Программа образовательного курса «Основы пожарной безопасности»
рабочая программа по обж на тему

Егорова Ольга Владимировна

Цель Программы: прививать детям основы пожарной безопасности.

Задачи Программы:

- дать детям системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;

- познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях;

- формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара;

- прививать детям навыки безопасного поведения в быту;

- развивать у детей способность к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения;

- учить детей наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;

- развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1482

Рассмотрено и одобрено

на Педагогическом совете

ГБОУ Школа №1482

Дошкольное отделение

Протокол №          от   ____ августа 201 г.

Утверждаю

Директор

ГБОУ Школа №1482

______________  

«_____»______________201г.

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА

«Основы пожарной безопасности»

Составитель: воспитатель ГБОУ Школа № 1482

                       Егорова Ольга Владимировна

Пояснительная записка.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых: 
В.А. Алексеенко, В.С.Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, Э.Я. Соколов, И.К.Топоров и др.  Вопросы привития навыков основ безопасности детям дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой.
Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы: Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – детей дошкольного возраста. Наша задача  - дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, развить у детей самостоятельность и ответственность. 
Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания  окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. 
При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. 
Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. К сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды, связанные с огнем.  Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. 
За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. 
Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды.   Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.  В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» (в ред. 29.12.2010 г.), обучение детей в дошкольных и образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности является обязательным. 
Образовательная Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и привития основ безопасности жизнедеятельности на основе сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Цели и задачи  Программы:

Цель Программы: прививать детям основы пожарной безопасности.

Задачи Программы:

- дать детям системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;

- познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения, учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях;

- формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами, о последствиях пожаров, о действиях при возникновении пожара;

- прививать детям навыки безопасного поведения в быту;

- развивать у детей способность к предвиденью возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного, безопасного поведения;

- учить детей наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;

- развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Принципы и подходы Программы:

В основу Программы положены следующие принципы:

- принцип системности. Работа проводится системно, весь учебный год при гибком распределении содержания Программы;

- принцип сочетания научности и доступности материала;

- принцип взаимодействия и сотрудничества;

- принцип наглядности;

- принцип интеграции.  Использование разнообразных форм работы с детьми ( игры и развлечения, беседы, наблюдение, целевые прогулки, практическая деятельность, сюжетно-ролевая игра и т.д.) и видов детской деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная, исследовательская деятельность и др.);

- принцип учета региональных условий. При обучении детей правилам пожарной безопасности необходимо учитывать условия местности, климат, природные и погодные условия;

- принцип преемственности дошкольного отделения и семьи. Родители могут продолжать беседы с ребенком о правилах безопасности жизнедеятельности, принимать участие в образовательном процессе, направленном на реализацию содержания Программы.

Подходы:

Личностно-ориентированный подход  - это индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию.

Дифференцированный подход, сущность которого заключается в организации образовательного процесса с учетом возрастных особенностей каждого ребенка, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности.

 Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка.

Системно - деятельностный подход - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей дошкольников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Характеристика возрастных особенностей развития детей  6-7 лет.

