Главные вкладки

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Азбука города"
    рабочая программа по обж (средняя группа) на тему

    Егунова Мария Викторовна

    дополнительная образовательная Программа

     

     

    по  правилам  дорожного движения «азбука города»

     

    для детей 5-7 лет

     

    срок реализации программы: 2 учебных года

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon azbuka_goroda.doc121.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

    для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    «Начальная школа-детский сад компенсирующего вида» г. Усинска

    «Ичöт школа – челядьöс компенсируйтана видзанiн»

    школаöдзса да ичöт класса челядьлы Усинск карса

    муниципальнöй образовательнöй велöдан учреждение

            УТВЕРЖДАЮ:

    Директор МБОУ «НШДС» г.Усинска

    __________________С.В.Позднякова

    Приказ № 294  от 26 августа 2013 г.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ПО  ПРАВИЛАМ  ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗБУКА ГОРОДА»

    для детей 5-7 лет

    срок реализации программы: 2 учебных года

       

    направленность:

    социально-педагогическая

    г. Усинск

    Пояснительная    записка.

    Город, в котором с тобой мы живем

    Можно по праву сравнить с букварем,

    Азбукой улиц, проспектов, дорог

    Город дает нам все время урок.

    Азбуку города помни всегда,

    Чтоб не случилась с тобою беда

    Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения и профилактика детского  дорожно-транспортного травматизма очевидна. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная  и правильная подготовка самых маленьких пешеходов – детей дошкольных групп детского сада.

    Данная программа предназначена для изучения правил дорожного движения в подготовительной  группе детского сада.

     «Программой воспитания, обучения и развития детей в детском саду» под. ред. Н.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой  в разделе «Ознакомление с окружающим» рекомендуется ряд занятий по совершенствованию знаний о дорожных знаках и их назначении. На сегодняшний день, программы и методические рекомендации, используемые для обучения дорожной безопасности, рассчитаны на стандартный подход к дошкольникам, без учета индивидуальных особенностей   психического и физиологического развития детей. Акцент делается не столько на безопасное поведение детей,  сколько на увеличение объема знаний. На практике наблюдается довольно большое расхождение между полученными знаниями и фактическим поведением  в дорожной среде. В связи с этим возникла необходимость разработать дополнительную образовательную программу по ПДД, которая позволит детям дошкольного возраста изучить правила дорожного движения, сформировать навыки осознанного безопасного поведения на улицах города, умение прогнозировать опасность на дороге и ее последствия, способность правильно оценивать свои возможности в конкретной ситуации, осознанность поведения в реальной ситуации.

    Дополнительная образовательная программа по ПДД «Азбука города» предназначена для изучения правил дорожного движения в подготовительной группе детского сада.

    Новизна дополнительной образовательной программы по ПДД «Азбука города» состоит в следующем:

    • данная работа направлена на решение задачи не только обучения детей безопасному поседению на улицах, дорогах, транспорте, но и их воспитания;
    • правила – обязанности пешеходов и пассажиров адаптированы к пониманию и усвоению их детьми подготовительной группы детского сада;
    • в основе курса лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения. Курс основан на базе одной игровой ситуации, которая усложняется по мере прохождения программного материала;
    • обучение и воспитание базируются на знании психологических и физиологических особенностей поведения детей дошкольного возраста;
    • изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

    Цель программы: Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, воспитание культуры поведения на улице, дороге, в общественных местах и транспорте.

    Задачи:

    1. Научить детей правилам перехода проезжей части по переходу «Зебра», по сигналу светофора;
    2. Учить решать на модели дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в различных обстоятельствах;
    3. Развивать познавательную деятельность детей, ориентированную на понимание опасности и безопасности жизнедеятельности.
    4. Воспитывать внимание, сосредоточенность, формировать  у ребенка самоконтроль и навык самоорганизации в сфере дорожного движения.

    Сроки реализации: Программа рассчитана на два года обучения.

    Частота встреч: Занятия проводятся один раз в месяц по 25 минут с воспитанниками старшей группы и по 30 минут с воспитанниками подготовительной группы.

    Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет)

    Обучение дорожной безопасности должно бать направлено не на механическое заучивание правил дорожного движения, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки является сложным, учебно-воспитательным процессом, состоящим из трех видов деятельности:

    -обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая воспитателем).

    -игровая деятельность (игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные и настольные игры, моделирование ситуаций).

    - практическая отработка координации движений, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах  и в транспорте.

    При реализации курса используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика.  Игра – это один из способов развития в  ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности. Игра – это совместная деятельность, в которой осуществляются не только игровые, но и реальные отношения, способствующие социализации ребенка. В ходе реализации курса этому виду деятельности придается первостепенное значение. Одного участия детей в играх и занятиях недостаточно для закрепления и применения знаний в жизненной ситуации, так как в игре задача несколько облегчена. Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице на прогулке.

             В результате внедрения данного игрового модульного курса дети должны уметь:

    -осознанно переходить улицы и дороги в сопровождении родителей по сигналам светофора и пешеходным переходам, а так же проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);

    - правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на детском велосипеде.

    Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице не принесет желаемых результатов, если не будет тесного контакта с родителями учащихся. Необходима повседневная тренировка внимания дошкольника, его движений, в сочетании с постоянным личным примером взрослых. Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить в форме лекций, тематических бесед, индивидуальной работы с родителями, дети которых входят в группу риска. Чтобы профилактика была целенаправленной, предлагается  тематический план учебных занятий для родителей. Комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия с детьми, разъяснительную работу с родителями имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно–транспортного травматизма.

    Для определения уровня усвоения данной программы, в конце учебного года проводится диагностика воспитанников (Приложение № 4).

    Успешность освоения данного курса определяется способностью ребенка успешно адаптироваться в кризисный период перехода к школьному обучению. Сформированностью умения прогнозировать опасность на дороге и ее последствия, способностью правильно оценивать свои возможности в конкретной ситуации, осознанным поведением в реальных дорожных условиях.

    В результате внедрения данного игрового модульного курса дети должны знать:

    • опасные места вокруг дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
    • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
    • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
    • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
    • места, где можно и нельзя играть, кататься на санках, роликовых коньках, детском велосипеде и т.п.;
    • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

    Этапы педагогического контроля

    автор-составитель: воспитатель  МОУ ЦППРиК Кустова О.В. 

    вид контроля, сроки

    задачи

    содержание

    формы

    критерии

    Входящий

    сентябрь

    Определить начальный уровень теоретических знаний и практических умений и навыков по правилам дорожного движения

    Подвижная игра «Огни светофора»,

    Дидактическая игра «что, где, когда»

    Занятие-зачет:

    Детям в игровой форме предлагается выполнить задания, направленные на выявление теоретических и практических навыков и знаний о правилах безопасности на дороге.

    Оценивание по зачетной системе

    • Зачет – ребенок безошибочно выполнил работу, затруднения при выполнении заданий не возникали

    Не зачет - ребенок  часто затруднялся при выборе ответа, требовал постоянной помощи со стороны взрослого

    Итоговый

    май

    Определить итоговый уровень теоретических знаний и практических умений и навыков по правилам дорожного движения

    Подвижная игра «Да и нет»

    Дидактическая игра «Ситуации на дорогах»

    Занятие-зачет:

    Детям в игровой форме предлагается выполнить задания, направленные на выявление теоретических и практических навыков и знаний о правилах безопасности на дороге.

    Оценивание по зачетной системе

    • Зачет – ребенок безошибочно выполнил работу, затруднения при выполнении заданий не возникали
    • Не зачет - ребенок  часто затруднялся при выборе ответа, требовал постоянной помощи со стороны взрослого

    Результаты входящего и итогового контроля фиксируются в протоколе.

    Протокол фиксации результатов педагогического контроля

    по  программе по правилам дорожного движения «Азбука города»

    Ф.И. ребенка

    результаты

    Входящий контроль

    Итоговый контроль

    1.

    2.

    Литература:

    1. Дорохов А.А. «Зеленый…Желтый…Красный»- М.: Детская литература, 1984.
    2. Маландин И.Г, Внимание, дети! – М.: Педагогика, 1975.- 80с.
    3. Правила дорожного движения.- М, 2004.
    4. Рублях В.Э. Правила дорожного движения.: Учебное пособие для 1 классов.- 10-е издание,- М.: Просвещение, 1985.
    5. Светофорик: Сборник./ Сост. Г.Юрмин.- М.: Детская литература,1972.
    6. Серяков И.М.. Дорожная грамота.- Саратов: Приволжское книжное издательство,1975.
    7. Тарутин О.А. Для чего нам светофор.- Л.: Детская литература, 1980.

    Шапиро Л.Б., Левитин С.А. Уличный травматизм и первая помощь при травмах. – М.: Медицина, 1967

    Тематическое планирование

    программы по правилам дорожного движения «Азбука города»

    для детей 5-6 лет (подготовительная группа)

     

    Дата

    Тема занятия

    Теоретические

    часы

    Практические

    часы

    ВСЕГО

    1.

    сентябрь

    «Поведение на дороге»

    0,5

    0,5

    1

    2.

    сентябрь

    «Светофор и «зебра» (целевая прогулка)

    0,5

    0,5

    1

    3.

    октябрь

    «Где можно играть?»

     0,5

    0,5

    1

    4.

    ноябрь

    «Правила перехода проезжей дороги» (экскурсия)

    0,5

    0,5

    1

    5.

    декабрь

    «Дорожные знаки»

    0,5

    - 

    0,5

    1

     

    6.

    январь

    «Дорожные знаки»

    0,2

    0,8

    1

    7.

    февраль

    «Мы - пассажиры»

    0,2

    - 

    0,8

    1

    8. 

    март

    «Мы знаем законы»

    0,1

    0,9

    1

    9.

    апрель

    «Я - пешеход» (экскурсия)

    1

    -

     

    1

    10.

    май

    «Грамотный пешеход» (обобщающее развлечение)

     

    -

    1

    1

    Тематическое планирование

    программы по правилам дорожного движения «Азбука города»

    для детей 6-7 лет (подготовительная группа)

     

    Дата

    Тема занятия

    Теоретические

    часы

    Практические

    часы

    ВСЕГО

    1.

    сентябрь

    «Здравствуй город»

    0,5

    0,5

    1

    2.

    сентябрь

    «Путешествие пешеходов по городской улице» (целевая прогулка)

    0,5

     

    0,5

    1

    3.

    октябрь

    «Движения пешеходов по улицам и дорогам. Где можно играть?»

     0,5

    0,5

    1

    4.

    ноябрь

    «Очень важный светофор» (экскурсия)

    0,5

    0,5

    1

    5.

    декабрь

    «Дорожные знаки»

    0,5

    - 

    0,5

    1

     

    6.

    январь

    «Дорожные знаки»

    0,2

    0,8

    1

    7.

    февраль

    «Мы - пассажиры»

    0,2

    - 

    0,8

    1

    8. 

    март

    «Законы улиц и

    дорог»

    0,1

    0,9

    1

    9.

    апрель

    «Я - пешеход» (экскурсия)

    1

    -

     

    1

    10.

    май

    «Грамотный пешеход» (обобщающее развлечение)

     

    -

    1

    1

    ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

    С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Одна из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - работа с родителями дошкольников.

    Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей (в основном те, у кого нет автомобиля) не знают Правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде — основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрывать причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с участием детей. Родители должны знать опасные места вокруг школы и дома, где их дети гуляют самостоятельно.

    Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста, педагог начальной школы должен методически обеспечить и работу с родителями.

    Предлагаются три формы занятий: лекции, проведение тематических бесед и индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).

    На занятиях педагог дает следующие установки родителям:

    • постоянно контролировать поведение детей, даже когда они гуляют во дворах, жилых зонах, гуляют по тротуару;
    • при переходе дорог с интенсивным движением крепко держать за руку детей и разъяснять им правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

    На лекции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления (отдела) ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП, с детьми разбирая вместе с родителями их причины.

    Лекция по основным дорожным понятиям, знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения детей на улицах и дорогах нужна для того, чтобы родители сами научились ориентироваться в дорожных условиях.

    Педагог должен настроить родителей на желание взаимодействовать с образовательными учреждениями, убеждает их в необходимости оказывать помощь ребенку дома, в самостоятельной работе с учебной книжкой-тетрадью.

    Педагог дает советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных различий и уровня психического и физического развития. Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

    Тематический план занятий с родителями в рамках модульного курса по ПДД

    «Азбука города»

    Тема

    Форма занятий

    Методы

    обучения

    1.

    Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

    Родительские собрания

    лекция

    2.

    Типичные ошибки в поведении детей дошкольного возраста на улицах и на дорогах

    родительские собрания, индивидуальная работа с детьми

    беседа

    3.

    Взаимодействие родителей и педагогов в организации воспитательной работы и обучении детей безопасному и правопослушному поведению на улицах, дорогах и в транспорте.

    Родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.

    Беседа

    4.

    Возрастные и психофизиологические особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.

    Родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

    беседа

    5.

    Основные дорожные понятия. Знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения детей на улицах, дороге, в транспорте.

    Родительские собрания.

    лекция

    Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице не принесет желаемых результатов, если не будет тесного контакта с родителями воспитанников. Необходима повседневная тренировка внимания дошкольника, его движений, в сочетании с личным примером взрослых. Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения. Только в этом случае могут выработаться твердые навыки безопасного поведения на улице. Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела.

     Советы родителям.

    • Помогите детям выбрать самый безопасный путь от дома до детского сада. Несколько раз не спеша пройдите с ним до сада и обратно и объясните ребенку, какие правила ему нужно выполнять.
    • Учите детей наблюдать. Используйте каждый случай пребывания с ребенком на улице, чтобы учить его наблюдать при переходе улицы, при проезде в общественном транспорте.
    • Сами знайте и выполняйте правила движения, будьте для детей примером дисциплинированности на улице.
    • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
    • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
    • Не переходите дорогу на красный  или желтый сигнал светофора.
    • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
    • Не выходите  с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
    • На улице или рядом с ней не забывайте, что ребенок может попытаться вырваться и пойти самостоятельно. Это типичная причина детского дорожного травматизма.
    • Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за остановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью.
    • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

     Если вы с ребенком собираетесь проехать на общественном транспорте несколько остановок, обратите внимание ребенка на это.

    1. Автобус приближается к остановке.

    До полного прекращения движения автобуса  к нему подходить не следует - ребенок может оступиться и попасть под колесо, особенно если на остановке много пассажиров.

    2. Зона остановки - опасное место.

    Стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне как водителям проходящих машин, так и пешеходам. К тому же пешеходы часто спешат и ребенка могут столкнуть на проезжую часть.

    3. При посадке в автобус.

     Даже опытный водитель не всегда может избежать резкого торможения в аварийной ситуации. Поэтому в транспорте необходимо позаботиться о том, чтобы ребенок занимал устойчивое положение. Особенно осторожным нужно быть возле кабины водителя и во время подготовки к выходу.

    4. При выходе из автобуса.

    Первыми всегда выходят взрослые и принимают ребенка. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.

    Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице.

    Позаботьтесь о своих детях, обращение их безопасности!

    Научите их не допускать ошибок на улицах и дорогах!

    Помните! Чтоб никогда не попадать в сложные положения, надо знать и соблюдать правила движения!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа "Город оригами" в детском саду

    Оригами - искусство складывания бумаги. Оригами может быть интересно людям любого возраста. При помощи оригами ребенок получает возможность развивать свои творческие навыки, создавать своими руками кр...

    Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

    Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗБУКА ГОРОДА» для детей 5-7 лет

    дополнительная образовательная Программа  по  правилам  дорожного движения «азбука города» для детей 5-7 лет...

    приказ с изменениями №234 от 14.10.2015г. Руководители дополнительных платных образовательных услуг, предоставляемых в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Нижневартовска детском саду № 46 «Кот в сапогах»

    Приказ с изменениями №234 от 14.10.2015г. "Руководители дополнительных платных образовательных услуг, предоставляемых в МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 46 «Кот в сапогах»"....

    Дополнительная образовательная программа «Город Мастеров (для детей 5-7 лет)

    Доолнительная образовательная программа дополнительного образвания по ручному труду и кончтруированию...

    Дополнительная образовательная программа "Город мастеров"

    Программа технической направленности.Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающе...

    Дополнительная образовательная программа ознакомлению с художественной литературой «В мире сказок» для детей раннего возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский са

    Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для ...