Проект по основам безопасного поведения дошкольников "Пространство безопасности"
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Фисенко Елена Алексеевна

Перспективный план по реализации проекта по ОБЖ в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_obzh.docx43.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №11 г Ейска

ПРОЕКТ

ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПРОСТРАНСТВО БЕЗОПАСНОСТИ»

Воспитатель: Фисенко Е.А.

2017/2018 учебный год

Пояснительная записка

   Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.

Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.

           Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

   Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.

   Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

 Тема проекта:  «Пространство безопасности»

Актуальность проекта

         Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. 

         Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все  будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?

Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»

В детском саду работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер.

Мы считаем, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом, важно  научить ребенка объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Основная задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, дидактических игр, КВН, викторин и различных вечеров досуга, театрализованной деятельности.      Проблема  безопасности жизни детей очень важна, так как именно она  вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к  глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому я решила помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.

  По результатам опроса детей и родителей, и наблюдения за взаимоотношениями детей с родителями и сверстниками, проанализировав состояние здоровья детей своей группы, пришла к неутешительному выводу. Здоровыми хотят быть все, но никаких усилий к этому не прилагают.

      Проблема  привычки здорового образа жизни остро стоит в большинстве семей наших воспитанников. Поэтому педагоги совместно с родителями обязаны подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.

Тип проекта:  социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный долгосрочный.

Сроки реализации проекта:  сентябрь  - декабрь 2017 год

   Цель проекта: 

  • Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.  
  • Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

   Задачи:

  • Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и       здоровья предметах, которые встречаются в быту;
  • Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
  • Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и     ответственности;
  • Расширить и углубить представления детей о путях охраны          своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
  • Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
  • Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.

.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • Уголок здоровья;
  • Уголок « Безопасности»;
  • Спортивный уголок в группе;
  • Дидактические игры, настольно-печатные игры;
  • Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
  • Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена,  и других писателей.
  • Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.

 

Участники проекта:

  • дети;
  • педагог;
  • родители;
  • социум.

Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

  • Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
  • Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
  • Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
  • Уважение личности ребёнка признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.

  Содержание работы.

   В проекте представлена система работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Проект создан с учётом целей и задач  образовательного процесса в ДОУ.

В процессе реализации проекта предполагается работа с детьми, родителями, педагогами и социумом.

Проект разработан на основе программы Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стёркиной Р. Б. «Основы  безопасности детей дошкольного возраста».
  Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной и многих других авторов, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.

   Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей  старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня.                Проект рассчитан на   4 месяца обучения.

   Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.

Организация деятельности участников проекта:

  1. этап – подготовительный.

Сроки реализации – с 01.09.17  по 10.09.17

Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.

  1. этап – основной.

Сроки реализации – с 11.10.17 по 30.11.17г.

Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.

  1. этап – итоговый.

Сроки реализации – с 01.12.17 по  31. 12.17г.

Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта.

 Ожидаемый результат:

Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;

Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.

Должны иметь представления о путях охраны  своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.

План реализации проекта в старшей группе комбинированной направленности

Раздел

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Работа с социумом

Сроки

1

Ребенок и другие люди

Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Организационное собрание (знакомство с проектом)

сентябрь

Беседа «Кто заботится о нас в детском саду»

сентябрь

НОД «Детский сад»

сентябрь

Игровое упражнение «Скоро в армию пойдем служить».

сентябрь

С/р игра «Поездка в зоопарк»

сентябрь

Беседа «Кто заботится о нас в детском саду»

сентябрь

С/р игра «Больница», сюжет «Зайка заболел».

сентябрь

Беседа «Ребенок и другие люди».

сентябрь

Упражнение «Я все делаю сам».

сентябрь

Беседа         «Люди знакомые и незнакомые»

сентябрь

Произведение: «Старуха, дверь закрой» С.Маршак

Памятка: «Если чужой приходит в дом»

Экскурсия в библиотеку

октябрь

Беседа «Безопасность в группе»

октябрь

Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…», «Тебя угостил незнакомец»

Сообщение «Как воспитать безопасное поведение у дошкольников»

ноябрь

Беседа (безопасность) «Опасности вокруг нас: дома и в детском саду»

декабрь

Драматизация отрывка из сказки: « Сказка о

глупом мышонке»

декабрь

2

Знакомство с правилами противопожарной безопасности.

Произведение: «Кошкин дом» С.Маршак

Сообщение: «Учим детей противопожарной безопасности»

сентябрь

Д/и «Заколдованные символы»

Памятка: «Спички, детям не игрушка»

октябрь

Ситуативный разговор «Телефон 01»

октябрь

Познавательный досуг: «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок»

ноябрь

Беседа  (безопасность) «Пожар в лесу»

ноябрь

Беседа: «Вредный огонь-полезный огонь»

Информация на стенд «Какой Новый год обходится без петард?»

Учебная эвакуация

декабрь

Наблюдение за пожарной машиной

декабрь

Чтение С.Я.Маршак «Пожар»

3

Ребенок и природа

Занятие: «Делаем книгу „Приключения мышонка Пика”».

Памятка: «Какие дары природы знаешь, те в корзинку собираешь

сентябрь

Д/игра «Природа и человек».

сентябрь

Итоговое мероприятие. Беседа «Лето – замечательная пора!»

сентябрь

Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»

Экскурсия в осенний парк

октябрь

Беседа  (безопасность) «Правила поведения в парке»

ноябрь

Игра с мячом: «Съедобное, несъедобное»

Родителям на заметку: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»

ноябрь

Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)

декабрь

Беседа (безопасность) «Что мы должны знать о буре и урагане»

декабрь

Д/и «Если бы…»

декабрь

Конкурс рисунков «Правила поведения на воде»

декабрь

Сюжетно – ролевая  игра «Мы – спасатели»

декабрь

Беседа по ОБЖ «Телефон 01» -

декабрь

4

Ребенок на улице

Работа с альбомом: «Виды транспорта и спецмашины».

Родителям на заметку: «Перед тем как выйти на улицу»

Прогулка: «Знакомство с улицей»

сентябрь

Беседа на тему: «Дорожные знаки»

сентябрь

Ситуативный разговор «Катание на велосипедах (самокате, роликах) в черте города».

сентябрь

Д/игра «Найди дорожный знак».

сентябрь

Спортивное упражнение. Катание на самокатах

сентябрь

С\р игра «Автобус»

сентябрь

Беседа «Я - пешеход»

сентябрь

Беседа «Ребенок на улице города»

сентябрь

Беседа (ПДД) «Я по улице иду»

сентябрь

НОД «Игры во дворе»

сентябрь

С/р игра «Шоферы»

сентябрь

Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг»

Памятка «Что могу сделать я?»

сентябрь

Беседа на тему «Безопасность на участке»

сентябрь

Спортивное упражнении с кеглями.

сентябрь

Беседа (ПДД) «Что такое перекресток?»

сентябрь

Д/ и (ПДД) «Вопросы и ответы»

сентябрь

Ситуативный разговор «Обсуждение опасных ситуаций на улице

сентябрь

Д/и «Дорожные знаки»

Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода»

октябрь

Д\и «Дорожные знаки», «Внимание, дорога»

октябрь

Обсуждение опасных ситуаций на улице

октябрь

Беседа (ПДД) «Посмотри налево, посмотри направо!»  

октябрь

Конструктивно - модельная деятельность «Разнообразные мосты».

октябрь

Беседа (ПДД)» Дорожные знаки»

октябрь

Конструирование «Наша улица»

Консультация для педагогов:   «Основные разделы программы по обучению ПДД»

октябрь

Развлечение: «Красный, жёлтый, зелёный»

ноябрь

Обсуждение опасных ситуаций на улице

ноябрь

Беседа (ПДД) «Детям до 16 разрешается…»

ноябрь

С/р игра «Шоферы»

ноябрь

Инсценирование сказки «Зверята – малыши»

декабрь

5

Ребенок дома

Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один»

сентябрь

Игровая ситуация «О чем рассказало Илюшино полотенце»

сентябрь

Упражнение «Мой шкафчик».

сентябрь

Просмотр цикла мультфильмов: «Уроки безопасности с тётушкой Совой»

Родителям на заметку: «Осторожно: дети!»

октябрь

Беседа  «Если позвонили в дверь».

октябрь

Игровой тренинг «Незнакомец позвонил в дверь»

октябрь

Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди».

Буклет : «Безопасность ребёнка дома»

ноябрь

НОД « Сюрприз домовёнка  Непослухи»

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников. ТЕМА: «Хороший - плохой огонь».

  Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников.ТЕМА: «Хороший - плохой огонь».  ...

Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников. ТЕМА: «Хороший - плохой огонь».

  Конспект занятия в старшей группе по основам безопасного поведения дошкольников.ТЕМА: «Хороший - плохой огонь».  ...

Основы безопасного поведения дошкольников на улице.

Конспект НОД по основам безопасного поведения дошкольников на улице....

Обобщенный педагогический опыт по теме: "Основы безопасного поведения дошкольников на дорогах"

При обучении детей " дорожной грамоты" стараюсь поддерживаться следующих правил:- не механически заучивать с детьми правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведени...

Педагогический проект "Основы безопасного поведения дошкольников в природе"

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и...

Проект - "Основы безопасного поведения дошкольников"

Цель проекта: Воспитать в детях потребность в здоровом образе жизни, а также научить их правилам безопасного поведения в различных ситуациях на дороге.  Задачи проекта:* Познакомить детей  в...

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В БЫТУ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В БЫТУ...