"Огонь - друг и враг человека"
план-конспект занятия по обж (средняя группа) на тему

Каримулина Валентина Николаевна

Непрерывная образовательная деятельность детей в средней группе по теме
«Огонь – друг и враг человека».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_-_drug_i_vrag_cheloveka.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме
«Огонь – друг и враг человека»

Авторы конспекта НОД: Каримулина Валентина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №5 г. Лесозаводска

Цель: закрепление знаний о пользе и вреде огня.

Задачи приоритетной образовательной области: закрепить понятие, что огонь бывает опасный. Дать понятие о пользе огня. Формировать понятие о том, какую опасность таят все спички. Формировать исследовательские навыки.

Задачи ОО в интеграции: развивать речевую активность, стремление рассуждать, делать выводы.
Воспитывать желание быть всегда осторожным с огнем.

Региональный компонент:

Целевые ориентиры: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок выражает свои мысли и желания, использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний; построение речевого высказывания. Ребенок может соблюдать правила безопасного поведения.

Предполагаемый результат: дети закрепили знания о пользе и вреде огня.

Предпосылки универсальных учебных действий: формирование умения выполнять по образцу.

Предварительная работа: чтение произведений «Кошкин дом»(С. Маршак), «Жил на свете слоненок»(Е. Циферова), «Как непослушная Хрюша едва не сгорела»(Т. Волынский). Устное народное творчество: потешки, пословицы о пожаре; правила «Загадки-предостерегалки». Экскурсия к стенду по ОБЖ. Просмотр мультфильма «Кошкин дом». НОД  по ИЗО «Веселый художник»; с/р игра «Мы пожарные»; инсценировка «Кошкин дом», дидактическая игра «Что нужно пожарным?». Встреча с пожарным инспектором (беседа) А.А. Гутым.

Словарная работа: друг, враг, бензин, газ, воздушный, легкий, горячий, спички.

Педагогические технологии: технологии исследовательской деятельности, ИКТ, личностно-ориентированная технология, игровая технология.

Оборудование для педагога: проектор, экран, компьютер, коробка спичек, костюм «Спичечный коробок», красный шар, буклеты по пожарной безопасности.

Оборудование для детей: круги (красный, желтый, синий) на каждого ребенка.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные задачи

Формы организации работы, методы, приемы

Целевые ориентиры (характеристики)

Предполагаемый результат

Формирование предпосылок УУД

Воспитатель:

Загадка: Шипит и злится, воды боится,
              С языком, а не лает,
              Без зубов, а кусает. (Огонь)

Речевая деятельность

Речевая задача: слушать, понимать, отгадывать.

Метод словесный. Прием загадывания загадки.

Дети отгадывают загадку.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные задачи

Формы организации работы, методы, приемы

Целевые ориентиры (характеристики)

Предполагаемый результат

Формирование предпосылок УУД

Воспитатель: Во многих предметах, которыми пользуются родители и другие взрослые, живет огонь. Какой бывает огонь?

Дети: Большой и маленький, полезный и опасный, горячий, легкий, воздушный, сильный.

Воспитатель: Для чего люди разводят огонь?

Дети: Чтобы греться, готовить еду, жечь мусор, жарить шашлыки.

Воспитатель: Когда огонь помогает человеку, он является кем?

Воспитатель: но бывает, что огонь перестает подчиняться и слушаться, и оборачивается настоящим бедствием – пожаром. В этом случае для человека огонь кем является?

Дети: врагом. Это опасный огонь.

Воспитатель: А что надо класть в огонь, чтобы он горел?

Дети: палки, ветки, дрова, уголь, траву, листья.

Речевая деятельность, познавательно-исследовательская деятельность.

Дать понятие о пользе огня.

Закрепить понятие, что огонь бывает опасный.

Игровые словесные вопросы, беседа

Ребенок обладает элементарными представлениями самосохранения

Воспитатель: Но не все горит в огне...

Игра «Что горит, что не горит» (с использованием ИКТ)

Познавательное развитие

Различать предметы по свойствам, делать выводы.

Игровой

Наглядный - ИКТ

Ребенок обладает элементарными представлениями о том, что горит, а что не горит.

Игра «Холодные – горячие предметы» Каждый ребенок получает по три круга разного цвета:

Красный – горячий предмет;

синий – холодный;

желтый – теплый.

Воспитатель называет различные предметы (снег, батарея, мороженое, руки, огонь, лед, грелка, печка, вода, солнышко, утюг, чай).  Дети должны показать соответствующие кружки.

Познавательное развитие.

Коммуникативный

Различать предметы по свойствам, делать выводы.

Игровой.

Использование раздаточного материала.

Фронтальный метод.

Ребенок обладает элементарными представлениями о свойствах предметов: горячий, холодный, теплый.

Воспитатель: Ребята, послушайте, мне кажется, что в группе кто-то пищит. Кто это? (Появляется персонаж «Спичечный коробок со спичками)

Дети: Спички.

Воспитатель: Что такое спички?

Дети: Деревянная палочка, а головка из серы.

Воспитатель: Ребята, спички что-то говорят (все прислушиваются). Спички говорят, что они хотят поиграть с нами. Спички предлагают, чтобы мы их зажигали, а они будут гореть. Всем будет тепло и весело. Хотите поиграть со спичками?

Дети: Да.

(Воспитатель зажигает спичку)

Воспитатель: Посмотрите, как спичка быстро вспыхивает, как красиво горит деревянная палочка, огонь такой яркий.

