Мастер-класс на тему: Конфликт "воспитатель-родитель".Причины возникновения и пути решения.
консультация (средняя группа)

Стебенькова Светлана Анатольевна

Мастер-класс

Конфликт
«Воспитатель-родитель».
  Причины возникновения и пути решения.                       

Слайд 3. 1.Упражнение «Яблоко»

Ведущий говорит мягко и спокойно. Сядьте поудобней, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ (слайд 4).

2. Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог - родитель»

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах и «Как избежать конфликтов педагог-родитель….»

Ведущий: что же означает слово «конфликт»? Какие ассоциации оно вызывает?

Педагоги: Ссора, хлопанье дверью, спор, неприязнь, драка, слезы, крик и т.д.

Ведущий:  Конфликты – это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, игнорирует, ущемляет другая сторона. (Уильям Линкольн)

Слайд №4. Конфликт – столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор. Осложнение в международных отношениях, приводящее иногда к вооруженному столкновению.

Слайд №5. Английская игра.

- Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора. В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация Составляющими конфликтной ситуации являются:                                                                  

-участники конфликта (оппоненты);                                                                                                                                                 

-предмет конфликта.                                                                                                                                   

3. Упражнение «Да – нет»                                                                                                                           

-А теперь разыграем ситуацию.                                                                                                               

(В центре зала – два педагога показывают упражнение «да – нет»).                   

Воспитатель:- Вы вчера обещали придти на субботник.                                                    

Род.-Да.                                                                                                                                                    

В. -Но вы не предупредили, что вы не сможете придти.                                                    

Р.-Нет.

В.-На будущее прошу предупреждать                                                                                                     

Р.-Да.                                                                                                                                                          

Вед.-Конфликт ли это? Почему? Педагоги дают варианты ответа.                                  

Вед.-Да, конфликт, потому что есть два человека и предмет спора – субботник.

Слайд №6. Причины конфликтов между педагогом и родителями различны:

* родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе,

* отношением к нему воспитателя,

* организацией образовательного процесса в целом и т.д.

Поводом для непонимания могу быть :слайды №7-8.

Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта (слайд 9)

* Возникновение конфликтной ситуации.                                                                             

* Осознание конфликтной ситуации.                                                                                                      

* Собственно конфликтное поведение — обоюдно направленные и эмоционально окрашенные действия, которые затрудняют достижение целей, интересов противника и способствуют реализации собственных интересов в ущерб другой стороне.                                                                                                 

* Развертывание конфликта или его разрешение зависит от участников, их личностных особенностей, интеллектуальных, материальных возможностей, которые есть у сторон, от сути и масштабов самой проблемы, от позиций окружающих лиц, от представления участников о последствиях конфликта, от стратегии и тактики взаимодействия.

Сегодня поучимся позитивно разрешать конфликтные ситуации. Но для начала порассуждаем, нужны ли вообще конфликты с родителями и их последствия?

4.Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»Слайд№10.

Группа делится на две команды: одна подбирает перечень последствий, когда конфликт разрешается не правильно, другая перечень последствий, когда конфликт разрешается правильно. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух (слайд 11,12).

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что последствия от конфликтов могут быть разными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Известный психолог Томос Кеннет выделяет пять способов разрешения конфликтов (слайд 13).                                                                                                                          

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и  сотрудничество.            Давайте вернёмся к результатам упражнения «Яблоко» и попробуем определить, к какому способу выхода из конфликта относятся ваши ответы. Например: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» - соревнование, «Вон посмотри, какая там красивая груша» - избегание, «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам» - компромисс, «Такая, видно, у меня доля тяжкая» - приспособление, «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные» - сотрудничество.

5.Алгоритм действия в конфликтной ситуации. Слайд№14.

6.Предъявление конфликтной ситуации.     

Ведущий предлагает участникам  ознакомиться с конфликтной ситуацией.        

