Авторская программа "ОБЖ для малышей" (средняя группа)
рабочая программа по обж (средняя группа) на тему

Малышева Лариса Евгеньевна

В ходе работы дети усваивают первоначальные знания безопасного поведения, у детей развиваются способности к предвидению возможной опасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_srednyaya_gr.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития детей – детский сад №18 "Родничок»

Авторская программа

«Основы безопасности жизнедеятельности

для малышей»

(средняя группа)

Малышевой Ларисы Евгеньевны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребёнок появляется на свет, а мама и папа днём и ночью заботятся о его благополучии. Малыш подрастает и становится самостоятельнее год от года. И вот он идёт в детский сад, оставляя родителей, бабушек и дедушек за воротами. Это очередной уровень свободы, и значит – пришла пора познакомиться с новыми правилами безопасной жизни и вспомнить уже известные. С рождения мы учим ребёнка избегать опасных объектов и ситуаций, а к моменту поступления в дошкольное учреждение эти правила формируются в отдельную дисциплину. Ребёнок эффективно усваивает знания, если они даются в определённой системе.

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. В условиях социально-экономической и политической нестабильности ответственность за организацию жизнедеятельности детей ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна сделать педагогический процесс в ДОУ безопасным. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка - каждая среда диктует совершенно различные способы поведения соответственно меры предосторожности. По этому возникла необходимость научить ребенка - дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Задачи:

  • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения;
  • научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно - неопасно»;
  • научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно» и т.п.;
  • сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения;
  • применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников;
  • отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  • Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения;
  • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;
  • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • Не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
  • Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке;
  • Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил;
  • Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.

МЕТОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

 С ОСНОВАМИ БЕЗОПАСНОСТИ

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Сотрудничество с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Воспитательная среда. В группе должен быть комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

Пространственно - предметное окружение пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки.

Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ – подгрупповые

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ – 20 мин.

КОЛЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕДЕЛЮ – 1 занятие

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ.

  1. Как нужно вести себя с незнакомым человеком?
  2. Назови бытовые приборы, можно ли детям ими пользоваться?
  3. Что приводит к пожарам?
  4. Что означают номера «01», «02», «03»?
  5. Какие знаешь опасные предметы?
  6. Какие опасности ожидают  в  природе?
  7. Как называется часть улицы, по которой едут машины?
  8. Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?
  9. Кого называют пешеходом?
  10.  Почему нельзя играть на дороге?

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

Месяц

Тема

Программные задачи

Материал

сентябрь

Диагностика

Определить те знания и представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности.

Диагностический материал.

октябрь

«Что у меня внутри»

Уточнить и расширить представления о своем теле; формировать знания о том, для чего нужна каждая часть тела.

Плакат на тему «Части тела»

Игра «Едем в гости»

Уточнять знания о родственных связях. Воспитывать уважение к своим близким, культуру поведения в гостях, развивать речь.

Сюжетные картинки, фотографии

«Фрукты полезны взрослым и детям»

Уточнить знания детей о полезных продуктах, их значение

для здоровья и хорошего настроения.

Картинки с

фруктами

Беседа «Безопасность в доме»

Закрепить знания о правилах личной безопасности в доме.

Картинки с опасными предметами

Ноябрь

«Если дома ты один»

Тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья,  рассказывать о последствиях неосторожного обращения с ними.  

Сюжетные картинки, карточки с кружочками красного и зеленого цвета.

«О здоровой пище»

Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Картинки – продукты питания

Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Закреплять правила безопасного поведения дома.

Текст произведения «Торопливый ножик» Е. Пермяк

«Ребенок и его старшие приятели»

 Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию.

Декабрь

Игра «1,2,3 – опасность назови»

Закреплять знание опасных и безопасных предметов дома и в группе; развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода.

Мяч

«Кошки и собаки соседи наши».

Закреплять правила при общении детей при общении с собаками и кошками.

Игрушки кошка и собака, сюжетные картинки

Игровая ситуация «Достань игрушку (книгу) с полки»

Формировать умение находить безопасный выход из сложной ситуации. Систематизировать правила безопасного поведения.

