водителя. Систематизировать представления детей о правилах поведения  в общественных местах и на улице. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться знаниями ПДД в повседневной жизни.

Речевое развитие: обогатить словарь детей словами «светофор», «проезжая часть», «одностороннее и двухстороннее движение», «тротуар», «пешеходный переход». Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, используя полученные знания. Воспитывать умение терпеливо слушать высказывания товарищей, не перебивая их, соблюдая дисциплину.

Физическое развитие: продолжать учить детей  ходить парами, соблюдая необходимые интервалы, развивать выносливость и двигательную активность.

Предварительная работа: 

  • Наблюдение за улицей. Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару.
  • Демонстрационная модель «Улица города». Цель: уточнить и закрепить знание детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, различных видах транспортных средств.
  • Сюжетно-ролевая игра «Шоферы». Цель: развивать социальное отношение играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых, способствовать формированию дружеских отношений.
  • Чтение художественной литературы «Школа пешехода» Михаил Кривич, «Волшебный мяч» Т.А.Шарыгина, Г. Ладонщиков «Светофор», М. Ильин «Машины на нашей улице»,  А.Дорохов «Зеленый, желтый, красный».

Оборудование: флажки красного цвета.

Ход экскурсии:

Дети вместе с воспитателем идут парами, взявшись за руки к светофору.

Воспитатель: Дети, мы сегодня с вами пойдем на экскурсию к светофору, с нами вместе отправятся в дорогу неразлучные друзья -  кот Котофот и собака Флик, они помогут нам разобраться в правилах дорожного движения.  Но прежде чем отправится в путь, давайте с вами  вспомним, как нужно правильно ходить по улице? (ответы детей).

Флик:

-Я знаю, что здесь сложного. Надо весело бежать, громко кричать, не обращать ни на кого внимания.

Воспитатель:

-Ребята, правильно ответил Флик? (ответы детей)

Кот Котофот:

-Не слушайте его ребята, такая ходьба приведет к беде. Идти надо спокойным шагом, не перебегать улицу, быть  внимательным, не бегать и не вести беседы друг с другом.

Воспитатель:

-Молодец, кот Котофот, именно так надо двигаться по улице.

Воспитатель: 

-Посмотрите, как много домов на улице. Все они разные: в одних домах живут люди (показывает жилые дома). В других люди работают: это магазины, школы, разные организации. Ребята, отгадайте загадку:

Маленькие домики

По улице бегут.

Мальчиков и девочек

Домики везут.

(Автомобили).

Воспитатель обращает внимание на транспорт.

Воспитатель: 

-Какие машины вы видите на дороге? (ответы детей – грузовые и легковые).

Воспитатель: 

-Как называется часть улицы, где едут машины?

Флик:

-Я знаю, часть улицы, по которой едут машины, называется машинной.

Воспитатель:

-Ребята, правильно ответил Флик? Давайте обратимся за помощью к коту Котофоту.

Кот Котофот:

-Обратите внимание, часть дороги, по которой едут машины, называется проезжей частью. Если машины едут в одну сторону, такое движение называется односторонним. А если в другую сторону. Как вы думаете? (ответы детей – двухсторонним).

Воспитатель: Чтобы не было столкновений транспорта, проезжая часть бывает разделена белой линией.

Воспитатель: 

-Почему машины на дороге не мешают друг другу? (ответы детей – водители машин соблюдают правила дорожного движения)

Воспитатель:

-Дети, скажите, как называют людей, идущих по улице? (ответы детей – пешеходы).

Воспитатель: 

-Мы с вами  тоже идем по улице. Значит мы тоже пешеходы.  Где двигаются пешеходы? (по тротуару).

Воспитатель:

-По какой стороне тротуара мы с вами идем? (по правой). Флик обрати внимание, что пешеходы должны идти по тротуару по правой стороне, чтобы не сталкиваться друг с другом.

Дети с педагогом идут дальше и останавливаются около знака «пешеходный переход».

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите на светофор. Кто знает, что такое светофор? (ответы детей). 

Флик: 

-Я знаю! Это такая красивая штучка, в которой  зажигаются цветные огоньки, захотели красный зажгли, потом зеленый или еще какой-нибудь.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, правильно ответил Флик? (ответы детей).

Воспитатель:

-Светофор – это такой прибор, который необходим для регулирования движения пешеходов и транспорта. А вы знаете, как появились первые светофоры? Об этом нам расскажет кот Котофот, он специалист по этому вопросу.

Кот Котофот:

-Ребята, слушайте внимательно, я помогу ответить на этот вопрос. Это произошло очень давно, тогда, когда не было ещё даже автомобилей. По дорогам ездили запряженные лошадьми повозки и кареты. И уже тогда случались аварии. Пешеходы ходили, где им вздумается, ведь и правил дорожного движения ещё не было. Появилась необходимость навести на улицах и дорогах порядок, чтобы не было аварий, и жизнь пешеходов не подвергалась опасности. Вот тогда-то и придумали первый светофор. Был он очень простым в виде диска с двумя цветами – красным и зелёным, и стрелкой. Управлял светофором человек, он просто передвигал стрелку с одного цвета на другой, и участники дорожного движения знали двигаться им или стоять на месте.

Но светофор с двумя цветами оказался не удобным, т.к. люди не успевали понять в какой момент им уже можно начинать движение. Часто возникала путаница. Тогда появился светофор с тремя цветами. Третий цвет – жёлтый, стал промежуточным, он обозначал – «приготовиться к движению». Такой светофор стоял на «ножке», то есть на стойке. Чтобы он работал, также нужен был человек, который при помощи цепей поднимал диск то с красным, то с жёлтым, то с зелёным цветом.

Воспитатель:

-Спасибо, кот Котофот, теперь ребята будут знать, как возникли первые светофоры. Ребята, а знаете ли вы, что означают сигналы светофора? (ответы детей).

Воспитатель:

Если свет зажегся красный, Значит – двигаться опасно,

Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье. Жди сигнала для движенья.

Воспитатель: Посмотрите, люди спокойно переходят дорогу, потому что горит зеленый свет.

Дети наблюдают

Воспитатель:

- Проезжую часть улицы можно переходить только в специальных местах, которые называются переходами.

- Посмотрите, дети, на дороге нарисованы широкие белые полоски – это пешеходная дорожка. По ней и нужно переходить дорогу. И здесь тоже висит дорожный знак «пешеходный переход». Вот он. Посмотрите. Значит здесь можно переходить дорогу.

Дети, обратите внимание на светофоры, их несколько. Светофоры стоят по обе стороны дороги, они запрещают или разрешают ее переходить. Эта улица большая, широкая. Поэтому, переходя ее не  надо спешить, надо внимательно смотреть на светофор. И только когда загорится зеленый свет можно продолжать путь.

Воспитатель: 

-Ребята, обратите внимание, что светофоры бывают не только для людей, но и для машин.

Воспитатель: 

-Дети давайте понаблюдаем за работой светофора для машин (обратить внимание  детей на светофор для машин).  

 Кот Котофот:

 -Светофор регулирует движение машин и пешеходов. С одной стороны на светофоре для пешеходов зажигается зеленый свет, а с другой для транспорта  - красный.  Пешеходы переходят улицу, а машины останавливаются. Желтый свет зажигается одновременно со всех сторон. Четко работает светофор. Один сигнал сменяется другим. Все подчиняются ему. Поэтому на проезжей части порядок.

Воспитатель: Дети, скажите, что может случиться, если не будет работать светофор? (ответы детей).

Кот Котофот:

-Дети, на больших перекрестках, где нет светофоров, управляет движением инспектор ДПС, который с помощью своего жезла регулирует   движение машин.  

Воспитатель: Понравилась вам экскурсия. Что вы нового узнали? Что вам запомнилось? (ответы детей)

Кот Котофот: 

-Ребята, я хочу проверить вас и своего друга Флика, как вы усвоили новые знания:

-Как называется прибор необходимый для регулирования движений пешеходов и транспорта?

-Назовите сигналы светофора.

-Скажите, на какой свет машины едут, а на какой стоят?

- Какой знак светофора разрешает движение для пешеходов, а какой запрещает?

-Кто может регулировать движение кроме светофора?

-Как называется специальный знак, который обозначает место перехода улицы? (пешеходный переход).

Воспитатель: Молодцы, мы справились с заданиями кота Котофота. Флик, ты теперь знаешь, что такое светофор, его сигналы, как надо переходить улицу?

Флик:

-Я теперь много усвоил и постараюсь никогда не нарушать правила дорожного движения.

Воспитатель:

-Я надеюсь, что вы сегодня много узнали,  будете правильно вести себя на дороге  соблюдать все правила дорожного движения. А сейчас мы с вами отправляемся назад в детский сад.