Проект по основам безопасного поведения дошкольников "Пространство безопасности"
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
Перспективный план по реализации проекта по ОБЖ в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_obzh.docx | 43.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №11 г Ейска
ПРОЕКТ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПРОСТРАНСТВО БЕЗОПАСНОСТИ»
Воспитатель: Фисенко Е.А.
2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Тема проекта: «Пространство безопасности»
Актуальность проекта
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
В детском саду работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер.
Мы считаем, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом, важно научить ребенка объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Основная задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности. Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому я решила помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.
По результатам опроса детей и родителей, и наблюдения за взаимоотношениями детей с родителями и сверстниками, проанализировав состояние здоровья детей своей группы, пришла к неутешительному выводу. Здоровыми хотят быть все, но никаких усилий к этому не прилагают.
Проблема привычки здорового образа жизни остро стоит в большинстве семей наших воспитанников. Поэтому педагоги совместно с родителями обязаны подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.
Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь - декабрь 2017 год
Цель проекта:
- Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
- Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
- Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
- Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
- Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
- Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Уголок здоровья;
- Уголок « Безопасности»;
- Спортивный уголок в группе;
- Дидактические игры, настольно-печатные игры;
- Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
- Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, и других писателей.
- Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Участники проекта:
- дети;
- педагог;
- родители;
- социум.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
- Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
- Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
- Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
- Уважение личности ребёнка признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.
Содержание работы.
В проекте представлена система работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Проект создан с учётом целей и задач образовательного процесса в ДОУ.
В процессе реализации проекта предполагается работа с детьми, родителями, педагогами и социумом.
Проект разработан на основе программы Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной и многих других авторов, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня. Проект рассчитан на 4 месяца обучения.
Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.
Организация деятельности участников проекта:
- этап – подготовительный.
Сроки реализации – с 01.09.17 по 10.09.17
Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.
- этап – основной.
Сроки реализации – с 11.10.17 по 30.11.17г.
Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.
- этап – итоговый.
Сроки реализации – с 01.12.17 по 31. 12.17г.
Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта.
Ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;
Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Должны иметь представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
План реализации проекта в старшей группе комбинированной направленности
№ | Раздел | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | Работа с социумом | Сроки |
1 | Ребенок и другие люди | Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». | Организационное собрание (знакомство с проектом) | сентябрь | ||
Беседа «Кто заботится о нас в детском саду» | сентябрь | |||||
НОД «Детский сад» | сентябрь | |||||
Игровое упражнение «Скоро в армию пойдем служить». | сентябрь | |||||
С/р игра «Поездка в зоопарк» | сентябрь | |||||
Беседа «Кто заботится о нас в детском саду» | сентябрь | |||||
С/р игра «Больница», сюжет «Зайка заболел». | сентябрь | |||||
Беседа «Ребенок и другие люди». | сентябрь | |||||
Упражнение «Я все делаю сам». | сентябрь | |||||
Беседа «Люди знакомые и незнакомые» | сентябрь | |||||
Произведение: «Старуха, дверь закрой» С.Маршак | Памятка: «Если чужой приходит в дом» | Экскурсия в библиотеку | октябрь | |||
Беседа «Безопасность в группе» | октябрь | |||||
Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец» | Сообщение «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников» | ноябрь | ||||
Беседа (безопасность) «Опасности вокруг нас: дома и в детском саду» | декабрь | |||||
Драматизация отрывка из сказки: « Сказка о глупом мышонке» | декабрь | |||||
2 | Знакомство с правилами противопожарной безопасности. | Произведение: «Кошкин дом» С.Маршак | Сообщение: «Учим детей противопожарной безопасности» | сентябрь | ||
