Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с вулканом»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Ковба Марина Васильевна

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

    для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Знакомство с вулканом»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znakomstvo_s_vulkanom.docx20.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

    (МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

    для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Знакомство с вулканом»

    Воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркута

    Ковба М. В.

    Воркута 2017

    Тема: «Знакомство с вулканом».

    Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан.

    Задачи:

    1. Формировать у детей умение делать умозаключения и поощрять их за самостоятельное формулирование выводов по итогам беседы, эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
    2. Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельной работы в интерактивной песочнице.
    3. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества.

    Ход занятия

    Блок 1. Ритуал приветствия

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами. Давайте улыбнёмся друг другу и проведем упражнение:

    Собрались все дети в круг

    Ты – мой друг и я твой друг!

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся!

    Блок 2. Основное содержание занятия

     (совместная деятельность со взрослым)

    Воспитатель: Послушайте ребята мою загадку.

    Ото сна гора проснулась,

    Забурлила, закипела.

    И из шапки вверх взметнулось,

    Много дыма, сажи, пепла.

    Лаву льёт, как мёд, густую.

    Как назвать гору такую?

    (…)

    Воспитатель: Я предлагаю, отправиться в поход-путешествие и разузнать всё. Вы со мной?

    Воспитатель: Ну что пошли! (Включается аудиозапись звук леса)

     

    Мы готовы для похода.

    Поднимаем выше ноги.

    По дороге мы идем.

    Не спешим, не отстаем.

    Руки за спину кладем

    И по бревнышку идем.

    Вот куда-то мы забрались

    Где мы с вами оказались?

    (Изображения гор на магнитной доске).

    Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть и устроить привал. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что такое горы?

    А из чего состоят горы?

    Воспитатель: Горы это высокие участки земли, состоят они из камней.  А верх горы – называется вершиной, они бывают острые и куполобразные (показывает на картинке)

    Воспитатель: Еще что есть у горы? А что вы видите на вершинах гор?

    Дети: Это снег!

    Воспитатель: А почему на горах снег?

    Дети: Потому что наверху очень холодно!

    Воспитатель: Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно. Какие горы бывают?

    Дети: Горы высокие, низкие, средние, широкие, узкие. У одних верхушки острые, а у других как – будто срезанные, пологие, крутые, белоснежные.

    Воспитатель: А кто-то знает, откуда горы взялись? Вспомните, как называется наружный слой земли.

    Дети: Земная кора.

    Воспитатель: Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Это мы с вами попробуем показать. Для этого мы проведем практический эксперимент с ладошками.

    Практический эксперимент:

    Воспитатель: Представьте, что наши ладони, это каменные пласты, из которых состоит земля. Эти пласты постоянно двигаются, но очень медленно. Подвигаем ладонями, что происходит? А вот места, где большие плиты отходят друг с другом, что получилось – углубление, впадина, а вот одна плита находит на другую, на них ещё, ещё, что получилось? (Горы).

    Вывод: горы образуются смещением плит.

    На Земле, ребята, есть и необычные горы. Когда они спят, то почти ничем не отличаются от других гор. Но иногда эти горы «просыпаются».

    Я черный страшный великан

    Что делать мне — решаю сам

    Могу я спать, могу рычать,

    Огонь и пепел извергать,

    А ну, попробуй угадать-

    Как же меня звать?

    (…)

    Воспитатель: Я предлагаю продолжить наше путешествие, и отправится к вулкану, я думаю, там мы найдем ответ на наш вопрос.

    Блок 3. Разминка

    По дорожке мы шагаем

    И ворон мы не считаем,

    Смело, мы идём вперёд,

    Где вулкан уже нас ждёт.

    Когда в гости мы пришли

    Можно крикнуть 1, 2, 3.

    Воспитатель: Вот мы и пришли в гости к вулкану. Устроим ещё один привал. Усаживайтесь так, чтобы не мешать друг другу.

    Просмотр мультимедийной презентации

    Воспитатель: В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

    (Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)

    Воспитатель: Вулкан на вид — обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живет в домике, вулкан считается спящим.

    А это также самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож?

    Дети: На конус, пирамиду.

    Воспитатель: А на что похоже верхняя часть?

    Дети: На большую яму, воронку.

    Воспитатель: Она называется кратер.

    Воспитатель: Ребята, а почему такие горы называют вулканами (рассуждения детей). В древности люди не знали, что происходит на самом деле и придумали легенду:

    «Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места».

    Хотя извержение вулканов всегда вселяло ужас, люди жили рядом с ними. Причем не всегда догадывались об этом. Ведь такие горы могут спать очень долго. Так произошло с одним городом Помпея в Италии, который находился рядом с вулканом Везувий.

    Про это событие написал картину художник К. Брюллов, она называется «Последний день Помпеи».

    Воспитатель: Действующие вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а из кратера по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни. А уже из этого камня на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы. Ребята, откуда появилась пемза?

    Дети: Из вулканической лавы.

    Воспитатель: Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле         невозможна.

    Воспитатель: Теперь прошу подойти к макету вулкана и посмотреть еще раз на кратер, который расположен сверху, жерло — внутри, магму – снизу.

    (Включается аудиозапись извержения вулкана)

    Воспитатель: Пора нам уходить. А чтобы ближе и безопасно посмотреть, как оживает спящий вулкан и начинает извергаться, мы продолжим наше путешествие  нашей волшебной песочнице.

    Блок 4. Основное содержание занятия (совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на песке изображен пейзаж природы – горы, реки, озера, трава, песок. Нужно построить высокую гору чтобы появился вулкан.

    Воспитатель: Посмотрите, наш вулкан оживает (аудиозапись извержения вулкана). Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана?

    Дети: Извержение вулкана. Лава.

    Воспитатель: Обратите внимание, «лава» спокойно изливается на поверхность, на воздухе она остывает и затвердевает. А как мы ранее обговаривали, кусочки застывшей лавы получаются камни с «пузырьками», из которых потом изготавливают пемзу.

    В полет отправляют самолет,

    Правое крыло – вперед,

    Левое крыло – вперед,

    Полетел наш самолет!

    Блок 5. Рефлексия и подведение итогов

    Воспитатель: Вот мы и группе. Что узнали сегодня: что такое вулкан? (ответы детей), как называется яма расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана, и расскажем, как получается пемза и для чего она нужна, обязательно укажем пользу этого природного явления.

    Блок 6. Ритуал прощания

    Наше занятие подошло к концу, давайте пожелаем друг другу что-нибудь хорошее, как и в начале занятия: «Я желаю тебе прекрасного настроения!» (Каждый желает друг другу что-либо по очереди, пока круг не сомкнется.) До свидания, ребята! Давайте похлопаем друг другу!

    РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

    1. В предварительной работе необходимо дать детям понятие «Вулкан». Рассказать какие бывают горы, из чего они состоят.
    2. Рассматривание иллюстраций с изображением гор.
    3. Подготовить  мультимедийную презентацию.
    4. Подготовить материалы и оборудование:  макет вулкана; ноутбук (аудиозапись);  интерактивная песочница.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Закрепляем строение растений»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Закрепляем строение растений»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Отправляемся в космическое путешествие»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Отправляемся в космическое путешествие»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Изучаем свойства воздуха»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Изучаем свойства воздуха»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Сравниваем комнатные растения»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Сравниваем комнатные растения»...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие муравья»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие муравья»...