Лекция – практикум для педагогов «Причины конфликтов воспитатель-родитель, пути решения»
методическая разработка по обж на тему

Семенцова Ирина Александровна

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями (законными представителями) с учетом современных требований, разработка стратегий (прогнозных вариантов) из конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_praktikum_konflikt_2018_55.docx107.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад  № 55 «Истоки»

г. Рубцовска Алтайского края

Лекция - практикум

 «Причины конфликта воспитатель - родитель,

пути решения».

Подготовила:

воспитатель

Семенцова Ирина Александровна

Рубцовск 2018

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями (законными представителями) с учетом современных требований, разработка стратегий (прогнозных вариантов) из конфликтных ситуаций.

Задачи:

  1. Формировать навыки конструктивных способов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций.
  2. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
  3. Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
  4. Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов, для сотрудничества и сотворчества.

Предварительная работа:

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, листы бумаги, ручки, «сюрприз-конфета»,

Ход работы

I. Приветствие. Введение в тему.

- Добрый день, дорогие коллеги! Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем зале. Год назад зародилась замечательная идея – проведение методической недели «Ярмарка педагогических идей», благодаря которой каждый педагог имеет возможность удовлетворить свои потребности в профессиональной и личностной самореализации, продемонстрировать свои педагогические находки и достижения.

ФГОС ДО нацеливает нас, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому наша задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью.

С 2012 года, с момента утверждения новых правовых актов в сфере образования, регулирующих отношения педагог-родитель, начинается современный этап, который возвращает нас  назад, к сотрудничеству и диалогу педагогов с родителями воспитанников, но уже на качественном новом уровне. И этот уровень закрепляется институционально в нормативных документах. Обратившись к нормативной базе, можно обозначить позиции, характеризующие взаимодействие педагогов и родителей сегодня, Это три основных документа:

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. От 30.12.2015).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ.

3. Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

Так статья 63 Семейного кодекса гласит, что «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей», а также, что «имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами».

Таким образом, абсолютно снимается вопрос, не одно десятилетие занимавший науку и практику: кто приоритетнее в воспитании и образовании детей – детский сад или семья. Несомненно, для ребенка, и тем  более для ребенка раннего  и дошкольного возраста, родители являются самыми значимыми и авторитетными людьми. Все сказанное и сделанное ими является истиной в последней инстанции. Любой педагог знает, как упрямится ребенок, если, например, повязать ему шарф «не как мама».

Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.

Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.

Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 20 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

- Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что такое конфликт и как найти пути выхода из него, а возможно и избежать. А для начала мы немного пофантазируем. У всех имеется листок, ручка. Поиграем.

Упражнение «Яблоко и червячок»

- Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «воспитатель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?» (Устно)

- Каждой команде необходимо подобрать (Группа делится на две команды): аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные

Отрицательные

  • Получение социального опыта
  • Нормализация морального состояния
  • Получение новой информации
  • Разрядка напряжённости
  • Помогает прояснить отношения
  • Стимулирует позитивные изменения
  • Настроение враждебности
  • Ухудшение социального самочувствия
  • Формализация общения
  • Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
  • Эмоциональные затраты
  • Ухудшение здоровья
  • Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

- И сейчас мы с вами попробуем выяснить причины конфликтов!

Старинная английская игра

Цель: внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.

Содержание: Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это может быть конфета, маленькая игрушка, сувенир и т. д.). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Тренер заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д.).

Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Тренер включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.

Обсуждение: - Вам понравилось игра? Что  в этой игре не понравилось? -Какие чувства и эмоции вы испытывали? Что вы почувствовали кода остановилась музыка не на вас, а на коллеге?

-  Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? (Например, конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз, и участниками, сидящими рядом. Можно было бы обвинить тренера в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д.).

- Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов(Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т. д.) В каком случае 6ыло бы интереснее играть: в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте?

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

- Как вы думаете, что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

- У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

- Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:

• Возникновение конфликта (появление противоречий)

• Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной стороной

Конфликтное поведение

• Исход конфликта

- Поскольку профессиональное общение в системе «педагог – родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций (раздать таблицы)

Конкуренция(соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера. / НЕДОСТАТКИ – при поражении неудовлетворенность, при победе – чувство вины, испорченные отношения. (Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!)

Избегание(уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера/  НЕДОСТАКИ – переход конфликта в скрытую форму, характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера (Вон посмотри какая там красивая груша!).

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны./ НЕДОСТАТКИ – получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены, достижение «половинчатой» выгоды каждой стороной (Ну, хорошо, откуси половинку, а остальное оставь моим любимым хозяевам!).

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. НЕДОСТАТКИ – вы уступили, решение этого вопроса откладывается, предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным ( Такая, видно у меня доля тяжкая!)

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон./ НЕДОСТАТКИ – временные и энергетические затраты, не гарантированность успеха (Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!)

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

- А теперь вспомним ваши ответы из упражнения «Яблоко и червячок» и соотнесите к способам выхода из конфликтных ситуаций.

(Н-р: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество).

Конфликтные ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Перед воспитателем ДОУ стоит задача найти правильный выход из сложившейся ситуации.

-  Для формирования правильного умения вести себя с родителями и общаться без конфликтов предлагаю ряд упражнений.

Упражнение «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей.

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации.

Упражнение «Предъявление конфликтной ситуации».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.

Упражнение «Список претензий к родителям».

Цель: осознание воспитателем невозможности построения общения на взаимных претензиях.

Инструкция:

- Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, мы не всегда довольны друг другом, иногда наши самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, наши родители не устраивают нас. Давайте проанализируем наше недовольство родителями группы и назовем это списком претензий, претензии вносим напротив каждой фамилии, необходимо быть предельно откровенным, ведь претензии могут быть даже самыми незначительными, но обязательными конкретными.

Вывод: чтобы принять людей, нужно понять, чем они вас не устраивают.

Упражнение «Желаю Вам».

Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями.

Инструкция:

- Представьте, что вы на родительском собрании и перед вами самый конфликтный родитель, и вам необходимо сделать ему комплимент. Лучший комплимент — похвала успехов их ребенка.

Психологическая зарядка.

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации, таковы:

Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.

Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " Правильно ли я Вас понял (поняла?", это поможет избежать умственных барьеров.

Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место.

Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

В минуты торжества над другим давайте ему возможность» спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством.

Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми.

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

Общим выводом, подводящим итог стратегиям разрешения и профилактики конфликтов с родителями в педагогическом процессе, является необходимость внутренней настроенности педагога на решение проблемы и переход от эмоционального общения к деловому, конструктивному.

Конфликт – это всегда эмоциональная включенность в ситуацию. Как только вам удастся на деловое взаимодействие – вы встали на путь разрешения конфликта. Поэтому важно уметь договариваться с родителями, находить способы выхода из трудной ситуации.

Главное – помните, что вы не родитель ребенка и не вы принимаете решения в его жизни. И даже если вам кажется, что вы любите своего воспитанника и заботитесь о нем больше, чем его семья, профессиональная задача педагога – транслировать эти отношения родителям и научить их делать также.

В заключении хотелось бы рассказать  Вам одну мудрую притчу:

 Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

Мне очень хочется надеяться , что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится! Спасибо за внимание!

Список литературы

1. Р. С. Немов Психология, т -2. - М., 2003.

2. Г. В. Ложкин Практическая психология конфликта. - К., 2000.

3. Е. М. Семенова Тренинг эмоциональной устойчивости. - М., 2005.

При составлении презентации несколько слайдов взяты с презентации Сафиной Ольги Андреевны (педагога-психолога МБ ДОУ «Детский сад № 209») «Деловая игра»

При составлении лекции-практикума использованы материалы Марины Кобзарь, Катерины Королевой, педагога-психолога,  ГБДОУ № 41, г. Севастополя.

Список использованной литературы.

1. Баенская Е.Р. О коррекционной помощи аутичному ребенку раннего возраста / Е.Р. Баенская // Дефектология. -1999. -N1. -С.47-54.

2. Баенская Е.Р. «Использование сюжетного рисования с коррекционной работы с аутичными детьми» //Дефектология» 2008 г. - №4,

3. Старикова З.А. Из опыта работы учителя-дефектолога дошкольного учреждения с аутичным ребенком / З. А. Старикова // Дефектология. - 2000. - N 6. - С75-76.

4. Хаустов А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма / А.В. Хаустов // Дефектология. -2004. - N 4. -С.69-74.

5. Янушко Е.А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком/ Е.А. Янушко // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. -2005. -N1. -С.70-75.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт "Воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути решения

Презентация на тему: "Конфликт в диаде "воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути разрешения"...

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель.   Причины возникновения и пути решения....

Выступление на педсовете " Причины конфликта воспитатель-родитель"

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование с...

Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...

Тренинг для педагогов. «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических ...

Семинар для педагогов «Конфликты воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 7 компенсирующего вида городского округа город Нововоронеж» Семинар для педагогов«КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛ...

Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения.

Мир постоянно информационно усложняется. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование с...