В целом  ребенок 6-7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект  деятельности и поведения.  
Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек – это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный».  Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу  близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы. 
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен), а также состояние здоровья окружающих; может назвать и показать, что именно у него болит, какая часть тела, какой орган; владеет культурой приема пищи; одевается в соответствие с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
В основе  произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) 
правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет за счет развития таких социальных по происхождению мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации.  Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений  напрямую связана и возможность эмоционально оценивать  свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно - «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное  недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. 
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения  в эмоциональной сфере. С одной стороны у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержаны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека -  сочувствие -  даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это  существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребенок не только может отказаться от нежелательных действий или вести себя «хорошо», но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т.п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. 
Сложнее и богаче по содержанию становится 
общение ребенка с взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении и сотрудничестве взрослого, ребенок при этом стремится как можно больше узнать о нем, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия.  Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т.п. Развитие  общения детей с взрослыми к концу 7-го года жизни создает отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны,  ребенок  становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии с взрослым, с другой, очень зависим от его авторитета.   Для него чрезвычайно важно делать все правильно и быть хорошим в глазах взрослого. 
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно  в этот период зарождается детская дружба. Дети охотно делятся своими впечатлениями, высказывают суждения о событиях и людях, расспрашивают о том,  где  были, что  видели и т.п., то есть участвуют в ситуациях «чистого общения», не связанных с осуществлением других видов деятельности.  При этом они могут внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем, у них наблюдаются и конкурентные отношения – в общении и взаимодействии  стремятся, в первую очередь,  проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у  них есть все возможности придать такому  соперничеству продуктивный  и конструктивный характер,   и избегать негативных форм поведения. 
  В этом возрасте дети владеют обобщенными представлениям (понятиями) о своей гендерной принадлежности, устанавливают взаимосвязи между своей гендерной ролью и различными проявлениями  мужских и женских свойств (одежда, прическа, эмоциональные реакции, правила поведения, проявление собственного достоинства). К семи годам испытывают чувство удовлетворения, собственного достоинства в отношении своей  гендерной принадлежности, аргументировано обосновывают ее преимущества. Начинают осознанно выполнять правила поведения, соответствующие гендерной роли в быту, общественных местах, в общении и т.д., владеют различными  способами действий  и видами деятельности, доминирующими у людей разного пола, ориентируясь на типичные  для определенной культуры особенности поведения  мужчин и женщин. Осознают относительность мужских и женских проявлений (мальчик может плакать от обиды, девочка стойки переносить неприятности и т.д.); нравственную ценность поступков мужчин и женщин  по отношению друг к другу.  К 7 годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. Мальчики хотят пойти в школу  и стать учениками: их привлекает новый социальный статус практически взрослого человека. Девочки   хотят  идти в школу с одобрения семьи и взрослых  и появляются желание продемонстрировать свои достижения.
В 
играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события -  рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной, к другой. Могут вступать во  взаимодействия с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роли (например, медсестра выполняет распоряжения врача, но пациенты, в свою очередь выполняют ее указания). 
Продолжается дальнейшее развитие 
моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В этом возрасте дети овладевают прыжками на одной и двух ногах, способны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совершенна).  Могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны четко метать различные предметы в цель. В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физических качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возможности, совершает необдуманные физические действия.
В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей
о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать   основные цвета спектра, но и их оттенки (например, красный и темно-красный), и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый).  То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их  разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.   При  сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).  
К концу дошкольного возраста  существенно увеличивается устойчивость  непроизвольного 
внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.   Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков мене устойчиво.
В 6-7 лет у детей увеличивается объем 
памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу  что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это  либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ –  логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок  начинает относительно успешно использовать новое средство ─  слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только  наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей  6-7 лет  целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем  и устойчивость памяти.
В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного 
мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта)  ребенок  этого  возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Упорядочивание предметов (сериацию) дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или  величины), но и  какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака. Например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения.  Классифицируют изображения предметов также по существенным, непосредственно не наблюдаемым признакам. Например, по родовидовой принадлежности («мебель», «посуда», «Дикие животные»). Возможность  успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на 7 году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений  приводит к  появлению первых понятий. Конечно же, понятия дошкольника не являются отвлеченными, теоретическими, они сохраняют еще тесную связь с его непосредственным опытом. Часто первые свои понятийные обобщения ребенок делает, исходя  из функционального назначения  предметов или действий, которые с ними можно совершать. Так, они могут объединить рисунок кошки  с группой «дикие животные», «потому что она тоже может жить в лесу», а изображения девочки и платья будет объединены, «потому что она его носит».
Мышление  девочек  имеет более развитый  вербальный компонент интеллекта, однако, оно  более детальное и конкретное, чем у мальчиков.  Мальчики нацелены на поисковую деятельность,   нестандартное решение задач, девочки ориентированы на результат, предпочитают типовые и шаблонные задания, отличаются тщательностью их исполнения. 
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо  различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им  успешно образовывать  достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).  В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети  точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе  и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать   значения слов. Они уже могут  объяснить малоизвестные или неизвестные  слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым. 
В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или  рассказывать.  В этом возрасте  высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение.   Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода  она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. 
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Его интерес к процессу чтения становится все более устойчивым. В возрасте 6-7 лет он воспринимает книгу в качестве основного источника получения информации о человеке и окружающем мире. В условиях общения и взаимодействия с взрослым он активно участвует в многостороннем анализе произведения (содержание, герои, тематика, проблемы). Ребенок знаком и ориентируется в разных родах и жанрах фольклора и художественной литературы. Многие дошкольники в этом возрасте уже способны самостоятельно выбирать книгу по вкусу из числа предложенных. Достаточно просто узнают и пересказывают прочитанный текст с использованием иллюстраций. Дети проявляют творческую активность: придумывают концовку, новые сюжетные повороты, сочиняют небольшие стихи, загадки, дразнилки. Под руководством взрослого инсценируют  отрывки из прочитанных и понравившихся произведений, примеряют на себя различные роли, обсуждают со сверстниками поведение персонажей. Знают наизусть много произведений, читают их выразительно, стараясь подражать интонации взрослого или следовать его советам по прочтению. Дети способны  сознательно ставить цель заучить стихотворение или роль в спектакле, а для этого неоднократно повторять необходимый текст. Они сравнивают себя с положительными героями произведений, отдавая предпочтение добрым, умным, сильным, смелым. Играя в любимых персонажей, дети могут  переносить отдельные элементы их поведения в свои отношения со сверстниками.
К концу дошкольного детства ребенок накапливает достаточный читательский опыт. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам – важнейший итог развития дошкольника-читателя. Место и значение книги в его жизни – главный показатель общекультурного состояния и роста ребенка 7 лет. 
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.
Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В 
 продуктивной деятельности дети знают, что они  хотят изобразить и могут  целенаправленно следовать  к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся  похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество  деталей. Это не только изображение отдельных предметов  и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать  характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.  В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»),  использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.
В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

В аппликации осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги сложенной пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных оттенков.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать игрушки. Из природного материала создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений.
Наиболее важным достижением детей  в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной)  с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.  Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным работам и  могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Планируемые результаты освоения Программы:

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Диагностика представлена в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дополнительного образования по обучению дошкольников правилам пожарной безопасности относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- Проявляет осторожность и предусмотрительность.

- Без напоминания взрослого соблюдает правила безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях, правила пожарной безопасности,  правила безопасного для окружающего мира природы поведения (пользоваться огнем в специально оборудованном месте, тщательно заливать место костра водой перед уходом).

- Требует от других  (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях.

- Ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации.

- Имеет представление о причинах  возникновения пожаров.

- Владеет способами безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях.

- Без напоминания взрослого знает свои действия в пожароопасных ситуациях.

- Имеет представление о некоторых источниках возникновения возгорания.

- Знает и соблюдает правила  безопасного для окружающего мира природы поведения.

Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения. Владеет способами безопасного поведения в современной информационной среде (включает телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывает с взрослым; включает компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывает с взрослым).

- Имеет представление о способах оказания самопомощи и помощи другому человеку.

Механизм реализации Программы.

Обучение пожарной безопасности дошкольников в условия ДО  - длительный, непрерывный процесс, который предусматривает корректировку разработанных мероприятий на последующих этапах работы в зависимости от достигнутых результатов.  

Программа предусматривает распределение работы по изучению правил пожарной безопасности по трём направлениям:

- Изучение правил пожарной безопасности педагогами и сотрудниками.

- Профилактическая работа с детьми. Профилактическая работа с детьми старшей и подготовительной к школе группе, изменяется только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность деятельности в соответствии с возрастными характеристиками детей старшего дошкольного возраста.  Это длительное, систематическое, целенаправленное воздействие на ребенка, так как обучение навыкам пожарной безопасности не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных видов деятельности. Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности используются самые разнообразные методы и приёмы: беседы, рассказ воспитателя, использование художественного слова, рассматривание наглядно-иллюстрированного материала и многое другое. Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывают загадки, знакомят их с пословицами, читают им стихотворения, рассказы.

Знания детей о правилах противопожарной безопасности расширит использование в ходе бесед и рассказов наглядно-иллюстрированного материала: диафильмов, набор картинок и фотографий с изображением пожарных во время тушения пожара.  В ДО не рекомендуется проводить игры, а также давать практические советы, задания, связанные с использованием спичечных коробков и спичек. Недопустимо использовать спички в качестве счётного материала!

Работа с детьми старшего дошкольного возраста носит систематический, целенаправленный характер. Обучение детей правилам пожарной безопасности организуется в совместной образовательной деятельности взрослого и детей. Продолжительность деятельности определяется в соответствии с  Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.3013 N26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13  «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»:

старшая группа – не более 25 минут;

подготовительная к школе группа – не более 30 минут.

Формы образовательной деятельности по привитию детям дошкольного возраста основ пожарной безопасности могут быть следующими:

Формы организации детей:

- групповые

- подгрупповые

- индивидуальные

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

- Наблюдения

- Игра

- Рассматривание иллюстраций, тематических альбомов

- Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, телепередач, познавательных роликов

- Чтение

- Беседа

- Проектная деятельность

- Экспериментирование

- Исследовательская деятельность

- Упражнения

- Творческие задания

- Продуктивная деятельность

- Тренинги

Примерные виды  интеграции образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» с другими образовательными областями:

«Физическое развитие»

Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья.

Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

«Познавательное развитие»

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.

Формирование представлений  и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности.

«Речевое развитие»

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания.

«Художественно – эстетическое развитие»

Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Разъяснительная работа с родителями.

Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности. Практика работы показывает, что многие родители сами не владеют правилами противопожарной безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями.

Необходимо использовать самые разнообразные формы работы с родителями: консультации, проведение совместных с детьми досугов, оформление наглядной агитации.

Примерный алгоритм деятельности взрослого и детей.

Для того чтобы понять, что именно дети знают об огне и пожароопасных ситуациях, правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, что они думают и чувствуют, используются беседы, дискуссии – это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, выделяются  те направления, по которым необходимо провести специальное обучение  и выбирается адекватная форма взаимодействия: игра, чтение, беседа, просмотр видеоматериалов и др.

Чтобы разнообразить работу, используются инновационные методы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые проводятся на макете. В этих играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Целью алгоритмических игр является не только закрепление правил поведения в пожароопасных ситуациях, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления.

Безопасность – это не просто  сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главной задачей работы с детьми является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.  В связи с этим традиционные формы обучения используются  лишь частично и больше внимания уделяется организации различных  видов практической деятельности, направленной на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта (например, уметь набрать 101 и сообщить о пожаре). Ведь все, чему учатся дети, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Содержание работы с детьми можно  условно разделить на два раздела:

  1. Прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами.

Предметы домашнего обихода, которые являются источниками потенциальной опасности для детей и которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электрические розетки,  включенные электроприборы). Данными предметами могут пользоваться только взрослые. Здесь как нигде уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться  к включенным электрическим приборам. Прямые запреты дополняются примерами из литературных произведений (например, С. Маршака «Кошкин дом»), играми-драматизациями.

  1. Экстремальные ситуации в быту.

Дети должны уметь пользоваться телефоном, знать номера близких взрослых. Это может понадобиться детям на практике в экстремальной ситуации, когда ребенок просто испугался чего-либо или кого-либо.  Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном возникает и закрепляется в процессе специального тренинга, проведение которого можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо  также отметить, что обучение пользования телефоном для вызова «пожарных» требует работы по профилактике ложных вызовов. Кроме обучения умениям пользоваться телефоном дети обучатся умению позвать на помощь в случае возникновения пожара, умению потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения  в случае возникновения пожара  осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые и подвижные игры. Наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной действительности.

Планирование работы в подготовительной к школе группе (6-7 лет).

Образовательная область

Формы образовательной деятельности

Программное содержание

Познавательное развитие

Совместная деятельность:

Знакомство с пожарной сигнализацией

Огонь – судья беспечности людей.

Окажи помощь пострадавшему при пожаре.

Предметы, требующие осторожного обращения.

Если в доме что-то загорелось….

Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?

Дидактические игры:

Огонь – друг или враг?

Огнеопасные предметы.

Огнетушитель

Практические упражнения:

Пожар.

Твои первые действия при пожаре.

Первичные средства пожаротушения.

Экскурсия по детскому саду.
Строительные игры на соответствующую тему.
Просмотр обучающих фильмов и роликов на тему пожаров.

Обобщать знания детей  об основной группе пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Упражнять в умении позвонить по номеру  01, если случился пожар.
Совершенствовать представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. Учить пользоваться элементарными средствами пожаротушения. Развивать мышление, память, речь, умение отвечать на вопросы, познавательную активность. Упражнять  детей обсуждать присмотренные фильмы, подводить к умозаключениям.

Речевое развитие

Беседы:

Если в доме случился пожар. Телефон 01

Береги свой дом от пожара!

Электричество в вашем доме

Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности

Пожарный – профессия героическая

Правила поведения в природе.

Рассматривание картин на тему пожаров.
Составление рассказа на тему:

Откуда может прийти беда

Почему это случилось?

Дидактические игры:

Правила безопасного поведения возле елки.

Какие действия могут привести к пожару.

Закончи предложение.

Позвони в пожарную часть.

Что необходимо пожарному?

Что для чего?

Правилам поведения во время пожара

Пожароопасные предметы

Четвёртый лишний

Чтение:

Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», «Как Огонь Воду замуж взял»

М. Ф. Янкина «Случай с телевизором»

С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»

М. М. Шереметьева «Заячья елка»

С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»

Р. М. Кабанова «Однажды в лесу»;

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы»

Н. А. Афанасьева «Как сгорел один дом»

Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»

В. Гальченко «Огонь невидимка»

В. Гальченко «Приключения пожарного»

Т. Кинько «Наш номер 01»

Е. Хоринского «Спичка-невеличка»,

Л.Толстой «Пожар»

Б. Житков «Пожар в море».

Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».

Т. Юрмин "Кто плохой?"

А. Шевченко "Как ловили уголька"

И. Тверабукина «Андрейкино дежурство».

Рассказ «Бумажный самолётик».

В.Маяковского «Кем быть?»

Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.
Загадки по правилам пожарной безопасности.
Игра – драматизация «Кошкин дом».
Просмотр мультфильмов и детских фильмов на тему пожаров.
Составление творческих рассказов.

Совершенствовать представление детей об огне. Закрепить представление о  возникновении и роли огня в жизни человека. Дать представления о первичных средствах тушения пожара, знаках безопасности. Научить пользоваться доступными средствами пожаротушения. Упражнять в проговаривании алгоритма действия в случае возникновения пожара. Продолжать формировать понятие «герой», почему человека, спасшего людей из огня, называют героем. Вызвать желание гордиться героями, уважать героев; стремиться вырасти таким же смелым, решительных, храбрым и т.д.
Развивать диалогическую и монологическую речь, связную речь. Упражнять в составлении небольших рассказов по картине, заучивании пословиц и поговорок, отрывков стихов о пожаре, огне. Развивать память, умение размышлять, делать выводы, задавать и отвечать на вопросы.
Совершенствовать умение классифицировать предметы по нескольким признакам.

 

Совершенствовать представления детей об опасности неосторожного обращения с огнем с помощью литературных произведений и малых фольклорных форм.  Вызвать желание  заучить небольшие произведения. Поддерживать интерес к чтению детской литературы, развивать внимание, память, мышление.  Упражнять в умении слушать, беседовать по содержанию произведения. Закреплять умение отвечать на вопросы, делать  выводы. Развивать монологическую речь, связную речь при пересказе небольших произведений.
Вызвать желание проиграть знакомую ситуацию, используя игрушки, разные виды театров; побывать маленькими актерами.
Развивать логическое мышление при отгадывании загадок. Упражнять в составлении своих загадок об огне, о пожаре и т.д.
Развивать детское словотворчество.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

Мы пожарные

Пожарные на учении.

Дом.

Семья.

Пожарная часть.

Диспетчер МЧС

Встречи с инспектором по пожарной безопасности.
Экскурсия в пожарную часть.

Совершенствовать  навыки общения в игре. Упражнять в умении  самостоятельно договариваться, распределять роли, действовать в соответствии с  ролями. Закреплять умения детей объединять сюжеты нескольких игр, использовать постройки для игры, различные атрибуты, предметы – заместители.
Вызвать интерес к общению с интересными людьми. Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника.  Развивать выдержку, память, диалогическую речь. 
Обобщать знания детей с профессией пожарного. Закреплять  представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Закрепить понятие об опасности профессии пожарного. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь. Упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них.