Сюжет ситуации. После репетиции перед праздником воспитатель  сидела с детьми и играла. Вдруг, в группу буквально «влетела» одна из мам, и тыча в педагога пальцем закричала: « А, сидите, довольны собой, ну сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? Значит, как праздник, а моя Катя все и будет на задворках танцевать, да и роли вы ей не даете нигде ее не видно, сколько можно? Выставляете одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, ну, а если вы работать не умеете, то и не беритесь!!!                                                                

Педагог, вскочила и со словами: «Да, кто вы такая, чтобы разговаривать со мной в таком тоне! Я после этого даже разговаривать с вами не собираюсь, выйдите из группы, и можете идти жаловаться к заведующей. А не нравится, можете и не ходить на праздники!                                                                          

Задание: Воспитатели распределяются по группам. Один берёт на себя роль мамы, которая предъявляет претензии воспитателю, другая роль воспитателя. Перед вами стоит задача: – найти выход из сложившейся конфликтной ситуации.  Обсуждение.                                                                                             

Вывод: Какую роль было легче реализовать – роль «предъявителя претензии» или роль «ответчика»? Какие, на Ваш взгляд, претензии чаще всего предъявляют родители?

7.Упражнение «Что дальше?».                                                                                      

Ведущий: «Уважаемые коллеги, давайте немного отвлечемся и представим нашу конфликтную ситуацию в виде моря: сначала бушующее (ведущий включает звук шторма на 5-10 секунд). Благодаря диалогу, построенному исходя из коммуникативных позиций, наше бушующее море успокоилось – на море штиль (ведущий включает музыку прибоя). Мы любуемся спокойствием моря, но понимаем, что спокойствие обманчиво. Где-то в глубинах моря, оно не спокойно и в любой момент может начаться шторм. Несмотря на то, что конфликты считают нормой общественной жизни, мы должны стремиться к тому, чтобы они возникали между педагогами и родителями как можно реже. А для этого необходимо стремиться к сплочению воспитателей и родителей.

8.Упражнение «Карточки».                                                                                                          

Основное назначение упражнения в освоении педагогами необходимости разрешения конфликта в определенной последовательности.                            

Ведущий: «Необходимо принять или соблюдать универсальные правила для решения конфликта. Эти правила разработал Александр Яковлеви. Анцупов эксперт, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, автор первого отечественного учебника по конфликтологии.

Сейчас, каждой группе будут розданы карточки с определенным действием из 6 шагов разрешения конфликта. Ваша задача, посовещавшись, выстроить цепочку логически правильных действий».

Содержание карточек:                                                                                                                                                                                                                                                                   

 * Прекратить борьбу с родителем. Понять, что путем конфликта мне не удастся защитить свои интересы.                                                                                                           

* Настроиться на то, что потребуются определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.     

* Попытаться понять и согласиться с тем, что родитель, как и я, преследует свои интересы в конфликте.

* Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.

* Провести открытый разговор с родителем с целью разрешения конфликта.

* Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.

ПРИМЕЧАНИЕ: Педагоги могут разложить карточки не в той последовательности. В этом случае требуется обсуждение

9.Упражнение «Ваши предложения»                                                                                       

Участники делятся на две команды. Каждая команда обсуждает и записывает рекомендации по проведению мероприятий, которые могут помочь сплотить воспитателей и родителей. Затем рекомендации зачитываются вслух, объясняется целесообразность их реализации.

10.Антистрессовое упражнение. Слайд№17.                                                                            

Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и у родителей важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаш, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до её полного исчезновения.                                                           

11.  Но если все-таки конфликт возник, необходимо вести себя достойно и стремиться разрешить его. В этом вам помогут следующие рекомендации (слайд18).                                                                                                                                       

12. Итог. Я надеюсь, что сегодняшний мастер класс прошел не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Людей неинтересных в мире нет.                                                                                                               

Их судьбы – как истории планет.                                                                                                                  

У каждой все особое, свое,                                                                                                                       

И нет планет, похожих на нее… (Е.Евтушенко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к мастер-классу2.55 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликт «Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения. Выполнила: воспитатель подготовительной группы МБ ДОУ «Детский сад №15» Стебенькова С.А.

Слайд 2

Воспитатель — это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно -образовательную работу в соответствии с программой детского сада. Родитель — это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 15 до 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Слайд 3

«ЯБЛОКО И ЧЕРВЯЧОК»

Слайд 4

Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко противоположные цели, интересы, взгляды; для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.

Слайд 5

Старинная английская игра

Слайд 6

1 . Родитель не удовлетворен положением ребенка в коллективе. 2. Родитель не удовлетворен отношением к нему воспитателя. 3. Родитель не удовлетворен организацией воспитательно -образовательного процесса Причины конфликтов

Слайд 7

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства? Со стороны родителей это: с ребенком мало занимаются в саду; не создают должных условий для укрепления его здоровья; не могут найти подход к ребенку; используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания); плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки , не переодели грязную футболку); ребенка заставляют есть или не следят, чтобы он все съедал; ограничивают свободу ребенка; часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей; не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали. .

Слайд 8

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям: неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке; забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополни- тельные занятия; забывают положить детям в шкафчик сменную одежду; приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика); поздно забирают детей; плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход); предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам. .

Слайд 9

Стадии прохождения конфликта Возникновение конфликта (появление противоречий) Осознание конфликтной ситуации Конфликтное взаимодействие Разрешение конфликта (конструктивное или деструктивное ).

Слайд 10

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?» Конфликты недопустимы Комфликты необходимы

Слайд 11

Позитивные функции конфликта 1. Получение социального опыта 2. Нормализация морального состояния 3. Получение новой информации 4. Помогает прояснить отношения 5. Разрядка напряженности 6. Стимулирует позитивные изменения

Слайд 12

Негативные функции конфликта 1. Настроение враждебности 2. Ухудшение самочувствия 3. Формализация общения 4. Депрессия, ухудшение здоровья 5. Эмоциональные затраты 6. Снижение работоспособности 7. Умышленное, целенаправленное деструктивное поведение .

Слайд 13

Способы выхода из конфликтной ситуации 1. Конкуренция (соревнование) 2. Избегание (уклонение) 3. Компромисс 4. Приспособление 5. Сотрудничество

Слайд 14

Алгоритм действия в конфликтной ситуации 1 . Выделить суть проблемы 2. Посмотреть на нее со стороны 3. Поставить себя на место другого участника конфликта - что бы ты сделал в данной ситуации 4. Найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для тебя и для другого

Слайд 15

Упражнение «предъявление конфликтной ситуации». Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя. Упражнение «что дальше?».

Слайд 16

Упражнение «ваши предложения». Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь спло­тить воспитателей и родителей. Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень мероприятий и объясняет целесообразность их реализации. Упражнение «карточки». Основное назначение упражнения в освоении педагогами необходимости разрешения конфликта в определенной последовательности.

Слайд 17

Психологическая зарядка. Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психофизических расстройств важно уметь забывать. Как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. Упражнение на стирание антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши ластик. Медленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. Стирайте до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.

Слайд 18

1. Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты. 2. Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: " правильно ли я вас понял (поняла)? 3. Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия. 4. Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив себя на его место. 5. Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость. 6. Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований. 7. В минуты торжества над другим давайте ему возможность » спасти себя", то есть выйти из ситуации с достоинством. 8. Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми. Краткий курс доброжелательных отношений Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку». Пять важных слов: «ты сделал это просто чудесно». Четыре важных слова: «А как ты считаешь?» Три важных слова: «вы посоветуйте, пожалуйста». Два важных слова: «искренне благодарю». Важнейшее слово: «мы ». Психологические рекомендации, при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтный и конфликтной ситуации, таковы:

Слайд 19

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. За царапину они, по крайней мере, на словах, грозятся "порвать" или "встретить в темном переулке" эту " воспиталку ", "чужую тетку", которая никогда не полюбит ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

Слайд 20

«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!» ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!... СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт "Воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути решения

Презентация на тему: "Конфликт в диаде "воспитатель-родитель". Причины возникновения и пути разрешения"...

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Конфликт воспитатель-родитель.   Причины возникновения и пути решения....

Презентация " Конфликт воспитатель-родитель" причины возникновения и пути решения

В данной презентации,рассматриваються причины возникновения конфликта между воспитателем и родителями и возможные пути решения данного конфликта...

Конфликт воспитатель-родитель. Причины возникновения и пути решения.

Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и достойную уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад — это не рай и ...

Семинар – практикум Конфликт « Воспитатель-родитель». Причины возникновения и пути решения.

Семинар – практикум направлен на расширение круга теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающими в процессе педагогическо...

Практический семинар «Причины возникновения и пути решения конфликтных ситуаций в работе педагога с родителями» ( с элементами тренинга)

Работа педагога подразумевает тесный контакт и ежедневное общение не только с воспитанниками, но и их родителями. И не всегда это общение происходят на позитивной ноте, ведь и у педагога, и у родителе...

Родительское собрание на тему: «Конфликты. Причины возникновения и пути решения.»

Конфликты, возникающие между педагогом и родителями, способы их разрешения...