Ой, ребята, смотрите, огонь подкрадывается к моим пальцам, хочет меня обжечь! Огонь уже жжет мои пальцы! Ребята, помогите мне, что надо делать?

Дети: Подуть, бросить на пол.

Воспитатель: Спасите меня, скорее дуйте. (Дети задувают огонь.)

Ой, спасибо вам, ребята, я так испугалась! А вы?

Дети: Мы тоже испугались.

Воспитатель: А если бы я бросила горящую спичку на пол, чтобы было?

Дети: Загорелся бы ковер, мебель, занавески, одежда, мы с Вами.

Воспитатель: Да, правильно! Вот оказывается какая беда от маленькой спички. Как вы думаете, играть со спичками и зажигать их можно?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, вы же у нас умные дети, а умные дети придумывают себе умные игры.

ФИЗМИНУТКА

Мы в пожарных поиграем

Быстро шланги размотаем,

А теперь насос включаем.

Воду из реки качаем:

Влево – раз, вправо – два

Потекла ручьем вода.

Вот огонь мы погасили

И на место быстро сели.

Познавательная, Речевая

Коммуникативная

Формировать навыки осторожного обращения с огнем

Игровой, демонстрационный.

Использование персонажа.

Беседа.

Исследовательский.

Эксперимент

Физкультминутка

Ребенок обладает элементарными представлениями обращения с огнем.

Дидактическая игра «Найди четвертый лишний предмет, который может стать причиной пожара» (Стакан, зажигалка, ложка, одеяло; спичка, ведро, ранец, кукла.)

Речевой

Познавательный

Находить предмет, который может стать причиной пожара

Игровой

Исключают лишний предмет

Дидактическая игра «Найди четвертый лишний предмет, который не может стать причиной пожара» (Спички, свеча, зажигалка, подушка.)

Речевой

Познавательный

Находить предмет, который не может стать причиной пожара

Игровой

Исключают лишний предмет

Пословицы говорят дети:

- Спички не тронь – в спичках огонь.

- Человек без огня не живет ни дня.

- Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.

- Огонь – друг и враг человека

Речевой

Познавательный

Развивать речевую активность

Словесный

Правильно произносят слова, понимают их смысл.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Образовательные задачи

Формы организации работы, методы, приемы

Целевые ориентиры (характеристики)

Предполагаемый результат

Формирование предпосылок УУД

Воспитатель: А чтобы не было беды, надо хорошо знать правила. И сейчас мы все вместе повторим эти правила и отгадаем загадки. (Дети становятся в круг.)

Игра с красным шаром.

Воспитатель: Я буду начинать строку, а заканчивать ее должен тот ребенок, которому я передам шар.

- Спички нельзя…(брать).

- Газ нельзя…(зажигать).

- Утюг нельзя…(включать).

- В розетку пальцы нельзя…(вставлять).

1. Где с огнем беспечны люди,

    Там взовьется в небе шар.

    Там всегда грозить нам будет

    Злой…(пожар).

2. Кто захочет пошалить,

    Может все кругом…(спалить)

3. Он горючий, он летучий,

    Для машин необходим.

    Но опасным он бывает,

    И пожары вызывает.

    Называется…(бензин).

4. Дым столбом поднялся вдруг.

    Кто не выключил…(утюг?)

5. Раз, два,  три, четыре.
   У кого пожар в …(квартире)
6. Дым столбом поднялся вдруг.
   Кто не выключил …(утюг).

7. Красный отблеск побежал.
   Кто со спичками …(играл).

8. Стол и шкаф сгорели разом
   Кто сушил бельё над…(газом).
9. Пламя прыгнуло в листву.
   Кто у дома жег…(траву).

10.Выпал на пол уголек,
    Деревянный пол зажег.
    Не смотри. Не жди, не стой,
    А залей его… (водой).

11. Дым увидел – не зевай,

      И пожарных…(вызывай).

12. При пожаре, при пожаре

      Знает каждый гражданин,

      При пожаре, при пожаре

      Набирают…(01).

Воспитатель: Правила знай и соблюдай и буклеты получай. (Раздача буклетов о пожарной безопасности).

Речевая деятельность.

Речевая задача: слушать, понимать, отвечать.

Метод словесный, прием игровой.

Закрепили знания о пользе и вреде огня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по пожарной безопасности для средней группы«Огонь – друг или враг человека»

Проблема очевидна. Ведь часто причиной пожара является детская шалость. Цель  проекта: 1. В игровой форме закрепить знания детей о том, что с огнём играть опасно, довести до сознания мысль о т...

Занятие по ОБЖ в средней группе по теме «Огонь – друг и враг человека»

- познакомить детей с пожароопасными предметами;- формировать чувство опасности огня;- довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно;- познакомить с предмета...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Огонь- друг или враг человека» для детей старшей группы

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Огонь- друг или враг человека» для детей старшей группы...

Презентация "Огонь друг или враг человека"

Основы безопасности жизнедеятельности...

Педагогический проект по образовательной области "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"

Педагогический проект в подготовительной группе. Образовательная область "Безопасность". Тема проекта "Огонь - друг и враг человека"...

Сценарий развлечения «Огонь — друг и враг человека», для детей дошкольного возраста (2-7 л.)

Сценарий развлечения «Огонь — друг и враг человека»,для детей дошкольного возраста  (2-7 л.)...