Методическая разработка по пожарной безопасности для средней группы«Огонь – друг или враг человека»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

ЗайцеваОксанаАнатольевна

Проблема очевидна. Ведь часто причиной пожара является детская шалость.

Цель  проекта:

1. В игровой форме закрепить знания детей о том, что с огнём играть опасно, довести до сознания мысль о том, что пожароопасными предметами нельзя пользоваться самостоятельно.

2. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

3. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

4. Развивать память, сообразительность, находчивость.

5. Воспитывать у детей такие качества, как взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, умение прийти на помощь.

6. Развивать творческие способности и мышление детей.

7. Определить, когда огонь является нашим другом, а когда становится врагом.

Программное содержание:

Развивать способность анализировать загадки на основе сравнения двух предметов с общими внешними признаками, делать собственные умозаключения. Упражнять в использовании простых форм объяснительной речи. Закрепить знания об опасных предметах. Создавать условия, побуждающие к самостоятельным действиям. Воспитывать желание помочь другу  в затруднительной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_pozharnoy_bezopasnosti_detey.docx854.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Посмотрите,         люди,         вокруг:
Нам огонь —         повседневный         друг!
Но         когда  мы         небрежны         с         огнем,
Он становится нашим врагом.

Тема: «Огонь – друг или враг человека».

Проблема очевидна. Ведь часто причиной пожара является детская шалость.

Цель  проекта:

1. В игровой форме закрепить знания детей о том, что с огнём играть опасно, довести до сознания мысль о том, что пожароопасными предметами нельзя пользоваться самостоятельно.

2. Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.

3. Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.

4. Развивать память, сообразительность, находчивость.

5. Воспитывать у детей такие качества, как взаимопомощь, ответственность, доброжелательность, умение прийти на помощь.

6. Развивать творческие способности и мышление детей.

7. Определить, когда огонь является нашим другом, а когда становится врагом.

Программное содержание:

Развивать способность анализировать загадки на основе сравнения двух предметов с общими внешними признаками, делать собственные умозаключения. Упражнять в использовании простых форм объяснительной речи. Закрепить знания об опасных предметах. Создавать условия, побуждающие к самостоятельным действиям. Воспитывать желание помочь другу  в затруднительной ситуации.

Материал:        

Игрушечные персонажи лесных животных, домовёнок Кузя, кубики, предметные картинки (электроприборы, игрушки, посуда). Красный воздушный шар, платочек, косынка, шляпа, фартук, йод, медальки.

План занятия:

В детский сад в гости к ребятам пришёл домовёнок Кузя.

Он играет с коробком спичек. Воспитатель обращает на это внимание детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на Кузю, разве можно играть со спичками?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Только, похоже, Кузя ничего этого не знает, давайте ему расскажем.

(Воспитатель присаживает Кузю на стульчик)

Очень давно человек научился добывать огонь, с тех пор он служит человеку и помогает в его делах. Ребята, кто знает, как огонь помогает человеку?

(Ответы детей)

Когда огонь помогает человеку, он является другом, помощником.

Ребёнок рассказывает стихотворение.

Нам без доброго огня

Обойтись никак нельзя.

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гасит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Воспитатель: Но бывает, что огонь перестаёт подчиняться и слушаться, и оборачивается настоящим бедствием – пожаром. В этом случае огонь – враг.

Дети рассказывают стихотворения.

1 ребёнок:

Ростом спичка-невеличка,

Не смотрите, что мала.

Эта спичка-невеличка

Может сделать много зла.

2 ребёнок:

Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Всё ли выключил, проверь.

3 ребёнок:

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать.

4 ребёнок:

Если же большой огонь,

Дымом всё объято

Выбегать из дома вон

Надо всем, ребята.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас я хочу проверить, знаете ли вы, правила пожарной безопасности. Давайте поиграем в игру «Да и нет».

Игра называется «Да» и «нет».

Их я хочу услышать в ответ.

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,

И скажите мне: «Да» или «нет».

Всем ребятам нужно знать,

Что с огнём нельзя играть.

Это все ребята знают? (Да)

А с огнём они играют? (Нет)

Для ребят пожары - шутка? (Нет)

Все ли дети здесь послушны? (Да)

На печи кипит варенье.

Можно ли без разрешенья

Детям к печке подбегать,

Чтоб варенье помешать? (Нет)

Палит листья мальчик Тихон,

У костра он скачет лихо.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это? (Нет)

Под столом играет Света,

Зажигает она свечи.

Дети, дайте мне ответ,

Хорошо ли это? (Нет)

Вова спичками играет,

Мама это запрещает.

Дети, дайте мне ответ,

Прав наш Вова или? (Нет)

Непослушный мальчик

Вова спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают,

Маму Вова огорчает? (Да)

Вот свеча, горит огонь,

Ты огонь попробуй-тронь!

Дайте, дети, мне ответ,

Будет больно или нет? (Да)

Нам пожары не беда? (Нет)

Друга выручим всегда? (Да)

Врать не будем никогда? (Да)

Маму слушаем всегда? (Да)

Можно спичками играть? (Нет)

Детям свечи зажигать? (Нет)

Причиняет огонь зло? (Да)

А даёт огонь добро? (Да)

Ты труслив, когда беда? (Нет)

Силы жалко для труда? (Нет)

С огнём всегда ты осторожен? (Да)

Что ж, завершать игру мне можно? (Да).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отвечали. А сейчас давайте расскажем Кузе о тех предметах, которые есть в каждом доме, но без взрослых ими пользоваться нельзя. Эти предметы спрятались среди остальных. Попробуйте их отыскать по моим подсказкам – загадкам.

(На столе разложены карточки с различными предметами, среди которых есть «опасные»)

Он на кухне всем начальник.

Воду вскипятит нам … (Чайник)

Трудиться ей совсем не лень,

Еду готовит каждый день. (Кухонная плита)

Суп в ней варит нам бабуля,

На огне стоит … (Кастрюля)

Голова огнём пылает,

Тело тает и сгорает,

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу. (Свеча)

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь,

Он горячий, как огонь. (Утюг)

В коробке лежат сестрички,

Очень маленькие … (Спички)

Воспитатель: Умницы, ребята, и с этим заданием справились!

Спички, увы, не играют, как дети.

Вмиг разгорится опасный огонь.

Все те предметы, что мы изучили,

Без взрослых, ребёнок милый, не тронь!

А сейчас мы отдохнём и поиграем в игру «Топаем, хлопаем». (Ребята делятся на две команды).

Условие: если дети поступают правильно - вы хлопаете, а если неправильно – топаете. Начинаем.

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнём играть нельзя! (Хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть. (Топают)

Коля убежал за дом,

Там играет он с костром. (Топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает. (Хлопают)

Таня с Ниною играют,

На печи газ зажигают. (Топают)

Клим увидел: дом горит,

Мальчик «01» звонит. (Хлопают).

Воспитатель: Молодцы, ребята, всё знаете, а теперь отгадайте мои загадки..

 1. Попало наше тесто в горячее место,

Попало - не пропало, румяной булкой стало.

Какое это место? Куда попало тесто? (печь)

2. С огнем бороться мы должны,

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (пожарные)

3. Это тесный – тесный дом,

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер,

Может вспыхнуть как огонь (спички).

4. Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его… (водой)

Воспитатель: Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы проявили свою смекалку. В этом нам поможет игра «Красный шар».

(Все ребята встают в круг.  Воспитатель начинает стихотворную строку, а заканчивает её тот ребёнок, которому воспитатель передаёт воздушный шар красного цвета) .

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

И всегда грозить нам будет

Злой … пожар.

Раз, два, три, четыре,

У кого пожар в … квартире.

Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил … утюг?

Красный отблеск побежал –

Кто со спичками … играл?

Стол и шкаф сгорели разом-

Кто сушил бельё над … газом?

Пламя прыгнуло в листву-

Кто у дома жёг … траву?

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые … предметы.

Воспитатель: Все ребята молодцы, я горжусь вами.


Экспериментальная деятельность:

  1. Сначала мы узнали, как первобытные люди добывали огонь, как называется камень, при помощи которого можно его добыть.
  2. Чтобы проверить достоверность этого, мы терли ладошку о ладошку, а потом прикладывали к лицу, почувствовав тепло.
  3. Далее нам предстояло выполнить опыты, которые доказывали, что человек полностью подчинил себе огонь.
  4. Выполняя первый опыт, нам предстояло выяснить, какие предметы могут гореть, а какие – нет; при этом мы должны были научиться правилам техники безопасности.
  5. Мы взяли металлический поднос, миску для воды,  железный пинцет, свечку, кусочек дерева, бумаги, железо, ткань, 3 коробочки. Каждый предмет мы подносили к огню. Выяснили, что бумага, вата, ткань быстро загораются. Дерево загорается медленнее, но тоже сгорает полностью. Затем поднесла к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит). Значит, металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься).
  6. Далее мы выяснили, чем можно тушить огонь. Мы тушили водой,  а также песком. Огонь гас. Мы обратили внимание, что тушить огонь можно и землей из цветочных горшков. Значит, огонь можно тушить материалами, которые не горят.
  7. Следующий опыт. Накрою сверху пламя свечи пустой стеклянной баночкой. Огонь потух. Накрыли тканью, огонь погас. Значит, огонь гаснет, если нет воздуха. Удивительно, но огонь дышит!

Результаты занятия в детском саду по правилам пожарной безопасности:

После завершения проекта мы провели повторное анкетирование ребят и выяснили, что все ребята из нашей группы знают правила пользования огнем и не допустят, чтобы огонь стал их врагом. Закреплением нашего проекта стала коллективная поделка. Чтобы ее сделать мы использовали: бисер, крупу и сахар.

За отличное знание правил пожарной безопасности мы были удостоены высшей оценки. Наша группа заняла первое место на районном конкурсе поделок по пожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект совместной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе....

Сценарий развлечения по пожарной безопасности в средней группе «Огонь наш друг и враг!»

Цель совместной деятельности воспитателя с воспитанниками:Формирование знаний об огне, создание радостного настроения.Задачи:Познание:Знакомить детей с огнем и его свойствами;Развивать любознательност...

Конспект занятия по пожарной безопасности в средней группе « Огонь – друг, огонь – вода»

Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек, научился управлять огнём.Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём. Знать ...

Сценарий развлечения по пожарной безопасности в подготовительной группе "Огонь наш друг и враг!"

Цель: формирование знаний об огне, создание радостного настроения....

Конспект занятия по пожарной безопасности в средней группе «Огонь добрый - огонь злой»

Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости соблюдения правил пожарной безопасности....