Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Изучаем свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ковба Марина Васильевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Изучаем свойства воздуха»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_svoystva_vozduha.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Маячок» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркуты)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Изучаем свойства воздуха»

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 26» г. Воркута

Ковба М. В.

Воркута 2017

Тема «Изучаем свойства воздуха»

Цель: обогащение знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи:

  1. расширение представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
  2. развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  3.  воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход занятия

Блок 1. Ритуал приветствия

Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся — 
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!

Блок 2. Основное содержание занятия (совместная деятельность со взрослым)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем

(…)

Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает?

Дети: Дома, деревья, птицы, животные.

Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным?

Дети: воздух, вода, пища.

Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? Сделайте глубокий вдох, выдох.

Дети: дышать.

Воспитатель: Вы знаете сколько человек может прожить без еды?, А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу        , затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:

Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте.

Опыт № 1 «Как поймать воздух? »

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Дети: Пакеты надулись, в них воздух, он не заметный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Дети: Воздух.

Вывод: Воздух можно почувствовать.

Воспитатель: А вы знаете как можно увидеть воздух?

Опыт № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Что вы увидели?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель:  Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество?

Дети: Нет.  

Воспитатель: Почему?

Вывод: Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (Ответы детей)

Опыт № 3 «Слышим воздух»

Воспитатель: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Воспитатель: Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?

Дети:  Звук, воздух.

Воспитатель: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

Дети: Писк, воздух.

Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Нам помогли баночки, бутылочки и шарик.

Вывод: Воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?

Опыт № 4 «Узнай по запаху»

Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

Опыт № 5 «Имеет ли воздух вес? »

Воспитатель: Это мы сейчас проверим.

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

Воспитатель: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Дети: Воздух.

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

        Блок 3. Разминка        

        Под музыкальное сопровождение интерактивной песочницы, сопровождающимся пейзажем.

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - рукой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Блок 4. Основное содержание занятия (совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография.

Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

Блок 5. Рефлексия и подведение итогов

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты?

Какой опыт вам показался интересным больше всего?

 Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Блок 6. Ритуал прощания

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.

Молодцы, ребята! Давайте друг другу похлопаем.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  1. В предварительной работе необходимо чтение стихотворений, загадывание загадок на тему «Воздух».
  2. Рассказать детям, что все живое нуждается в воздухе.
  3. Подготовить материалы и оборудование: баночки, трубочки, листы, резиновая игрушка, акварельные краски, кисти, кусочек резины; интерактивную песочницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Как жили наши предки»

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Как жили наши предки»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с вулканом»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Знакомство с вулканом»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Закрепляем строение растений»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Закрепляем строение растений»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Отправляемся в космическое путешествие»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Отправляемся в космическое путешествие»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «Познакомится со свойствами воды»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Познакомится со свойствами воды»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Удивительное рядом. Свойства воды».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22826510","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речев...