Д/и «Заколдованные символы» | Памятка: «Спички, детям не игрушка» | октябрь | ||||
Ситуативный разговор «Телефон 01» | октябрь | |||||
Познавательный досуг: «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок» | ноябрь | |||||
Беседа (безопасность) «Пожар в лесу» | ноябрь | |||||
Беседа: «Вредный огонь-полезный огонь» | Информация на стенд «Какой Новый год обходится без петард?» | Учебная эвакуация | декабрь | |||
Наблюдение за пожарной машиной | декабрь | |||||
Чтение С.Я.Маршак «Пожар» | ||||||
3 | Ребенок и природа | Занятие: «Делаем книгу „Приключения мышонка Пика”». | Памятка: «Какие дары природы знаешь, те в корзинку собираешь | сентябрь | ||
Д/игра «Природа и человек». | сентябрь | |||||
Итоговое мероприятие. Беседа «Лето – замечательная пора!» | сентябрь | |||||
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой» | Экскурсия в осенний парк | октябрь | ||||
Беседа (безопасность) «Правила поведения в парке» | ноябрь | |||||
Игра с мячом: «Съедобное, несъедобное» | Родителям на заметку: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге» | ноябрь | ||||
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор) | декабрь | |||||
Беседа (безопасность) «Что мы должны знать о буре и урагане» | декабрь | |||||
Д/и «Если бы…» | декабрь | |||||
Конкурс рисунков «Правила поведения на воде» | декабрь | |||||
Сюжетно – ролевая игра «Мы – спасатели» | декабрь | |||||
Беседа по ОБЖ «Телефон 01» - | декабрь | |||||
4 | Ребенок на улице | Работа с альбомом: «Виды транспорта и спецмашины». | Родителям на заметку: «Перед тем как выйти на улицу» | Прогулка: «Знакомство с улицей» | сентябрь | |
Беседа на тему: «Дорожные знаки» | сентябрь | |||||
Ситуативный разговор «Катание на велосипедах (самокате, роликах) в черте города». | сентябрь | |||||
Д/игра «Найди дорожный знак». | сентябрь | |||||
Спортивное упражнение. Катание на самокатах | сентябрь | |||||
С\р игра «Автобус» | сентябрь | |||||
Беседа «Я - пешеход» | сентябрь | |||||
Беседа «Ребенок на улице города» | сентябрь | |||||
Беседа (ПДД) «Я по улице иду» | сентябрь | |||||
НОД «Игры во дворе» | сентябрь | |||||
С/р игра «Шоферы» | сентябрь | |||||
Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг» | Памятка «Что могу сделать я?» | сентябрь | ||||
Беседа на тему «Безопасность на участке» | сентябрь | |||||
Спортивное упражнении с кеглями. | сентябрь | |||||
Беседа (ПДД) «Что такое перекресток?» | сентябрь | |||||
Д/ и (ПДД) «Вопросы и ответы» | сентябрь | |||||
Ситуативный разговор «Обсуждение опасных ситуаций на улице | сентябрь | |||||
Д/и «Дорожные знаки» | Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода» | октябрь | ||||
Д\и «Дорожные знаки», «Внимание, дорога» | октябрь | |||||
Обсуждение опасных ситуаций на улице | октябрь | |||||
Беседа (ПДД) «Посмотри налево, посмотри направо!» | октябрь | |||||
Конструктивно - модельная деятельность «Разнообразные мосты». | октябрь | |||||
Беседа (ПДД)» Дорожные знаки» | октябрь | |||||
Конструирование «Наша улица» | Консультация для педагогов: «Основные разделы программы по обучению ПДД» | октябрь | ||||
Развлечение: «Красный, жёлтый, зелёный» | ноябрь | |||||
Обсуждение опасных ситуаций на улице | ноябрь | |||||
Беседа (ПДД) «Детям до 16 разрешается…» | ноябрь | |||||
С/р игра «Шоферы» | ноябрь | |||||
Инсценирование сказки «Зверята – малыши» | декабрь | |||||
5 | Ребенок дома | Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один» | сентябрь | |||
Игровая ситуация «О чем рассказало Илюшино полотенце» | сентябрь | |||||
Упражнение «Мой шкафчик». | сентябрь | |||||
Просмотр цикла мультфильмов: «Уроки безопасности с тётушкой Совой» | Родителям на заметку: «Осторожно: дети!» | октябрь | ||||
Беседа «Если позвонили в дверь». | октябрь | |||||
Игровой тренинг «Незнакомец позвонил в дверь» | октябрь | |||||
Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди». | Буклет : «Безопасность ребёнка дома» | ноябрь | ||||
НОД « Сюрприз домовёнка Непослухи» | декабрь |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников. ТЕМА: «Хороший - плохой огонь».
Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников.ТЕМА: «Хороший - плохой огонь». ...
Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников. ТЕМА: «Хороший - плохой огонь».
Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников.ТЕМА: «Хороший - плохой огонь». ...
Основы безопасного поведения дошкольников на улице.
Конспект НОД по основам безопасного поведения дошкольников на улице....
Педагогический проект "Основы безопасного поведения дошкольников в природе"
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и...
Проект - "Основы безопасного поведения дошкольников"
Цель проекта: Воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, а также научить их правилам безопасного поведения в различных ситуациях на дороге. Задачи проекта:* Познакомить детей в...
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В БЫТУ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В БЫТУ...
Проект по основам безопасного поведения старших дошкольников в старшей группе «Пространство безопасности» на 2020 -2021 учебный год
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С перв...