Физическое развитие

Подвижная игра.

Кто быстрее.

Спортивные соревнования.

Мы помощники пожарных.

Игры – эстафеты:

Юный пожарный.

Беседа:  Огонь кормит, огонь согревает, огонь защищает, огонь лечит

Закреплять практические навыки поведения при возникновении пожара. Развивать  силу, ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Совершенствовать знания детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. Дать представления о пользе огня для людей – на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят  травяные отвары для лечения и т.д. активизировать словарь. Развивать мышление, память, речь, познавательную активность, умение слушать.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование:

Береги свой дом от пожара.

Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и от экскурсии

Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»

Побуждать детей отражать в художественном творчестве свое отношение к огню. Совершенствовать знания о пожароопасных предметах. Развивать изобразительные и технические навыки работы с кистью, акварелью, пластилином и другими средствами; творческие способности, мелкую моторику рук.

 

Эффективность Программы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Это следует учитывать  и в собственном поведении, и при работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Необходимо достигнуть полного взаимопонимания с родителями, так как разные требования, предъявляемые детям могут вызвать у них растерянность, обиду ли даже агрессию.
Представленное планирование работы с родителями детей старшего дошкольного возраста является примерным и рассчитано на учебный год. Тематика предложенных мероприятий с родителями  может изменяться в зависимости от ситуации, потребности в ее освещении.

Планирование работы с родителями.

группа

анкетирование

консультации

папки-передвижки

организация совместных праздников, развлечений

викторины

организация семейных конкурсов творческих работ

памятки

старшая группа

Тест:
Практические действия при пожаре.

Когда ребенок один дома. 
О необходимости обучения детей правилам поведения во время пожара.
Будь осторожен с электроприборами.
Основные правила поведения при пожаре.
Встреча с инспектором пожарной охраны.

Правила пожарной безопасности.
Опасные ситуации в жизни ребенка. Организация летнего отдыха. 
Что знает дошкольник о правилах пожарной безопасности.

Досуг:
Огонь - друг, огонь – враг.

Юный пожарный.
Не шути с огнем.

Выставка семейного творчества: Сохраним свой дом от огня.

Что нужно делать при пожаре.
Безопасность от спички до бытовой химии.

 

 

подготовительная к школе группа

Детские шалости с огнем и их последствия.

Это нужно знать каждому.
Организация летнего отдыха.
Опасные ситуации на улице и дома.
Ребенок под присмотром или как взбежать несчастного случая.
Встреча с инспектором пожарной охраны.

Человеку друг огонь, только зря его не тронь.
С огнем не шути.
Пожарная безопасность.
Электричество – источник пожара.
Угарный газ – невидимый убийца.

Совместный праздник:
Чтобы с пожаром бороться умело, нужно всем знать пожарное дело.

Огонь – друг, огонь - враг .История возникновения пожарной службы.
Не шути с огнем.

Выставка семейного творчества: Сохраним свой дом от пожара.
Я и огонь.

Обучение дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях.

В результате освоения Программы  дети способны управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные нормы и правила безопасного поведения в стандартных и нестандартных ситуациях.  У ребенка сформированы устойчивые навыки самосохранения, навыки осознанного безопасного поведения, навыки практических действий в пожароопасных ситуациях, стремления оказать помощь другому человеку, привычка  самому соблюдать правила пожарной безопасности и требовать их соблюдения от других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Конспекты образовательной деятельности

Цель: воспитывать у детей чувство самосохранения и формирование навыков осознанного безопасного поведения.Задачи:Закрепить знания  детей о различных ситуациях, которые могут возникнуть, когд...

"Правила пожарной безопасности"-ОД «Основы пожарной безопасности»

1.Образовательные задачи: Учить детей безопасному образу жизни, закреплять знания о пожарной безопасности.2.Развивающие: Развивать умение детей находить выход из проблемной ситуации, умение рассуждать...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «АЗБУКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений так как мы живем в современном мире, который постоянно меняется, развивается, который полон неож...

Программа по обучению детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности "Азбука пожарной безопасности"

Актуальность данной программы состоит в том, что дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздейств...