Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Разговор пойдёт о том, как загорелся Кошкин дом»
план-конспект занятия по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Вавилова Вера Васильевна

Познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении: бежать к воде, намочить полотенце, платок или любую другую ткань холодной водой и дышать через мокрую ткань.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kontrolnaya_rabota.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «РОДНИЧОК»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Разговор пойдёт о том, как загорелся Кошкин дом»

Воспитатель I квалификационной категории

Вавилова В.В

2018 год

Актуальность:

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

Мы уже не раз слышали старую русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». Данные статистики дают нам знать, что количество пожаров от детской шалости с огнём не уменьшается. На пожарах гибнут дети.

Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную, а тем более за чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определённой ситуации, но маленький ребёнок не обладает способностью распознать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребёнка понятия «опасность - безопасность».

Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнём, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети часто проявляют интерес к огню тогда, когда не находят какого-либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

Дети часто остаются одни дома, так как родители находятся на работе. Чаще всего это бывает в неполных семьях. В некоторых семьях, у детей есть старшие братья и сёстры, которые могли бы присмотреть за младшими. Иногда безопасность зависит от места проживания: многоквартирный дом или частный. Поэтому стало необходимостью составить характеристику контингента детей посещающих группу.

Характеристика контингента детей:

Полная семья - 60%, неполная семья - 40%. Особенности проживания: многоквартирный дом - 88%, частный дом - 12%. Имеются старшие братья и сёстры: да – 66%, нет – 34%

Цель: Формирование основных правил пожарной безопасности.

Задачи:

  • Познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении: бежать к воде, намочить полотенце, платок или любую другую ткань холодной водой и дышать через мокрую ткань.
  • Способствовать формированию представлений о правилах пожарной безопасности в быту и на улице.
  • Учить правильно действовать в различных ситуациях при пожаре через восприятие художественной литературы произведения С.Я Маршака «Кошкин дом»
  • Развивать память, логическое мышление и речевые способности через дидактические игры, театрализованную деятельность (обыгрывание игровых ситуаций)
  • Воспитывать ответственность за себя и за жизнь своих близких, находчивость, доброжелательность.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие: побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения окружающих, развитие нравственных и волевых качеств через создание игровых ситуаций.
  • Речевое развитие: развитие свободного общения, связной речи в процессе освоения основ пожарной безопасности через ситуативное общение, беседы, рассказывание.
  • Художественно-эстетическое развитие: слушание и обсуждение художественных произведений, театрализованная деятельность на темы прочитанного. Развитие образного представления, наблюдательности и передавать их через различные виды продуктивной деятельности (коллаж – коллективная работа).
  • Познавательное развитие: формировать представления о пожароопасных ситуациях и способах поведения в них. Активизация мышления детей через решение проблемных ситуаций, просмотр и обсуждение познавательных книг, моделирование безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе.

Виды деятельности:

  • Игровая
  • Познавательная
  • Коммуникативная
  • Творческая

Материал и оборудование:

        Иллюстрации: кошкин дом, герои сказки «Кошкин дом», сильный дым;  игрушка кошка, перфокарты, видефильм «Спасик и его друзья», телефон, пазл-картинка пожарной машины, картинки для вырезания и создания коллажа, ватман, ножницы, тарелочка для обрезков бумаги, досочка, клей, ноутбук.

Методы и приёмы:

        Беседы, вопросы, решение проблемных ситуаций, просмотр видеофильма, мастерская по изготовлению продукта детского творчества.

 

Предварительная работа:

        Чтение произведений С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», Л.Толстой Пожарные собаки», «Пожар», чтение стихов, пословиц, отгадывание загадок, беседа о профессии «пожарный», рассматривание иллюстраций, рисование по рассказам о пожаре, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, словесные игры.

  1. Вводная часть – 3 минуты

а) просмотр слайда

б) чтение потешки

в) вопросы

  1. Основная часть – 22 минуты

а) работа с перфокартами

б) просмотр видеофильма

в) вопросы по просмотру видеофильма

г) игра «Хлопай-топай)

д) обсуждение «Как нужно вести себя в задымленном помещении?»

е) игра «Собери пазл»

  1. Заключительная часть- 5 минут

а) работа в творческой мастерской

б) обобщение воспитателя

в) самоанализ детей

Ход НОД

1. Водная часть:

На ноутбуке включить слайд с сюжетом сказки «Кошкин дом»

Что случилось, что за шум.

Тили –тили, тили – тили,

Тили – тили, тили – бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идёт дым столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курица с ведром,

Заливать кошкин дом.

А лошадка - с фонарём,

А собачка - с помелом.

Серый заюшка - с листом

Тили – тили, тили – бом!

Загорелся кошкин дом!

Воспитатель: Ребята, у кошки случился пожар, у неё сгорел дом. Вспомним, почему случился пожар в доме?

Дети: Неправильное обращение с огнём. Несоблюдение правил пожарной безопасности.

Воспитатель: Дети, мы вместе должны вспомнить правила пожарной безопасности и рассказать их нашей кошке

2. Основная часть:

Работа за столами с перфокартами.

Воспитатель: Ребята, обведите на карточке пожароопасные предметы. (Дети обводят). Перечислите, пожалуйста, все пожароопасные предметы.

Дети: Спички, зажигалка, газовая плита, электроплитка со спиралью, свеча, утюг, печь.

Воспитатель: Как вы будете вести себя по отношению к ним и почему?

Дети: Не играть, не брать в руки. Можно обжечься, может случиться пожар.

Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма по правилам пожарной безопасности. Называется фильм «Спасик и его друзья». Смотрите внимательно, потом мы с вами ответим на некоторые вопросы.

Просмотр видеофильма.

Воспитатель: Какие ошибки героев фильма привели к пожару?

Дети: Сушили бельё над горящим газом, включили в сеть большое количество электроприборов.

Воспитатель: Как бы вы повели себя на месте героев фильма?

Дети: Мы бы не стали играть зажигалкой. Выключили бы электроприборы. Не стали сушить белье над газовой плитой. А если случился пожар, то вызвали пожарную помощь.

Игра «Хлопай – топай»

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Топай – хлопай». Я буду перечислять различные действия. Если они безопасны – вы хлопайте, а если действия, которые я назову, могут привести к пожару – то тогда топайте:

  • Рисование
  • Чтение
  • Поджигание бумаги
  • Пение
  • Лепка из пластилина
  • Вырезывание из бумаги
  • Игра с зажигалкой
  • Зажигание свечки
  • Чтение стихотворений
  • Игра в мяч
  • Игра со спичками
  • Поджигание сухой травы

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами разговаривали и играли, у героев помещение заполнилось дымом. (Показ слайда)

Обсуждение «Как нужно вести себя в задымленном помещении?»

Воспитатель: Если помещение наполнилось дымом, нужно сразу бежать к воде, намочить полотенце, платок или любую другую ткань и дышать через мокрую ткань, потому что она задерживает большую часть ядовитых веществ и дышать становится намного легче. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, внизу ядовитого газа гораздо меньше и продолжать дышать через мокрую ткань.

Воспитатель: Дети, представьте себе, что вдруг в квартире возник пожар. В квартире вы остались одни, без взрослых. Что тогда делать?

Дети: Нужно плотно закрыть дверь квартиры и быстро бежать на улицу, вызывать пожарную помощь. Если не получается самим, то попросит взрослых на улице.

Воспитатель: Ребята, зачем же нужно плотно закрыть дверь?

Дети: Это чтобы огонь не разгорался сильнее и не перешёл в другие помещения.

Воспитатель: Если вьется пламя,

                        Дым валит столбом,

                        Номерок мы наберём,

                        Мы пожарных позовём!

Воспитатель: Как правильно вызывать пожарную машину?

Дети: Набрать номер 01, чётко и ясно назвать по телефону свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, какой этаж, а так же назвать фамилию и кто остался в квартире.

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами потренируемся и покажем нашей кошке, как правильно звонить по телефону и вызывать пожарную машину.

Несколько детей набирает номер пожарной части и указывает адрес.

 Воспитатель: Кто тушит пожар?

Дети: Пожарные

Воспитатель: А вот на чём приедут пожарные, мы сейчас с вами узнаем.

Игра «Собери пазл» (картинка пожарной машины)

Воспитатель: На столе у вас лежат разрезанная на части картинка. Вам нужно её сложить и сказать нам, что у вас получилось.

Воспитатель: Ребята, какая необычная машина получилась. Кто нам скажет, как она называется?

Дети: Пожарная машина.

Воспитатель: А как вы думаете, почему её так называют?

Дети: Потому что она приезжает тушить пожар. От слова пожар.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, от слова ПОЖАР её называют пожарной, а люди, которые тушат пожар, называются пожарными.

Воспитатель: Какого цвета пожарная машина?

Дети: Красного цвета.

Воспитатель: Как вы думаете, почему пожарные машины всегда красного цвета?

Дети: Чтобы её далеко было видно.

Воспитатель: Как едут пожарные машины, быстро или медленно?

Дети: Машина едет быстро, чтобы быстрее приехать и потушить пожар.

Воспитатель: Пожарная машина – это машина специального назначения. Машина всегда красного цвета, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – это цвет огня. Пожарная машина едет быстро, чтобы скорее потушить пожар, спасти людей, а возможно и животных. Водители других машин на дороге должны пропустить пожарную машину, не препятствовать ей на дороге.

Работа в творческой мастерской. Выполнение коллективной работы- коллаж новый дом для кошки.

Воспитатель: Ребята, у кошки сгорел дом и всё что было в доме. Чем мы с вами можем помочь ей?

Дети: Мы можем подарить ей новый дом.

Воспитатель: Я предлагаю вам присесть за стол и из картинок собрать для кошки новый и красивый дом для кошки, который она будет беречь и аккуратно будет обращаться с огнем.

Дети вырезают картинки и наклеивают их на ватман, собирая новый дом для кошки.

3.Заключительная часть:

Воспитатель: Вот какой у нас получился замечательный дом. Кошка очень рада этому новому и красивому дому. В знак благодарности она говорит вам спасибо.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Дети: Мы рассказывали, как нужно себя вести в задымленном помещении, играли в игу «Топай – хлопай», собирали пазл пожарной машины, повторили, как правильно вызывать пожарных, сделали дом в подарок кошке.

Воспитатель: Для чего же мы это с вами делали?

Дети: Чтобы научить кошку правилам пожарной безопасности.

Воспитатель: Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось?

Воспитатель: А теперь секундочку подумайте и скажите, что для вас было выполнить трудно, а что легко.

Самоанализ детей.

Воспитатель: Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы работали. Максим, Варя и Арсений хорошо справились с заданием на перфокарте, Катя, Вова и Акмаль быстро собрали пазл пожарной машины. Правильно отвечали на вопросы Ксюша, Наташа и Маша. Вы все сегодня хорошо потрудились, вы все большие молодцы, и я уверена, что ни у кошки в новом доме ни у вас никогда не будет пожаров.

Литература:

1. Климченко Т. «Играем в театр»

2. Маршак С. Я. «Кошкин дом»

3. Телегина Т. «Моя безопасность»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»

Примерный план – конспект  непосредственно- образовательной  деятельности по познавательному развитию для детей  старшего дошкольного возраста в рамках  проектно-тематической недел...

Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»

Примерный план-конспект  непосредственно - образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Статическое электричество"

Проводя этот эксперимент мы с детьми уточнили представления об электричестве и,  посмотрев наглядный материал, провели совместно несколько опытов, и дети самостоятельно сделали выводы о том, что ...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Профессия – строитель»

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста...