Опыт работы
статья по обж на тему

Детство наших детей должно быть без травм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение ПДД95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

по  формированию у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

средствами инновационных технологий

        

Детство наших детей должно быть без травм

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят.

               Актуальность.

«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. В силу своих возрастных особенностей дети не могут запомнить все правила дорожного движения, поэтому первым учителем, который может помочь решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада.

Главная цель моей работы  по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного  поведения на улицах города.

Она реализуется путём решения нескольких задач:

- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки;

- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Этапы организации образовательного процесса в

по формированию  у детей знаний  в рамках  безопасного поведения на дорогах.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Направления  работы по формированию  у детей знаний  в рамках  безопасного поведения на дорогах.

I направление – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями.

 II направление – через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Инновационные технологии,

используемые в работе по формированию у детей знаний

  в рамках  безопасного поведения на дорогах

Новизна  моего опыта работы  заключается в творческом подходе к решению данной проблемы, использованию современных инновационных технологий  - где в процессе деятельности и поиска каждый ребенок открывает  новые знания и  делает свои маленькие успехи.  Особую практичную значимость  представляют   дидактические материалы. Эти методические разработки можно реализовать в любом дошкольном образовательном учреждении.

Работа   детьми осуществляется  с учетом интеграции  пяти образовательных областей   в соответствии с ФГОС, где  изучаемая  тема «проецируется»  на все   формы работы, что  позволяет ребенку «прожить»  тему в разных видах деятельности, и  усвоить достаточный  объем информации.

В основу работы входят   занятия  познавательного цикла. Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно педагоги используют   интересную методику  - «Модель трех вопросов» 

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни.  Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемому материалу.

       Использование вышеперечисленных инноваций позволило увеличить уровень знаний детей с 63% до 87%.

Сетевое взаимодействие с социокультурными объектами.

 Наш детский сад расположен в уникальном микрорайоне – центральной части города Чистополя, где образовательное пространство обеспечивает потенциальные возможности тесного взаимодействия со всеми социокультурными объектами  и дает широкие возможности для организации  целевых прогулок, наблюдений и экскурсий, где обязательным правилом является использование светоотражающих элементов в одежде воспитанников. Ближайшее окружение – МБОУ СОШ № 1, МБОУ «Гимназия № 2», Центральная  детская библиотека, Мемориальный музей Б. Пастернака, Детско-юношеская спортивная школа, Детская музыкальная школа - все это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности и  системности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, осуществлению сотрудничества с  социальными институтами; создания  положительного имиджа детского сада среди жителей микрорайона и близлежащей территории.  

Сотрудники ГИБДД  принимают участие в профилактических мероприятиях по ДДТТ. Их приход в ДОУ, игровые программы, беседы с детьми делают работу по ознакомлению с правилами дорожного движения более действенной.

Новой формой проведения экскурсий  стало использование метода взаимодействия  со сказочным персонажем -  с целью  получения знаний   как справиться в трудной  проблемной ситуации, найти ошибки в его поведении, и научить безопасному поведению на дороге.

На участке  имеется дорожная разметка по обучению и закреплению у детей навыков безопасного поведения на проезжей части. Для организации работы подготовлен выносной материал: дорожные знаки, светофоры, велосипеды, детские машины, самокаты, атрибуты для обозначения регулировщика дорожного движения.

          Родители являются главными участниками образовательного процесса в обучении детей дошкольного возраста в обучении дошкольников Правилам дорожного движения. Чтобы работа была более эффективной, мы осуществляем целенаправленное взаимодействие и стараемся сделать их своими помощниками в ликвидации дорожной безграмотности у детей.

Опыт показывает, что взрослые, в первую очередь - родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети.

В своей работе с родителями я использую:

1.Информационно - аналитические формы: 

 Анкетирование, проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

2. Познавательные формы:

           Родительские собрания, круглые столы - на них мы ушли от традиционного чтения докладов и считаем, что лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей.        

 Консультации, беседы.  Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах.

 Беседы с инспекторами ГИБДД. На групповых собраниях с участием сотрудников ГИБДД знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения. Подчеркиваем моральную ответственность, которая лежит на взрослых.

 Педагогическая библиотека для родителей. Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чѐм- либо новом.

 Дни добрых дел. Это дни добровольной, посильной помощи родителей группе. Родители участвуют в изготовлении дидактических пособий, периодически шьют костюмы для творческих игр. Такая форма помогает налаживать атмосферу теплых, доброжелательных отношений между воспитателями и родителями.

3. Досуговые формы:

 Конкурсы, викторины, развлечения, досуги по ПДД с участием детей и родителей. Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

 4. Благотворительные акции - благодаря акции «Атрибуты для игр» в группе пополнился центр сюжетно – ролевых игр различными атрибутами и игрушками (полицейский жезл, светофоры, дорожные знаки, модели машин).

5.Наглядно- информационные:

 Оформление буклетов с информацией о необходимости соблюдения ПДД

 Фотовыставки, демонстрация видео фрагментов организации занятий, досугов по обучению детей правилам дорожного движения. Главная задача - познакомить родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей.

Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.

97% родителей стали посещать родительские собрания, активно участвовать в досугах, проектной деятельности, акциях, конкурсах и т.д. Уменьшилось число родителей – наблюдателей; увеличилось число родителей – лидеров; выросло и количество родителей – исполнителей. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и детский сад могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – охрана жизни и здоровья детей.

Результативность

Показатели качества знаний детей  по ПДД

Раздел программы

2014-2015

2015-2016

Ориентировка в пространстве

70

88

Сенсорное развитие (цвет, форма, величина)

73

98

Виды транспортных средств

67

86

Сигналы светофора

80

100

Запрещающие знаки

61

76

Предписывающие знаки

59

73

Информационные знаки

60

75

Знаки сервиса

71

86

Знаки особых предписаний

55

75

Дорога

67

82

Улицы города

75

84

12

Правила поведения пешехода и пассажира

76

90

Итого:

68%

84%

Подводя итоги работы можно отметить, что дети хорошо ориентируются на

улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания дорожной грамоты, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

Я убедилась, что такая система работы дает положительные результаты – за последние три года  не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...