Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.
методическая разработка

Юсупова Миниса Минатуловна

Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ№ 37

                                                         г. Ачинска

                                                          Красноярского края

Юсупова М.М.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее…

             В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты. Как вы думаете, что такое  «конфликт»? (ответы педагогов).

         Конфликт – это столкновение, борьба, несогласие, враждебность, оппозиция и др. В основе любого конфликта лежит ситуация, которая содержит: противоречивые позиции сторон по какому-то вопросу; противоположные задачи или средства; расхождение интересов, желаний, стремлений оппонентов. Участниками конфликта могут быть:

  • Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель);
  • Педагоги (воспитатели, специалисты);
  • Родители

      Причинами  конфликтов, могут являться  разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон  о событии                   (родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия), некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т.д. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку. Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов! Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место.

          Конфликт может  выполнять 2 функции: негативные и позитивные.

Отрицательные стороны конфликта:

  • разрушает здоровье;
  •  вызывает стресс, психотравмы;
  • разрушает межличностные отношения,  семьи,  личности;
  • формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.
  • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
  • ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
  • представление о победителях или побежденных как о врагах.
  • временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

 Положительные стороны конфликта:

  • дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
  • найти новые пути решения;
  • учит формам общения,  умению  налаживать  отношения;
  • оказывает содействие личностному,  профессиональному росту  и  развивает волевую  саморегуляцию;
  • развивает познавательные  черты  ума,  скорость реакции,  принятие решений.
  • помогает прояснить отношения;
  • разрядка напряжённости;
  • стимулирует позитивные изменения;
  • конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта)
  • конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.
  • конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.
  • необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.
  • конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом

              По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, не избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием воспитателей средств эффективного общения, и психологических особенностей личности родителей. Для того чтобы овладеть техникой «Я - высказывания» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.  «Я - высказывания» состоит из четырех частей.

           Первая часть – объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что ...»; «Когда я слышу ...»; «Когда я сталкиваюсь с тем, что...». ВАЖНО: в первой части «Я- высказывания» вам нужно лишь констатировать факт, избежав при этом как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Говорите о поведении человека (ребенка или родителя), но не давайте оценку его личности.

           Во второй части «Я- высказывания» надо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека («Я чувствую раздражение, беспомощность, боль, огорчение» и т.д.).

         В третьей части «Я - высказывания» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.

           Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, чем именно ваш партнер по общению может заменить свое поведение.  

        Необходимо стараться, чтобы «Я – высказывания» не переходило в «Ты (Вы) – высказывания», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя.  Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения.

 Средства общения с родителями   «Я - высказывания»

1.Обьективное описание ситуации, вызвавшей напряжение(без соственной оценки происходящего):     («Когда я вижу, то ты….»,  «Когда  я слышу…», «Когда я сталкиваюсь…»).

2.Точная   вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряжённой  ситуации (точное называние своих чувств к этой ситуации:  «Я чувствую…»,  «Я расстроилась…», «Я не знаю как реагировать..», «Я рассердилась..»)

3. Описание причины возникновения чувств («Потому что...»,  «В связи с тем что…», «Ведь я ...»).

4. Выражение просьбы. ( «Я прошу вас…»).

 Какие бывают конфликтные типы личностей?

«Паровой каток» Люди этого типа считают, что все должны уступать им, они убеждены в собственной правоте. Главная угроза для них — подрыв их имиджа, поэтому они могут вести себя грубо, бесцеремонно по причине того, что боятся ошибки, после которой произойдет подрыв их имиджа. Поэтому при общении с таким партнером, если предмет спора не очень для вас важен, лучше использовать такие способы выхода из конфликта, как уклонение или приспособление. Уступив такому человеку в малом, вы поможете ему успокоиться. Если же вы решили бороться за свои права, желательно дать "паровому катку" выпустить пар, снизить эмоциональное напряжение. Не перечьте ему в это время. А затем спокойно и уверенно изложите свою точку зрения, ни в коем случае не критикуя его подход, иначе вместо конструктивного решения вы спровоцируете враждебное отношение к себе. Ярость "парового катка" можно подавить только собственным спокойствием.

"Скрытый агрессор". Такие люди стремятся причинить нам неприятности с помощью закулисных махинаций. Причем они вполне убеждены в своей правоте, в том, что именно они выполняют роль тайного мстителя, что они восстанавливают справедливость. В случае необходимости желательно выявить конкретный факт причинения зла и сказать такому человеку, что вам известно, что именно он совершил то или иное действие против вас. Приведите ему доказательства, если он будет оспаривать ваши факты. Однако сохраняйте при этом спокойствие, не давайте ему повод для агрессивного нападения. После того как вы разоблачили его, попытайтесь определить скрытые причины подобного поведения (почему он так делает?). Если вы поймете их, то вам легче будет прийти к общему решению. Быть может, он считает вас конкурентом, стремится получить то, что вам не нужно

"Жалобщик". Они жалуются на воображаемые обстоятельства, охвачены какой-либо идеей и обвиняют всех окружающих. Если "жалобщик" говорит вам о ком-то другом, можно либо поддакивать, либо возразить ему. Но лучше сначала просто его выслушать, причем совсем не обязательно соглашаться с тем, что он говорит. Может, единственное, что ему необходимо, — быть выслушанным, и вы тем самым возвратите ему ощущение собственной значимости. Выслушав, изложите кратко суть его жалобы, дайте ему понять, что вы услышали его слова. Затем лучше всего перевести разговор на другую тему. Если же он вновь и вновь будет возвращаться к теме своей жалобы, спокойно и уважительно прервите его, переключите на решение проблемы, а не на ее описание. Можно спросить его: "Что бы вы хотели сделать в данной ситуации?" Скорее всего, у "жалобщика" нет готового рецепта, тогда вы спросите: "Чем я могу вам помочь?" Если и тут ситуация не прояснится, попробуйте вместе с ним придумать, какой конкретный человек (или люди) может помочь в этой ситуации.

«Манипулятор" - человек, который добивается своей цели путем обмана и намеренного осуществления контроля над другими людьми.  Манипуляция - это преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к принятию решений и выполнению действий.                           В педагогической практике чаще всего они встречаются с такими типами манипуляций, как:

  • "Убаюкивание", чтобы "убить" позднее: некоторые родители приносят подарки и говорят комплименты, но кто-то из них делает это искренне, а кто-то после этого обращается с некорректными предложениями и просьбами, в которых учителю, воспитателю бывает трудно отказать.
  • "Провоцирование ваших защитных реакций": иногда родители рассказывают преподавателям и воспитателям детских садов о том, насколько в других образовательных учреждениях лучшучат и воспитывают детей. При этом они не предлагают конструктивных решений, а просто критикуют, заставляя педагога постоянно оправдываться. Это снижает авторитет учителя или воспитателя, а родителям дает возможность ставить свои условия и предъявлять свои требования. При этом родители-манипуляторы не переводят ребенка в другой класс или в другую группу, их цель - диктовать свои условия (приложение 1).

         Профессиональное общение в системе «педагог - родитель» -  это умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя. Известный психолог К.Томас выделяет пять способов разрешения конфликтов: соревнование,  приспособление, компромисс избегание, сотрудничество                             (приложение 2).

Упражнение «Яблочко и червячок»  (приложение 3).

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются этим яблоком, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Воспитателям  предлагается открыть глаза и записать свой ответ.

Далее каждый из участников  зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их.

Деловая игра «Конфликтные ситуации» (приложение 4)

Предлагается  ряд наиболее типичных ситуаций из педагогической практики.

Педагоги  делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание: найти выход из конфликтной ситуации.

   Заключение. Рефлексия. Раздача буклетов.


Приложение 1

Эффективные средства общения с родителями

«Я- высказывания» 
1.Обьективное описание ситуации, вызвавшей напряжение(без соственной оценки происходящего):     («Когда я вижу, то ты….»,  «Когда я слышу…», «Когда я сталкиваюсь…»).

2.Точная   вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряжённой  ситуации (точное называние своих чувств к этой ситуации:  «Я чувствую…»,  «Я расстроилась…», «Я не знаю как реагировать..», «Я рассердилась..»)

3. Описание причины возникновения чувств («Потому что...»,  «В связи с тем что…», «Ведь я ...»).

4. Выражение просьбы. ( «Я прошу вас…»).

                                 Стили «адвокат» и « прокурор»

Стиль  «адвокат»

Стиль « прокурор»

Задаёт вопросы

Чтобы найти контакт, поддержать или оправдать действия собеседника.

Чтобы обвинить собеседника в случившемся

Реакция в момент несогласия с собеседником

Нейтральная, без осуждения, каждый имеет право на ошибки.

Осудительная, собеседник не имеет право на ошибки.

Манера ведения беседы

Доброжелательная, располагающая к сотрудничеству.

Назидательная, присутствует желание лидировать.

Приложение1


 
п/п

Тип
манипуляции

Цель
манипуляции

Анализ ситуации

Техники
контрвлияния

1.

Провоцирование ваших защитных реакций

Ослабить вашу решимость

Вас ставят в позицию обороняющегося, заставляют оправдываться, вызывают у вас чувство вины

Не оправдываться. Смена рамки *

4.

Игра на вашей нетерпимости -"висящая морковка"

Получить дополнительные уступки

Оппонент демонстрирует готовность пойти на соглашение, но каждый раз перед тем, как подписать договор, выясняются новые неожиданные обстоятельства и нюансы, требующие от вас дополнительных уступок

Твердо отстаивайте свои интересы

5.

Игра на вашем
чувстве
безысходности

Заключить сделку, не учитывая интересы партнера

Доказать человеку, что Вы находитесь в безвыходной ситуации

Убедитесь, так ли это. Рассмотрите доводы, проверьте законность

8.

Намеренное затягивание времени обсуждения

Получить уступки в
одностороннем порядке

Партнер демонстрирует готовность к сотрудничеству, но всячески оттягивает момент принятия решения

Можно предложить отложить обсуждение вопроса, пока он не будет готов к конструктивному диалогу

9.

Провоцирование вашего интереса к партнеру

Произвести хорошее впечатление, чтобы партнер сам захотел развивать отношения

Партнер широко рекламирует себя, свои возможности и при этом требует уступок

Получить информацию из других источников

10

"Убаюкивание", чтобы "убить" позднее

Втянуть в заведомо проигрышную для партнера игру

Собеседник оказывает небольшую услугу, затем просит несоразмеримую плату

Отказаться от предложения

Приложение 2

Приложение 3

Упражнение «Яблочко и червячок»

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить на минуту, будто они – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются этим яблоком, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к этому яблоку червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Участникам предлагается открыть глаза и записать свой ответ.

Далее каждый из участников семинара зачитывает свои ответы, а ведущий комментирует их.

Конкуренция: 

Избегание: 

Компромисс: 

Приспособление:

Сотрудничество: 

(Примерные ответы)

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!

                                                                             

приложение 4

Работа с кейсами.  

    1.  Воспитатель обращается к маме Димы с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «за это деньги получает».

2. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры, зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

 3. Родители очень часто обижаются на воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

4. Маша – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе. Воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к заведующей.

5.Собирая детей на прогулку, воспитатель обнаружила, что Васины родители, которые обычно привозят ребёнка на машине забыли надеть рукавички. При этом положили ему в шкаф запасные шерстяные носки. Чтобы руки ребёнка не замёрзли, воспитатель надела Васе на руки носочки. Во время прогулки неожиданно пришла Васина  мама, увидела, что её ребёнку вместо рукавиц надели носки, и устроила скандал.

6. Мой ребёнок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может мне его припугнуть?

7. Не могли ли вы следить, чтобы мой ребёнок не общался с Васей?. Мне очень не нравиться Васина семья.

8.Мой сын, ему уже 4 года, сказал, что вы, Мария Ивановна, ударили его во время тихого часа тряпкой по шее.

                                             

                             


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.

Рекомендации по организации работы с родителями

1. Способность к общению - профессиональное качество педагога.

Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.

2.
Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Постарайтесь понять чувства отца и матери воспитанника, более того - найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

3.
Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Воспитание ребенка основывается на совместных усилиях детского сада и семьи. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм. 4.
Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значения в этом процессе.

5.
 Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку.
Психологический контакт с родителем возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что педагог тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут можно переходить к сотрудничеству.                    6.
Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
7.
Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка.
Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу ребенка, обсудите с родителями, как ему помочь. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может
8.
Мы вместе против проблемы, а не против друг друга.

Способы выхода из конфликтных ситуаций.

Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.

Компромисс - достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Умение слушать - в работе педагога

  • Не перебивать собеседника.
  • Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет особой причины).
  • Не позволять себе отвлекаться.
  • Не задавать лишних вопросов ("не допрашивать").
  • Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).
  • Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, например: "Может быть, лучше попробовать...", "Мама одного из моих воспитанников в подобной ситуации поступила так...").
  • Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.                          Приемы эффективного слушания в конфликте                         
  • Дайте возможность родителям высказаться.
  • Сосредоточьтесь на том, что они говорят, не вмешивайтесь в их речь своими замечаниями.
  • Не отвлекайтесь, победите то, что мешает вам сосредоточиться.

Покажите родителям, что вы поняли. Попытайтесь вместе с ними определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия (во-первых, во-вторых, и т.д.).

                                                                «Я- высказывания»

1.Обьективное описание ситуации, вызвавшей напряжение (без соственной оценки происходящего):     («Когда я вижу, то ты….»,  «Когда я слышу…», «Когда я сталкиваюсь…»).

2. Точная   вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряжённой  ситуации (точное называние своих чувств к этой ситуации:  «Я чувствую…»,  «Я расстроилась…», «Я не знаю как реагировать..», «Я рассердилась..»)

3. Описание причины возникновения чувств («Потому что...»,  «В связи с тем что…», «Ведь я ...»).

4. Выражение просьбы. ( «Я прошу вас…»)  

Краткий курс доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь? »                                                                 Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».                                                    Важнейшее слово: «Мы»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №37 общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей»

Как избежать конфликтов с родителями?

(рекомендации для воспитателей)

Педагог – психолог: М.М.Юсупова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт "Воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути решения

Презентация на тему: "Конфликт в диаде "воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути разрешения"...

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель.   Причины возникновения и пути решения....

Презентация " Конфликт воспитатель-родитель" причины возникновения и пути решения

В данной презентации,рассматриваються причины возникновения конфликта между воспитателем и родителями и возможные пути решения данного конфликта...

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и достойную уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и ...

Мастер-класс на тему: Конфликт "воспитатель-родитель".Причины возникновения и пути решения.

Мастер-классКонфликт«Воспитатель-родитель».  Причины возникновения и пути решения....

Практический семинар «Причины возникновения и пути решения конфликтных ситуаций в работе педагога с родителями» ( с элементами тренинга)

Работа педагога подразумевает тесный контакт и ежедневное общение не только с воспитанниками, но и их родителями. И не всегда это общение происходят на позитивной ноте, ведь и у педагога, и у родителе...

Тренинг для педагогов. «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических ...