Консультация для педагогов на тему "Зацепинг"
консультация по обж на тему
В консультации по актуальному вопросу "Зацепинг" рассмотрены вопросы: история возникновения "зацепинга", современное состояние, наиболее частые причины несчастных случаев, методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 786.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления №108» г. Саратова
Консультация для педагогов
На тему: «Зацепинг»
Подготовил:
Воспитатель Русакова В.А.
Саратов, 2017 г.
Проезд снаружи поездов (также используются термины «трейнсёрфинг» (от англ. train — поезд и surfing — сёрфинг, «езда вдоль поверхности»), «трейнхоппинг» («трейнхоп») (от англ. train hop — запрыгивание на поезд) или «зацепинг») — способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах и иных рельсовых транспортных средствах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на крышах, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Люди, практикующие данный способ проезда, именуются «трейнсёрферами», «трейнхопперами» или «зацеперами». Для проезда снаружи грузовых поездов также используется термин «фрейтхоп» (англ. freight — грузовой).
Практика такого передвижения возникла с момента появления рельсового транспорта и была широко распространена в первой половине XX века, однако на многих железных дорогах в той или иной мере сохранилась и в настоящее время.
История зацепинга
Явление проезда пассажиров снаружи транспортных средств существовало задолго до появления первых железных дорог.
С момента появления первых рельсовых транспортных средств на конной, а впоследствии и на паровой тяге, практика наружной езды на них была перенята у дорожных повозок. На ряде первых железных дорог вагоны и локомотивы нередко были полностью открытыми, а крытые пассажирские вагоны по внешнему виду были схожи с каретами и имели подножки и торцевые сиденья с внешней стороны, поэтому проезд как пассажиров, так и железнодорожников с внешней стороны поездов на подножках, крышах и в вагонах открытого типа был обычным явлением. Ряд пассажирских вагонов также предусматривал наличие с внешней стороны сидячих пассажирских мест — существовали как открытые пассажирские вагоны с бортами, так и крытые вагоны с площадками и сиденьями на крыше («империалами»).
Со временем, начиная со второй половины XIX века, по мере увеличения размеров и скоростей поездов, практически все пассажирские вагоны стали выпускаться полностью крытыми и оборудоваться дверьми и другими элементами пассивной безопасности для предотвращения выпадения пассажиров из поезда, а пассажирские места начали размещаться исключительно внутри вагонов. Позднее аналогичные меры начали вводиться и на трамвайных линиях.
Кондукторам зачастую предписывалось следить за пассажирами во избежание осуществления проезда вне вагона с их стороны.
В Европе в первой половине XX века в ряде регионов население нередко путешествовало снаружи поездов ввиду массового голода и напряжённой политической ситуации в Европе — в частности, в РСФСР и СССР явление получило распространение в период массового голода в начале 20-х и 30-х годов XX века. Людей, проезжавших снаружи товарных поездов в целях приобретения продовольствия для своего потребления или с целью перепродажи, называли мешочниками и к ним применялись жесткие санкции.
В период первой и второй мировых войн она часто была вынужденной мерой при транспортировке солдат и беженцев, поскольку даже использование крытых грузовых вагонов для перевозки людей (теплушек) наряду с пассажирскими зачастую не позволяло осуществлять достаточно быстрый переброс войск или эвакуацию населения, поэтому не поместившиеся внутри ехали на крышах и подножках поездов, а также в открытых грузовых вагонах.
Кроме того, в первой половине XX века представители железнодорожников, бывало, ехали снаружи на локомотиве во время торжественных мероприятий, таких как железнодорожные праздники, открытие новых линий или возвращение поездов с солдатами с фронта.
Как способ свободного путешествия либо вынужденного проезда при переполненности вагона проезд снаружи поездов практиковался и ранее, как хобби он начал зарождаться лишь во второй половине XX века. К этому времени в ряде городов подростки нередко практиковали езду на буферах и сцепках трамваев.
В СССР развитию этого явления на пригородных поездах способствовала произошедшая в 1980-х исключение проводников, ездивших в задних кабинах электро- и дизель-поездов, из состава поездной бригады, а также нестабильная ситуация в России и ряде постсоветских стран в эпоху 90-х.
Современное состояние
С началом развития проезда снаружи поездов в качестве хобби и особенно массовым распространением средств коммуникации, по всему миру стала широко распространённой практика общения и возникновения объединений трейнсёрферов как в реальной жизни, так и в Интернете.
Широко распространена практика фото- и видеосъёмки поездок с последующим выкладыванием в Интернет. В субкультуре существует сленг, состоящий преимущественно из жаргона железнодорожников и любителей транспорта.
Периодически на железных дорогах мира происходят случаи гибели или серьёзного травмирования людей, осуществляющих проезд снаружи поездов, включая как случаи производственного травматизма составителей, кондукторов и других железнодорожников, осуществляющих проезд снаружи, так и случаи непроизводственного травматизма пассажиров.
Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:
- Потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне.
- Поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам.
- Столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше.
- Падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов.
- Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.
Как правило, при проезде снаружи поездов травмируются или погибают дети и несовершеннолетние подростки ввиду отсутствия понимания всех опасностей и особенностей устройства подвижного состава. Кроме того, среди трейнсёрферов нередко встречаются любители риска и острых ощущений, которые в целях получения адреналина или выполнения рискованных трюков пренебрегают осторожностью при поездке или даже идут на заведомо опасные действия (например, дотрагиваются до электрооборудования, не имея специальной диэлектрической одежды), что приводит к несчастным случаям.
В силу противоречий и сложности подросткового возраста в целом, внутренних и внешних условий развития подростков, могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления. Они, в свою очередь, создают объективные предпосылки для возникновения и проявления девиантного поведения у подростков.
Общение подростков со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. При этом для подростка важны не только контакты, но и признание сверстниками.
Для очень большого числа девиантных подростков ценностные ориентации и моральные принципы, проповедуемые референтной группой, являются личностно значимыми, а нормы поведения, принятые в ней, более привлекательны, чем те, которые установлены в семье и школе.
Среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость.
Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).
Роскомнадзор начал блокировать группы и сообщества в соцсетях, посвященные экстремальному развлечению — зацепингу. Ранее в Роспотребнадзоре пришли к выводу, что деятельность подобных групп направлена на причинение вреда здоровью и является одной из форм суицида. Такая формулировка дает основание признать контент зацеперских сообществ противозаконным и начать блокировку ресурсов с соответствующим контентом.
Перед педагогами с целью профилактики стоят три специфические задачи:
- Педагогическое просвещение родителей в отношении особенностей подросткового возраста;
- Определённое замещение родителей в тех случаях, когда они не хотят и не могут занять необходимую для развития подростка позицию;
- Защита несовершеннолетнего от жестокости и равнодушия мира взрослых.
Методы профилактики экстремального поведения несовершеннолетних
Педагогам ДОУ необходимо:
- осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодёжи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового досуга);
- организовывать беседы со старшими дошкольниками с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;
- в образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкреплённые эмпирическими данными;
- разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечению несовершеннолетних в социально значимые проекты.
Родителям необходимо:
- вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
- обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
- предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
- обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.
Использованы интернет-ресурсы:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Проезд_снаружи_поездов
- https://dmous1.edumsko.ru/uploads/2000/1566/section/91101/ZhD_transport/2017/Znaniya_cenoyu_v_zhizn__na_zhd_transporte.pdf?1485545986323
- http://www.ligazakon.ru/main/18889-zaceping-priravnyali-k-samoubiystvu.html
- http://86licei-nv.edusite.ru/DswMedia/metodicheskierekomendaciipoprofilaktikezacepingasredinesovershennoletnix.pdf
- http://www.aif.ru/society/education/1189570
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....