Стул, игрушка, книга.

«Контакты с незнакомыми людьми на улице»

Рассмотреть и обсудить  с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя в таких ситуациях.

Сюжетные картинки

Январь

«Бережное отношение к живой природе»

Воспитывать у детей природоохранное поведение; развевать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

Сюжетные картинки

Игровые упражнения: «Вызываем скорую помощь, полицию»

Упражнять в умении детей пользоваться телефоном, познакомить детей с номером телефона «02», « 03», научить вызывать милицию и скорую помощь.

Телефон

Февраль

Опытно – исследовательская деятельность: «Опыты со снегом (качество талой воды)»

Закрепить знания детям о качестве талой воды.

Баночка со снегом

Творческая игра: « Магазин овощей и фруктов»

Закрепить название продуктов, их обобщающие понятия (молочные, хлебобулочные), воспитывать культуру общения и поведения в общественных местах.

Картинки молочных и хлебобулочных изделий.

   Игра «Как избежать неприятностей»

Развивать умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций во время пребывания на природе.

Сюжетные картинки, стихи

Беседа: «Поможем девочке найти бабушку».

Подвести детей к понятию, что нельзя без разрешения выходить из дома, из группы, с участка; разговаривать с незнакомыми людьми.

Сюжетные картинки

Март

Беседа: «Чистота и здоровье»

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Сюжетные картинки

Игра « Если случился пожар в квартире»

Расширить знания поведения при пожаре.

Плакат «Правила поведения при пожаре», телефон

Чтение «Незатушеный костер» Шорыгина Т.А.

Расширять знания об основных требованиях пожарной безопасности. Воспитывать чувства взаимопомощи, сопереживания.

Текст произведения

Рассматривание  семейных фотографий: «Ребенок и его семья»

Закрепить знания детей о его семь, имя родителей и т.д.

Сюжетные картинки

Апрель

Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье»

Формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья.

Сюжетные картинки

Беседа «Живая природа весной»

Воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки.

Сюжетные картинки

Дидактические, развивающие игры и упражнения: «Источники опасности». Я знаю что можно, что нельзя»

Закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, учить выбирать картинки предметов по описанию ситуации.

Картинки опасных предметов

Беседа: «Волк и семеро козлят»

Закрепить знания детей не открывать двери незнакомым людям; различать знакомые голоса.

Картинки к сказке «Семеро козлят»

май

Диагностика

Определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е результаты проведенной работы).

Диагностический материал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
  2. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
  3.  Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.
  4. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - № 7.
  5. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2012. – 128с.
  6. Пожарная безопасность для дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003»,  2008. – 96с.
  7. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозайка-Синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Столовый этикет для малышей". Средняя группа.

Материал представляет собой разработку проектной деятельности по теме "Столовый этикет для малышей" для средней группы дошкольного образовательного учреждения, включая перспективное планиров...

Консультация для родителей "Москва для малышей" средняя группа

Расширение кругозора родителей и детей, обогащение словаря детей, для развития семьи, как ячейки общества....

КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим) Тема: «Экономика для малышей» средняя группа «Березка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области "Познавательное развитие" (ознакомление с окружающим). Тема: "Экономика для малышей"....

Сценарий Новогоднего утренника «Капризная хлопушка в гостях у малышей» (средняя группа)

Создать праздничное настроение, атмосферу радости и приближение новогоднего чуда. Побуждать детей активно участвовать в песнях, играх, танцах. Развивать творческие и артистические спосо...

Консультация для родителей «Мы уже не малыши» (средняя группа)

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.    В ранн...

Сценарий на 8 Марта "Все подарки от души мамам дарят малыши"средняя группа 2023г

Сценарий на 8 Марта "Все подарки от души мамам дарят малыши"средняя группаЗвучит музыка, дети входят  в зал и становятся полукругом.Ведущая:Праздничное утро в дом стучится к нам.Что за ...

Программа кружка Фольклор для малышей средняя группа.

Программа кружка Фольклор для малышей средняя группа....