Главные вкладки

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Жукова Наталья Петровна

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Как жили наши предки»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_zhili_nashi_predki.docx23.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Как жили наши предки».

                         Автор: Жукова Н.П. - воспитатель

    МАДОУ МО г. Краснодар

     «Детский сад №216»

    Применяемая технология: информационно-коммуникационная

    Цель:  Познакомить детей с жизнью и бытом древних славян.

    Задачи:

    • Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
    • Формировать первоначальное представление о своей стране.
    • Продолжать знакомить детей с жизнью наших предков.
    • Развивать историческую память детей, познавательные способности.
    • Активизировать в речи детей названия предметов быта.

    Предварительная работа:

    Посещение мини-музея детского сада.  Рассматривание старых фотографий, энциклопедий.  Рассматривание русских народных костюмов.  Беседы с детьми. Знакомство с книгой И.И. Шангиной «Дело мастера боится: деревенские профессии и занятия».

    Оборудование:

    Предметы быта: кувшин, рогачи, крынка, горшок. Русские народные костюмы. Презентация «Жизнь и быт славянского народа».

    Ход деятельности.

    (Дети в русских народных костюмах.) 

    Воспитатель:  Ребята сегодня я хочу рассказать вам о том, как жили наши предки в Древней Руси.  Я приглашаю в наш мини – музей. Ребята, как называется страна, где мы живем? Правильно, страна, где мы с вами живем, называется Россией. Мы должны гордиться тем, что живем в такой большой и прекрасной стране.

     Слайд №1

    Воспитатель: Послушайте стихотворение  С. Васильева «Россия… ». 

    Россия… как из песни слово,

    Березок юная листва,

    Кругом леса, поля и реки,

    Раздолье, русская душа.

    Люблю тебя, моя Россия!

    За ясный свет твоих очей!

    За ум, за подвиги святые,

    За голос звонкий, как ручей.

    Люблю, глубоко понимаю,

    Степей задумчивую грусть!

    Люблю все то, что называют,

    Одним широким словом Русь!

    Воспитатель: Как раньше называли нашу страну в старину?  Русь.  А как называли людей, которые жили на Руси?  Русичи. Ребята давайте вернемся в старые добрые времена и узнаем, как жили на Руси прежде.  Древние славяне являются нашими дальними предками и первыми жителями тех земель, где сейчас находится наша страна.

     Слайд № 2.

    Воспитатель:  Древнейшие славянские поселки, которые найдены археологами, существовали в V-IV века до нашей эры. Добытые во время раскопок вещи позволяют нам представить себе  жизнь славян: быт, занятия, религиозные верования и обычаи.

    Слайд №3 – 5.

    Воспитатель: Чем же занимались наши предки? Жили славяне в деревнях большими семьями, вблизи рек и лесов, так как возле леса жить – голодному не быть. В лесу зверь и птица, дикий мед, ягоды и грибы. Основным занятием древних славян было земледелие. Свои поселения славяне никак не укрепляли, они жили в постройках, слегка углубленных в почву, или в наземных домах. Стены и крыша держались на столбах, врытых в землю.

     Слайд № 6.

    Воспитатель:  В поселениях найдены булавки, кольца, керамические изделия: горшки, миски, кубки, амфоры.

    Слайд № 7.

    Воспитатель:  Славяне начали одомашнивать животных и заниматься скотоводством. Они разводили свиней, коз, овец, лошадей, коров. Занимались рыболовством и бортничеством (сбором меда диких пчел).

     Хлеб был главной пищей славян, поэтому они охотно сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху, а также и лен: Что в поле ни родиться - все в доме пригодиться.

    Слайд № 8. 

    Воспитатель: Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, слушали рассказчиков, рассказывавших былины.

    Слайд 9.

    Воспитатель:  А какая одежда была у наших предков?  Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.  Мужчины носили рубахи до колен, с разрезанным впереди воротом и порты. Потом разрезы у ворота стали делать не посередине груди, а с левой стороны. Такие рубахи назывались косоворотками. А порты – это неширокие, сужающиеся вниз штаны. Поверх рубахи надевали кафтан. Иногда под кафтан поддевался зипун. Для самых бедных зипун был единственной теплой одеждой. Вот в как одевались Русичи  прежде.  Самой распространенной обувью русского народа были лапти. Лапти появились в глубокой древности. Недаром говорится – «лапотная Русь». Плели лапти из липового лыка, из коры березы, дуба, ивы. Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани, на которые надевали лапти. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или веревках. Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей. Позже научились делать кожаную обувь. 

    (Физминутка.)

    Слайд 10-11.

    Воспитатель:   А какую одежду в древности носили женщины?   У женщин главной частью костюма была длинная холщовая рубашка.  Поверх нее надевалась шерстяная юбка, состоящая из полотнищ, собранных на шнуре. Позже появились длинные широкие платья. Непременным атрибутом и мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс или кушак. Пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы.  Дети, посмотрите, пожалуйста, на всех вещах есть узор (вышивка).   По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки располагались в определенных местах: на рукавах, у выреза на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегали легкие и сердце. Узоры на подоле не давали злой силе подобраться снизу. Узоры эти составлены из разных элементов: волшебные цветы, чудо - деревья, птицы, кони.  Давайте рассмотрим узоры на образцах одежды и на ваших костюмах. Я приглашаю вас за стол и предлагаю вам быть сегодня мастерами. Украсьте понравившимися узорами рубахи и сарафаны. (Задание можно разделить для девочек и мальчиков).

    Воспитатель: Молодцы ребята! Очень интересная, красивая, уникальная коллекция старинной одежды у вас получилась. Дружно, весело и интересно жили наши предки, уважали старших, любили малых, умели трудиться и отдыхать.  Что нового и интересного вы узнали сегодня? Что еще хотели бы узнать еще.

    (Ответы детей).

    Воспитатель:  Да, ребята, вы много интересного узнали о жизни наших предков на Руси. Ваши ответы порадовали меня.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с вулканом»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Знакомство с вулканом»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Закрепляем строение растений»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Закрепляем строение растений»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Отправляемся в космическое путешествие»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Отправляемся в космическое путешествие»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Изучаем свойства воздуха»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Изучаем свойства воздуха»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Сравниваем комнатные растения»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Сравниваем комнатные растения»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие муравья»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие муравья»...